|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вопросы для обсуждения. Объясните с точки зрения генетики:
5. Сравнение сортов растений и пород животных. (На каждой парте имеется раздаточный материал: рисунки, открытки, фотографии сортов растений и пород животных, экземпляры комнатных растений. Учащиеся самостоятельно выполняют задания:
Вопросы для обсуждения.
II. Задание на дом. Изучить гл. 16–44, ответить на вопросы на с. 211. Вопрос о достижениях отечественных селекционеров разобрать самостоятельно. Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологииУрок 53. Экология как наукаЗадачи. Сформировать представление об экологии как науке о взаимоотношении организмов между собой и окружающей средой. Методические рекомендации I. Проверка знаний о селекции как науке, методах и результатах селекции растений и животных, их объяснений с позиций генетики; достижения отечественных селекционеров. II. Изучение нового материала. (Лекция по плану.) 1. Предмет и задачи экологии. 2. Методы изучения: наблюдение, опыт, эксперимент, математическое моделирование. 3. История развития экологии, вклад отечественных ученых в ее становление и развитие. 4. Структура современной экологии. 5. Связь экологии с другими науками. Экология и экономика. В процессе лекции учащиеся составляют краткий конспект по основным вопросам, изложенным учителем. III. Закрепление знаний. Обсуждение схемы 1, предложенной в учебнике Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. – М., 2000. Схема 1. Источники и слагаемые современной экологии в процессе экологизации знаний и практикиIV. Задание на дом. Прочитайте конспект лекции в тетради. Подумайте над вопросом: «В современной экологии существуют два подхода к проблеме взаимоотношений Человека и Природы – антропоцентрический и эксцентрический. Какой подход обеспечит сохранение живого на нашей планете и почему?» Урок 54. Структура биосферыЗадачи. Продолжить формирование знания об уровнях организации природы, изучить структуру и функцию биосферы. Методические рекомендации I. Проверка знаний об экологии, ее предмете, методах, задачах, роли отечественных ученых в ее развитии. II. Изучение нового материала. 1. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. (Сообщение учащегося или рассказ учителя.) 2. Геологические оболочки Земли. (Беседа с учащимися на основе ранее изученного материала в курсе географии.) 3. Биосфера – живая оболочка Земли. (Рассказ учителя о структуре биосферы, ее основной функции; самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.) Задание 1. Внимательно прочитайте абзацы в учебнике: «Атмосфера», «Гидросфера», «Литосфера», «Живые организмы». 2. Допишите предложения.
3. Составьте рассказ (устно) о живом веществе биосферы. III. Закрепление знаний по вопросам.
(Обсуждение результатов самостоятельной работы.) IV. Задание на дом. Изучить гл. 17–46, ответить на вопросы на с. 221. Вспомнить, круговороты каких химических элементов вы изучали в курсе химии. Как называются эти элементы? Какие вещества они образуют в процессе круговорота? Урок 55. Круговорот веществ в природеЗадачи. Продолжить формирование знания о главной функции биосферы – круговороте химических элементов; продолжить формирование умения характеризовать взаимосвязь живого и неживого на примерах круговоротов воды, углерода, азота, серы, фосфора. Методические рекомендации I. Проверка знаний о биосфере, ее структуре и функциях с использованием следующих вопросов.
II. Изучение нового материала. 1. Молекулярный уровень организации живой материи.
Задание Каждая группа учащихся изучает схему круговорота одного химического элемента по плану.
III. Закрепление знаний. 1. Обсуждение самостоятельной работы с записью на доске составленных схем круговорота биоэлементов – углерода, водорода, кислорода, азота, серы, фосфора. 2. Ответы на вопросы.
IV. Задание на дом. Изучить гл. 17–47, записи в тетради. Подготовить сообщение (по желанию учащихся) «B.Н. Сукачев – создатель учения о биогеоценозах». Урок 56. БиогеоценозЗадачи. Продолжить формирование знания об уровнях организации живой материи на примере биогеоценотического (экосистемного) уровня; сформировать представление о биогеоценозе, его структуре, связях элементов структуры; роли В.Н. Сукачева в создании учения о биогеоценозах. Методические рекомендации I. Проверка знаний о роли живых организмов в круговоротах биогенных элементов. II. Изучение нового материала. 1. Формирование сообществ живых организмов. (Рассказ учителя; совместная работа по составлению табл.29 с использованием текста учебника.) Таблица 29. Факторы, формирующие растительный и животный мир Земли
2. В.Н. Сукачев – создатель учения о биогеоценозах. (Сообщение учащегося или рассказ учителя.) 3. Биогеоценоз, его структура: продуценты, консументы, редуценты. (Рассказ учителя, запись схемы биогеоценоза на доске, обсуждение с учащимися связей между его компонентами, обозначение связей стрелками.) Схема структуры биогеоценозаДо обсуждения с учащимися После обсуждения с учащимися III. Закрепление знаний. Определение компонентов биогеоценоза на примере африканской саванны (рис. 121 учебника) и анализ взаимосвязей между ними. (Можно сделать анализ биогеоценоза по материалу родного края или сформировать структуру биогеоценоза на основе имеющихся данных о его компонентах.) IV. Задание на дом. Изучить гл. 17–49, с. 229, 230. Ответить на вопросы 1–2 на с. 230. Урок 57. БиоценозЗадачи. Продолжить формирование знания об уровнях организации живой природы на примере биогеоценотического уровня; сформулировать представление о биоценозе, его структуре, цепях и сетях питания; правило экологической пирамиды. Методические рекомендации I. Проверка знаний об истории формирования сообществ живых организмов, структуре биогеоценоза, умения на различных примерах выделять основные компоненты биогеоценоза. II. Изучение нового материала. 1. Биоценоз: его структура, отличие от биогеоценоза. (Рассказ учителя.) 2. Взаимосвязь между организмами в биоценозе. Сети, цепи питания. (Рассказ учителя с использованием рис. 121 на с. 228, рис. 123 на с. 240, рис. 126 на с. 245 и запись схемы 2 на доске в дополнение к схеме урока 56.) 3. Правило экологической пирамиды. (Рассказ учителя с использованием рис. 125 на с. 244.) III. Закрепление знаний по вопросам. 1. Что такое биогеоценоз? 2. Что такое биоценоз? 3. Назовите основное отличие биоценоза от биогеоценоза? 4. Приведите примеры биоценозов и покажите взаимосвязь между организмами. Начертите 3–4 схемы пищевых цепей. 5. В чем сущность правила экологической пирамиды? IV. Задание на дом. Изучить гл. 17–49 на с. 230, гл. 17–52, вопросы 2–7 на с. 246. Урок 58. АгроценозЗадачи. Продолжить формирование знания об уровнях организации живой материи на примере биогеоценотического уровня; сформировать представление об агроценозах; продолжить формировать умение выделять основные компоненты, составлять схемы пищевых цепей на примере экосистемы – агроценоз. Методические рекомендации I. Проверка знаний об особенностях структуры биоценоза по сравнению с биогеоценозом, умения характеризовать биоценоз на конкретном примере, устанавливать взаимосвязи между живыми организмами, входящими в его состав, составлять схемы пищевых цепей. II. Изучение нового материала. 1. Агроценоз – искусственная экосистема. (Рассказ учителя.) 2. Агроценоз и биогеоценоз.
Таблица 30. Сравнение экосистем луга и поля
3. Смена биогеоцинозов. (Рассказ учителя о причинах, вызывающих смену биогеоценозов и обсуждение с учащимися примеров изменений луг --> поле; поле --> лес; озеро --> луг и т.д.) III. Задание на дом. Изучить записи в тетради. Продолжение следует
|