|
||||||||||||||||||||
Учитель. Вспомните, ребята, к каким типам относятся названые вами плоды. Ученик. К сочным (шиповник, земляника) и сухим (желудь, орех). Учитель. Правильно. Вы получили пропуск в царство Флоры (каждому звену выдается пропуск). Учитель. Теперь мы можем пройти в цветник. Посмотрите, ребята, как много цветков на этом участке. Знаете, как они называются? Правильно, это астры. Они очень разнообразны по цветовой гамме. Посмотрите (учитель срывает несколько семян с пушинками и дует на них), что вы видите? Ученик. Семена летят, у них парашютики. Учитель. Сейчас вы видели, на какое расстояние разлетаются семена астр. При ветре расстояние увеличивается. Плоды астры созревают осенью и отправляются путешествовать. Небольшой порыв ветра, и закружатся пушинки астр и полетят на новое место. Так, что же помогает распространению астр? Ученик. Ветер. Учитель. Правильно, ветер. А сейчас
вы выполните практическое задание № 1, 4, 6 (см.
ниже). Каждое звено соберет по соцветию астры –
так мы не нанесем большого вреда природе. Ученик. «Носики» – мы их на нос цепляем. Учитель. А какому растению они принадлежат? Ученик. Клену. Учитель. Верно, это семена клена. Они тоже разносятся на большие расстояния от материнского растения. Как вы думаете с помощью чего это происходит? Ученик. С помощью ветра. Учитель. Правильно. Возьмите
несколько образцов этих плодов для коллекции и
пойдемте к скамеечкам, посидим, посмотрим, что вы
собрали и записали. Ученик. Под акацией. Учитель. Верно. Обратите внимание на ее плоды. Они большие, их не перенести ветру. Как вы думаете, каким способом они распространяются? Ученик. Акация разбрасывает семена. Учитель. Да, эти семена
разбрасываются. Таким способом распространяются
семена не только акации. (Демонстрирует
коробочку мака на стебле.) Посмотрите, вот
сухая коробочка мака. Я наклоняю стебель и
отпускаю. Видите, мелкие семена с силой
выбрасываются из коробочки. У разных растений
семена разбрасываются с разной силой. Плодики
кислицы, например, разбрасываются на расстояния
до 1,5 м. «Выстреливаются» и плодики фиалок (демонстрирует
фотографии, открытки.) Соберите, пожалуйста, и
эти семена для коллекции. Учитель. Кто же поможет Незнайке отгадать, что это за растение? Ученик. Это репей. Учитель. А почему он цепляется к собаке? Ученик. Наверно, чтобы собака перенесла его в другое место. Учитель. Верно. В телеграмме
Незнайки говорится о репейнике, который
распространяется с помощью колючек. Семена
растений, которые имеют колючки или шипики,
распространяются животными и человеком.
Учитель. Вы правильно отгадали растения. А кто из вас знает, как эти плоды распространяют семена? Ученик. Я думаю, что эти семена распространяют человек и животные. Учитель. Созревшие ярко-красные,
желтые, черные ягоды привлекают животных и
человека. Действительно, семена многих растений
путешествуют в их желудках и при этом успешно
расселяются.
Ученик. Это малина. Учитель. Совершенно верно. О птицах
и других животных мы уже говорили, а вот о роли
человека стоит поговорить подробнее, т.к. именно
человек сыграл большую роль в расселении
растений. Очень много семян культурных растений
перевозилось из одной страны в другую. Так,
подсолнечник и помидоры привезли из Перу,
кукурузу – из Мексики.
Вернемся к разговору о сочных плодах. Подумайте, где в природе вы видели ягоды и плоды? Ученик. В саду, лесу, огороде, на даче. Учитель. Верно! Вот мы вместе и будем их искать в школьном саду и на пришкольном участке. Здесь мы выполним задания № 1, 2, 3, 6, 7. Каждое звено имеет карточки-задания и определители. Выбирайте то растение, которое есть в определителе, по одному растению на звено. Ученик. А можно сфотографировать яблоко или другой крупный плод, его же не засушишь? Учитель. Конечно, можно! То, что
тебе интересно по теме «Распространение семян»,
можешь сфотографировать и приложить к отчету. Учитель. Какие выводы вы можете сделать на основании своих наблюдений? Ученик. Мы пришли к выводу, что
наиболее характерные приспособления плодов и
семян к распространению ветром – различные
выросты плодовой кожуры: летучки, крылатки,
волоски. Для плодов и семян, распространяемых
животными, характерны приспособления в виде
крючков, шипиков. С помощью животных
распространяются семена со съедобными плодами. Учитель. Как вы думаете, для чего семена путешествуют? Ученик. Чтобы заселить новые места, чтобы выжить. Учитель. Каждое растение стремится освоить большую территорию, чтобы обеспечить жизнь виду. А скажите, нужно ли человеку знать сроки созревания плодов и семян, и для чего? Ученик. Чтобы использовать эти знания в своей жизни при посадке растений, сборе урожая. Учитель. На этом наша экскурсия окончена, и мы пройдем в школу, где каждое звено получит форму отчета. Задания (порядок работы)1. Соберите плоды для гербария, определите названия плодов, пользуясь определительной карточкой «Разнообразие плодов растений».
2. Найдите сочные плоды, отделите семена от мякоти. 3. Определите, какое значение имеет мякоть плода для распространения семян. 4. В плодах крылатках и летучках найдите семена и определите значение крылышек и пушинок. 5. В плодах и соплодиях с прищепками, найдите семена и выясните роль прищепок. 6. Напишите на этикетках названия растений, с которых взяты плоды, способ распространения этих плодов. Плоды, взятые с разных растений, положите вместе с этикетками в разные пакеты. 7. Плоды сохраните для коллекции. 8. Сведения, полученные на экскурсии, запишите в записную книжку. Форма отчета1. Составить коллекцию семян с указанием их способа распространения по образцу (рис. 1). Рис. 1. Схема отчета по экскурсии (образец)2. Оформить книжки-малютки с загадками или стихами по теме «Плоды и способы их распространения». 3. Приложить фотографии растений с места экскурсии (по возможности). 4. Составить композицию из семян, отражающую способ их распространения. ИтогИз работ учащихся (конкурсных) создаем стенд (рис. 2) об экскурсии (можно съемный) ее можно легко хранить и удобно обновлять устаревшие элементы. Рис. 2. Схема оформления стенда
|