Из опыта работы с младшими школьниками

КОПИЛКА ОПЫТА

М.А. МУТИК,
методист Норильской городской станции юных техников

Из опыта работы с младшими школьниками

Наш город расположен за Полярным кругом, и многие ребятишки очень плохо представляют себе, как рождается растение, как оно живет. При Норильской городской станции юных техников есть отдел «Исследователи природы», где я уже более 10 лет занимаюсь со школьниками, помогая им разобраться в сложных законах природы, пытаясь пробудить в них интерес к биологии. В этот процесс включены и младшие школьники.
Смоделировать сложные процессы, происходящие в природе, и доступно изложить материал детям легче при работе с растениями. К тому же работать с растениями, даже только с комнатными, очень увлекательно и интересно. Я сама придумываю опыты, изменяю и усложняю их, а проделанную работу ребята представляют как исследовательскую.
При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы. Младшие школьники из-за небольшого жизненного опыта и отсутствия фундаментальных знаний не в состоянии полностью организовать свою работу, разобраться в непонятном, оценить полученные результаты. Поэтому моя задача – разъяснить смысл каждого задания, стимулировать нестандартные и интересные решения и при этом быть доброжелательной и терпимой к ответам учащихся, уметь принимать и спокойно обсуждать даже такие варианты решений, которые на первый взгляд кажутся абсурдными или невероятными. Нужно направлять внимание детей, помогая правильно понять действительность. Для повышения их заинтересованности можно использовать и игровые приемы: «Кто первый увидит?», «Кто быстрей найдет?».
Наблюдения, организуемые в классе, помогают детям систематически знакомиться с миром растений и проявлять внимательное отношение к нему. Поэтому учитель должен тщательно продумывать и тематику, и организацию наблюдений. Нельзя требовать от детей, чтобы они ежедневно отмечали изменения в развитии растения. За такой короткий срок заметных изменений не происходит. Надо ждать момента, когда новое проявится отчетливо и ярко.
Наблюдения сопровождаются зарисовками, сочинением рассказов, составлением альбомов. Результаты опытов и наблюдений лучше обсуждать коллективно.
Но одно дело – проводить наблюдения и опыты, а другое – правильно их оформить. Результаты опытов и наблюдений заносятся в дневники, которыми могут служить обычные тетради в 12 или 18 листов. Рисунки, относящиеся к первому дню опыта, помещаются на верхней половине листа, а конечный результат – на нижней. Таким образом, на одном листе находится начало и результат опыта.
Для того чтобы зарисовки были красивыми и дети не тратили много времени на оформление вспомогательных деталей (рисование цветочных горшков, стаканов для воды и т.д.), желательно изготовить соответствующие шаблоны из картона.
Рабочий дневник наблюдений должен прилагаться к исследовательской работе при ее защите. Это главный документ, который показывает этапы и последовательность проведения работы. Под рисунком с результатами наблюдений обязательно нужно проставить дату и месяц.
Если результаты исследовательской работы представляются на заседании Научного общества учащихся, то они должны быть оформлены на должном уровне. Желательно придерживаться следующего плана оформления исследовательской работы.

1. Введение. Введение имеет вид небольшого сочинения, в котором ребенок излагает свой взгляд на проблему: зачем проводится исследование, что может получиться в результате.

2. Объект исследований. Биологические особенности изучаемого растения, его родина, что-то интересное о том, как оно попало к нам в страну (город).

3. Цели и задачи исследования. Для чего проводится и каким путем можно добиться результата (поэтапно).

4. Схема опыта. Какие виды исследований проводились. Обязательно должны быть контроль, т.е. растение, помещенное в обычные условия, и варианты, т.е. растения, помещенные в измененные условия, например в темноту, в воду с какими-либо веществами и т.д. Желательно при проведении работы рассматривать несколько вариантов с изменяющимися условиями. Кроме того, для получения достоверного результата желательно, чтобы каждый вариант имел несколько повторений. Например, в темноту поместили не одну луковицу, а несколько. Тогда по результатам можно сделать достоверный вывод, что отсутствие света отрицательно влияет на все луковицы, а не на одну.

5. Методика проведения опыта. Описать, как и при каких условиях проводился эксперимент.

6. Обработка полученных данных. Этот раздел нужен тогда, когда варианты имели по несколько повторений: результат по варианту рассчитывается как среднее арифметическое результатов, полученных в каждом его повторении.

7. Выводы. Что получили в результате проведения работы? Подтвердились ли ожидания? Рекомендации (если это возможно).

8. Список литературы (если таковая использовалась).

9. Приложения. В приложениях помещают графики, таблицы с результатами наблюдений, рисунки, фотографии. Наличие фотографий в работе – это большой плюс, ведь они отражают все этапы проведения работы. Фотографический материал показывает непосредственное участие ребенка в проведении исследований.

При оформлении работы нужно учесть возраст учащегося, его знания и умения и, исходя из этого, упростить или усложнить требования (по усмотрению учителя).
При защите работы большое значение имеет ее наглядное оформление.
В настоящее время учителям начальных классов предлагаются различные программы по природоведению и окружающему миру. Но их объединяет одно – разделы, посвященные комнатным растениям.
Я предлагаю младшим школьникам на занятиях следующие опыты, усложняя их по мере взросления юных исследователей.

1-й класс

1. Посев семян в увлажненную и сухую почву.
Цель: выявить зависимость роста и развития растений от наличия влаги.
Оборудование: два стаканчика с почвой (сухой и влажной). Семена фасоли, сладкого перца или других овощных культур.

2. Выращивание лука в воде на свету и в темноте.
Цель: выявить потребность растений в освещенности.
Оборудование: пластиковые стаканчики с водой, две луковицы. Один стакан с луковицей помещаем в шкаф, а другой оставляем на свету.

3. Вынести листок комнатного растения на мороз.
Цель: выявить потребность комнатных растений в тепле.

4. Поместить ветку ивы (весной) в сосуд с водой.
Цель: проследить за пробуждением деревьев после зимы, выявить необходимость питательных веществ для жизни растений (в воде веточка погибает через какое-то время).
Оборудование: сосуд с водой, ветка ивы.

Черенкование

Черенкование

5. Две ветки ивы поставить в банки с водой: одну – на освещаемое солнцем окно, другую – между рамами окна.
Цель: выявить потребность растений в тепле.
Оборудование: два пластиковых стакана с водой, две веточки ивы.

6. Традесканцию и бегонию поливать одинаковым количеством воды.
Цель: установить, что частота полива и количество воды, которое требуется для полива растения, зависят от размера их листьев.
Оборудование: горшечные растения традесканции и бегонии (можно использовать другие растения), лейка.

7. Взять два растения, одно, растущее в рыхлой почве, другое – в твердой, и полить их.
Цель: выяснить необходимость рыхления почвы.
Оборудование: два любых комнатных растения.

2-й класс

1. Взять два одинаковых черенка комнатных растений, поместить их в воду. Один поставить в шкаф, другой оставить на свету.
Цель: выявить потребность растений в свете; следить за интенсивностью окраски листьев и за появлением корней.
Оборудование: два пластиковых стаканчика с водой, два черенка комнатных растения.

Прорастание черенков в разных условиях

Прорастание черенков в разных условиях

2. Рассмотреть растение, обращенное листьями к окну. Повернуть его листьями в комнату, осмотреть через неделю.
Цель: выявить потребности растений в освещенности, доказать, что растение способно двигаться.
Оборудование: горшечное комнатное растение (бальзамин, колеус).

3. Поместить одно растение колеуса в темный угол класса, а другое – на освещенное солнцем окно.
Цель: выявить потребность растений в освещенности (по интенсивности окраски листьев растений).
Оборудование: два растения колеуса.

4. Выращивание одинаковых растений в классе на теплом южном окне и на холодном северном.
Цель: выявить потребность растений в тепле.
Оборудование: два любых одинаковых комнатных растения.

5. Поместить два одинаковых черенка комнатных растений в обычную воду и в воду, подкрашенную тушью.
Цель: выявление потребности растений в питательных веществах.
Оборудование: два пластиковых стакана с водой, цветная тушь, два черенка комнатных растений (можно взять черенки бальзамина, семена кресс-салата – результат более наглядный).

6. Посадить одно растение в емкость с землей, другое – в емкость с песком.
Цель: выяснить, что для жизни растений необходим определенный состав почвы.
Оборудование: два цветочных горшка, почва, песок, два черенка комнатных растений.

Размножение черенками

Размножение черенками

7. Намазать вазелином верхнюю сторону четырех листочков любого комнатного растения и нижнюю поверхность других четырех листочков того же растения.
Цель: выяснить, с какой стороны листа в растение проникает воздух.
Оборудование: одно горшечное комнатное растение (лучше бальзамин), вазелин.

Опыт с испарением воды листьями

Опыт с испарением воды листьями

8. Надеть на лист растения полиэтиленовый пакет, прикрепить его к стеблю липкой лентой, поставить растение на солнце на 2–3 ч, рассмотреть пакет изнутри.
Цель: показать, как растение теряет влагу через испарение.
Оборудование: комнатное растение (желательно с крупными листьями), полиэтиленовый пакет.

9. Поместить горшок с политым растением в стеклянную банку, плотно закрыть ее крышкой, поставить на светлое место и не открывать банку в течение месяца.
Цель: показать, как растение обеспечивается питанием.
Оборудование: стеклянная банка с широким горлышком, полиэтиленовая крышка, комнатное растение в небольшом горшочке.

3-й класс

1. Губка с семенами.
Намочить губку, поместить семена в отверстия в губке. Губку держать в мешочке. Мешочек повесить на окно и наблюдать за прорастанием семян.
Цель: выявить зависимость роста и развития растений от наличия влаги (повторение).
Оборудование: мелкие семена, полиэтиленовый или пластиковый мешочек, тесьма.

Прорастание семян в мешочках

Прорастание семян в мешочках

2. Сад с семенами травы.
Намочить губку, покатать ее по семенам травы, положить на блюдце, поливать умеренно.
Цель: выявить зависимость роста и развития растений от наличия влаги (повторение).
Оборудование: мелкие семена травы или кресс-салата, губка.

3. Необычный сад.
Положить на блюдце намоченный хлеб. Подождать около часа. Накрыть хлеб вторым блюдцем. Время от времени добавлять по каплям воду. (Результат лучше наблюдать в микроскоп. Провести беседу о лечебных свойствах плесени.)
Цель: расширить знания детей о разнообразии живого мира.
Оборудование: кусочек хлеба, два блюдца, вода.

4. Сад с арбузом, кабачком и тыквой.
Обернуть стакан изнутри влажной бумажной салфеткой. Между бумагой и стаканом поместить семена. На дно стакана налить воду (2 см).
Цель: показать детям, как прорастают семена и появляются первые корни.
Оборудование: семена, бумажная салфетка, вода, стакан.

5. Картофельный куст.
Подержать 2 картофелины в теплом месте, пока глазки не прорастут на 2 см. Приготовить целую картофелину, половинку и часть с одним глазком. Поместить их в разные горшочки с почвой.
Цель: показать один из способов размножения растений; выбрать наиболее эффективный способ размножения картофеля.
Оборудование: 3 горшка с почвой, две картофелины.

6. Необычное растение.
Веточку традесканции положить на поверхность цветочного горшка и присыпать почвой; регулярно увлажнять. Опыт лучше проводить весной.
Цель: показать один из способов размножения растений (из каждого узла появляется молодое растение).
Оборудование: емкость с почвой, отросток традесканции, вода.

7. Живой кусочек.
Во влажный песок посадить верхушки моркови срезом вниз. Поставить на свет, поливать.
Цель: показать один из способов продления жизни растения.
Оборудование: горшок с песком, верхушки моркови (свеклы, редьки, можно использовать кочерыжку от капусты, глазок картофеля).

8. Смытое питание (к вопросу об экологии).
Смешать четверть чайной ложки темперы (краски) с четвертью стакана земли. Вставить в баночку воронку с фильтром (специальная химическая или промокательная бумага). Высыпать почву с краской на фильтр. Вылить на почву около четверти стакана воды.
Цель: показать, как дождь действует на верхний слой почвы, вымывая из нее питательные вещества.
Оборудование: почва, красная темпера в порошке, чайная ложка, воронка, стеклянная банка, фильтровальная бумага, стакан, вода.

9. Улетающие кружочки.
При помощи дырокола изготовить около 50 бумажных кружочков. Высыпать их у одного края противня, подуть на них. Намочить руку в воде и побрызгать на кружочки, намочив их. Снова подуть на кружочки.
Цель: определить, как увлажненность влияет на эрозию почвы.
Оборудование: бумага, дырокол, противень.

Дополнительная информация для учителя

1. До февраля лучше не проводить опытные работы, в которых используются черенки комнатных растений. В период полярной ночи растения находятся в состоянии относительного покоя, и либо укоренение черенков проходит очень медленно, либо черенок погибает.

2. Для опытов с луком луковицы нужно выбирать по следующим признакам: на ощупь она должна быть твердой, наружные чешуи и шейка сухими (шуршащими).

3. В опытных работах следует использовать семена овощных культур, предварительно проверенные на всхожесть. Поскольку всхожесть семян ухудшается с каждым годом их хранения, не все посеянные семена взойдут, в результате чего опыт может не получиться.

В работе использованы некоторые опыты из книги:
Дженис Ван Кив. «200 экспериментов». – М.: ACT–Пресс, 1995

Спонсор публикации статьи: интернет магазин стильной одежды для детей и подростков Stillinishop. Воспользовавшись предложением магазина, Вам больше не надо будет искать в поисковых системах ответ на вопрос «школьная форма купить». Достаточно зайти на сайт магазина www.StilliniShop.ru, чтобы найти огромный выбор высококачественной одежды для девочек и мальчиков по доступным ценам.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru