А.ГОРЯШКО
Из истории экологического образования
в России
Немецкий биолог Эрнст Геккель, который
в 1866 г. предложил термин «экология», дал этой
науке следующее определение: «Это познание
экономики природы, одновременное исследование
всех взаимоотношений живого с органическими и
неорганическими компонентами среды.... Одним
словом, экология – это наука, изучающая все
сложные взаимосвязи и взаимоотношения в
природе...»
Сегодня экологический подход к
природе кажется очевидным. Экологическое
образование признается столь важным, что
начинается уже в детском саду. И уже трудно
представить, что изучать природу когда-то можно
было, не учитывая всего многообразия
взаимосвязей, определяющих жизнь каждого живого
существа. Однако именно так и было. И, хотя с
первых шагов своего развития человек неразрывно
был связан с природой, зависел от нее, его
представления о природе выглядели зачастую
самым странным образом.
Самые ранние источники. От «Физиолога»
до «Бестиария»
Самым первым из известных нам трудов,
откуда взрослые и дети России могли почерпнуть
знания о природе, был рукописный сборник
рассказов «Физиолог». Этот труд был составлен на
греческом языке во II–III вв. на основе античных
писаний. В славянском переводе он попал в Россию
в XII–XIII вв. и пользовался большим авторитетом
удивительно, по современным меркам, долго – до
конца XVIII в. «Физиолог» повествовал о свойствах
реальных и фантастических животных, птиц,
деревьев, минералов и толковал эти свойства в
символико-аллегорическом духе.
В XV в. в Россию приходит и используется
в качестве учебника ортодоксальное сочинение
монаха Василия Великого (329–379 гг.) «Шестоднев». В
нем излагался библейский рассказ о сотворении
мира, но при этом давались некоторые
натуралистические пояснения о разнообразии
животных, растений, целесообразности их свойств.
Помня основное назначение «Шестоднева» –
обращать все в назидание церкви, автор часто
приводит примеры и аналогии из жизни животных в
связи с явлениями общественной и семейной жизни
христиан (двойственная природа кентавра
символизирует людское лицемерие, а забота аиста
о птенцах – любовь родителей к детям).
В XV в. в России имел хождение и другой
труд византийского происхождения – «Толковая
Палея», составленный из различных церковных
сочинений и творений античных писателей –
Аристотеля, Плиния, Оппиана и других. Авторы
«Толковой Палеи» при изложении ветхозаветной
истории приводят много сведений по
естествознанию: о Солнце, Луне, звездах, о
различных животных и растениях.
В XVI в. в Россию попала книга
«Луцидариус», написанная в XII в. и переведенная на
славянский язык в XVI в. В ней в виде диалога между
учителем и учеником представлено много
материалов натуралистического характера. В том
числе о дне и ночи, о разных странах, зверях,
живущих в их пределах, о воде и воздухе.
Наряду с этими трудами в России,
особенно в XVI–XVII вв., как учебники и книги для
чтения имели хождение «Азбуковники» и
«Алфавиты». В них по алфавиту излагались
сведения «обо всем», в том числе и по
естествознанию, географии. Однако новых или
более научных сведений в них нет, так как
составители списывали их с «Физиолога» и
«Толковой Палеи». Все эти книги были широко
распространены в России до XVIII в.
В XVII в. появилось в России и стало очень
популярным сочинение «Проблемата», написанное
неизвестным автором еще в начале XVI в. Это
многотомный трактат, списанный, во многом с
искажениями, с трудов Аристотеля и Гиппократа.
Другим памятником XVII в., содержащим только
зоологические сведения, был «Бестиарий»
греческого архиерея Дамаскина Студита,
переведенный на русский язык. Само слово
«бестиарий» (bestiarum vocabulum – название животных)
– название не только конкретной книги, а целого
литературного жанра. Бестиарии представляли
собой своего рода каталоги с описанием внешнего
вида и повадок некоторых животных. В
средневековой Европе были также известны
авиарии – описания различных птиц. В бестиариях,
как и во всех вышеназванных трудах, истина очень
густо перемешана с вымыслом, а сведения часто
списаны с очень древних источников с большими
искажениями.
О чем рассказал бестиарий
Бестиарии многое заимствовали из
«Физиологов», которым, в свою очередь,
предшествовали «Шестодневы», что позволяет
рассказать об их содержании вкупе. Все они
представляли собой тексты о животных,
источниками которых были сочинения античных
авторов, а также Священное Писание. Однако со
временем сведения разрастались, многие авторы
вставляли в свои бестиарии новые главы.
В отличие от Библии, где животные
подразделяются на чистых и нечистых, а также на
спасенных и не спасенных в Ноевом ковчеге, авторы
бестиариев стали делить их на диких, скотов,
маленьких животных, птиц, гадов и змей. Но одно
оставалось неизменным – целью книг было не
сообщение научных данных, а поучение читателя.
Животные здесь – лишь носители определенных
качеств, аллегории. Рядом с реальными существами
(лисица, ёж, бобр, голубь, заяц, лев, крокодил,
носорог и т.п.) здесь описаны мифические
(единорог, василиск, дракон, птица феникс,
чудовища аспид, ехидна, грифон, левиафан и др.).
Есть здесь и создания, чья природа в принципе
противоречит природе живых существ (птицы без
ног и без крыльев, птицы, рождающиеся из
древесной коры, змеи с конечностями – руками,
морские обитатели – двойники земных животных);
есть полулюди-полуживотные. Но для авторов между
ними нет принципиальной разницы: за главой об
антилопе следует глава о кентавре, а за главой о
лисе – глава о единороге. Каждое животное
занимает отведенное ему место и никак не
взаимодействует с другими.
Как обитатели реального мира животные
автора не интересуют: не указываются ни их
привычки, ни их образ жизни, ни даже внешний вид.
Практически всю главу занимает описание «натур»
или «природ» животного, нужных автору как
иллюстрации к неким религиозным нормам. Чтобы
объяснить, что представляет собой то или иное
животное, обычно цитируется Библия. Автор
бестиария, скорее всего, не видел, например, льва,
но поскольку в Священном Писании сказано об
Иисусе: «Лев от колена Иудина», это животное
становится царем зверей и сравнивается со
Спасителем.
Все животные представлены как
грешники или праведники, все их действия
символизируют грехи или праведные поступки.
Антилопа, запутавшаяся рогами в ветвях деревьев,
символизирует грешника, погрязшего в пороках, а
примеру льва, который умеет жалеть поверженных,
должны следовать разумные люди. Гиена служит
символом содомского греха, разврата и
идолопоклонства. Сирены – это мирские блага,
губящие души. Острое зрение дикой козы
уподобляется всеведению Бога, а высокие горы, в
которых она находит пищу, означают апостолов и
пророков. Пантера – самый прекрасный зверь
средневековых бестиариев, она – друг всех
зверей, у нее пестрая шкура – символ
многоразличной премудрости Божией.
Светское образование
Итак, до XVIII в. в России
натуралистическое просвещение было более
нравоучительным, чем научным. Представления о
природе черпались преимущественно из литературы
церковного содержания, сведений, изложенных
монахами по разным переводам. Переводы и
многократные переписывания от руки часто
приводили к полной потере смысла, заложенного в
первоисточнике.
Принципиально ситуация изменилась,
когда Петр Первый впервые на Руси ввел светское
образование. В его содержание включались и
естественные науки. В это время появился труд
«Зерцало естествозрительное», изданное в Москве
в 1713 г. по заказу и на средства купца Ивана
Короткого. Изложенный на 218 листах труд
представлял собой курс «естественной философии»
для учащихся высших ступеней школы. В нем
говорилось о строении Вселенной, неорганических
веществах, растениях, животных и человеке.
Правда, и здесь знания о природе были перемешаны
с вымыслами и суеверными фантазиями, так как
опирались на древние источники.
Естествознание как учебный предмет
(под названием «Естественная история») впервые
вошло в образовательную школу России в 1786 г. Но
задолго до этого – в 1725 г. по велению Петра в
Петербурге была создана Российская Академия
наук.
К концу XVIII в. члены Академии М.В. Ломоносов, С.П.
Крашенинников, И.Г. Гмелин, Г.В. Стеллер,
И.И. Лепехин, П.С. Паллас, В.Ф. Зуев своими
исследованиями и путешествиями открыли для
науки животный и растительный мир России,
описали почвы, рельеф, климат, богатство недр
нашей страны, что, естественно, сказалось на
содержании школьного образования.
Одновременно с предметом
«естественная история» пришел в российскую
школу учебник, написанный академиком В.Ф. Зуевым
– «Начертание естественной истории, изданное
для народных училищ Российской Империи по
высочайшему повелению царствующей императрицы
Екатерины Второй». Это был первый русский
учебник по естествознанию. Он стал основным и
единственным пособием ученикам и учителю в
изучении природы. По отзыву Палласа, этот труд
превосходил все тогдашние иностранные
руководства. В.Ф. Зуев привлек в школьный учебник,
наряду с господствовавшими тогда морфологией и
систематикой, большой фактический материал об
образе жизни растений и животных, об окружающей
среде, т.е. экологические сведения. Этот учебник
просуществовал в школах России более четверти
века и выдержал пять изданий.
Начало эры экологии
В середине XIX в. большое влияние на
развитие экологического направления в науке и
школьном образовании России оказал К.Ф. Рулье. В
его трудах фактически сформулирована
экологическая область в зоологии. Преподавая в
Московском университете зоологию, Рулье, наряду
с чтением морфологи и физиологии животных с 1845 г.
излагал слушателям курс экологии. В 1850 г. первая
часть этого курса вышла в свет под названием
«Зообиология». Вначале автор назвал свой труд
«Зооэтика» – от греческого слова «этос», что
значит «привычка, обычное местопребывание,
жилище». Интересно, что современное название
«экология», данное Э.Геккелем, опирается на
другое греческое слово – «оэкос», т.е. «жилище,
дом, местопребывание». Но и Рулье в 1845 г., и
Геккель в 1866 г. использовали для обозначения
новой науки именно слова «дом», «жилище»,
«местопребывание».
Положения экологии в середине XIX в.
были наиболее передовыми в естествознании, так
как отражали идеи изменяемости организмов, их
зависимости от условий среды, представления о
происхождении и расселении видов, о причинности
данных явлений. Эти положения развивали взгляд
об эволюции органического мира и рассматривали
вопрос о целесообразности природных явлений. Под
влиянием этих идей формировались взгляды
передовых педагогов-естественников: Д.С.
Михайлова, А.Я. Герда, К.К. Сент-Илера, А.Т.
Ободовского, Н.И. Раевского и других. Их трудами
экологический материал вновь стал активно
проникать в школу.
Наиболее ярким примером использования
экологического материала в учебной литературе в
XIX в. был учебник ботаники, написанный В.И. Далем в
1849 г. для средних военно-учебных (кадетских)
заведений. Автор включил в него много
конкретного экологического материала, отразив
(фактически впервые в отечественной школе) целую
систему научных знаний – от экологии отдельных
организмов до фитоценологии и охраны природы. К
сожалению, несмотря на большие достоинства,
учебник ботаники Даля не оказал значительного
влияния на практику обучения, так как был написан
лишь для кадетских корпусов и издавался только
два раза.
После появления в 1859 г. труда Ч.Дарвина
«Происхождение видов» экологический материал в
школьном естествознании начал уступать место
материалу эволюционному. Со второй половины XIX в.
экологические сведения использовались лишь как
фактическая основа для доказательства идей
эволюции органического мира.
Лишь в начале XX в. трудами В.В.
Половцова – профессора Петербургского
университета и преподавателя Женского
педагогического института – экологический
материал вновь стал приобретать самостоятельную
ценность в школьном естественно-научном
образовании. Половцов – автор первой в нашей
стране общей методики естествознания – был
одним из наиболее крупных методистов своего
времени. В истории методики он известен как
активный пропагандист экологического
направления в образовании. Все его
естественно-педагогические труды, особенно
книга «Основы общей методики естествознания»,
служат педагогическому обоснованию включения
элементов экологии в общее образование и
примером широкого использования этих элементов
в практике обучения. Направление,
пропагандируемое Половцовым, оживило
научно-педагогическую и просветительскую работу
в России. Оно отразилось на всех школьных
учебниках, что развивало у учеников
экологический взгляд на природу. Много ценного в
вопросах преподавания элементов экологии в
школе и практики подготовки
учителей-естественников содержали труды ученых
и учителей И.И. Полянского, Г.Н. Боча, Л.Н. Никонова,
В.А. Комарова, В.Н. Сукачева, Б.Е. Райкова, Ю.А.
Филиппченко, В.А. Герда, К.П. Ягодовского, Л.С.
Севрука и других.
В XX в., экология как наука достигла очень
высокого уровня развития. Более того,
«экологизировалась» вся современная наука, что
отразилось и на содержании школьного
образования, в преподавании не только биологии,
но и физики, химии, географии. В 80-х гг. теория и
практика экологического образования
обогатились концепцией о его непрерывности
(дошкольное–школьное–вузовское–послевузовское).
Дошколята играют в экологические игры, школьники
проводят экологическую экспертизу в своих
городах, старшеклассники готовятся к
поступлению в экологические вузы, количество
которых неуклонно растет. И лишь как
исторический анекдот мы воспринимаем теперь
сообщение «Бестиария» о том, что «название
животные особенно подобает леопардам, лисам,
тиграм, волкам, обезьянам, медведям и другим, кто
свирепствует либо с помощью пасти, либо с помощью
когтей... Животных называют в зависимости от
причиняемого ими разрушения и силы, с которой они
зверствуют...».
Рисунки А.Проскурина
Из «Бестиария» Гуго
Сен-Викторского
Глава I. О льве
[...] Царь зверей и повелитель всех
животных, происхождение которых называется
трояким. Из них маленькие с кудрявой гривой
мирные, а большие с прямой гривой более суровые.
Их характер отражают морда и хвост. Их храбрость
в сердце, а сила – в голове. Когда их окружают
охотники, они смотрят в землю, чтобы меньше
пугаться охотничьих копий. Львы опасаются шума
колес, но больше – огня. И хотя они не боятся
встречи ни с кем, говорят, что их пугает белый
петух. Авторы «Физиологов» говорят, что у льва
есть пять природных сущностей, или природных
свойств. Во-первых, он любит забираться на
вершины гор. Если случается, что его ищут
охотники, он чувствует их запах и заметает свои
следы хвостом, чтобы охотники не смогли найти его
по следам. [...] Вторая сущность льва заключается в
том, что, когда он спит, его глаза открыты. «Я сплю,
но мое сердце бодрствует» (Песнь Песней, V). [...]
Третье свойство льва, – что львица рождает
мертвых детенышей и охраняет в течение трех дней,
пока не приходит их отец и не вдыхает жизнь в их
мордочки, чтобы они ожили. Так всемогущий Отец
Господа нашего Иисуса Христа своего сына через
три дня поднял из мертвых, по словам Иакова:
«Уснет, как лев, и поднимется, как детеныш льва»
(Книга Бытия, XLIX). Четвертое свойство льва в том,
что, если он не ранен, его сложно разгневать. Ведь
очевидно его милосердие, так как он щадит
поверженных. Отсюда стихотворение:
Гнев благородного льва умеет жалеть
поверженных.
Ты, царствующий в мире, поступай так же.
Схваченным им людям позволяет уходить
и убивает только из-за большого голода. Его
примеру должны следовать разумные люди, которых
непросто разгневать и которые не угнетают
невиновных, когда христианский закон велит им
отпустить последних свободными.
Глава II. Об антилопе
Есть
животное под названием «антилопа». Она очень
свирепа, так что никакой охотник не может к ней
приблизиться. У нее длинные рога наподобие пил,
которыми она может, не встречая сопротивления,
рассекать большие дубы, любые чащи и заросли
деревьев. Когда же хочет пить, идет к большой реке
Евфрат и пьет. Там растут сплетенные ветви,
зеленые и гибкие. Животное начинает резвиться в
этих ветвях, и, играя, запутывается своими рогами,
и, со связанными рогами, издает звучный рев,
потому что не может убежать. Тогда любой охотник,
слыша ее голос, может подойти незамеченным и,
найдя ее связанной, убить. Ты же, человек Божий, не
поддавайся опьянению и радостям роскоши, чтобы
не быть убитым дьяволом. «Разумные мужья
отвергают вино и женщин» (Книга Екклесиаста, XIX).
[...] Так что это вышеописанное животное
символизирует мужей, имеющих рога из хороших дел
или знание двух Заветов, изучение которых не
только благоразумно, но и устраняет большие
пороки. [...]
|
От редакции. Читателям,
заинтересовавшимся поднятыми вопросами, мы
можем порекомендовать также публикацию В.С.
Шишкина «История отечественной зоологии:
исследовательский и педагогические аспекты» («Биология»,
№ 25-26/2002), а также
ряд материалов о тех, кто стоял у истоков
отечественной экологии: П.С.Палласе (№ 35/1999); С.П.Крашенинникове
(№ 37/2002); Г.И.Радде (№ 42/2001); С.Г.Гмелине
(№ 29/2002)
|