М.А. МУТИК,
учитель биологии,
г. Норильск,
Красноярский край
Красная книга
Данная методическая разработка
рассчитана на 2–3 занятия и может быть применена
педагогами дополнительного образования при
работе с младшими школьниками в кружках природы,
воспитателями детских садов, учителями
начальных классов во внеклассной работе.
Ребята! А знаете ли вы, что такое
Красная книга? Это особенная книга. В ней
перечислены разные виды животных и растений.
Цвет переплета книги – красный. Может быть,
кто-нибудь догадается, почему? Он, как красный
сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно!
Может случиться беда!»
Что же может случиться с животными и
растениями, занесенными в Красную книгу? Если мы
не защитим их, они могут исчезнуть. Их гибель
будет на нашей совести. Из-за неправильного,
жестокого, неумелого отношения человека к
природе мы можем никогда больше не увидеть
многих животных и растения. А других уже не
увидим – они исчезли навсегда.
Послушайте одну печальную историю,
которая произошла триста с лишним лет назад.
Осенью 1627 г. ночную тишину Мазовецких лесов, что в
Польше, часто нарушал протяжный, тоскливый рев.
Это ревел тур. Был ли он ранен охотником или
тосковал по своим сородичам – мы теперь не
узнаем. Но одно мы знаем точно. Это был последний
тур на Земле. Когда он погиб, туров не стало. Вот я
говорю об этом животном, а каким вы его себе
представляете? Оказывается, вы даже не знаете,
как выглядел тур!
Первобытный тур
Когда я говорю «слон», вы можете себе
его представить. Я говорю: «Жираф» – и вы сразу
вспоминаете грациозное животное с длинной шеей.
«Заяц» – и в вашем воображении он уже скачет по
полянке. А тура вы не можете представить, так как
этих животных уже давно нет на Земле. А это были
прекрасные звери! (Демонстрируется изображение
тура.) И раньше этих могучих первобытных быков
было очень много. Туры обитали в лесостепях и
степях Европы и Азии и даже в Африке. И повсюду
люди на них охотились. Между прочим, именно от
туров, пойманных на охоте, произошли породы
домашних коров. Но обычно туров просто убивали.
Древние рукописи и былины донесли до нас, что
убить тура во время охоты считалось особой
доблестью. Теперь иногда пишут, что туры вымерли.
Это не так. Их истребили люди.
Ученые подсчитали, что за последние 200
лет было уничтожено, больше двухсот видов
животных. Вы представьте: проходит всего год – и
нет одного вида животных, и мы его уже не увидим
никогда! А сейчас, по мнению ученых, каждый день
на земном шаре исчезает несколько видов растений
и животных! И все потому, что люди вмешиваются в
природу, не признавая ее законов.
Но, может, и не нужно вносить растения и
животных в Красную книгу? Ну, исчезнут
какие-нибудь птицы, рыбы, звери или растения,
жизнь ведь не остановится? Может, обойдемся без
них? Не обойдемся! И если мы будем по частям
убивать природу, нарушатся существующие в ней
сложные связи. Они уже и так сильно нарушены.
Вот какая однажды случилась история.
На лес, вблизи которого находился детский лагерь,
напали полчища гусениц. Дети уже не первый год
приезжали в эти места, и никогда прежде ничего
подобного не было. Лес погибал на глазах. Никто не
знал, как ему помочь. А, главное – никто не знал,
почему это случилось. Дети были очень огорчены.
Но если бы им сказали, что это они виноваты в
гибели леса, они, наверное, удивились бы, а может
быть, и возмутились. А произошло вот что. Каждый
год ребята рвали цветы – и вокруг леса, и на
лесных полянах. Рвали и распустившиеся цветы, и
те, на которых были еще только бутоны, – словом,
все подряд. А на цветах питались цветочные мухи –
тахины. Когда приходило время, тахины
откладывали яйца. Из яиц появлялись личинки, и
именно эти личинки уничтожали гусениц, вредящих
лесу. Но вот исчезли цветы – и не стало тахин. Не
осталось тахин – и, естественно, не стало
личинок. Не вылупились личинки, и некому стало
уничтожать гусениц. Гусеницы набросились на лес,
и он начал погибать. И все потому, что дети, сами
того не зная, нарушили равновесие в этом уголке
природы, нарушили экологические законы.
А вот еще
одна история. В начале XX в. из Америки в Европу
случайно завезли несколько колорадских жуков.
Сначала эти желто-бурые жучки обосновались во
Франции, затем завоевали Германию, проникли в
Польшу, в Западную Украину и Белоруссию, попали
на наши поля. Казалось бы, и у этого заметного
жука, и у его яркой, оранжевой личинки в новых
местах должно было появиться много пернатых
врагов – отыскать жука и личинку птицам ничего
не стоит. Но вот беда: колорадский жук выделяет
едкую жидкость, а его яркая окраска
предупреждает птиц, чтобы они обходили его
стороной. И птицы не едят этого жука, а он и его
личинки наносят огромный вред посадкам
картофеля.
Колорадский жук
Вмешиваясь в законы природы, разрушая
ее, человек и сам может пострадать... Поняв это,
люди во всем мире задумались: как сохранить
Землю?
В 1948 г. был создан Международный союз
охраны природы. Ученые составили списки
исчезающих животных и растений и издали их в виде
книги, назвав ее «Красная книга фактов». А в 1966 г.
Международная Красная книга была издана в
необычном виде. Обложка у нее была красная, а
страницы – разноцветные.
Амурский тигр
Гепард
|
Сделано это было не для
красоты, а для того, чтобы сразу было видно, в
каком положении находится то или иное животное
или растение: на красных страницах поместили тех,
кто может исчезнуть в ближайшие годы, и кого без
специальных мер охраны и восстановления не
спасти. На такую страницу тогда попал амурский
тигр. (Демонстрируется изображение амурского
тигра.) На желтых страницах напечатали
сведения о видах, численность которых пока еще
велика, но неуклонно сокращается. На белых
говорилось о видах редких на Земле. Но самыми
приятными были зеленые страницы. Они
рассказывали о видах, которые уже удалось спасти.
Страницы Красной книги были скреплены скобами,
подобно листикам перекидного календаря. Если
судьба вида менялась в лучшую или в худшую
сторону, новые сведения печатали на странице
другого цвета, которую вставляли в книгу, а
старую убирали. Конечно, главной своей задачей
ученые считают перевести как можно больше видов
на зеленые листы.
Но оказалось, что создания
Международной Красной книги недостаточно. И
тогда в разных странах стали выпускать свои
национальные Красные книги. Так в 1978 г. Красная
книга появилась и в нашей стране. Она была
однотомная. Однако она не смогла вместить все
виды растений и животных, страдающие от
деятельности человека, поэтому в 1984 г. вышла
Красная книга СССР в 2-х томах.
Посмотрите на это грациозное, красивое
животное. Это гепард – самый быстрый зверь на
Земле. (Демонстрируется изображение гепарда.)
Гепард может бежать со скоростью 120 км/ч – почти
так же быстро, как едет машина. В Киевской Руси
гепардов использовали на охоте вместо собак.
Сейчас, чтобы увидеть гепардов, нужно ехать в
Африку. А в Закавказье и Средней Азии их осталось
менее 10 особей. Посмотрите на свои руки. Их
меньше, чем пальцев на руках!
Может кто-нибудь знает, зачем люди
уничтожают животных или растения? (Примерные
ответы: из-за красивых шкур, из которых шьют
шапки, шубы, просто вешают на стену для красоты, –
гепард, леопард, белый медведь и другие; из-за
бивней и рогов, из которых делают украшения,
поделки и т.д., – слоны, носороги, архары и др.;
из-за мяса.)
А еще человек загрязняет воздух,
водоемы, почву. Посмотрите, какая сейчас природа
возле нашего города. Когда разливается нефть,
сбрасываются сточные воды с предприятий, гибнут
многие звери, птицы, рыбы, растения.
А пожары? Из одного дерева можно
изготовить много тысяч спичек, а одной спичкой
вызвать пожар, который уничтожит тысячи
деревьев. Будьте осторожны с огнем.
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра,
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер,
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег.
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели,
Над серыми сугробами золы.
(В.Шефнер)
Спасением животных и растений
занимаются ученые, лесники, егеря. А мы с вами
можем что-то сделать, как-то помочь? Вы все бывали
в лесу, на лугу, и зачастую у вас возникало
желание собрать большой букет луговых цветов. И
не одуванчиков, не клевера, а цветов необычных,
изысканных, редких. Но такие букеты нас радуют 1–2
дня. А потом мы их выбрасываем, так как цветы
вянут и уже не восхищают нас, как прежде. Но
подумайте: разве не лучше, когда растения цветут
на лугу, а не лежат в мусорном ведре? А, может,
когда вы собирали букет, то сорвали последнее
растение? Нет, не на Земле, а просто в округе? И
больше никто не увидит этот прекрасный цветок на
этом лугу или на лесной полянке. А на соседнем
лугу единственный такой цветок сорвет кто-нибудь
другой, в стороне – третий, и в конце концов их не
останется совсем. (Демонстрируются изображения
редких растений.)
Но самое большое удовольствие вы
получите, если присядете на траву и тихо-тихо
посидите... Природа откроет вам свои тайны. Вы
увидите, сколько удивительных живых существ
вокруг вас!
Вот послушайте отрывок из
стихотворной сказки Я.Акима.
Случится в солнечный денек,
Ты в лес уйдешь поглуше
Присядь, попробуй, на пенек.
Не торопись, послушай...
Шумит листва. Шуршит трава.
Не умолкают птицы.
Родник в траве журчит едва,
Спеша на свет пробиться.
Как будто все поет вокруг
Про солнце в поднебесье...
Послушай,
маленький мой друг,
Не та ли это песня?
Люди иногда думают: если вид внесли в
Красную книгу – это уже гарантия его спасения.
Нет. Это только тревожный сигнал, напоминание,
призыв к спасению и краткий перечень того, что
надо сделать. А дальше должны действовать все мы.
Каждый на своем месте и в меру своих
возможностей.
Завершить занятие можно двумя
способами:
1. Зарисовать понравившихся животных
или растения (по выбору) после просмотра
иллюстраций из Красной книги.
2. Провести игру, имеющую целью
закрепить в памяти названия редких животных и
растений и одновременно – объединять предметы в
множества по определенному свойству. Для игры
необходимы карточки с изображением животных,
внесенных в Красную книгу. Но карточки должны
быть парные. Например, два разных хищника, два
травоядных животных, два растения, две птицы и
т.д. Дети должны каждой карточке найти пару по
определенному признаку.
Литература
Bce обо всем / Под ред. В.М. Слаженна – М.:
Филологическое общество «Слово», компания
«Ключ», 1994.
Кемп П., Арме К. Введение в биологию.
– М.: Мир, 1988.
Что такое. Кто такой / Под ред. Г.В.
Таттар, Л.А. Багровой – М.: Педагогика-пресс, 1994.
Юный натуралист. 1993. № 5.
|