ЭТО ИНТЕРЕСНО

А.ГОРЯШКО

Новогодняя ёлка в России

Давними предками нашей новогодней елки были священные деревья, которым поклонялись некогда многие народы. Еще в Древней Греции и Риме по праздникам было принято украшать жилища пальмовыми листьями, оливковыми и лавровыми ветками. Задолго до прихода праздников люди ставили в воду ветки плодовых деревьев, чтобы они расцвели к нужному сроку. Но бутоны не всегда распускались вовремя. Поэтому стали использовать ветки вечнозеленых пород: ели, тиса, бука, можжевельника, омелы. В зимнее время в более суровых, чем в Средиземноморье, климатических условиях возникла проблема – какое зеленое растение может стать символом нового года?

Петр и немцы

Я с удивлением узнал, что, в сущности, обычай рождественской елки
не принадлежит к числу коренных русских обыкновений.
Елка так привилась в русском обществе, что никому
в голову не придет, что она не русская.

В.Розанов

Появление в России новогодней елки часто приписывают Петру I, что не совсем верно. Петр ввел в России не елку, а сам праздник Нового года в привычном нам понимании. До того началом нового года считалось 1 сентября. Указом от 20 декабря 1699 г. Петр повелевал перенести день «новолетия» на 1 января «по примеру всех христианских народов» и «лучшего ради согласия с народами европейскими». В знак «доброго начинания и нового столетнего века» Петр повелел «по большим проезжим улицам, и знатным людям, и у домов именитых духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от дерев и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года». Но обычай не прижился, после смерти Петра, этот указ позабыли.

Гораздо ближе к истине был Ч.Диккенс, называвший елку «милой немецкой затеей». Действительно, настоящее водворение елки в России началось только в 1820-х гг., когда в домах петербургских немцев начали устраивать елки для детей. Некоторые историки утверждают, что этот обычай привезла в Россию из Германии в 1817 г. невеста великого князя Николая Павловича прусская принцесса Фредерика-Луиза-Шарлотта-Вильгельмина. Газета «Харьковские ведомости» в 1913 г. писала: «В первый раз в 1817 г., накануне Рождества, по желанию супруги великого князя Николая Павловича великой княгини Александры Федоровны зажглась в Николаевском дворце… германская рождественская елка». Правда это или красивая легенда, неизвестно. Но достоверно, и в этом сходятся все источники, что елка пришла к нам именно из Германии.

Немцы издавна отождествляли ель с «мировым деревом» и почитали ее в качестве оберега. Первое письменное упоминание о рождественской елке в Эльзасе датируется 1500 г. В XVI в. украшенные яблоками и сладостями ели уже стали в Германии обычным атрибутом Рождественских праздников. Но здесь была своя особенность. Первые новогодние елки не стояли, а… подвешивались под потолком. Обычно елки подвешивали за макушку, и только у жителей Альп – за основание. Считалось, что это помогает занять круговую оборону против нечисти, особенно активной в праздничные дни. Даже в 20-е гг. теперь уже прошлого века висящие елки еще можно было увидеть в Тюрингии. Из Германии обычай перешел в другие европейские страны, а затем и в Россию.

Триумфальное шествие по России

В Петербурге все помешались на елках.
Без елки теперь существовать нельзя.
Что за праздник, коли не было елки?

И.Панаев

В России мода на немецкое нововведение подкреплялась модой на немецкую литературу. Рождественская сказка Гофмана «Щелкунчик» выходила к праздникам отдельным подарочным изданием. Поначалу праздничные елки были предметом роскоши и устанавливались только в зажиточных семьях. Неудивительно, ведь за елку приходилось выкладывать от 20 до 200 рублей.

Среди столичной знати устраивались настоящие соревнования: у кого елка будет больше, гуще, наряднее, богаче, интереснее. О елке начинает толковать общество, рассуждает печать: «У нас входит в обыкновение праздновать канун Рождества Христова раздачею наград добрым детям, украшением заветной елки сластями и игрушками».

Постепенно елки становятся ходовым товаром и идут нарасхват. Пользуясь спросом, кондитерские Петербурга довольно скоро осваивают производство елок с уже прикрепленными к ним свечами и сладостями. «К сожалению, у господ Беранже и Вольфа, – пишет газета «Северная пчела», – елок не подают. Их можно получить только в кондитерской Доминика и в кондитерской Пфейфера. У каждого из 2 поименованных кондитеров елки отличаются новым изобретением…»

В конце 1840-х гг. появляется мода на искусственные ели. Их заказывали себе крупные богачи, и это считалось особым шиком. «Один из петербургских толстосумов, – вспоминал А.Терещенко в 1848 г., – заказал искусственную елку вышиною в 3,5 аршина, которая была обвита дорогой материей и лентами; верхние ветки ее были увешаны дорогими игрушками и украшениями: серьгами, перстнями и кольцами, нижние ветви – цветами, конфетами и разнообразными плодами».

Первую публичную елку в Петербурге устраивают в 1852 г. в Екатерингофском вокзале, и на ней, по воспоминаниям современников, все было обставлено «тонко и изящно». Со временем начали организовывать общественные елки для детей и для взрослых – в Дворянских и Офицерских собраниях, институтах благородных девиц, в школах. Елки часто устраивали в благотворительных целях – в пользу раненых и больных воинов.

К концу XIX в. новогодняя елка перестает быть привилегией богатых и становится обычной в русских домах. Небольшое деревце ставили на стол, покрытый белой скатертью, к ветвям елки прикрепляли свечи, конфеты, пряники, орехи и яблоки. Под елкой обязательно лежали подарки для послушных детей.

С распространением обычая росли и масштабы приготовлений. Перед Рождеством на площадях появлялись огромные елочные базары. И.Шмелев пишет: «На рынках, на площадях – лес елок. А какие елки!.. У нашей елки… как отогреется, расправит лапы, – чаща. На Театральной площади, бывало, – лес. Стоят, в снегу. А снег повалит – потерял дорогу!» А в 1903 г. появилась и по сей день живущая песенка «В лесу родилась елочка» (слова Р.А. Кудашевой, музыка Л.К. Бекман).

И тем не менее елку признала далеко не вся Россия. Крестьяне ее так и не приняли. Деревенскому мужику и теперь еще кажется странной эта барская затея: рубить елочку «под самый корешок» и нести ее в избу. Крестьяне ездили в лес только за елками для господ или для продажи в городе. У церкви елка также не пользовалась благосклонностью. Святейший Синод не одобрял иноземный и к тому же языческий обычай и вплоть до начала ХХ в. издавал Указы, запрещающие елки в учебных заведениях. Появлялись в печати и протесты деятелей охраны природы против массовых новогодних порубок. Но отменить елку уже не удавалось. Даже в годы Первой мировой войны, когда Святейший Синод назвал ее вражеской «немецкой затеей», императорская семья устраивала елку в Царском Селе для солдат и офицеров, уходивших на фронт.

Советский период

Ай да елка, вот так елка, пляшет словно комсомолка.

К.Чуковский

В первые послереволюционные годы традиция еще сохранялась в неприкосновенности. Более того, «старорежимного» Деда Мороза, появившегося в конце XIX в., отчасти пытались заменить в детском сознании добрым дедушкой Лениным, который вместе с детьми встречал новый, 1919, год возле елки в Сокольниках, а 1923 г. – в Горках. Одновременно проводилась кампания по преобразованию праздника Рождества Христова в «комсомольское Рождество», где елке тоже нашлось место.

Но вскоре после 1923 г. началось изгнание Рождества из России. Предлагалось «…Новолетие считать с 7 ноября, а летоисчисление вести с 1917 года, который считать 1-м годом коммуны». В одном из циркуляров антирождественской кампании говорилось, что «бытовая обстановка рождественского праздника вредно действует на здоровье и воспитание детей: святочные рассказы с чертовщиной; дым и газ от елки; пьяные крики гостей…».

Вскоре был прекращен выпуск новогодних открыток. Партконференция 1929 г. утвердила непрерывную рабочую неделю, день Рождества превратился в обычный рабочий день. Вместе с Рождеством отменялась и елка.

Забавно, что одним из основных аргументов в борьбе с елкой было наименование ее «поповской». Хотя до революции именно Церковь боролась с елкой как с остатком язычества. «Теперь все мы должны бороться против елки», – призывал детский журнал «Чиж». И боролись все, от мала до велика.

Журнал «Юный натуралист» предложил «не тратить ни копейки на этот праздник». «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов», – писал поэт Введенский. Центральные газеты обличали взрослых, детские журналы – детей, сохранивших мечту о новогодней сказке и елке. С этого момента елка уходит в подполье. Лишь в некоторых семьях решались устраивать ее и делали это тайно.

Как ни странно, возвращением елки мы обязаны Сталину. Н.С. Хрущев писал в своих воспоминаниях, как П.П. Постышев поднял перед Сталиным вопрос: «Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, детям тоже принесла бы радость – рождественская елка. Мы это сейчас обсуждаем. А не вернуть ли детям елку?» Сталин поддержал его: «Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим». Разговор происходил в 1935 г., когда Сталин уже произнес знаменитое: «Жить стало лучше, жить стало веселее!». Видимо, эта повеселевшая жизнь и помогла елке.

Статья П.П. Постышева была опубликована в «Правде» 28 декабря 1935 г. и называлась «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». «Почему у нас многие детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец», – писал Постышев. В эти же дни «Правда» сообщает о первых елочных базарах в Москве. В 1936 г. П.П. Постышев организовал в Харьковском Дворце пионеров одну из первых в стране, после перерыва, новогодних елок. ЦК ВЛКСМ «благословил» этот праздник специальной резолюцией. Широкую известность получил тогда дружеский шарж: Дед Мороз (П.П. Постышев) вручает детям елку. А в 1937 г. была устроена первая кремлевская елка. «Она такая невзрачная была, вся в вате, которую клочками набросали», – вспоминает Н.Стрелец, которая попала туда десятилетней девочкой.

Цена традиции

«И вот она, нарядная, на праздник к нам пришла…»

Как и у всего на свете, у красивой традиции праздновать новый год с елочкой есть своя цена. Эта цена – срубленные живые ели. Подготовку к Новому году сравнивают иногда с лесным пожаром. И небезосновательно: по всей России ежегодно вырубается в это время более 7 млн елей! Пожалуй, ни один праздник не наносит такого ущерба природе, как Новый год, «самый светлый и добрый» наш праздник!

Между тем, хвойный лес в своем роде уникальный. Именно хвойные породы выделяют в воздух фитонциды, которые убивают вредные микроорганизмы, тем самым оздоравливая воздух, которым мы дышим. Именно хвойный лес является основным местом обитания бурого медведя, рыси, тигра, соболя, лося, северного оленя, белки, зайца-беляка, рябчика, глухаря, клеста, сыча, неясыти, дятла. Высокоценная древесина хвойных пород используется в строительстве кораблей, домов, из нее получают искусственный шелк, техническое масло, лекарства, клей, целлюлозу, целлофан и многое другое. Хвойный лес – один из самых продуктивных лесов в мире! Но для того, чтобы такой лес вырос, нужно не менее 100 лет. А в рубку идут 10–15-летние елочки, многие из которых еще даже не успели оставить после себя семян!

Как же быть: отказаться от столь полюбившейся традиции или продолжать губить леса? На самом деле человечество давно уже придумало массу компромиссных вариантов. Каждый из нас может выбрать наиболее для себя симпатичный и не брать греха на душу ради нескольких праздничных дней. Первый (и наиболее очевидный) компромисс – искусственные елки – возник, как мы помним, уже в середине XIX в. А сегодня разнообразных искусственных елок отечественного и зарубежного производства не счесть. И служат они многие годы. Каждый год их службы – это спасенная живая елка.

Однако многим искусственные елки не по душе. Не хватает живого смолистого запаха, радости настоящей зелени среди зимы. Это вполне понятно, и свою страсть к живому можно удовлетворять следующими невинными способами. Во-первых, елки, предназначенные для новогодней порубки, специально выращиваются в лесхозах. Покупая такую, специально выращенную елочку, можно быть уверенным, что не причинил вреда природе. Однако обычно, торопясь выбрать елку понаряднее, мы интересуемся только ценой, но отнюдь не накладными, квитанциями об оплате соответствующего количества деревьев либо лесорубочным билетом, которые вправе потребовать каждый покупатель. Тем самым мы поддерживаем браконьеров. Если не будет спроса на «нелегальные» елки, сократится и предложение. Значит и леса будут целее.

Другой способ, принятый во многих странах, – продажа живых елочек в горшках. По окончании праздников елку выносят во двор или на балкон, где она продолжает расти до следующего года, либо высаживают во дворе. К сожалению, этот почти идеальный вариант не очень применим в наших условиях, ибо подавляющее большинство из нас не располагает собственным домом и двором. Правда, я знаю семьи, в которых новогодняя елка почемуто обязательно пускает корни и стоит до весны, выбрасывая зеленые почки. Такую елку сам Бог велел посадить, даже при отсутствии частного двора.

Еще один вариант – замена живых елей на елочные букеты. Из веток живой ели можно сделать один большой букет, который станет центром праздника, можно расставить ветки в вазах по всему дому, эти ветки можно украшать, как большую елку, а можно оставить в первозданном виде. Главное, что запах настоящего зимнего леса, аромат хвои, волшебное предчувствие Нового года будут обеспечены. И при этом не надо губить целое живое дерево.

Наконец, способ последний и, на мой вкус, самый замечательный. Не тащить елку в каком бы то ни было виде к себе в дом, а прийти к ней в лес самим. Конечно, поход в зимний лес сопряжен с некоторыми трудностями. Но у многих есть дачи, а у кого-то недалеко от дома расположен городской парк. И везде растет множество самых настоящих, живых, елей. Их можно украшать, вокруг них можно играть, можно смотреть, как на них прилетают птицы и падает снег. Я испытала это на себе и ответственно заявляю: ничто не может сравниться с красотой и радостью встречи Нового года возле живой лесной ели!

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru