О.В. ПЕТУНИН,
учитель биологии
шк. № 32, г. Прокопьевск,
Кемеровская область
Модульное обучение в условиях
профильной школы
На примере первых уроков по генетике
(10-й класс)
Одним из направлений модернизации
российского образования является профилизация
старшей ступени школы. Профильное обучение – это
средство «дифференциации и индивидуализации
обучения, позволяющее за счет изменений в
структуре, содержании и организации
образовательного процесса более полно учитывать
интересы, склонности и способности учащихся,
создавать условия для обучения старшеклассников
в соответствии с их интересами и намерениями
продолжать образование» [4].
Как показывает наш опыт работы в профильных
классах, для того, чтобы обучение было успешным,
значительное внимание должно уделяться не
только содержанию образования, но и формам и
методам работы с учащимися.
Отечественная и зарубежная практика показывает
перспективность модульного обучения. В
педагогической литературе модуль определяется
как «целевой, функциональный узел обучения,
который объединяет учебное содержание и
технологию овладения им» [3, с. 42]. Теория
модульного обучения подробно изложена в работах
И.Б. Сенновского, П.И. Третьякова,
Т.И. Шамовой, П.А. Юцявичене и др. [5, 6, 8].
На наш взгляд, модульное обучение вообще, и в
условиях профилизации в частности, обладает
целым рядом преимуществ. Оно обеспечивает
учащимся возможность работы в индивидуальном
темпе, а также работы в парах и группах, делового
общения с товарищами. Кроме того, модульное
обучение обеспечивает и «мягкие» формы контроля
в процессе усвоения содержания учебного
материала [2, 5]. К ведущим принципам модульного
обучения можно отнести: структуризацию
содержания обучения; динамичность; деятельность;
гибкость; осознанную перспективу;
разносторонность методического
консультирования; паритетность [5, 6, 8].
Принцип модульности предполагает построение
учебного курса по предмету в виде совокупности
блоков – модулей. Внутри каждого из них материал
структурируется в виде системы учебных
элементов, которые взаимозаменяемы и подвижны.
Остановимся на характеристике двух важнейших
компонентов модульной технологии обучения.
Модульная программа составляется
учителем. В ней прописываются цели обучения и
последовательность изучения каждой темы
(последовательность уроков). Модульная программа
– не конспект урока или планирование учебного
материала учителем, это программа деятельности
учащегося по изучению определенной темы.
Представим последовательность
действий учителя по составлению модульной
программы.
1. Определение комплексной цели
обучения и ее формулирование.
2. Отбор содержания учебного материала и
приемов учебной деятельности, направленных на
его освоение.
3. Распределение содержания по урокам с
учетом: исходного уровня владения материалом
(входной контроль); блока информации
(теоретического материала темы); необходимости
отработки содержания обучения (семинары,
практикумы, лабораторные работы и т.п.);
необходимости контроля усвоения знаний
(итоговый контроль) и коррекции ошибок в усвоении
содержания обучения.
4. Подбор литературы для учащихся с указанием
перечня обязательных и дополнительных
источников.
5. Написание модульной программы и ее
распечатка для каждого ученика [2, 3, 8, 9].
Вторым компонентом модульной
технологии является модульный урок как
составной элемент модульной программы (это не
значит, что все уроки в модульной программе
должны быть модульными). Приступая к разработке
модульного урока, необходимо помнить, что он
должен продолжаться не менее двух академических
часов. (В условиях профильного обучения
практически все уроки сдвоенные.) При
составлении плана модульного урока, учитель, на
наш взгляд, может придерживаться следующего
алгоритма.
1. Формулировка темы урока.
2. Определение и формулировка цели урока и
конечных результатов обучения.
3. Разбивка учебного материала на отдельные
логически завершенные учебные элементы и
определение цели каждого из них.
4. Подбор необходимого фактического
материала.
5. Определение способов учебной деятельности
учащихся.
6. Выбор форм и методов преподавания и
контроля.
7. Составление модуля данного урока, его
распечатка [1–3, 8].
Каждый учебный элемент (УЭ)
модульного урока – это шаг к достижению
интегрирующей цели урока, без овладения
содержанием которого эта цель не будет
достигнута. Учебных элементов не должно быть
много (не более семи), но среди них обязательно
должны присутствовать следующие:
УЭ-0 – направлен на определение
интегрирующей цели по достижению результатов
обучения;
УЭ-1 – включает задания по
выявлению уровня знаний по теме, задания,
направленные на овладение новым материалом и т.д;
УЭ-2 (и т.д.) – отработка учебного
материала;
Завершающий УЭ – включает
выходной контроль знаний, подведение итогов
занятия (оценка степени достижения целей урока),
выбор домашнего задания (оно должно быть
дифференцированным – с учетом успешности работы
учащегося на уроке), рефлексию (оценку своей
работы с учетом оценки окружающих).
Таким образом, в ходе модульного
обучения осуществляется целенаправленное
формирование и развитие приемов учебной
деятельности. Учебное содержание здесь –
средство для достижения целей этого важнейшего
процесса.
Далее в качестве примера мы приводим разработку
первого модульного урока по разделу
«Закономерности наследственности» курса «Общая
биология» для классов естественно-научного
профиля (10-й класс). Согласно программе изучения
биологии в качестве профильной дисциплины, на
изучение этого раздела отводится 30 ч, – таким
образом, полная модульная программа в этом
случае состоит из 15 модульных уроков
(технологических карт).
Комплексная дидактическая цель изучения
раздела: учащиеся должны овладеть основной
генетической терминологией; знать основные
закономерности наследственности (три закона
Г.Менделя, закон Т.Моргана, особенности
наследования признаков при неаллельном
взаимодействии генов, особенности наследования
признаков, сцепленных с полом), уметь
составлять схемы скрещиваний и решать
генетические задачи разной тематики.
На уроках при изучении данного раздела
учащиеся работают со следующей учебной
литературой:
I. Беркинблит М.Б., Глаголев С.М.,
Фуралев В.А. Общая биология: Учебник для 10-го
класса средней школы. Ч. 2. – М.: МИРОС, 1999.
II. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология.
В 3-х томах. – М.: Мир, 1996.
III. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г.,
Сивоглазов В.И. Биология: общие закономерности:
Учебник для 10–11 кл. – М.: Школа-Пресс, 1996.
IV. Общая биология: Учеб. для 10–11-х
кл. с углубл. изуч. биологии в шк. (Высоцкая Л.В.,
Глаголев С.М., Дымшиц Г.М. и др. /Под ред. В.К.
Шумского и др. – М.: Просвещение, 1995.
Номер учебного
элемента |
Учебный материал с
указанием заданий |
Руководство по
усвоению учебного материала |
УЭ-0 |
Интегрирующая цель:
дать определение генетики как науки;
познакомиться с первоначальными генетическими
понятиями; изучить первый закон Г.Менделя
Цель: дать определение генетики как науки,
познакомиться с ее основными методами |
Внимательно прочитайте
цель урока |
УЭ-1 |
1. Выполните задания |
|
Дайте определение
генетики как науки |
Прочитайте текст
учебника [IV]*, с. 149. Работайте индивидуально.
Задание оценивается в 1 балл. |
Выберите правильный
ответ на вопрос:
«Кого считают основоположником генетики?»
а) Г. де Фриза;
б) Г.Менделя;
в) К.Корренса;
г) Э.Чермака. |
Работайте индивидуально
с текстом учебника [IV], с. 148.
Задание оценивается в 1 балл |
Вставьте в текст
пропущенную дату:
«Законы Г.Менделя были переоткрыты в ... году» |
Работайте индивидуально
с текстом учебника [IV], с. 148.
Задание оценивается в 1 балл |
Заполните таблицу
«Характеристика методов генетики»:
Название метода |
Что изучает |
Цитологический |
|
Гибридологический |
|
Цитогенетический |
|
Генеалогический |
|
Близнецовый |
|
|
Работайте индивидуально
с текстом учебника [IV], c. 151, 232, 235–236.
Задание оценивается в 5 баллов |
Дайте определение
следующим понятиям: моногибридное скрещивание;
дигибридное скрещивание; полигибридное
скрещивание, гибрид |
Работайте индивидуально
с текстом учебника [IV], c. 151, 158, 161.
Задание оценивается в 4 балла |
2. Обсудите результаты
своей работы |
Работайте вместе с
классом |
3. Оцените свою работу |
Максимальная оценка за
работу по УЭ-1 – 12 баллов |
УЭ-2 |
Цель: познакомиться
с понятиями: наследственность, материальные
носители наследственной информации, ген, локус,
аллель, генотип, фенотип |
|
1. Выполните задания |
|
Вспомните определение
наследственности и сведения о ее значении в
организации жизни на Земле |
Обратитесь к тексту
учебника [IV], с. 6.
Работайте индивидуально.
Задание оценивается в 2 балла |
Лекция-беседа о
материальных носителях наследственной
информации |
Внимательно слушайте
учителя, делайте записи определений новых
понятий в тетради |
Дайте определение
следующим понятиям: ген, локус, аллельные гены,
аллель |
Работайте в группе.
Задание оценивается в 5 баллов |
Ответьте на вопросы:
«Сколько копий одного гена содержится в клетках:
скелетной мышцы человека; листа растения;
пыльцевого зерна растения, яйцеклетки лягушки?» |
Работайте индивидуально
с текстом учебника [IV], с. 149–150.
Задание оценивается в 4 балла |
Вставьте слова,
пропущенные в предложениях: «Совокупность генов
организма называется ... . Совокупность генов,
содержащихся в гаплоидном наборе хромосом,
называется ... . Фенотип – это совокупность всех ...
и ... организма» |
Работайте
индивидуально.
Обратитесь к тексту учебника [I], с. 60–62.
Задание оценивается в 3 балла |
Опишите фенотип своего
соседа по парте.
Можете ли вы полностью выполнить это задание?
Если нет, то почему? |
Работайте в группе.
Задание оценивается в 2 балла |
2. Обсудите
результаты своей работы. |
Работайте вместе с
классом |
3. Оцените свою работу |
Максимальная оценка за
работу по УЭ-2 – 16 баллов |
Продолжение
следует
|