Г.Г. КУЛИКОВА,
учитель ОБЖ и биологии,
с.ш. № 2, г. Коммунар, Ленинградская обл.
Особенности строения клюва птиц в
зависимости от способа питания
(Урок–практическая работа)
Оборудование: чучела птиц; таблицы
и рисунки с изображением птиц разных
экологических групп, их клювов и лап;
энциклопедии и определители птиц; видеофильм о
птицах.
ХОД УРОКА
I. Проверка знаний – опрос по предыдущей
теме
В морозную погоду птиц в воздухе
заметно меньше. Казалось бы, должно быть
наоборот: работа мышц повышает теплопродукцию, и
птицы должны стремиться больше летать. Почему же
в мороз птицы чаще сидят нахохлившись?
Ответ. В мороз птицы сидят
нахохлившись, распушив перья, и тем самым создают
вокруг своего тела «воздушную рубашку». В полете
успевший чуть нагреться воздух у тела птицы все
время заменяется свежим – более холодным. Потеря
тепла может быть настолько значительной, что
летящая птица умирает от переохлаждения.
II. Изучение нового материала
«Всякая
птица своим клювом сыта» – утверждает народная
мудрость. Каков биологический смысл этой
пословицы? Вот на этот вопрос мы и попытаемся
ответить сегодня на уроке.
Запишем тему урока: «Особенности строения клюва
птиц в зависимости от способа питания».
По способам питания и образу жизни птиц условно
можно разделить на насекомоядных, зерноядных (в
том числе и плодоядных), хищных и водных.
Соответственно различаются у них и типы клюва.
(Класс делится на 4 группы – каждая
будет готовить сообщение об одном типе клюва.
Задание формулируется так: «Рассмотрите форму и
строение клювов и сделайте выводы о характере
питания птиц и способе добывания пищи». Учитель
раздает дополнительную литературу. На
выполнение задания отводится 10 мин.)
Выступления групп
(После выступления каждой группы
учащиеся записывают в тетрадях краткую
характеристику представленного типа клюва.)
«Хищный» клюв – острый,
загнутый вниз, позволяющий разрывать мясо на
куски. Птицы с таким клювом – орлы, ястребы,
соколы, грифы, совы.
Существует
легенда о том, как воины Александра Македонского
(IV в. до н. э.) дошли до Долины алмазов. Но заветное
место охраняли ядовитые змеи, и спуститься туда
было невозможно. Тогда полководец приказал
бросать вниз куски жирного мяса. Алмазы
прилипали к мясу, а прирученные орлы, планировали
вниз, хватали мясо и клали к ногам царя. В чем
здесь может быть ошибка?
Ответ. Орлы – хищники, а не
падальщики, и вероятность того, что они схватят
именно куски мяса, мала. Хотя помощники
знаменитого полководца могли не только
приручать орлов, но и дрессировать их.
Почему голова и шея грифа лишены
перьевого покрова?
Ответ. Грифы питаются падалью.
Отсутствие перьевого покрова облегчает им
проникновение внутрь трупа животного и выгодно
из гигиенических соображений.
«Водный» клюв – плоский, с
роговыми пластинками и зубчиками. Птицы с таким
клювом – гуси, утки, лебеди, фламинго.
(Показ видеофрагмента о фламинго.)
«Зерноядный» клюв – короткий,
толстый и сильный, позволяющий развивать
значительные сдавливающие усилия. Птицы с таким
клювом – щеглы, чечетки, снегири, клесты,
дубоносы.
На столе лежат следующие предметы:
светло-синие матерчатые флажки, прямоугольные
полоски из жести консервных банок, зеленые
стрелки лука и шпагат. Какая связь между этими
предметами и плодоядными птицами?
Ответ. Эти предметы развешивают в
кронах деревьев во время созревания плодов для
защиты от птиц, так как птицы не любят
светло-синий цвет, их отпугивает блестящая
поверхность, птицы не выносят запаха лука.
«Насекомоядный» клюв – острый,
тонкий, различной формы и длины. Птицы с таким
клювом – стрижи, ласточки, мухоловки, трясогузки
и т.д.
Решите задачу. Ежедневно в период
выкармливания птенцов стриж прилетает к гнезду 34
раза. За один раз он приносит 400 мелких насекомых
(корм обволакивается слюной и имеет вид
«пакетиков»). Период выкармливания птенцов
составляет 33 дня. Сколько насекомых уничтожает
пара стрижей за период выкармливания птенцов? Ответ:
400х34х33х2 = 897 600 насекомых.
III. Домашнее задание
Изучить особенности строения
конечностей птиц в зависимости от среды
обитания. Сравнить лапы хищных, водоплавающих,
болотных, лесных птиц и птиц открытых
пространств.
Литература
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о
животных. – Ярославль: Академия развития, 1997.
Демьянков Е.Н. Биология в вопросах
и ответах: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, АО
«Учеб. лит.», 1996.
Дмитров Е.Н. Познавательные задачи
по зоологии позвоночных и их решения. – Тула:
Родничок, 1999.
Жигарев И.А., Пономарева О.Н., Чернова
Н.М. Основы экологии. 10 (11) класс: Сборник задач,
упражнений и практических работ к учебнику под
редакцией Н.М. Черновой «Основы экологии. 10(11)
класс». – М.: Дрофа, 2001.
|