В.В. МИХАЙЛОВА,
учитель биологии,
с. Бабстово, ЕАО.
Лишайники
Оборудование: таблица «Лишайники»,
гербарий «Виды лишайников», микротаблицы
«Эпифитные лишайники», «Напочвенные лишайники»,
образцы лишайников на камнях и веточках
деревьев.
Реквизит для постановки сказки
«История Гриба и Водоросли» в кукольном театре, в
качестве декорации – картина с лесным пейзажем.
ХОД УРОКА
В начале урока проверяю, как ребята
справились с заданием «Сбор грибов» – из букв в
приведенных словах нужно было составить
названия грибов.
1. Диво + пони + сок (подосиновик).
2. Ведро + зоб + кепи (подберезовик).
3. Груз + код + под (подгруздок).
4. Лен + ас + ком (масленок).
5. Дом + почин + кол (подмолочник).
6. Куб + диво (дубовик).
7. Куш + волан (волнушка).
Далее повторяем материал по темам
«Грибы» и «Водоросли».
Давайте вспомним общие признаки
грибов.
Почему грибы в системе классификации
живых организмов располагаются «между»
растениями и животными?
Назовите признаки, свойственные
только грибам.
Как питаются шляпочные грибы? (Всасывают
через грибницу из почвы воду, минеральные соли и
органические вещества, образующиеся после
разложения растительных остатков.
Дополнительный способ получения грибами
органических веществ – симбиоз с корнями
деревьев.)
Где мы еще встречались с явлением
симбиоза? (Бактерии, живущие в корневых
клубеньках, обеспечивают бобовые растения
азотом.)
Как размножаются грибы?
А теперь поговорим о водорослях.
Итак, героями нашей беседы были грибы и
водоросли. А на сегодняшнем уроке мы
познакомимся с удивительными организмами –
лишайниками. (Разыгрывают сказку о
возникновении лишайника. В ней гриб и водоросль
подружились, да так крепко, теперь уже не могут
прожить друг без друга – они стали единым
организмом.)
Наверное, многие из вас видели
косматые серые «бороды», свисающие с ветвей в
темном еловом лесу. Это – лишайник-бородач.
Особенно много его в лесах вдали от промышленных
центров. О чем говорит этот факт? Лишайники «не
любят» грязный воздух. Поэтому по количеству
лишайников можно судить о чистоте воздуха.
Не все лишайники растут на деревьях. В
сухих сосновых лесах (борах) лишайники образуют
на земле ковер из ветвистых беловатых или
розоватых «кустиков». В сухую погоду они хрустят
под ногами. Называют такие боры «беломошниками»,
что, конечно, не точно, так как здесь растут не
мхи, а лишайники. В тундрах нашего Севера очень
распространен ягель, или «олений мох». Это тоже
не мох, а лишайник.
Откройте учебник и прочтите, на какие
группы делятся лишайники по своему строению и
внешнему виду и заполните таблицу.
(Далее – рассказ учителя с
элементами беседы.)
Группы лишайников |
Название |
Внешний вид |
Где поселяются? |
Кустистые |
Ягель («олений мох») |
«Кустик» |
Почва, ветви деревьев или скалы |
Накипные |
Леканора |
«Корочка», «накипь» |
Камни |
Листоватые |
Ксантория настенная |
Пластинки |
Камни, почва, кора деревьев |
Лишайники очень неприхотливы,
они растут в самых бесплодных местах и даже на
голых скалах. Поселяясь на камнях, они выделяют
особые вещества – лишайниковые кислоты, которые
растворяют, разрушают камень. После отмирания
лишайников здесь уже могут поселяться другие
растения. А лишайники за то, что они появляются в
бесплодных местах первыми, называют пионерами
растительности.
Тело лишайника называется слоевищем. Из чего
оно состоит? Под микроскопом можно увидеть
бесцветные гифы гриба, или грибницу, между
которыми вкраплены клетки водорослей.
Учащимся предлагается обратить
внимание на демонстрационную таблицу и рисунок в
учебнике.
Формы соединения водорослей с гифами
гриба
А теперь поговорим о питании. Как
питается лишайник? Гриб всасывает своими гифами
воду и минеральные соли, а водоросль создает
органические вещества при помощи фотосинтеза.
Такое ли уж это равноправное сожительство? Гриб
– более сильный организм, часто угнетающий и
даже уничтожающий клетки водорослей. Но тем не
менее лишайник представляет собой пример
симбиоза, а не паразитизма, поскольку обоим
составляющим его организмам выгоднее жить
вместе, чем независимо, порознь.
Думаю, что теперь можно дать
определение лишайникам как организмам. (Определение
формулируют ученики.) Лишайники – это единые
организмы, состоящие из гриба и водоросли,
связанных симбиозом (симбиотическими
отношениями).
А как же происходит размножение у
лишайников? Став едиными организмами, они
выработали свои собственные способы
размножения, например, мельчайшими клубочками,
состоящими из одной-двух клеток водорослей,
окруженных гифами гриба. Эти «клубочки»
образуются внутри слоевища в большом количестве,
под давлением их разросшейся массы тело
лишайника разрывается и «клубочки» разносятся
ветром.
Иногда на поверхности слоевища
образуются особые выросты, содержащие оба
компонента лишайника. Они отслаиваются и
разносятся ветром или водой. Лишайники могут
размножаться и просто отламывающимися кусочками
слоевища.
Кроме того, гриб и водоросль, входящие
в состав лишайника, сохраняют свои собственные
способы размножения – спорами и вегетативно.
Вегетативное размножение лишайника
Большинство лишайников ведут
прикрепленный образ жизни. Но среди них есть и
«кочующие» виды. Например, аспицилия съедобная в
виде шаровидных комочков переносится ветром на
большие расстояния, а оседая в новых местах,
образует наносы. С этим лишайником связана
библейская легенда о манне небесной.
Лишайники используют для получения
лекарственных препаратов, ароматических веществ
в парфюмерии. Из лишайников изготавливают
красители для шерсти.
Итак, каково же значение лишайников? (Ответы:
«пионеры растительности», готовят почву для
растений; корм для оленей; индикаторы чистоты
воздуха; можно использовать в пищу; красители и
сырье для лекарственной и парфюмерной
промышленности.)
А теперь давайте проверим себя.
Что такое лишайник? (Организм,
образованный гифами гриба и клетками водоросли.)
Что такое слоевище? (Тело лишайника.)
Что такое симбиоз? (Взаимовыгодное
сожительство двух организмов.)
Как размножаются лишайники? (Особыми
«клубочками» из гиф гриба и клеток водоросли,
выростами и обломками слоевища.)
Что называли манной небесной? (Съедобный
лишайник, перекатываемый ветром в пустыне.)
|