А.Г. ДРАГОМИЛОВ, Р.Д. МАШ
Поведение и психика
Задания для учащихся
общеобразовательных школ
Ощущение и восприятие
Задание 1. Укажите, в каком
случае речь идет о восприятии, а в каком – об
ощущении, и когда нет ни того, ни другого.
А. Прикоснувшись рукой к столу, вы
почувствовали влагу, холод.
Б. Вы открыли глаза и увидели кусок
искусственного льда, лежащий на столе.
В. Вы закрыли глаза и попытались представить
картину, которую только что видели.
(А – ощущение; Б – восприятие; В –
речь не может идти ни об ощущении, ни о
восприятии, поскольку образы, возникающие в
сознании, не были связаны с непосредственным
участием органов чувств – это представление.)
Задание 2. Закройте глаза и слегка
надавите рукой не левое глазное яблоко до
появления желтого кольца с черной серединой. Что
это было: ощущение или восприятие?
(Это ощущение вызывается
раздражением, к восприятию которого глаз не
приспособлен, а потому оно не несет какой-либо
полезной информации.)
Задание 3. Укажите, какое из
приведенных определений относится к восприятию,
а какое – к ощущению.
А. Отражение отдельных свойств
предметов.
Б. Отражение объектов в пространстве.
В. Отражение объектов в целом при их воздействии
на органы чувств.
Г. Отражение отдельных свойств объектов при их
воздействии на органы чувств.
(Определение В относится к
восприятию, Г – к ощущению. Определения А и Б
неверны, потому что они не оговаривают
воздействие на органы чувств, а это одно из
необходимых условий правильного определения.)
Задание 4. Укажите, в каких из
следующих примеров можно говорить о восприятии,
а в каких – об ощущениях. Сняв телефонную трубку,
вы услышали...
А. Легкое потрескивание.
Б. Голос Петрова.
В. Вопрос, но не узнали говорящего, хотя и
удовлетворили его любопытство.
(Восприятия и ощущения могут быть не
только зрительными. В данном примере речь идет о
слуховых ощущениях. А – ощущения. Б – восприятие.
В – восприятие: содержание вопроса было понято,
хотя говорящего и не узнали. Мы не всегда можем
определить содержание восприятия, ведь
воспринимаемый предмет может быть для нас
неизвестным.)
Задание 5. Укажите, в каких случаях
речь идет о вкусовых ощущениях, а в каких – о
восприятии.
А. Приятель предложил мне открыть рот и
закрыть глаза. Я почувствовал что-то кислое,
холодное и липкое.
Б. Я почувствовал вкус мороженого и ложку, хотя
глаза мои были закрыты.
В. Вкус мороженого хорошо запомнился, хотя его во
рту уже не было.
(А – вкусовое ощущение; Б –
восприятие – узнал мороженое; В – представление
памяти.)
Задание 6. Помните эпизод из
«Золотого ключика»? Буратино закрыл глаза и
увидел манную кашу пополам с малиновым варением,
открыл глаза – каша исчезла. Что это было:
восприятие, ощущение или что-то другое?
(Представление памяти.)
Объект и фон
Задание 1. Что надо сделать, чтобы на
рис. 1 в двойственном изображении:
а |
б |
в |
г |
з |
и |
Рис. 1
а) на гравюре «Ангелы и демоны» увидеть
ангелов;
б) найти Наполеона среди деревьев острова Святой
Елены;
в) на гравюре «Люди и звери» увидеть людей и
животных;
г) увидеть зайца, увидеть утку;
д) отыскать молодую женщину у зеркала;
е) увидеть крест с радиальными полосами и крест с
концентрическими дугами;
ж) найти нищенку и носатого мужчину;
з) увидeть два профиля;
и) отыскать бюст Вольтера среди монахов?
Что надо увидеть |
Выделить как объект |
Отнести к фону |
а) ангелов на гравюре
«Ангелы и демоны» |
белые фигуры |
черные |
б) найти Наполеона на
острове Святой Елены |
белую фигуру между
деревьями |
деревья |
в) черные фигуры
животных и людей на гравюре
М. Эшера |
черные фигуры |
белые фигуры |
г) зайца в изображении
«заяц-утка»
Изображение ут-ки (там же) |
слева увидеть уши,
мордочку – справа
Клюв и мордочку – слева |
|
д) отыскать женщину у
зеркала на гравюре «Череп и дама у зеркала» |
глаза черепа принять за
голову дамы и ее отражение в зеркале |
|
е) крест с радиальными
полосками |
крест с радиальными
полосками |
крест с
концентрическими полосками |
ж) увидеть профиль
«носатого» мужчины и нищенку |
белый профиль |
Черный профиль |
з) увидеть два профиля |
белые профили |
белое пространство
между ни-ми, изображающее вазу |
и) бюст Вольтера |
головы двух монахов,
стоящих в центре, принять за глаза бюста |
|
Задание 2. Если на рисунках удается
четко рассмотреть оба изображения, то объект и
фон начинают меняться местами: мы видим то одно,
то другое. Это связано с законом взаимной
индукции возбуждения-торможения. Разъясните это
явление на любом изображении.
(Удобно взять двойственные
изображения «Два профиля–ваза», гравюры М.Эшера.
Когда мы видим белые изображения,
соответствующая группа нервных центров
находится в состоянии возбуждения.
Конкурирующий образ отходит к фону, т.к. попадает
на заторможенные участки мозга. По закону
последовательной индукции центры,
воспринимающие белые фигуры, затормаживаются
вследствие утомления, а их торможение вызывает
возбуждение нервных центров, воспринимающих
конкурирующий образ и бывших до этого
заторможенными.)
Задание 3. Найдите заблудившуюся
собаку (рис. 2).
Рис. 2
(Поскольку объект и фон состоят из
темных пятен, отыскать собаку в правой части
рисунка трудно (эффект маскировки объекта). Ее
морда, уткнувшаяся в песок, обращена в левую
сторону.)
Иллюзии восприятия
Задание 1. Скрестите средний и
указательный пальцы и проведите ими по носу так,
чтобы каждый из скрещенных пальцев прикасался к
нему с разных сторон. Почему кажется, что мы имеем
«два носа»? Почему при обычном ощупывании этого
не происходит?
(Иллюзии бывают не только
зрительными: есть и слуховые, вкусовые,
тактильные, которые мы и воспроизводим. Мы
ощупываем нос участками пальцев, которые в норме
никогда не функционируют вместе. Каждый из них
посылает возбуждения в разные участки головного
мозга, поэтому возникает ошибка: появляется не
один образ, а два. Сходное явление наблюдается,
если вы, глядя на лампочку, надавите на одно из
глазных яблок: изображение начнет двоиться, вам
покажется, что лампочек две.)
Задание 2. Почему после селедки
нормально посоленные блюда кажутся пресными?
(Блюда кажутся пресными вследствие
иллюзии контраста.)
Продолжение следует
|