А.Г. ДРАГОМИЛОВ, Р.Д. МАШ
Окончание. См. № 8, 9/2004
Поведение и психика
Задания для учащихся
общеобразовательных школ
ВООБРАЖЕНИЕ
Воссоздание и творческое воображение
Задание 1. Вставьте в текст
пропущенные слова.
Воображение опирается на речь и тесно
связано с мышлением. По существу, каждую
прочитанную или услышанную фразу мы переводим в
тот или иной образ, иногда осознанный нечетко.
Такое воображение называется ... . Оно позволяет
воссоздать те образы, которые появились у
другого человека. Однако образы новых вещей,
событий, а иногда и целых сценариев, описывающих
те или иные действия, могут появиться у каждого
человека. Такое воображение мы называем ... .
(В первой фразе речь шла о
воспроизводящем воображении, во втором – о
творческом воображении.)
Задание 2. Какой тип воображения
задействован при чтении следующего текста.
Руководство по эксплуатации
стереонаушников «Вега».
– Поставьте регулятор громкости в положение
минимальной громкости.
– Наденьте стереонаушники на голову и
подключите их к аппаратуре, отрегулируйте
громкость и тембр звучания в соответствии с
инструкцией А».
(Действия с инструкцией по
эксплуатации стереонаушников опираются на
воссоздающее воображение. Мы мысленно
воспроизводим то, что рекомендуют сделать нам
другие люди, воссоздаем эти действия в своем
воображении, а уж затем выполняем их на практике.)
Задание 3. Возьмите листок бумаги,
согните его пополам. Капните на одну из сторон
каплю чернил, закройте эту половинку второй и
разотрите так, чтобы получилась клякса. На что
она похожа?
Какое воображение было задействовано, когда вы
выполняли описанные действия, и какое, когда вы
работали с кляксой?
(Воссоздающее воображение;
творческое воображение.)
Задание 4. Проанализируйте образы,
которые возникали у вас при рассматривании
кляксы.
1. Возникали ли статические фигуры (неподвижные
дома, животные, лица людей и пр.)?
2. Возникали ли динамические образы (летящие
птицы, самолеты, насекомые, собирающие пыльцу,
работающие люди, бегущие звери и пр.)?
3. Вызывали ли эти образы приятные или неприятные
чувства или были для вас безразличны?
(Воображение людей, у которых
возникают динамические образы, а иногда и целые
сцены, отличается большим богатством. По
ассоциации образы могут вызывать как приятные,
так и неприятные чувства или быть нейтральными.)
Активное воображение (мечта) и пассивное
воображение (грезы)
Задание 1. Определите тип
воображения: «Он (Манилов) думал о благополучии
дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с
другом на берегу какой-нибудь реки, потом через
эту реку начал строиться у него мост, потом
огромнейший дом с таким высоким бельведером, что
можно оттуда видеть даже Москву и там пить чай на
открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь
приятных предметах. Потом они вместе с Чичиковым
приехали в какое-то общество в хороших каретах,
где обвораживают всех приятностию общения, и что
будто бы государь, узнавший о такой их дружбе,
пожаловал их генералами». (Н.В. Гоголь. «Мертвые
души».)
(Это типичный пример грез, плодов
пассивного воображения.)
Задание 2. Сравните мечты Манилова
с мечтами Чичикова: «Как только, даст Бог, все
окончу благополучно и сделаюсь действительно
состоятельным, зажиточным человеком, я поступлю
тогда совсем иначе: будет у меня и повар, и дом как
полная чаша, но будет и хозяйственная часть в
порядке. Концы сведутся с концами, да понемножку
всякий год будет откладываться сумма и для
потомства, если только Бог пошлет жене
плодородье». (Там же.)
(Это активное воображение –мечта.)
Задание 3. Посмотрите на облако и
решите, что оно вам напоминает. Какие желания
возникают в связи с воображаемыми образами?
Постарайтесь определить, к активному или
пассивному воображению они относятся.
(Образы, навеянные облаками, по
своему характеру сходны с образами, навеянными
чернильными пятнами. Это тесты на творческое
воображение. Если возникают образы реальные,
которые могут быть реализованы, их надо отнести к
активному воображению, если нет – то к
пассивному. Заметим, что без пассивного
воображения не было бы поэзии, искусства.)
МЫШЛЕНИЕ
Мышление определяют как
обобщенное и опосредованное познание
действительности.
Задание 1. Определите, в каком
случае мы отражаем явления внешнего мира
непосредственно, а в каких – опосредованно.
А. ...Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровлю и забор.
Б. Она догадалась, что ночью шел
снег, хотя в данный момент его, очевидно, не было,
во всяком случае мы знаем, что:
Снег выпал только в январе
На третье в ночь...
(А. Побелевший двор, куртины,
кровля и забор, которые увидела Татьяна в окне, –
это непосредственное наблюдение, относящееся к
восприятию. Б. Вывод, что снег выпал ночью, –
опосредованная информация, которая явилась
результатом мышления. Едва начавшийся впервые
снегопад все белым сделать не может, для этого
необходимо время.)
Задание 2. По наличию
подбородочного выступа ученые заключили, что
речь у кроманьонцев уже существовала. Это
заключение было сделано за счет
непосредственных или опосредованных знаний?
(Наличие речи у кроманьонцев –
опосредованное заключение, поскольку ни один
современный человек непосредственно наблюдать
их не мог.)
Задание 3. Существует легенда, что
Кеплер, заглянув в свой телескоп, обнаружил
паутину. Чтобы ее удалить, он решил впустить
кошку в один конец трубы и выпустить ее из
другого. Докажите, что это решение пришло в
результате мыслительного процесса. Для этого
ответьте на следующие вопросы.
– Что удалось Кеплеру наблюдать
непосредственно?
– Какие опосредованные заключения привели его к
принятому решению?
– Можно ли с помощью мышления прогнозировать
будущее?
(Непосредственно Кеплер наблюдал
паутину в тубусе телескопа. Если кошка пройдет по
трубе телескопа, то паутина останется на ее
шерсти и внутренняя поверхность трубы станет
чистой – опосредованное заключение, полученное
в результате мышления. С помощью мышления можно
прогнозировать будущее и добиваться
поставленной цели.)
Ситуационное и понятийное мышление
Задание 1. Из каждой четверки слов
надо исключить одно так, чтобы мышление можно
было отнести к ситуационному типу.
1. Вилка, тарелка, ложка, суп.
2. Тачка, песок, лом, лопата.
3. Кровь без шлаков, капилляры клубочка, капилляры
канальца нефрона, почечная вена.
(1. Вилка – ей суп не зачерпнешь.
2. Лом – с его помощью песок в тачку не положишь.
3. Почечная вена – в нее попадает уже очищенная от
шлаков кровь.)
Задание 2. Из каждой четверки слов,
приведенных в задании 1, исключите одно так, чтобы
образовался понятийный ряд.
(1. Вилка, тарелка, ложка – столовые
приборы.
2. Тачка, лом, лопата – орудия труда.
3. Капилляры клубочка, капилляры стенки канальца
нефрона, почечная вена – сосуды. Кровь –
содержимое сосудов.)
Мышление на базе языковых терминов и фраз
Задание 1. Докажите, что слово
«один» обобщает.
(Слово «один» может быть отнесено к
любому предмету или существу. Оно обозначает
количество предметов, и в этом проявляется его
обобщающая функция.)
Задание 2. В чем проявляется
замещающая и обобщающая роль слова?
(Каждое слово обладает смыслом, т.е.
является понятием о предмете, действии, качестве,
обстоятельствах места действия и времени и пр.
Значение слова не только относится к одним и тем
же понятиям, но и сохраняет свое значение в ряду
поколений. В этом сказывается обобщающая роль
речи и, в частности, слов.)
Задание 3. Выпишите в один столбик
конкретные понятия, в другой – обобщенные:
Береза, клен, ель, лес, вселенная, вид,
род, семейство, тип, бедренная кость, нейрон,
костная ткань, соединительная ткань.
(Конкретные понятия: береза, лен,
клен, ель, бедренная кость, нейрон, костная ткань.
Обобщенные понятия: лес, вселенная, вид, род,
семейство, тип, соединительная ткань .)
Логика – наука о правильном мышлении
Задание 1. Найдите логические
ошибки.
А. Софизм «рогатый».
То, что ты не терял, ты имеешь.
Ты не терял рога,
следовательно, они у тебя есть.
Б. Название сосудов отражает тип
крови, которую они несут.
Легочная артерия – сосуд, следовательно, она
несет артериальную кровь.
(А. Логическая ошибка в софизме
«рогатый» состоит в ошибочности первого
постулата. Вещи, которые мы не имели, потерять
невозможно. Б. Название сосудов определяет
движение в них крови, а не степень ее
насыщенности кислородом. Последнее справедливо
лишь для сосудов большого круга кровообращения.
Общее заключается в том, что частное суждение
выдается за общее, справедливое во всех случаях.)
Критичность мышления
Задание 1. Выпишите номера
правильных суждений.
1. Клетки крови образуются в костном
мозге.
2. Рост плечевой кости в длину происходит
благодаря надкостнице.
3. Давление в суставной полости выше
атмосферного.
4. Мышцы пртоивоположного действия называются
мышцами-антагонистами.
5. Иммунная реакция возникает при появлении в
крови антигена.
6. После укуса пчелы надо сделать прививку
проитив бешенства.
7. Больному дифтерией следует ввести
антистолбнячную сыворотку.
8. В вакцине содержатся антитела, вызывающие
пассивный иммунитет.
9. Углекислый газ гуморально влияет на
дыхательный центр.
10. Эмаль переходит в цемент на уровне шейки зуба.
(Правильные суждения – 1, 4, 5, 9, 10.)
Задание 2. Определите правильность
умозаключений. Выпишите ошибочные умозаключения
и объясните причину ошибок.
1. Если у насекомых 6 ног, а у
паукообразных 8, то у:
а) паука-крестовика – 8;
б) чесоточного клеща – 6;
в) бабочки – 6;
г) моли – 6;
д) жука-оленя – 6;
е) таежного клеща – 6.
(Правильные умозаключения – литеры
а, в, г; чесоточный клещ относится к паукообразным
и у него 8 ног; жук-олень – насекомое – 6 ног;
таежный клещ – представитель паукообразных – у
него 8 ног.)
Задание 3. Консервативно ли ваше
мышление? Попробуйте построить из 6 спичек 4
треугольника.
(Четыре треугольника из 6 спичек
невозможно построить в одной плоскости. В
пространстве же эта задача решается легко: надо
построить трехгранную пирамиду.)
ВОЛЯ
Под волей обычно понимают сознательную
саморегуляцию поведения человека,
обеспечивающую преодоление препятствий на пути
к достижению осознанной цели.
Побудительная и тормозная функция
воли
Задание 1. Известно, что
побудительной силой любого действия являются
потребности. Можно ли утверждать, что все
потребности людей полезны? Приведите примеры
вредных потребностей.
(Курение, употребление алкогольных
напитков и пр.)
Задание 2. Анализ волевого акта.
Выберите любого литературного героя и уложите
его действия в приведенную ниже схему.
Этапы волевого акта |
Действия субъекта |
Борьба мотивов (побуждений),
выбор цели |
1 |
Выбор способов действия |
2 |
Осуществление действия |
3 |
Оценка результатов, коррекция |
4 |
(Действия Гамлета.
1. Определить виновность отчима в смерти короля –
отца Гамлета.
2. Сомнения, поиски доказательств за и против
(пока в плане обдумывания).
3. Пригласить актеров и воспроизвести возможную
сцену убийства своего отца. Пронаблюдать за
поведением отчима.
4. Постановка спектакля и убеждение в виновности
отчима, его уничтожение.
Возмездие совершено.)
Задание 3. Дайте определение
внушаемости и негативизма, используя схему.
|
Внушаемость |
Негативизм |
Цель деятельности |
отсутствует |
отсутствует |
Мотивы |
нет |
нет |
Борьба мотивов |
отсутствует |
отсутствует |
Решение |
со стороны |
противоположное навязанному |
Осуществление |
пассивное |
активное |
(Внушаемость – действие
пассивно, навязано извне.
Негативизм – неосознанное действие,
противоположное тому, которое советуют
совершить другие.)
ЭМОЦИИ
Задание. Проанализируйте два
эпизода и определите, в каком из них речь идет об
эмоциональной реакции, а в каком – о чувстве в
узком значении этого слова (эмоциональном
отношении).
А. «Он (Дубровский-старший)
узнал Кириллу Петровича, и ужасное смятение
изобразилось на лице его: багровый румянец
заступил место обыкновенной бледности, глаза
засверкали, он произносил невнятные звуки».(А.С.
Пушкин «Дубровский».)
– Какое чувство внушил Троекуров старику
Дубровскому? Чем было вызвано такое
эмоциональное отношение?
– Какие эмоциональные реакции последовали?
– Какое эмоциональное состояние стало причиной
смерти старика Дубровского?
Б. «Он (гусар, похитивший Дуню) был
чрезвычайно весел, без умолку шутил то с Дунею, то
со смотрителем; насвистывал песни, разговаривал
с проезжими, вписывал их подорожные в почтовую
книгу...»
Об эмоциональном состоянии или об
эмоциональном отношении (чувстве в узком смысле)
идет речь? Есть ли здесь направленность на
определенный объект или она отсутствует? (А.С.
Пушкин «Станционный смотритель».)
(А. Эмоциональные реакции старика
Дубровского при появлении Троекурова: багровый
румянец, глаза засверкали, обморок.
Эмоциональное состояние: аффект, ставший
причиной его смерти. Эмоциональное отношение:
ненависть к Троекурову.
Б. Описаны эмоциональное состояние гусара,
его хорошее настроение: любая деятельность
окрашена положительным эмоциональным тоном,
направленности на какой-то определенный объект
нет.)
ВНИМАНИЕ
Вниманием называется направленность и
сосредоточенность сознания на том или ином виде
деятельности, объекте или событии.
Задание 1. По улице шли две девушки.
Одна собиралась купить шляпку, другая –
босоножки. По пути они рассматривали прохожих.
Почему одна из них смотрела на обувь, а другая –
на головные уборы? Как это можно связать с
учением А.А. Ухтомского о доминанте?
(Поскольку одной нужны были туфли, а
другой шляпка, направленность сознания у обеих
девушек была различна.)
Задание 2. По улице с резкой сиреной
промчалась машина «скорой помощи». Почему
прохожие сразу повернули головы к источнику
резкого звука? В чем причина внимания в этом
случае?
(Переключение внимания на машину
«скорой помощи» было связано с ориентировочным
рефлексом, который по механизму безусловного
торможения отвлек прохожих от их целей
–непроизвольное внимание.)
|