Всероссийская заочная
многопредметная школа – Открытый лицей ВЗМШ при
МГУ им. М.В. Ломоносова
объявляет очередной, 31-й набор на
Биологическое отделение
Зачисление проводится на конкурсной основе
по результатам вступительной работы.
В конкурсе могут принять участие школьники,
которые в этом учебном году занимаются в VIII или IX
классе, независимо от места проживания.
ВЗМШ высылает учащимся пособия и задания по
разным разделам биологии и проверяет их работы.
Обучение для восьмиклассников длится
3 года, для девятиклассников – 2 года.
Вступительное задание Биологического
отделения ОЛ ВЗМШ
1. Как животные защищаются от
паразитов? Постарайтесь предложить как можно
больше разных способов.
2. Многие растения и животные
обитают на поверхности тел других растений или
животных, но не поедают хозяев. В чем могут
состоять преимущества такого образа жизни для
«поселенца»? А для хозяина? По возможности
подтвердите ваши соображения конкретными
примерами.
3. Каждую зиму на пруды одного
греческого фермера, разводящего форель,
прилетают утки и, взмучивая и загрязняя воду,
вредят поголовью рыб. Возмущeнный фермер решил
пожаловаться в посольство страны, откуда эти
утки прилетают. Предложите как можно большее
число способов, с помощью которых он может
определить родину уток.
4. Дети на даче ведут разговор:
– Ты заметил, маму комары почти не
кусают, а папа жалуется на них каждый день и
действительно ходит весь в волдырях!
– Не только заметил, но и придумал несколько
причин этого отличия. Теперь нужно решить, как
проверить разные варианты...
А какие объяснения и способы их проверки можете
предложить вы?
5. Какие свойства микроорганизмов
можно изучать без микроскопа?
6. «Головокружение случается от
голода, при резком подъеме или спуске, в горах, от
кружения на карусели, от потери крови, у
беременных и, наконец, от успехов. Это хороший
пример того, как разные воздействия запускают
один и тот же физиологический механизм», –
считает физиолог доктор Литвинус. Согласны ли вы
с доктором? Чтобы аргументировать свое мнение,
объясните, каковы физиологические механизмы
головокружения в каждом из указанных случаев.
7. Опишите возможные механизмы
действия противоядий (веществ, которые вводятся
в организм, чтобы свести к минимуму негативные
последствия отравления тем или иным ядом).
(Во вступительном задании
использованы материалы Биологической олимпиады
школьников МГУ.)
В ответах можно использовать и факты,
найденные в литературе, и собственные идеи.
Просим для сведений, почерпнутых из книг,
приводить ссылки на источники.
Учащимся VIII классов необходимо решить задачи 1–5;
учащиеся IX классов – задачи 3–7.
Работу следует выполнить на русском языке в
тетради; на обложке укажите свою фамилию, имя,
отчество, полный домашний адрес с индексом, номер
школы и класс, в котором вы учитесь. Вместе с
работой пришлите конверт с маркой и заполненным
адресом (для отправки вам решения приемной
комиссии).
Работа должна быть отправлена не
позднее 30 апреля 2004 г.
Наш адрес: 119234, Москва, Воробьевы
горы, МГУ, ВЗМШ-Биология, конкурс.
|