Елена МИНЬКОВА,
ученица 11«A» класса кадетской школы № 46, г. Пенза
Научный руководитель
И.А. ТОРОПЦЕВА,
учитель биологии
Особенности ВНД и профессиональная
ориентация
Перед каждым выпускником школы стоит
вопрос о выборе профессии. Правильный выбор
профессии в значительной степени связан с
состоянием здоровья и психики человека.
Как писал Дейл Карнеги: «Самая большая
ошибка при поиске работы – не знать, на что
способен. И это в такой области, от которой
зависит ваше будущее благополучие». Зная
возможности, особенности темперамента
выпускника, можно предположить область, в
которой у него успешнее пойдут дела. Опираясь на
свои сильные стороны и развивая слабые, он может
быстрее добиться успеха.
Цель: на основе изучения свойств
нервной системы определить темперамент
испытуемых.
Задачи:
1) определить тип высшей нервной
деятельности (ВНД) у учащихся 11«А» класса;
2) исследовать их темперамент;
3) дать рекомендации по соответствию будущей
профессиональной деятельности выявленному
темпераменту.
Понятие ВНД И.П. Павлов считал
равнозначным понятию «психическая
деятельность». Тип ВНД – это своеобразный
комплекс основных свойств нервных процессов
возбуждения и торможения: их силы,
уравновешенности и подвижности. И.П. Павлов
выделил и охарактеризовал четыре типа ВНД:
I тип – сильный, уравновешенный,
подвижный;
II тип – сильный, уравновешенный,
инертный;
III тип – сильный, неуравновешенный;
IV тип – слабый.
На представлении о типах ВНД
основывается психологическая характеристика
личности. Каждому типу ВНД можно сопоставить
определенный тип темперамента: темперамент
сангвиника соответствует I типу ВНД, холерика
– II типу, флегматика – III типу, меланхолика – IV
типу. Названные четыре типа темперамента в
чистом виде встречаются очень редко, и можно
говорить лишь о преобладании тех или иных черт,
которые могут быть использованы для
практического изучения личности.
Для классификации типов ВНД
воспользуемся стандартной схемой
психофизиологических параметров из
методического пособия кафедры психологии
Пензенского ПГУ им. В.Г. Белинского (1989):
Мы использовали методики,
адаптированные для учащихся, которые не требуют
много времени и просты в обработке полученных
результатов.
Методы исследования
1. Экспресс-анализ по биологическим
признакам.
2. Метод изучения крупной моторики.
3. Теппинг-тест.
4. Сокращенный опросник Б.Я. Первомайского (по
Е.Н. Проницкой).
5. Тест изучения особенностей темперамента
(научная схема/паспорт).
6. Тест определения формулы темпераментной
структуры (по Е.С. Жарикову,
Е.Л. Крушельницкому).
В таблице 1 показаны результаты
нашего исследования и выявленные темпераменты
испытуемых по приложению к опроснику
Б.Я. Первомайского.
Таблица 1. Классификация типов высшей
нервной деятельности
Испытуемые |
Функцио
нирование сигнальных систем |
Свойства НС |
Тип ВНД |
Темперамент |
сила |
уравнове
шенность |
подвиж
ность |
Ольга Ф.
Екатерина К.
Анна Н.
Михаил Т.
Светлана С.
Елена М.
Екатерина Ч.
Наталья У.
Мария В.
Ольга 3.
Ольга В.
Екатерина П.
Светлана М.
Роман М.
Раиса Р.
Диана А. |
2 > 1
2 > 1
1 = 2
1 = 2
1 = 2
1 = 2
1 = 2
1 > 2
1 > 2
1 > 2
1 > 2
1 > 2
1 > 2
1 > 2
1 > 2
1 > 2 |
Сл.
Ср.-сл.
Сл.
Сн.
Сн.
Ср.-сл.
Ср.-сн.
Сл.
Ср.-сл.
Сн.
Сн.
Ср.
Ср.-сл.
Ср.-сл.
Ср.-сн.
Ср.-сн. |
Ур.
Ур.
Нр (В >Т)
Ур.
Ур.
Ур.
Нр (В > Т)
Ур.
Ур.
Нр (В > Т)
Ур.
Ур.
Ур.
УР.
Нр (В > Т)
Нр (Т > В) |
П
И
И
П
И
П
П
И
И
П
П
П
П
И
П
И |
слабый
слабый
слабый
живой
спокойный
спокойный
безудержный
слабый
спокойный
безудержный
живой
живой
живой
спокойный
безудержный
безудержный |
меланхолик
меланхолик
меланхолик
сангвиник
флегматик
флегматик
холерик
меланхолик
флегматик
холерик
сангвиник
сангвиник
сангвиник
флегматик
холерик
холерик |
Чистые типы темпераментов
встречаются очень редко, поэтому темпераментные
структуры каждого испытуемого включают в себя
качества, характерные для различных
темпераментов. Выраженность чистого типа в
структуре характеризовали количеством баллов.
Сопоставление темпераментных структур
проводили по типам, которые стоят на 1- и 2-м месте
по степени выраженности.
Таблица 2. Темпераментная структура
Испытуемые |
Выявленный темперамент |
Самооценка |
Совпадение |
по схеме |
по формуле |
Ольга Ф.
Екатерина К.
Анна Н.
Михаил Т.
Светлана С.
Елена М.
Екатерина Ч.
Наталья У.
Мария В.
Ольга 3.
Ольга В.
Екатерина П.
Светлана М.
Роман М.
Раиса Р.
Диана А. |
меланхолик
меланхолик
меланхолик
сангвиник
флегматик
флегматик
холерик
меланхолик
флегматик
холерик
сангвиник
сангвиник
сангвиник
флегматик
холерик
холерик |
Ф С М Х
14 1110 2
С М Ф Х
20151110
Ф С М Х
1817115
С М/Ф Х
20 10 0
Ф Х М С
1811109
С ФМ X
11108 5
М С Ф X
19 9 8 7
Ф С М Х
1511 6 2
М С Ф Х
18161312
М Ф С Х
2013126
Ф С М Х
1615102
Ф С М Х
1714122
Ф М С Х
201910 3
С Ф М X
1613 12
М Х Ф 15
С 10
С Ф М Х
181510 2 |
С Ф Х М
11 5 4 0
Х М С Ф
9 8 7 1
С Х Ф М
11 7 5 4
Х С Ф М
1412 8 6
С Х Ф М
1110 9 8
С Ф М/ X
11 8 5
Х М С Ф
11 9 6 4
С Ф Х М
9 8 3 0
С Х М Ф
9 7 4 3
С Х М Ф
10 9 7 1
С Ф М Х
9 7 6 5
С Х Ф М
10 9 8 2
С Х ФМ
1310 9 6
СМФ/Х
4 3 2
СХМ/Ф
15 7
С Ф Х М
13 3 2 |
–
+
–
+
+/2
+
+/2
–
–
+/2
+
+
+/2
+/2
+
–
|
Результаты исследования
(табл. 2) показывают, что свойства нервной
системы и определенные на их основе темпераменты
в большинстве случаев совпали с самооценками
испытуемых. Но самооценка субъективна: кто-то из
испытуемых не отмечал свои отрицательные
качества, кто-то завышал их или занижал. Кроме
того, выявить особенности темперамента
наблюдением порой тоже бывает очень трудно, т.к.
они маскируются характером.
Надо иметь в виду, что и одинаковые
темпераменты могут характеризовать разных людей
с разными темпераментной мощностью и
показателями психофизиологических параметров.
Так, среди выявленных нами меланхоликов
Екатерина К. имеет средне-слабую нервную
систему, Ольга Ф. – подвижную, а Анна Н. –
неуравновешенную; у каждой их них сигнальные
системы функционируют по-разному.
Среди сангвиников Михаил Т. и
Ольга В. имеют сильную нервную систему, но у
Михаила Т. логическое и художественное
мышление развиты в равной степени, а у Ольги В.
первая сигнальная система преобладает над
второй. Екатерина П. имеет среднюю нервную
систему, а Светлана М. – средне-слабую. По
мощности проявления темперамента у Михаила Т.
С = 32 балла, у Ольги В. и Екатерины П. С = 24, у
Светланы М. С = 23 балла – это говорит о том, что
у Михаила Т. сангвинический тип темперамента
выражен сильнее.
Из флегматиков только у Светланы С.
сильная нервная система. Также как и у Елены М.
у нее сочетанный тип функционирования
сигнальных систем, но Елена М., в отличие от
других флегматиков, подвижна. Роман М. в
самооценке частично признает себя флегматиком,
Мария В. отрицает это.
Среди выявленных холериков только
Ольга З. имеет сильную нервную систему, у
остальных – средне-сильная. У Екатерины Ч. 1- и
2-я сигнальные системы одинаково активны; у
Дианы А., в отличие от Раисы Р., торможение
преобладает над возбуждением и она инертна.
На основании полученных данных делать
вывод о предполагаемых «зонах успеха» можно лишь
в самых общих чертах. Разные виды деятельности
человека предъявляют к психике разные
требования. Можно говорить лишь о том, насколько
данный темперамент соответствует тому делу,
которым намерен заняться выпускник.
Из данных, приведенных в каталоге
стандартов перспективных работ на российском
рынке труда, и изученной литературы следует, что
можно установить следующие соответствия между
темпераментами и некоторыми областями
деятельности.
Холерик – менеджер в области культуры,
агент по продаже недвижимости, исследователь
рынка, менеджер средств массовой информации.
Сангвиник – педагог, офицер-охранник,
офицер-милиционер.
Флегматик – мастер по компьютерам и
компьютерным сетям, системный аналитик, помощник
юриста, педагог-дефектолог, растениевод.
Меланхолик – геронтолог, домохозяйка,
секретарь со знанием двух языков, консультант по
налогам.
Изложенное выше позволяет
рекомендовать следующие пути адаптации
темперамента к требованиям деятельности:
1) профессиональный отбор там, где пока
невозможна деятельность лиц, которые не обладают
необходимыми свойствами темперамента;
2) преодоление отрицательного влияния
темперамента посредством формирования
положительного отношения к деятельности;
3) управление собственным темпераментом путем
использования положительных его качеств;
4) формирование собственного, индивидуального
стиля деятельности.
Флегматик
Холерик
Сангвиник
Меланхолик
Литература
Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для
тебя и о тебе: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение,
1991.
Дубовый Л.М., Лапин В.А., Умарова Т.А. Исследование
типа ВНД школьника с целью оптимизации учебного
процесса. – Пенза: ПНПИ им. В.Г. Белинского, 1989.
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и
оказывать влияние на людей. – Душанбе: Дониш, 1991.
Краткий психологический словарь /Под
общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.
– М.: Политиздат, 1985.
Небылицын В.Д. Основные свойства
нервной системы человека. – М.: Просвещение, 1966.
Общая психология: Уч. пособие для
студентов пед. ин-тов. // Под ред.
В.В. Богословского и др. – М.: Просвещение, 1981.
Психология индивидуальных различий.
Тесты. – М.: Просвещение, 1982.
Матвиевский В.Я. Все о 120 стандартах
перспективных работ на рынке труда. /В сб. Каталог
стандартов перспективных работ на российском
рынке труда. «Новые концепции. Обзор тенденций на
рынке образования в России». – М.: 1997//Завуч, 2000, №
3–5, 8.
Рисунки А.Проскурина
|