И.А. АКПЕРОВА,
учитель биологии школы № 46, г. Киров
Продолжение. См. № 11, 12/2004
Уроки биологии: развитие, творчество,
комфорт
Задание по составлению схемы можно
предложить и по теме «Половое размножение
цветковых растений». Сначала из текста
учебника (с. 135–136) выбираются понятия,
относящиеся к этому процессу, а затем учащиеся
располагают их в логической последовательности,
например в виде схемы 3.
Установление причинно-следственных
связей
На первом этапе формирования этого
умения учащимся предлагается в тексте учебника найти
ответы на вопросы, начинающиеся со слов:
«Почему...», «Чем объяснить...», «Какой вывод
следует из того, что...».
– Чем можно объяснить большую
активность животных по сравнению с растениями?
(С. 5.)
– Почему некоторые животные накапливают много
жира? (С. 11.)
– Почему митохондрии иногда называют
энергетическими станциями клетки? Почему
растения имеют зеленую окраску? (С. 18.)
– Кровь содержит белок гемоглобин,
следовательно ... Кровь ..., поэтому она красная.
(С. 11.)
– Мембрана клетки пронизана отверстиями –
порами, следовательно ... Клетка живая, потому что
... (С. 16.)
Хороший материал для конструирования
таких предложений можно найти в теме «Ткани
растений и животных».
Более сложной формой мыслительной
деятельности является составление логических
цепочек, имеющих несколько звеньев. Иногда
материал для таких цепочек можно найти в тексте
учебника (о преимуществах полового размножения
– на с. 128, о линьке членистоногих – на с. 93).
Так, сведения о теплокровности птиц (с. 87)
позволят составить довольно сложную
(разветвленную) цепь причин и следствий. В
большинстве же случаев в тексте мы находим 1–2
звена, а остальные звенья учащимся придется
достраивать самостоятельно.
Проблемные вопросы по тексту учебника
Глубокому осмыслению полученной
информации способствуют проблемные вопросы по
тексту. Практически на каждой странице учебника
можно найти материал для составления вопросов.
Прямого ответа на них в тексте нет, но содержится
подсказка, намек на правильный ответ, который
необходимо обнаружить. Для этого придется
рассмотреть текст под иным углом зрения,
проанализировать его, установить новые связи
между понятиями.
– Почему ядро является важнейшей
составной частью клетки? (С. 18.)
– Почему во всех клетках тела, кроме половых,
содержится двойной набор хромосом? Почему
половые клетки имеют половинный набор хромосом?
(С. 19.)
– Почему при повреждении листьев колорадским
жуком урожай картофеля снижается? (С. 52.)
– Почему не рекомендуется употреблять в пищу
грибы, растущие вдоль автодорог? (С. 81.)
– Почему растения обычно запасают углеводы, а
животные – жиры? (Вопрос задается после изучения
особенностей обмена веществ у растений и
животных.) (С. 86.)
– Почему обмен веществ у рыб протекает медленно?
(Ответ на этот вопрос можно оформить в виде
логической цепочки, используя информацию на
с. 71 о содержании кислорода в воде.) (С. 87.)
– Почему змеи и ящерицы при понижении
температуры становятся малоактивными? (С. 87.)
Следует обратить внимание учащихся на
то, что ответы на многие проблемные вопросы
представляют собой цепочки рассуждений, в
которых каждое последующее звено связано с
предыдущим, поэтому, отвечая на такие вопросы, не
следует ограничиваться каким-то одним звеном.
Задание для самостоятельной работы по
теме «Половое размножение растений»
В тексте учебника и на рисунках на
с. 134–137 содержатся намеки и подсказки, с
помощью которых внимательный и вдумчивый ученик
сможет ответить на следующие вопросы.
1. Почему зигота хламидомонады имеет
толстую оболочку?
2. Почему мхи растут во влажных местах?
3. На какой стороне листа папоротника – верхней
или нижней – располагаются спорангии со спорами?
Почему?
4. С точки зрения русского языка тычинка –
женского рода, а пестик – мужского. А с точки
зрения ботаники?
5. Почему цветок – орган полового размножения?
6. Почему оплодотворение у цветковых растений
называется двойным?
7. Почему в плодах вишни и сливы по одному семени,
а в коробочке мака их много?
8. Почему дождливая погода во время цветения
злаков повлияла на урожай ржи, а на урожай
пшеницы не повлияла?
9. Почему у многих растений нектар спрятан далеко
в глубине цветка?
10. Почему душистый табак не могут опылять мухи и
пчелы?
11. Каких насекомых можно увидеть на цветках
гороха?
Информацию учебника можно
использовать и для обучения составлению
проблемных вопросов. Учащимся предлагается
внимательно прочитать текст и сформулировать
вопрос, на который можно получить ответ,
размышляя над этим текстом: «На какие вопросы
может найти ответ в этом тексте думающий
человек?» Тексты учебника позволяют
сформулировать великое множество таких
вопросов.
– Почему большинство моллюсков ведут
малоподвижный образ жизни? Почему у крабов и
раков скелет прочнее, чем у насекомых? (С. 92.)
– Почему растения растут в течение всей жизни, а
рост животных ограничен? (С. 143.)
– Описание ранних стадий дробления (c. 148),
возможно, выведет на вопрос о причинах появления
близнецов.
Если вы возьмете этот прием на
вооружение, приготовьтесь к тому, что ученики
будут часто задавать вопросы, на которые очень
трудно (а порой и невозможно) найти ответ.
Определение понятий
В курсе биологии 6-го класса учащиеся
встречаются с большим количеством новых для них
терминов и понятий. Конечно, уже на первых уроках
мы поясняем, что любая наука, в том числе
биология, имеет свой особый язык, свои термины и
понятия, без знания которых ее невозможно
изучать. Однако не секрет, что обилие «непонятных
слов» некоторых ребят отпугивает.
В учебнике под рубрикой «Запишите в
словарик» перечислен терминологический минимум
по каждой теме, и, надо сказать, к терминам ребята
привыкают довольно быстро. А вот работа по
определению понятий требует основательности и
системности.
Учитывая особенности мышления
шестиклассников, многие понятия в учебнике
вводятся через объяснение смыслового значения
термина, характеристику наиболее заметных
признаков, сравнение с хорошо известным.
Наряду с этим, в учебнике содержится
материал, на котором можно научить определять
понятия через ближайший род и видовые отличия.
При этом возможны следующие приемы работы.
Определения некоторых понятий,
предложенные в учебнике, нуждаются в
незначительной корректировке (добавить родовое
понятие; подобрать более точное слово;
«перевернуть» предложение так, чтобы
определяемое понятие оказалось в начале, а не в
конце).
Можно предложить учащимся
попробовать сформулировать понятия
самостоятельно, опираясь на рисунки учебника или
собственные представления, а затем, обратившись
к тексту, сопоставить с имеющейся там
формулировкой.
И, наконец, самый интересный случай с
точки зрения развития мышления: в тексте есть
характеристика понятия, но слова для его
определения учащимся приходится подбирать
самостоятельно.
Поясним эти приемы на конкретных
примерах
Самая первая тема: «Чем живое
отличается от неживого» (с. 4–5) позволяет
нам использовать разные подходы: определения
понятий питание и раздражимость мы сразу
найдем в тексте, определение понятия выделение легко
сконструируем из двух соседних предложений,
определение понятия размножение придется
слегка усовершенствовать, добавив слово процесс,
а для определения понятия дыхание потребуется
самостоятельная работа мысли.
Тема «Ткани растений и животных».
Рассматривая рисунки учебника с изображением
растительных тканей (с. 31), выявляем различия
(клетки разной формы и размеров), определяем
сходство (везде есть клетки). Задумываемся,
почему клетки одного растения такие разные.
Исходя из полученной информации, предлагаем
учащимся самостоятельно сформулировать, что
такое ткань. Сопоставляем «наше» определение с
определением, данным в учебнике (с. 30), и
выясняем, что нам не удалось увидеть на рисунках.
При знакомстве с понятием орган,
просим ребят привести примеры органов растений и
животных. Что такое орган, они, конечно,
представляют, а вот дать определение понятия
значительно сложнее. Наводящие вопросы («Чем
один орган отличается от другого?» «Почему в
организме имеются разные органы?») помогут
увидеть видовые отличия понятия и
сформулировать определение. Далее, обратившись к
тексту на с. 38, проверим себя и попробуем два
предложения учебника объединить в одно,
включающее в себя все существенные признаки
понятия орган.
Знакомясь с понятием система
органов (с. 46), можно предложить
определение, данное в учебнике, выразить другими
словами по аналогии с определением понятия ткань.
В этом случае определение учебника может быть
видоизменено следующим образом: «Система
органов – это группа органов, взаимосвязанных
выполнением общей функции».
В теме «Питание и пищеварение»
встречается большое количество понятий: питание,
пищеварение, ферменты, пищеварительные железы,
фотосинтез, хищники, паразиты, симбионты,
трупоеды, растительноядные. Материал учебника
по данной теме в значительной мере способствует
развитию аналитико-синтетических умений (поиск
ключевых слов и существенных признаков каждого
понятия и самостоятельное конструирование
определений понятий).
При изучении дыхания
определение понятия можно представить в виде
опорной схемы:
Расшифровка данной схемы поможет
учащимся сформулировать следующее определение
понятия: «Дыхание – это процесс поступления в
организм кислорода, окисления органических
веществ в митохондриях клеток с выделением
энергии и удаления углекислого газа.
образующегося при окислении».
Если в изучаемой теме много новых
терминов, можно предложить учащимся составить
разные предложения с этими словами. Этот прием
позволяет проверить правильность понимания
смысла терминов, помогает установить
взаимосвязи между понятиями и включить их в
общую систему знаний.
– Выделите в определении родовое
понятие и видовые отличия.
– Попробуйте дать это определение другими
словами.
– Приведите примеры, конкретизирующие понятие.
– Сопоставьте новое понятие с уже известными
вам; какие знакомые понятия связаны с новым?
Подобные приемы работы (а их можно с
успехом использовать практически на любом
материале учебника) способствуют глубокому
осмыслению и пониманию учебного материала и
позволяют избежать бессмысленной зубрежки.
Смотреть и видеть... Работа с
иллюстративным материалом учебника
Любой человек, впервые открывающий
учебник «Живой организм», обычно с восхищением
произносит: «Какие красивые рисунки!» Задача
учителя биологии – сделать эти красивые рисунки
«говорящими».
– Какие признаки живого можно увидеть
на рисунках? Какие признаки здесь не показаны?
Как бы изобразили их вы? (С. 4–5.)
– Какая ткань не показана на рисунках? На каких
рисунках ее можно было бы изобразить? Правильно
ли изображена покровная ткань листа? (С. 31.)
– Какую информацию о питании растений можно
получить из рисунка? (С. 59.)
– Все ли части пищеварительной системы собаки
подписаны на рисунке? (С. 63.)
– Какие особенности строения кровеносной
системы можно увидеть на этом рисунке? (С. 76.)
– Соответствует ли описание передвижения
дождевого червя схеме? Какая неточность есть в
подписях к рисунку с изображением мышц дождевого
червя? (С. 99.)
– Найдите в учебнике информацию о развитии
зародышей позвоночных, которую иллюстрируют эти
рисунки? (С. 148–149.)
Учащимся предлагается ряд вопросов,
ответы на которые необходимо увидеть на
рисунках. Дальнейшее чтение текста позволяет
выяснить, насколько правильными оказались
предположения, сделанные на основе рисунков.
Приведем примеры аналитических
вопросов к рисункам по теме «Движение
одноклеточных организмов» (с. 98–99).
– Рассмотрите одноклеточные
организмы, представленные на рисунках. Есть ли
среди них растения?
– Все ли эти организмы способны к движению?
– Все ли они перемещаются с места на место?
– Какие движения для них характерны? (Ползают,
плавают, сувойка поворачивается.)
– Каково значение этих движений?
– Есть ли различия в движении одноклеточных
растений и животных?
Какие особенности строения помогают
этим организмам совершать движения?
– Как бы вы назвали имеющиеся у них
органоиды движения?
– С чем можно сравнить работу ресничек
инфузории?
– С чем можно сравнить работу жгутиков эвглены и
хламидомонады?
– Какой из этих организмов, на ваш взгляд,
передвигается быстрее всех? Почему вы так решили?
– Какие выводы о движении одноклеточных можно
сделать на основе этих рисунков?
– На какие еще вопросы, связанные с движением
одноклеточных, вы бы хотели получить ответ?
При работе с рисунками по теме «Скелет
– опора организма» (с. 92–93) вопросы и
задания могут быть следующими.
– Внимательно рассмотрите рисунки.
Какими прилагательными можно охарактеризовать
изображенные на рисунках объекты? Какое
обобщающее название можно дать этим рисункам?
– Что хотел показать нам художник, изображая на
этих страницах именно эти объекты?
– Попробуйте разделить изображенные объекты на
две группы по разным признакам. (Растительные –
животные; наружные – внутренние; одноклеточные
– многоклеточные.)
– Какими общими признаками обладают все эти
скелетные образования? Почему они именно такие?
Какие функции они выполняют?
– Какие выводы об опорных образованиях можно
сделать, опираясь на эти рисунки?
Рассмотрите рисунки к теме «Растения-хищники»
(с. 64), сформулируйте вопросы, на которые вы
хотели бы получить ответ. Прочитайте текст. На
какие вопросы вам удалось найти ответ в тексте, а
на какие – нет? На какие вопросы можно найти
ответ на рисунках?
Продолжение следует
|