|
||
Группа 1. ГолодГОЛОД И ЖЕЛУДОК Голод – это общее ощущение, локализованное в области желудка. Он возникает, когда желудок пуст, и исчезает при наполнении его пищей. В отсутствие пищи происходят сильные сокращения желудка, которые улавливаются механорецепторами стенок. Народная мудрость иллюстрирует это следующими пословицами.
(Учащиеся записывают в тетради определение понятия «голод», зарисовывают начало схемы рефлекторной дуги состояния голода.) Глюкостатическая гипотеза Растворенная в крови глюкоза играет центральную роль в возникновении чувства голода. В промежуточном мозге, печени, желудке и тонком кишечнике существуют глюкорецепторы, реагирующие на уменьшение доступности глюкозы для клеток тела и способствующие возникновению чувства голода и развитию пищедобывательного поведения. В теле начинает циркулировать так называемая «голодная кровь». Клетки коры головного мозга особенно чувствительны к нехватке глюкозы. Все это иллюстрируют следующие пословицы.
(Учащиеся дополняют схему рефлекторной дуги состояния голода с учетом новой информации.) Термостатическая гипотеза Снижение общей теплопродукции организма также приводит к возникновению чувства голода. Голодный человек быстрее замерзает. В клетках заканчивается «клеточное топливо» – пища, а значит, снижается выработка энергии в виде АТФ, часть которой расходуется на выработку тепла. Все это иллюстрируют следующие пословицы.
(Учащиеся записывают в тетради уравнения дыхания.) Липостатическая гипотеза Энергетический баланс и у людей, и у животных поддерживается при условии соответствия поступления энергии с пищей ее расходу на мышечную работу, химические процессы (рост, восстановление тканей) и потерю тепла. При избыточном питании образуются жировые отложения, и вес тела растет; при недостаточном – жировые отложения расходуются, вес падает. Дефицит энергии ведет к утрате работоспособности и в конечном итоге к смерти. Все это иллюстрируют следующие пословицы.
(Учащиеся работают с уравнением дыхания. Учитель кратко обобщает информацию, изложенную учащимися, с привлечением схем и таблиц.) Разгрузочная пауза(Работа с репродукцией картины В.Перова «Чаепитие в Мытищах».) Учитель. Сегодня у нас в классе вы видите две репродукции картин замечательного русского художника Василия Перова. Как вы думаете, почему я выбрала для иллюстрации сегодняшней темы урока именно эту картину? (Обсуждение. Рефлексия.) Да, вы правы. На полотне «Чаепитие в Мытищах» присутствуют Голод в лице стоящих рядом нищих – босоногого мальчика и солдата, калеки с боевой наградой на старой шинели, и Сытость в лице самодовольного священника, который пьет чай за столиком на свежем воздухе. Сытость не замечает Голода. Как тут не вспомнить еще одну пословицу из сборника В.Даля: «Сытый голодному не товарищ». Группа 2. СытостьПРЕАБСОРТИВНАЯ СЫТОСТЬ. РОТОВАЯ ПОЛОСТЬ Совокупность процессов, заставляющих завершить процесс поглощения пищи, называется насыщением. Ощущение сытости, как известно каждому, это нечто большее, чем просто исчезновение голода; к его уникальным проявлениям (некоторые из которых связаны с положительными эмоциями) относится, например, ощущение полноты желудка, если съедено слишком много. Насыщение может быть обусловлено самим фактом пребывания пищи в ротовой полости за счет стимуляции обонятельных и вкусовых рецепторов и механорецепторов носа, рта, глотки и пищевода в ходе потребления пищи и, возможно, процесса жевания. Поэтому диетологи рекомендуют откусывать небольшие куски пищи, жевать не торопясь, подольше, чтобы ощущение сытости наступило быстрее. Сытость, наступающая до момента поступления питательных веществ непосредственно в кровь (до всасывания питательных веществ в кишечнике), называется преабсорбтивной. Положительные эмоции, связанные с приемом пищи, способствуют благодушному настроению. В этот момент у человека можно попросить что-то, в чем было бы отказано голодным, или сказанная в момент приема пищи неприятность сгладится благодушным настроением едока. Все это иллюстрируют следующие пословицы.
(Учащиеся записывают в тетради определения понятий сытости (насыщения), зарисовывают начало рефлекторной дуги.) ПРЕАБСОРТИВНАЯ СЫТОСТЬ. ЖЕЛУДОК Одним из факторов преабсорбтивного насыщения является растяжение пищей желудка и соседних частей кишечника. Заполнение может проходить чем угодно. Степень компенсации зависит при этом не от питательной ценности пищи, а от объема исходного содержимого желудка и времени его введения. Ощущение полноты желудка связано с положительными эмоциями. К действию названных выше факторов добавляются эффекты локализованных в желудке и верхней части тонкой кишки хеморецепторов, по-видимому, чувствительных к содержанию глюкозы и аминокислот в пище. Все это иллюстрируют следующие пословицы.
Пищеварение сопровождается и другими энтероцептивными сенсорными процессами, роль которых не менее важна. Повышение доступности глюкозы, возрастание теплопродукции при переваривании пищи и изменение метаболизма жиров влияют на соответствующие центральные рецепторы; эти эффекты противоположны процессам, вызывающим голод. Известно, что повышение температуры тела, особенно в холодное время года, вызывает сонливость. Кроме того, перераспределение кровотока при пищеварении (в большем объеме крови нуждается пищеварительный тракт) вызывает отток крови от других органов, включая и головной мозг. Сказанное можно представить следующей последовательностью: пища --> пищеварительный тракт --> переваривание пищи --> возрастание теплопродукции --> сонливость, или: пища --> пищеварительный тракт --> перераспределение кровотока --> отток крови от коры головного мозга --> снижение мыслительных способностей. Все это иллюстрируют следующие пословицы.
(Учащиеся зарисовывают в тетради последовательности процессов.) Разгрузочная паузаЧтение стихов о голоде и сытости (например, из книги Владимира Орлова «Прочтите взрослым», см. Приложение 10). Группа 3. АппетитЭмоциональное ощущение, связанное со стремлением к потреблению пищи, обозначают термином «аппетит». Это ощущение может быть частью чувства голода, но может возникать и независимо от физиологических потребностей. Нередко аппетит отражает врожденную или приобретенную индивидуальную склонность к определенным продуктам питания. Такое предпочтение, как и отвращение (часто очень стойкое) к некоторым видам пищи, определяется доступностью данного ее вида в конкретном регионе и модифицируется особыми чертами индивидуальной культуры, обычно уходящими корнями в религию. К основным элементам «аппетитности» блюда относятся запах, вкус, консистенция, температура, способ приготовления и сервировки, а также наше аффективное отношение к нему. Все это можно иллюстрировать следующими пословицами.
(Народные традиции встречать Масленицу блинами, именины пирогами, а в пост не есть скоромную пищу (только растительную).
(Само созерцание еды у голодного человека сопровождается обильным слюно- и сокоотделением.)
(«Кто не работает – тот не ест». Тяжелый крестьянский труд требовал большого количества пищи, отсюда непривередливость в еде. Напротив, бездельники обычно жалуются на отсутствие аппетита.)
(У мусульман не принято употреблять свинину. Большое количество жира на поверхности русских щей задерживает испарение воды, поэтому пара не видно.) (Учащиеся записывают в тетради определение термина «аппетит».) Учитель. Условия, при которых возникает чувство голода – это до некоторой степени индивидуальная особенность. Есть или не есть? Что есть и когда? Решение этих вопросов в значительной степени зависит от высших интегративных функций коры больших полушарий. На наш выбор оказывают влияние и социальные моменты. При обилии и разнообразии доступных пищевых продуктов люди, по крайней мере в большинстве развитых стран, решают не только когда следует начинать есть, но и что именно есть, как долго и когда нужно остановиться. Эти часто неосознаваемые решения, связанные с принятием пищи, нередко бывают причиной таких нарушений аппетита, как его полная потеря (анорексия) или, наоборот, «волчий аппетит» (гипербулимия). (Термины помещаются на магнитной доске.) Подобные расстройства не наблюдаются у лабораторных или диких животных, хотя чрезмерное потребление пищи можно иногда вызывать в эксперименте с помощью слабого хронического болевого раздражения (источником его может быть, например, скрепка на хвосте у крысы) или наблюдать крыс и мышей с наследственной формой ожирения. Структурные компоненты системы, регулирующей аппетит, выделить гораздо труднее, чем элементы систем терморегуляции или поддержания нормального кровяного давления. Пока неизвестно даже, от какого именно фактора (или факторов) зависит установление «заданного уровня» аппетита. (Учащиеся записывают в тетради определения понятий «анорексия» и «гипербулимия».) Рациональное питаниеИзвестный врач-психотерапевт Владимир Леви в своей книге «Везет же людям…(Психология здоровья)» предлагает следующие заповеди рационального питания, которые автор назвал «Как есть, чтобы жить. Десять заповедей пострадавшего». (Заповеди помещены на информационные листы.) 1. Без насилия. Не есть, если не хочется и то, что не хочется. И не заставляйте других. Не навязывайте – ни себе, ни другому! Ребенку – ни в коем случае. Свобода в еде священна. Уточнение для пищи лекарственной. Кое-что заведомо полезное (лимон, кислые ягоды, лук, чеснок…) – желательно, пусть и невкусно, и кисло… Лекарства не обязаны быть приятными. Но если очень не хочется, то не нужно. 2. Если хочется, – не лучше ли воздержаться?.. Не спорьте со своими вкусами, только с привычками. 3. Не есть до полного насыщения. Лучше недоесть, чем переесть. 4. Лучше часто и понемногу, чем редко и помногу. 5. Всякую еду да оплатят мускулы. Всякая пища должна даваться физическими усилиями, особенно пища животная. Воздержанность в еде нужна прежде всего людям умственного труда. Уточнение для учащихся и ученых. При особо напряженной сидячей работе (подготовка к экзаменам, работа над книгой, шахматный турнир и т.п.) некоторым людям требуется больше калорийной пищи, чем обычно. Но в таких случаях как раз особо необходимо одновременно повысить и физическую активность! 6. Свежий воздух – превосходнейшая из приправ. 7. Лучше теплое, чем холодное. Лучше
холодное, чем горячее. 8. Разнообразие – стратегия, однообразие – тактика. Пища должна быть разнообразной, но одномоментно лучше потреблять либо только углеводы, либо только белки, либо только жиры (теория раздельного питания). 9. Естественность – прежде всего. Для всякой хозяйки, всякой пищи и всякого животного – чем проще обработка и готовка, тем лучше. Но, конечно, со многими вкусными исключениями как для продуктов, так и для животов. 10. Пища свята. Без просвещенного, духовного отношения к пище нельзя и помышлять о здоровье. Разгрузочная пауза.Чтение стихов из книги Владимира Орлова о диетах (см. Приложение 11). 5. Закрепление учебного материалаУчитель читает отрывок из книги В.Леви (см. Приложение). Каким нарушением пищевого поведения страдала автор письма? (Гипербулимией – волчьим аппетитом.) С какой народной традицией связаны следующие пословицы из книги В.Даля?
(На Руси, прежде чем нанять на работу человека, ему давали поесть. Если человек ел с аппетитом и много, его брали на работу. Если нет – отказывали. Считалось, что как человек ест, так он и работает.) Попробуйте объяснить солдатскую пословицу: «Гуща, опара – по рядам направо, а ты, молочко, постой». (Молоко – пища близкая к идеальной. Содержит около 100 легкоусвояемых веществ, в том числе белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Однако, эта пища больше подходит детям, а не взрослым, т.к. с возрастом снижается выработка фермента лактазы, расщепляющего молочный сахар лактозу.) Какие заповеди рационального питания по Владимиру Леви иллюстрируют: – басня «Демьянова уха»? (Первую: «Без насилия».) – пословица «Ешь вполсыта, пей вполпьяна, проживешь век дополна»? (Третью: «Не есть до полного насыщения».) – пословицы «Голо, голо, а луковку во щи надо» и «Кто ест лук, того бог избавит от вечных мук»? (Уточнение для пищи лекарственной в первой заповеди.) – пословицы «Как проголодался, так и догадался» и «Сытое брюхо на ученье глухо»? (Пятую: «Всякую еду да оплатят мускулы».) – пословицы «Коли ем (Покуда ем), так глух и нем» и «Есть и читать вместе – память проглотишь»? (Десятую: «Пища свята».) Попробуйте объяснить пословицу «Как придет беда, не пойдет на ум еда». (Среди факторов, влияющих на желудочную секрецию, существенное значение имеют эмоциональное возбуждение и стресс. Вероятно, именно в этих случаях проявляются адренэргические влияния на желудочную секрецию. Показано, что активация симпатоадреналовой системы может приводить к угнетению секреции HCl. Вместе с тем, известно, что если одни виды эмоционального возбуждения (страх, тоска) вызывают торможение, то другие (раздражение, ярость) – усиление секреторной функции желудка.) 6. ВыводыИтак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с физиологическими механизмами возникновения таких чувств, как голод, сытость, аппетит, узнали о правилах рационального питания. Помогла нам в этом мудрость нашего народа, бережно, по крупицам, собранная в течение многих лет замечательным русским ученым, врачом и писателем Владимиром Ивановичем Далем. Хочется надеяться, что сегодняшний урок побудит вас бережнее относится к собственному здоровью. Приложение 1
Продолжение следует
|