В.Г.СМЕЛОВА,
учитель биологии МОУ СОШ № 7,
г. Ноябрьск, ЯНАО
Продолжение. См. № 20/2004
«Сытое брюхо на ученье глухо»
Урок о физиологии голода и сытости на
основе русских пословиц и поговорок, собранных
В.И. Далем
Приложение 2
Владимир Иванович Даль родился 10
ноября 1801 г. на Украине, в Луганске. На
Английской улице, в небольшом одноэтажном
домике, окруженном казармами, халупами,
землянками первых заводских рабочих литейного
завода, прошло его детство. Здесь зародилась
любовь к отчему краю, которую он пронес через всю
свою долгую жизнь, выбрав себе впоследствии
литературный псевдоним Казак Луганский.
Отец его, датчанин Иоганн Христиан
Даль, ученый, владевший многими языками, был
приглашен в Россию Екатериной II и определен
придворным библиотекарем. Однако в этой
должности он пробыл недолго и уехал в Германию.
Там он окончил медицинский факультет
университета в Йене, после чего вернулся в Россию
врачом. В Луганске он служил лекарем горного
ведомства, при котором создал первый лазарет для
рабочих.
После окончания Морского кадетского
корпуса В.Даль служил мичманом сначала на
Черноморском, а затем на Балтийском флоте. Однако
пытливый ум побуждал его к дальнейшему
совершенствованию. «Я почувствовал
необходимость в основательном учении, в
образовании, дабы быть на свете полезным
человеком», – так объяснял свою жизненную
позицию сам В.Даль.
Он оставил флот и поступил в Дерптский
университет на медицинский факультет. Вместе с
Далем на этом факультете учились будущие
знаменитости – хирурги Н.Пирогов и Ф.Иноземцев,
терапевт Г.Сокольский, физиологи А.Филомафитский
и А.Загорский.
Досрочно защитив докторскую
диссертацию, Даль участвовал в Русско-турецкой
войне (1828–1829 гг.), вместе с русской армией
совершил переход через Балканы, оперируя раненых
в палаточных госпиталях и на полях сражений.
Награжденный орденами и медалями, в
1832 г. Даль стал ординатором Петербургского
военно-сухопутного госпиталя. Здесь он заслужил
славу прекрасного хирурга-офтальмолога и стал
медицинской знаменитостью Петербурга.
В это время он близко сошелся с
Пушкиным, Жуковским, Крыловым, Гоголем,
Некрасовым, Лажечниковым. Первый его
литературный опыт («Русские сказки. Пяток
первый». – Санкт-Петербург, 1832 – пересказ
народных сказок) обнаружил его этнографические
наклонности.
Известны также научные исследования
Даля по организации медицинской службы на театре
военных действий, по гомеопатии и фармакологии.
Одна из первых опубликованных (и первая,
подписанная псевдонимом Казак Луганский) статей
Даля «Слово медика к больным и здоровым»
остается актуальной и в настоящее время.
Основное внимание в ней Даль обращает на
необходимость правильного образа жизни: «Тот,
кто в движении и не наедается досыта, реже
нуждается в пособии врача».
Друг Пушкина, Даль делил с поэтом все
тяготы нелегких путешествий по дорогам России:
они вместе ездили по местам движения Пугачева.
Восхищенный сказками Даля, Пушкин подарил ему
рукописный текст одной из своих сказок с
дарственной надписью «Сказочнику Казаку
Луганскому – сказочник Александр Пушкин».
Сейчас мало кто знает, что первая сказка нашего
детства «Курочка Ряба» тоже принадлежит
сказочнику Казаку Луганскому.
В трагические январские дни 1837 г.
Даль как близкий друг поэта и как врач ухаживал
за смертельно раненым Пушкиным. К Далю были
обращены слова умирающего Пушкина: «Жизнь
кончена...». Даль принимал участие и во вскрытии
тела поэта; в акте о причине смерти им написано:
«Рана относится, безусловно, к смертельным...»
Медицина была лишь частью
многогранной деятельности Даля. Сейчас многие
знают его лишь как автора «Толкового словаря
живого великорусского языка». Современники же
знали Даля прежде всего как Казака Луганского. В
1830–1840-х гг. он был самым популярным
бытописателем, автором 100 очерков русской жизни,
которые печатались в «Отечественных записках» и
в других столичных журналах. Его писательскую
деятельность высоко оценивали А.Пушкин,
И.Тургенев, В.Белинский, Н.Добролюбов. В 1845 г.
Белинский писал о Дале: «После Гоголя это до сих
пор решительно первый талант в русской
литературе».
Даль был еще и естествоиспытателем –
им написаны два учебника: «Ботаника» и
«Зоология». В 1838 г. В.Даля избрали
членом-корреспондентом Санкт-Петербургской
Академии наук по отделению естественных наук. А в
«Литературной газете», издававшейся в то время в
Петербурге, неутомимый Даль вел раздел
«Зверинец», в котором печатались его рассказы о
животных.
«Толковый словарь живого
великорусского языка» В.Даля – дело всей его
жизни. Это собрание нравственного, философского,
житейского, фольклорного опыта, отражающее
многовековую историю русского языка. Сам же он о
своем труде сказал просто: «Я любил отчизну свою
и принес ей должную мною крупицу по силам». Но
какова же эта «крупица»?
Владимир Крупин, один из далеведов, в
юбилейной статье к 180-летию со дня рождения В.Даля
писал: «...всегда нам в укор будет то, что одиночка
Даль свершил труд, равный труду многих
десятилетий иного гуманитарного института с его
могучим коллективом и современными средствами
науки и техники». А известный современный
писатель Андрей Битов назвал Даля Магелланом,
«...переплывшим русский язык от А до Я.
Представить себе, что это проделал один человек,
невозможно, но только так и было».
За полвека Даль объяснил и снабдил
примерами около 200 тыс. слов, собрал более
37 тыс. пословиц русского народа! А ведь он еще
служил, врачевал, занимался научной и
писательской деятельностью.
К моменту завершения работы над
словарем здоровье Даля было основательно
подорвано. «Казалось бы, – пишет П.И.
Мельников-Печерский, – с окончанием
долговременных и тяжелых трудов здоровье
Владимира Ивановича должно было если не
восстановиться, то хоть поправиться. Вышло
наоборот... Долговременная привычка к
постоянному труду, вдруг прекратившемуся, вредно
повлияла на здоровье великого трудолюбца». 22
сентября 1872 г. В.Даль скончался. Он похоронен в
Москве на Ваганьковском кладбище.
Приложение 3
Группа «Голод»
1. Выберите из Приложения 1
пословицы, которые связаны с голодом.
2. Изучите предложенную информацию,
сопоставив ее с рис. 1. Для облегчения работы и
убыстрения процесса распределите
информационные листы между членами группы.
Информационный лист «Желудок и
голод»
Субъективный опыт подсказывает, что
голод – это общее ощущение, локализованное в
области желудка (или проецируемое туда). Он
возникает, когда желудок пуст, и исчезает при его
наполнении пищей (появляется ощущение сытости).
Некоторые первые исследователи этой проблемы
постулировали, что голод вызывается
сокращениями пустого желудка. Эта точка зрения
подтверждается тем, что помимо обычной моторики
желудка, сопровождающей переваривание и
транспорт пищи, наблюдаются более сильные его
сокращения в отсутствие последней, причем это
коррелирует с ощущением голода. Такие сокращения
могут восприниматься механорецепторами стенки
желудка.
Однако переоценивать значение
сокращений пустого желудка нельзя; при его
экспериментальной денервации или хирургическом
удалении у животных их пищевое поведение
практически не меняется. Сокращения пустого
желудка – один из факторов возникновения голода,
однако совершенно необязательный.
Задания
1. Найдите на рис. 1 ту часть, которая
иллюстрирует данный текст.
2. Выберите из отобранных пословиц те,
которые иллюстрируют эту информацию.
3. Поделитесь изученной информацией с
группой. Подготовьте краткое выступление по
изученному вопросу в классе.
Информационный лист
«Глюкостатическая гипотеза»
Растворенная в крови глюкоза,
вероятно, играет центральную роль в возбуждении
чувства голода. Как показывают опыты, уменьшение
доступности глюкозы для клеток (но не ее уровня в
крови) тесно коррелирует с мощными сокращениями
желудка и ощущением голода. Был сделан вывод, что
это основная его причина.
Глюкостатическая гипотеза голода в
дальнейшем была подкреплена различными
экспериментальными данными, свидетельствующими
о существовании в промежуточном мозге, печени,
желудке и тонком кишечнике глюкорецепторов.
Например, если ввести мыши золото-тиоглюкозу
(золото – клеточный яд), это вызовет разрушение
многих клеток промежуточного мозга; очевидно,
они поглощают особенно много глюкозы. Следствием
этого становятся серьезные нарушения пищевого
поведения. Таким образом, центральные
глюкорецепторы реагируют на снижение
доступности глюкозы, способствуя возникновению
голода.
Задания
1. Ответьте на следующие вопросы. Что
такое глюкорецепторы? Где они находятся? На что
реагируют?
2. Найдите на рис. 1 ту часть, которая
иллюстрирует данный текст. Внимательно
рассмотрите ход событий.
3. Рассмотрите рис. 2. Что заставило кота
гоняться за мышью? Что такое «голодная» кровь?
4. Рассмотрите рис. 3. Ознакомьтесь с
верхней частью схемы «Состояние голода». Где
находится центр голода? Какая часть головного
мозга ответственна за пищедобывательное
поведение?
Рис. 3. А – раздражение рецепторов
ротовой полости и желудка;
Б – функциональные взаимодействия медиального и
латерального отделов гипоталамуса в состоянии
голода и после приема пищи; К – кора головного
мозга, Гт – гипоталамус, Ж – желудок, Яз – язык,
Па – пищевая афферентация (чувствительные
нейроны)
5. Выберите из списка пословиц те,
которые иллюстрируют глюкостатическую гипотезу.
Если это задание вызовет у вас затруднения, то
вспомните, что нейроны (к которым относятся и
клетки коры головного мозга, отвечающие за
мышление) в качестве источника энергии
используют исключительно глюкозу.
6. Поделитесь изученной информацией с
группой. Подготовьте краткое выступление по
изученному вопросу в классе.
Информационный лист
«Термостатическая гипотеза»
Термостатическая гипотеза
возникновения голода менее убедительна, чем
глюкостатическая. Она основывается на известном
наблюдении: теплокровные потребляют пищу в
количестве, обратно пропорциональном
температуре окружающей среды. Внутренние
терморецепторы организма могли бы служить
датчиками, обеспечивающими интеграцию его
общего энергетического баланса. Тогда снижение
общей теплопродукции запускало бы через них
ощущение голода. Экспериментально показано, что
локальное охлаждение или нагревание
промежуточного мозга, где локализованы
центральные терморецепторы, вызывает изменение
пищевого поведения в соответствии с данной
гипотезой; нельзя, однако, исключать иной, менее
специфической интерпретации этих фактов.
Задания
1. Рассмотрите уже знакомое вам
уравнение реакции дыхания:
2. На что расходуется энергия АТФ,
образующегося при дыхании (питании)?
3. Если нет питательных веществ, что
происходит с теплопродукцией организма
(увеличивается она или уменьшается)?
4. Рассмотрите ту часть рис. 1,
которая иллюстрирует предложенную информацию.
5. Выберите из пословиц те, которые
иллюстрируют этот процесс.
6. Поделитесь изученной информацией с
группой. Подготовьте краткое выступление по
изученному вопросу в классе.
Информационный лист
«Липостатическая гипотеза»
Энергетический баланс и у людей, и у
животных поддерживается при условии
соответствия поступления энергии с пищей ее
расходованию на мышечную работу, химические
процессы (рост, восстановление тканей) и потерю
тепла. При избыточном питании образуются жировые
отложения и вес тела растет; при недостаточном –
жировые отложения расходуются, вес падает,
дефицит энергии ведет к утрате
работоспособности и в конечном итоге к смерти.
Если бы существовали липорецепторы, об
отклонениях от идеального веса сигнализировали
бы промежуточные продукты метаболизма жиров,
интерпретируемые организмом как сигналы голода
и сытости.
Существуют убедительные
экспериментальные свидетельства в пользу такой
липостатической гипотезы, в том числе наблюдения
за животными, которые после принудительного
кормления едят меньше контрольных, пока жировые
отложения не исчезнут.
Задания
1. Рассмотрите уже знакомое вам
уравнение реакции дыхания:
2. На что расходуется энергия АТФ,
образующегося при дыхании (питании)?
3. Сможет ли голодный человек работать?
Если не сможет, то почему?
4. Выберите из пословиц те, которые
иллюстрируют этот процесс.
5. Поделитесь изученной информацией с
группой. Подготовьте краткое выступление по
изученному вопросу в классе.
Приложение 4
Группа «Сытость»
1. Выберите из предложенных пословиц
те, которые связаны с чувством сытости.
2. Изучите предложенную информацию,
сопоставив ее с рис. 4. Для облегчения работы и
убыстрения процесса распределите
информационные листы между членами группы.
Информационный лист
«Преабсорбтивная сытость. Ротовая полость»
Процесс поглощения пищи у человека и
животных обычно прекращается задолго до того,
как в результате ее переваривания исчезает
дефицит энергии, приведший к появлению голода и
началу питания. Сумма процессов, заставляющих
завершить его, называется насыщением. Ощущение
сытости, как известно каждому, – это нечто
большее, чем просто исчезновение голода; к его
уникальным проявлениям (некоторые из которых
связаны с положительными эмоциями) относится,
например, ощущение полноты желудка, если съедено
слишком много. Ощущение сытости постепенно
проходит и после «нейтрального» периода вновь
сменяется голодом. Таким образом, напрашивается
вывод, что сначала происходит преабсорбтивное
насыщение (результат собственно процесса
поглощения пищи), а затем постабсорбтивная
сытость предупреждает немедленное
возобновление голода.
Животные с фистулой пищевода поедают
корм существенно дольше, чем до операции, и снова
начинают есть через более короткие интервалы
времени, однако и они в определенный момент
спонтанно прекращают питаться. Так как пища в
этих условиях не попадает в желудок, насыщение
могло бы быть обусловлено не его состоянием, а
стимуляцией обонятельных и вкусовых рецепторов
и механорецепторов носа, рта, глотки и пищевода в
ходе потребления пищи и, возможно, процесса
жевания. Однако накопленные к настоящему времени
данные наводят на мысль о незначительном влиянии
этих факторов на возникновение и сохранение
сытости.
Задания
1. Рассмотрите рис. 4. Найдите ту его
часть, которая соответствует вышеизложенной
информации.
2. Как вы думаете, почему диетологи
советуют есть не торопясь? С чем это может быть
связано?
3. Выберите из пословиц те, которые
иллюстрируют этот процесс.
4. Поделитесь изученной информацией с группой.
Подготовьте краткое выступление по изученному
вопросу в классе.
Продолжение следует
|