Н.Л. ПОСТНИКОВА,
Центр образования № 1678
«Восточное Дегунино», г. Москва
Международный симпозиум по вопросам
охраны окружающей среды
Ролевая игра
Ведущий. Дамы и господа! Мне выпала
честь открыть наш симпозиум, посвященный
вопросам окружающей среды.
Воздух, которым мы дышим, земля, на которой мы
живем, вода, которую мы пьем, – это все части
окружающей нас среды. Сегодня человечество
озабочено проблемами охраны природы и поиском
путей их решения. На нашем симпозиуме мы
познакомимся с мнениями разных специалистов по
актуальным вопросам охраны окружающей среды.
Предоставим им слово.
Эколог. Все проблемы Земли можно
разделить на две группы: глобальные и локальные.
Среди глобальных проблем мы можем выделить три
основных: парниковый эффект, кислотные дожди,
разрушение озонового слоя. (Демонстрирует
соответствующие иллюстрации.)
Промышленные предприятия и быстро растущий
транспорт при сжигании природного топлива
выбрасывают в воздух большое количество
углекислого и некоторых других газов. Эти газы
образуют вокруг Земли «одеяло», прозрачное для
солнечных лучей, которые проходят сквозь него и
нагревают Землю. Нагретая Земля теряет тепло в
виде инфракрасного (теплового) излучения, для
которого «одеяло» парниковых газов не прозрачно.
Поэтому излучение Земли поглощается атмосферой
и приводит к ее нагреванию.
Это нагревание незначительно, когда газовый
состав атмосферы близок к норме, определяемой
активностью природных процессов. Деятельность
человека приводит к нарушению баланса в составе
атмосферы. Оно сопровождается потеплением
климата, таянием ледников и повышением уровня
Мирового океана. «Одеяло», образованное
углекислым и некоторыми другими газами
действует как прозрачный теплоизолятор, т.е. как
стекло или пленка в парнике, поэтому этот эффект
назвали «парниковым».
Промышленник. Но мы же не можем
остановить все заводы или отказаться от
автотранспорта!
Эколог. Конечно, нет. Но мы вполне
можем уменьшить количество углекислого газа,
выбрасываемого заводами и машинами.
Представитель
сельскохозяйственного предприятия. Я
представляю агротехнический комплекс. Не могли
бы вы объяснить, почему в последние годы мы
теряем большую часть урожая. После дождей
растения будто сгорают.
Эколог. Это следствие кислотных
дождей, представляющих другую глобальную
проблему. Выбросы заводов и фабрик содержат
оксиды азота и серы. В воздухе они соединяются с
парами воды, образуя кислоты, и проливаются на
Землю в виде кислотных дождей, губительно
действующих на все живое.
Еще одна проблема – уменьшение концентрации
озона в верхних слоях атмосферы.
В последние годы людям все чаще рекомендуют не
находиться на открытом солнце, потому что
ультрафиолетовая радиация может вызвать ожоги и
рак кожи. В нормальном состоянии озоновый слой
атмосферы защищает нас от этой радиации. Однако
при уменьшении его толщины или образовании в нем
«дыр», интенсивность ультрафиолетовой радиации
у поверхности Земли значительно возрастает.
«Дыры» в озоновом слое – результат загрязнения
воздуха, в частности газом фреоном, широко
использовавшимся в быту в конце прошлого века.
Ведущий. Это проблемы глобальные. С
локальными проблемами нас ознакомит
региональный эколог.
Региональный эколог. Проблемы
охраны окружающей среды необходимо решать в
каждом регионе. Нет ни одного океана, ни одного
моря, которые бы не использовались как свалки.
Многие моря используются как свалки
промышленных и ядерных отходов. Яды отходов
отравляют рыбу и морских животных, в том числе и
используемых в пищу человеком.
К региональным проблемам относятся и шум
транспорта, заводов, разрушение дикой природы и
красоты природных ландшафтов.
Эколог. Не могли бы вы привести
данные, подтверждающие серьезность проблем для
какого-либо крупного региона, например, для
Москвы.
Региональный эколог. Конечно.
Толщина слоя загрязненного воздуха над Москвой
составляет 1,5–2 км. В атмосферу города
ежегодно выбрасывается более 1,2 млн т
загрязняющих веществ. Содержание токсических
веществ в воздухе Москвы превышает предельно
допустимые концентрации в 4–5 раз, а на некоторых
участках дорог – в 30 раз. Любой житель Москвы
скажет, что изменился и микроклимат города.
В центре Москвы среднегодовая температура на 3–4
градуса выше, чем в пригороде; в 4–6 раз больше
туманных и пасмурных дней. Из-за смога Москва
получает на 14% меньше прямой солнечной радиации,
чем Подмосковье, а при снижении солнечной
активности возрастает опасность
распространения эпидемических заболеваний.
Чистая вода облаков и дождевая вода имеют
показатель кислотности рН 5,6–5,7, а современные
дожди по этому показателю соответствуют сухому
вину или даже столовому уксусу (рН 2,5–3). От
шумового загрязнения в Москве страдают 3,2 млн
человек, т.е. 36% населения.
Ведущий. Ситуация, конечно,
тяжелая, но люди и сами ухудшают свою жизнь. Любой
москвич – кандидат на занесение в Книгу рекордов
Гиннесса как потребляющий в сутки более 500 л
чистой воды. А ведь запасы пресной воды на Земле
ограниченны.
Региональный эколог. Я мог бы
добавить, что на одного жителя Москвы приходится
300–320 кг бытового мусора в год. Вокруг города
растут искусственные горы, ведь большая часть
мусора не утилизируется.
Ведущий. Да, проблемы очень
серьезные, но их надо как-то решать.
Природоохранная деятельность уходит своими
корнями в далекие от нас времена. С историей
охраны природы нас познакомит историк.
Историк. Истоки деятельности
человека по охране природы уходят в глубокую
древность. Давайте вспомним ее важнейшие этапы. (Демонстрирует
таблицу.)
Таблица 1. Природоохранная
деятельность в истории человечества
Время |
Государство |
Меры по охране природы |
XVIII в. до н.э. |
Вавилон |
Царь Хаммурапи издает закон об
охране лесов |
III в. н.э. |
Индия |
Император Ашока издал большое
количество опиравшихся на религию законов об
охране природы |
XI в. |
Англия |
Вильгельм Завоеватель ввел
смертную казнь за убой оленя, кабана или зайца |
XI в. |
Киевская Русь |
Регламентирована добыча бобра,
установлено наказание за разорение гнезд диких
пчел |
XIV в. |
Киевская Русь |
Во Владимиро-Волынском
княжестве на территории Беловежской Пущи охота
на зубра была строго регламентирована, а потом
запрещена |
XV в. |
Россия |
Выделение дубовых массивов с
полным запретом их вырубки |
XVI в. |
Европа |
Меры по закреплению зыбучих
песков |
Начало XVIII в. |
Россия |
Петр I принял ряд Указов об
охране леса, почв, рыбных и иных животных запасов.
Были заложены парки и начато степное
лесоразведение |
1773 г. |
Россия |
Екатерина II подписала Закон
об охоте (запрет убивать и ловить животных в
период размножения) |
1892 г. |
Россия |
Царь Александр III утвердил
«Правила об охоте», в которых строжайше
запрещалась охота на зубров |
1916 г. |
Россия |
Правительство приняло закон о
Заповедниках |
Таблица 2. Попытки международного
сообщества найти решения проблем экологии
Дата |
События |
1972, июнь |
Конференция ООН по
проблемам окружающей среды |
1973, февраль |
Подписание соглашения
по международной торговле флорой и фауной,
находящейся под угрозой уничтожения |
1977, март |
Конференция ООН по
водным проблемам |
1980, март |
Провозглашена и
опубликована Стратегия Всемирной охраны природы |
1981, июль |
Конференция ООН по
открытию новых и замене старых источников
энергии |
1987, сентябрь |
Монреальский протокол
по веществам, истощающим озоновый слой,
подписали 39 государств |
1990, июнь |
Вторая конференция
стран, подписавших Монреальский протокол, внесла
в него поправки, призывающие остановить
производство разрушающих озон газов к 2000 г. |
Анализ этих мероприятий
показывает, что природоохранная деятельность
была первоначально связана с интересами
правящих кругов и носила преимущественно
запретительный характер. Круг охраняемых
объектов со временем расширялся: от охотничьих
(лесных) угодий до разнообразных природных
сообществ, почв и живых организмов.
Запретительные меры приносили лишь временные
результаты. В XX в. их уже стало недостаточно,
чтобы сберечь жизнь на планете.
Ведущий. Изучая историю, мы видим,
как развивалась и усложнялась природоохранная
деятельность человека.
Эколог. Сегодня пользоваться
«даровыми благами» природы, ничего не давая
взамен, уже нельзя, подтверждением чему служат
экологические кризисы в разных регионах планеты.
Экономист. Я полагаю, что меры по
воспроизводству природных ресурсов и охране
среды жизни требуют значительных финансовых
затрат и усилий. Эти затраты должны входить в
окончательную цену продукта и оплачиваться
потребителем.
Ведущий. Итак, вы полагаете, что
необходимо ввести плату за ресурсы.
Экономист. Полагаю, плата нужна, но
ее надо разделить: одна часть должна идти в
Госбюджет на создание новых технологий, техники,
строительство экологически чистых предприятий.
Другая часть должна идти в местный бюджет, т.е.
реальным хозяевам природных ресурсов на данной
территории.
Ведущий. Для решения экологических
проблем необходимы квалифицированные
специалисты разных направлений.
Биолог. Я поддерживаю идею
объединения специалистов разных направлений.
Чтобы изучить механизмы работы природных
сообществ, необходимы знания по естественным
наукам – физике, химии, биологии, астрономии, а
также по математике. Естественные науки нужны
для построения адекватных моделей природных
процессов, а математика – для анализа.
Исследование и охрана окружающей среды могут
быть только комплексными.
Ведущий. Больших успехов в области
охраны окружающей среды достигли американцы. Они
стремятся к улучшению качества жизни. Раньше это
означало – хороший дом, современная машина,
модная одежда, цветной телевизор и т.д. Однако
за последние 20 лет в стандарт качества жизни
вошло и состояние окружающей среды. Американцы
хотят иметь чистые воздух и воду, здоровые
условия жизни, а это требует защиты окружающей
среды от антропогенного воздействия.
Одним из важных факторов снижения нагрузки на
окружающую среду является вторичная переработка
отходов. С этим подходом к решению проблем
окружающей среды нас познакомит представитель
Американской секции ассоциации Гринпис.
Представитель Гринпис. У нас
существуют центры вторичной переработки
отходов. Это места, где мусор сортируется на
бумагу, металл и стекло и перерабатывается так,
что может быть использован в производстве
повторно.
Региональный эколог. Какие еще
мероприятия по охране окружающей среды вы
проводите?
Представитель Гринпис. У нас
проводится очистка озер. Для примера я хотел бы
предложить вам следующий видеоматериал. Эри –
одно из Великих озер. (Далее текст
сопровождается показом видеофильма.)
Эри – единственное из Великих озер в штате
Пенсильвания. Добываемый на его берегах уголь
обменивается на руду Миннесоты и канадский лес. В
1960 г. началась настоящая борьба за сохранение
озера. Эри – самое мелководное и самое
индустриализированное озеро. Ученые боялись, что
вследствие загрязнения озеро станет мертвым и ни
один организм не сможет в нем выжить. Была
предпринята массовая кампания по очистке озера.
Контроль над загрязнением и очистные
мероприятия спасли озеро. Американцы используют
его для отдыха, рыболовства.
Однако борьба за жизнь озера еще не закончена.
Нужно продолжать очищать и защищать озеро от
загрязнений.
Ведущий. Спасибо. Решение проблем
окружающей среды должно иметь юридическую
основу. С юридическими проблемами нас ознакомит
юрист.
Юрист. Государство должно
обеспечивать права человека на охрану здоровья и
отдых, охранять объекты, имеющие
народнохозяйственное значение или
обеспечивающие духовные потребности людей.
Не допустить оскудения природы можно
только при действенном сотрудничестве всех
стран мира.
Ведущий. Важное значение имеет
экологическое образование и воспитание.
Предоставим слово директору школы.
Директор. Воспитание
экологической культуры у современных школьников
– это не дань моде, а веление времени. Для того
чтобы сегодня выжить и обеспечить существование
человека в будущем, нынешнему поколению
необходимо овладеть новыми экологическими
знаниями и в соответствии с ними строить свои
взаимоотношения с природой. Школа должна
вооружить учащихся знаниями, некоторым
жизненным опытом, научить творчески подходить к
решению сложных задач.
Ведущий. Спасибо гостям и
участникам симпозиума за активную работу.
Сегодняшний симпозиум позволил нам более четко
сформулировать глобальные и локальные проблемы
охраны окружающей среды, наметить пути их
решения. Можно надеяться, что вооруженное
знаниями человечество научится жить в гармонии с
природой, сумеет восстановить и сохранить
природу нашей планеты.
|