|
||||||||||||||
9. После работы поместите червя во влажную почву, а затем – в естественные условия. Выводы 1. В результате чего тело дождевого червя может изменяться в длину и толщину? ______________ _____________________________________________ 2. Как передвигаются дождевые черви? ______________________________________________________ 3. Какие особенности внешнего строения дождевого червя связаны с их жизнью в почве? __________ _________________________________________ Проблемные задачи 1. Назовите признаки, которые делают невозможным обитание дождевого червя на поверхности земли. _________________________________________________________________________________ 2. Какие приспособления помогают дождевому червю при прокладывании ходов? _________________ __________________________________________ 3. Объясните, как дождевой червь обогащает и разрыхляет почву и какое это имеет значение для растений._________________________________________________________________________________ Лабораторная работа № 3.
|
3. Рассмотрите раковины прудовика и катушки. Найдите устье и завиток. Подсчитайте, сколько оборотов в завитке раковины прудовика и катушки. _________________________________________________
Все ли завитки одинаковы? _________________
В чем сходство раковины прудовика и катушки? __________________________________________
В чем их различие?________________________________________________________________
Зарисуйте раковину прудовика. Сделайте к ней подписи.
Выводы
1. Вставьте пропущенные слова.
Моллюски высокоорганизованные беспозвоночные животные. Тело мягкое, у большинства видов состоит из _____, ______, ________. Со спинной стороны и с боков оно покрыто складкой кожи __________. Между мантией и телом моллюска образуется __________ полость. У многих видов хорошо развита твердая известковая _______. У некоторых сохранились ее остатки.
2. Установите возраст беззубки по количеству годовых приростов на раковине. __________________ ___________________________________________
3. Из чего образуется фарфоровый слой раковин беззубки и перловицы? ______________________ ______________________________________________
4. Чем раковины прудовика и катушки отличаются от раковин беззубки и перловицы?____________ ____________________________________________
Проблемные задачи
1. Каковы, на ваш взгляд, достоинства и недостатки раковин, в которых заключены моллюски? ______ _______________________________________
2. Почему ископаемые моллюски встречаются чаще, чем ископаемые черви?_______________________ _____________________________________________
Лабораторная работа № 4.
Внешнее строение речного рака
Класс Ракообразные относится к типу членистоногих. Членистоногие – двусторонне-симметричные животные с сегментированным телом, имеющим снаружи плотный покров из хитина и членистые конечности. У ракообразных хитиновый покров пропитан известковыми солями и представляет собой прочный панцирь, который служит наружным скелетом. С внутренней стороны к хитиновому покрову прикрепляются мышцы. Большинство представителей ракообразных обитают в воде и имеют жабры.
Цель: ознакомиться с внешним строением рака, найти отделы тела и органы, которые в них находятся, определить их функции.
Оборудование: раздаточный материал – речной рак расчлененный.
ХОД РАБОТЫ
1. Найдите отделы тела. Запишите их названия. ____________________________________________
2. Какие органы расположены на головогруди?______________________________________
Какое строение имеют глаза и каково значение подвижности глаз в жизни речного рака? _____ ___________________________________________________________________________________
3. Какое строение имеет брюшко и какие органы на нем расположены?________________________ __________________________________________
4. Какое строение имеют конечности и какие функции они выполняют? Заполните таблицу.
Названия конечностей |
Выполняемая функция |
1. |
5. Почему речной рак относится к десятиногим ракам?____________________________________ __________________________________________
6. Какую роль играет хитиновый покров в жизни речного рака? _____________________________ __________________________________________
Что такое линька и почему во время линьки рак стремится скрыться в укромном месте? ___________ ___________________________________________
7. Сделайте подписи к рис. 4.
Рис. 4
Выводы
1. Почему речного рака относят к типу членистоногих?______________________________________ ____________________________________________
2. Какие особенности строения речного рака позволяют ему жить в воде, отыскивать и захватывать добычу, защищаться от врагов? __________________________________________________________
3. Вставьте пропущенные слова.
У десятиногих раков глаза находятся на особых __________. Речные раки имеют _______ ходильных ног. Самки откладывают ___________. Молодых рачат самки вынашивают на __________.
Проблемные задачи
1. Какое значение в жизни речного рака имеет его способность восстанавливать утраченные части тела? Как называется эта способность? _________________________________________________________
2. В чем проявляется сходство речного рака и кольчатых червей? О чем оно свидетельствует? _________ __________________________________________
Лабораторная работа № 5.
Внешнее строение насекомых
Класс Насекомые, так же как и Ракообразные относятся к типу членистоногих. Насекомые – самый крупный по числу видов класс животных. Большинство насекомых обитает в наземно-воздушной среде. Некоторые насекомые живут в воде, в почве, другие – паразиты человека и животных. Поведение насекомых отличается большой сложностью.
Цель: ознакомиться с внешним строением насекомого, найти отделы тела и органы, которые в них находятся, определить их функции.
Оборудование: раздаточный материал – коллекции конечностей и ротового аппарата насекомых, майский жук.
ХОД РАБОТЫ
1. Найдите отделы тела насекомого и запишите их названия. __________________________________
2. Рассмотрите голову. Какие органы находятся на голове?____________________________________
Назовите типы ротового аппарата. _____________________________________________________
Какие бывают усики? Используя рисунок в учебнике, зарисуйте их и подпишите.
3. Какие органы находятся на груди?_____________________________________________________
Сколько пар ног у насекомых? _______________
Зарисуйте типы ног и подпишите.
Сколько крыльев бывает у насекомых?___________
4. Из скольких члеников состоит брюшко?________
Что находится по бокам брюшка и каково их значение? ____________________________________ ___________________________________________
5. Зарисуйте майского жука и сделайте подписи.
Выводы
1. Какие признаки во внешнем строении майского жука позволяют отнести его к классу насекомых?
2. Чем можно объяснить разнообразие ротовых аппаратов насекомых?_________________________ ___________________________________________
Чем можно объяснить разнообразие конечностей?_______________________________________
3. Сравните майского жука и речного рака. Какие черты сходства и различия имеются у этих животных?__________________________________________________________________________________
Проблемные задачи
1. Когда перед операцией человеку дают наркоз, ему на лицо накладывают маску. Достаточно ли для усыпления насекомого поместить в морилку его голову?_______________________________________ __________________________________________
2. Что такое инстинкт? Приведите примеры инстинктов из жизни паукообразных и насекомых. _______ ________________________________________
Лабораторная работа № 6.
Изучение внешнего строения и особенностей
передвижения рыб
Рыбы относятся к типу хордовых. Тип Хордовые – это высокоорганизованные двусторонне-симметричные трехслойные животные с внутренней полостью тела.
Мир рыб чрезвычайно богат и разнообразен. Рыбы населяют моря, озера, реки, ручьи и даже пещерные воды и артезианские колодцы. Большинство рыб активно плавают в толще воды и имеют обтекаемую форму тела. Кожа рыб покрыта чешуей, имеются плавники. Дышат рыбы жабрами. Рыб подразделяют на хрящевых (акулы, скаты) и костных (щука, сельдь, треска).
Цель: найти во внешнем строении рыбы черты приспособленности к водному образу жизни.
Оборудование: живая рыба в банке с водой, корм для рыбы, сачок, лупа, стеклянная палочка, часы с секундной стрелкой.
Техника безопасности. Используйте для работы лабораторный фартук. Осторожно обращайтесь со стеклянной посудой.
ХОД РАБОТЫ
1. Осторожно достаньте сачком из аквариума рыбу и поместите в банку с водой.
2. Руководствуясь рисунком в учебнике, определите границы головы, туловища и хвоста. Подпишите рис. 5.
Рис. 5
3. Опишите форму тела рыбы, объясните ее значение в жизни рыбы. ___________________________ ____________________________________________________________________________________
4. Может ли рыба повернуть голову в левую или правую сторону? Если нет, то почему? ___________ __________________________________________
5. Какова окраска спины, боков и брюха рыбы? Какое значение она имеет?_____________________ ___________________________________________
6. Как на теле рыбы расположена чешуя? Каково значение такого расположения чешуи при плавании. Каково ее защитное значение? ___________________________________________________________
7. Засеките время и подсчитайте, сколько раз за минуту рыба откроет и закроет рот и сколько раз за это же время приоткроются жаберные крышки. __________________________________________ ___________________________________________
8. Понаблюдайте, как плавает рыба, какой орган имеет наибольшее значение в ее передвижении. Посмотрите, какие плавники движутся, когда рыба стоит на месте, когда всплывает к поверхности воды или опускается вниз. ______________________________________________________________________
9. Найдите парные и непарные плавники. Сколько их? Где они располагаются? Как называются?
Парные: ________________________________
Непарные: _______________________________
10. Рассмотрите органы зрения – глаза рыбы. Найдите органы обоняния – ноздри.
Рассмотрите при помощи лупы чешуи, расположенные по средней линии вдоль боков тела. Найдите отверстия, ведущие в каналы органов боковой линии.
11. Бросьте в банку корм. Как рыба реагирует на появление корма? Постучите стеклянной палочкой по стенке банки. Какова реакция рыбы на этот раздражитель? ___________________________________ __________________________________________
Выводы
1. Какая связь существует между движениями рта и жаберных крышек у рыбы? Каким образом вода, насыщенная кислородом, попадает в жабры?__________ __________________________________________
2. Как приспособлены рыбы к жизни в водной среде?______________________________________ __________________________________________
3. При помощи каких органов чувств рыба ориентируется в водном пространстве? Какой орган позволяет рыбе ощущать направление и силу течения воды?______________________________________ __________________________________________
4. Как можно определить возраст рыбы? _________________________________________________
5. Почему трудно удержать в руках живую рыбу? _______________________________________________
Проблемные задачи
1. Какие приспособления сформировались в процессе эволюции у акул в связи с питанием крупной подвижной добычей? _________________________________________________________________
2. Каким образом связаны со средой обитания следующие особенности сазана: широкое тело, малая подвижность, наличие прочных глоточных зубов, способность выдвигать рот в виде трубочки? _________ __________________________________________
3. У определенных видов рыб, живущих в придонных слоях океана, имеются под кожей вещества, делающие их тело светящимся или интенсивно-темным. В чем преимущества такой окраски для глубоководных рыб? _____________________________________________________________________
Лабораторная работа № 7.
Строение скелета рыбы
Рыбы различных местообитаний различаются между собой по форме тела и другим признакам. Вместе с тем они имеют общие черты строения. Все костные рыбы имеют скелет, основу которого составляет позвоночник. Скелет рыбы состоит из большого числа костей. Он защищает внутренние органы рыб, к нему крепятся мышцы. Скелет и мышцы составляют опорно-двигательную систему рыб.
Цель: ознакомиться со скелетом рыбы, найти отделы скелета и определить их функции.
Оборудование: раздаточный материал – скелеты рыб.
ХОД РАБОТЫ
1. Рассмотрите скелет рыбы. Какие отделы в нем можно выделить? _________________________ ___________________________________________________________________________________
Рис. 6
2. Рассмотрите череп рыбы. Из каких костей он состоит? ___________________________________ ____________________________________________
3. Рассмотрите отделы позвоночника. Из каких костей он состоит?_____________________________ __________________________________________
Какое строение имеют позвонки?__________________________________________________________
Зарисуйте отдельный позвонок.
4. Какое значение имеют ребра?______________
5. Сделайте подписи к рис. 6.
Выводы
1. Вставьте пропущенные слова.
Рыбы – водные позвоночные. По сравнению с бесчерепными они характеризуются более высоким уровнем организации. Они активно ________. У них развит ___________, защищенный черепом. Основу внутреннего скелета составляет __________.
2. Какую роль играет скелет в жизни рыб? ___________________________________________ __________________________________________
3. Какое значение имеет движение жаберных крышек? ______________________________________ __________________________________________
Проблемные задачи
1. Каковы преимущества внутреннего скелета по сравнению с наружным?____________________ __________________________________________
2. Какими преимуществами обладает позвоночник по сравнению с хордой? _____________________ ____________________________________________
Лабораторная работа № 8.
Внешнее строение земноводных
К классу земноводных относится позвоночные животные, приспособленные к жизни как в воде, так и на суше. У большинства земноводных имеется 2 пары пятипалых конечностей. Взрослые животные дышат кислородом воздуха через легкие и растворенным в воде кислородом через кожу. Кожа у них голая. Большинство видов земноводных живет на суше, а размножается в пресной воде. Активность земноводных зависит от температуры и влажности окружающей среды.
Цель: ознакомиться с внешним строением лягушки, найти черты приспособленности к жизни на суше и в воде.
Оборудование: таблица «Внешнее строение лягушки», рисунки в учебнике.
ХОД РАБОТЫ
1. Рассмотрите тело лягушки. Укажите, из каких отделов оно состоит. _________________________ _____________________________________________
Чем отличается форма тела лягушки от формы тела рыбы? С чем это связано? _____________________ __________________________________________
2. Почему лягушку трудно удержать в руке? ________________________________________________
Каково значение слизи, покрывающей кожу лягушки? _______________________________________ ___________________________________________
3. Сравните длину передних и задних конечностей. Чем они отличаются друг от друга? _______________ __________________________________________
Объясните роль задних конечностей в передвижении на суше.________________________________ __________________________________________
Какие приспособления имеются на задних конечностях для передвижения лягушки в воде? ___________ __________________________________________
4. Рассмотрите голову лягушки. Какие органы расположены на голове?__________________________ ___________________________________________
Каковы особенности строения этих органов? ______________________________________________
Какая часть тела остается над водой, когда лягушка плавает в воде? Какое это имеет значение? _____ ___________________________________________
5. Какова особенность строения языка лягушки? __________________________________________
6. Сделайте подписи к рис. 7.
Рис. 7
Выводы
1. В чем выражается приспособленность лягушек к жизни в воде и на суше?______________________ ____________________________________________
2. Какие особенности органов чувств связаны с жизнью лягушек на суше?______________________ ____________________________________________
3. Язык у лягушки липкий. Какое это имеет значение? ______________________________________ ____________________________________________
4. В чем проявляется усложнение организации земноводных по сравнению с рыбами? ______________ __________________________________________
Проблемные задачи
1. Какие особенности окраски делают лягушек менее заметными в воде, на суше? Всегда ли окраска защищает лягушек от врагов? ____________________________________________________________
2. Почему лягушка погибает, если ее лишить возможности дышать через кожу? _________________ ___________________________________________
3. Некоторые лягушки в средней полосе проводят зиму на дне водоема. Каким образом они дышат? ____________________________________________
Лабораторная работа №9.
Внешнее строение пресмыкающихся
Класс пресмыкающихся относится к позвоночным животным. Большинство пресмыкающихся живет на суше, но некоторые обитают в водной среде. Размножение этих животных не связано с водой. Они откладывают крупные яйца, покрытые плотной оболочкой. Кожа у них сухая, имеет роговой покров. Активность пресмыкающихся зависит от температуры окружающей среды. Большинство пресмыкающихся имеют по 2 пары конечностей, но у змей и некоторых видов ящериц они отсутствуют. Некоторым пресмыкающимся свойственна способность к регенерации.
Цель: ознакомиться с внешним строением ящерицы прыткой, найти черты приспособленности к наземному образу жизни.
Оборудование: таблица «Строение ящерицы прыткой», рисунки в учебнике.
ХОД РАБОТЫ
1. Рассмотрите тело ящерицы. Укажите, из каких отделов оно состоит. _________________________
Чем тело ящерицы отличается от тела лягушки? __________________________________________
2. Опишите кожу ящерицы, ее окраску. ________________________________________ ____________________________________________
3. Какое строение имеют конечности? _____________________________________________________
4. Рассмотрите голову ящерицы. Какие органы расположены на голове? ________________________ ___________________________________________
5. Каковы особенности строения этих органов?______________________________________ __________________________________________
6. Сделай те подписи к рис. 8.
Рис. 8
Выводы
1. В чем проявляется усложнение строения пресмыкающихся по сравнению с земноводными? ________ ___________________________________________
2. Какое значение в жизни ящериц имеют:
а) подвижность соединения головы и туловища с помощью шеи______________________________ __________________________________________
б) расчлененные конечности ____________________________________________________________
в) сухая кожа с роговыми чешуями ____________
г) хорошо развитые органы чувств ______________________________________________________
3. Какое значение в жизни ящерицы имеет явление регенерации?____________________________ __________________________________________
4. В чем выражается приспособленность ящерицы прыткой к жизни на суше?_____________________
Проблемные задачи
1. Почему ящерицы, в отличие от лягушек, могут жить в пустынях вдали от водоемов? _____________ __________________________________________
2. Какие защитные приспособления развились в процессе эволюции у ящерицы прыткой, гадюки, черепахи?________________________________________________________________________________
Лабораторная работа №10.
Внешнее строение птицы, строение перьев
Птицы – высокоорганизованные теплокровные позвоночные животные, тело которых покрыто перьями, а передние конечности превращены в крылья. Особенности строения и перьевое покрытие тела дают возможность птицам летать. И хотя есть птицы, не способные к полету, их предками были летающие птицы.
Существует огромное многообразие птиц. Каждый вид птицы адаптирован к определенным условиям. Форма и величина клюва, строение ног у разных птиц различны и связаны с различным способом добывания пищи.
Способность летать, теплокровность и другие особенности строения и жизнедеятельности дали возможность птицам широко расселиться на Земле.
Цель: ознакомиться с внешним строением птиц и строением перьев, найти черты приспособленности к полету.
Оборудование: чучело птицы, набор перьев, лупа, микроскоп.
Техника безопасности. Бережно обращайтесь с микроскопом. Ответственно относитесь к правилам работы с ним.
ХОД РАБОТЫ
1. Опишите форму тела птицы и укажите, из каких отделов оно состоит. _________________________
По каким признакам можно отличить птицу от других позвоночных животных?____________________
2. Как располагаются перья на теле птицы? _______
Где располагаются самые крупные перья, а где – более мелкие?______________________________
3. Рассмотрите набор перьев птицы. Найдите в контурном пере очин, ствол, опахало. Зарисуйте контурное перо и сделайте подписи.
Разъедините опахало в нескольких местах, а затем попробуйте пальцами соединить его. Удалось ли это сделать?____________________________________________________________________________
4. Выясните при помощи лупы и микроскопа строение опахала. Найдите бородки первого и второго порядка, а также крючочки, при помощи которых бородки второго порядка соединяются между собой. Зарисуйте строение опахала и сделайте подписи.
5. Сравните строение других перьев с контурным пером. В чем их сходство и различие? Зарисуйте контурное и пуховое перья и сделайте подписи.
6. Рассмотрите голову птицы. Какие органы располагаются на ней?____________________________ __________________________________________
7. Чем передняя конечность птицы отличается от передней конечности ящерицы?_________________ ____________________________________________
8. Какая часть ног птицы не имеет оперения, и чем она покрыта?_____________________________ ___________________________________________
У каких ранее изученных вами животных имеется такой же покров?___________________________ _______________________________________________
Сколько пальцев на ногах птицы, как они располагаются?____________________________________
Где расположена цевка? _____________________ __________________________________________
9. Подпишите на рис. 9 среды обитания и образ жизни различных видов птиц.
Рис. 9
Выводы
1. Как строение контурных перьев способствует полету птиц?________________________________
2. Каково значение бородок и крючков на перьях?_______________________________________
3. Какую функцию выполняют пуховые перья?_______________________________________
4. В чем выражается приспособленность птиц к полету, к передвижению по суше, добыванию пищи?______________________________________
Проблемные задачи
1. Дайте описание клюва и ног следующих птиц:
а) птицы водоемов, питающиеся планктоном. _______________________________________________
б) птицы, питающиеся насекомыми, обитающими в трещинах и щелях деревьев. ___________________
2. Правильно ли считали, что воробьи и некоторые другие зерноядные птицы всегда приносят только вред и что их надо уничтожать? Ответ обоснуйте. _______ ___________________________________________
Продолжение следует