Экологу – зеленый свет

БИОЛОГИЯ МАЛЫШАМ

Т.Н. МОИСЕЕВА

Экологу – зеленый свет

… Иногда по утрам вас будило хрипловатое урчание. Вы вставали, выходили из палатки, прихватив перочинный ножик, шли к кустам бузины за последним рядом палаток перед самым лесом и, нарезав трубок и набив их ягодами, шли назад обстреливать бузиной и будить остальных, чтобы всем вместе выяснить, что за зверь урчит каким-то неслыханным «мохнатым» голосом. А учитель биологии, разбуженный вашими нетерпеливыми голосами, объяснял, что это вовсе не зверь, а птица, дикий голубь–клинтух.

Протопав добрую дюжину километров, освежившись в полдень в лесном ручейке, мы делали привал на бугре, поросшем соснами. Врассыпную бежали за маслятами на ужин, заметив их еще по дороге к привалу. Ох, и вкусна жарешка из сладких, молоденьких маслят!

А пока они жарились, вы отправлялись побродить по сосняку да насобирать шишек – ведь сегодня дежурит ваша группа, и ужин – ваша забота. А какие дрова в сосновом лесу – одни иголки да шишки. Если каждый притащит по наволочке шишек – только тогда и ужин будет. Вы шли поискать их под большой сосной, как вдруг замирали на месте: огромный ковер из толстых зеленых роз у подножия песчаного холма, на котором красовалась сосна-одиночка. Издалека – зеленые розы, а вблизи – сочные круглые кочанчики. От каждого кочанчика отходят побеги-канатики, на концах которых опять шарики-кочанчики, только величиной с ноготь. Детки, наверное... Набив наволочку и «детками» и «бабками», вы стремительно волокли все поколения зеленого чуда к учителю биологии и от него узнавали, что это – молодило, растение сухих мест, сосновых пригорков. Зеленые шарики немедленно расхватывали все мальчишки и, засунув их в ковбойки, неплотным строем надвигались на стайку девчонок, что поодаль от палаток плели венки из «кошачьих лапок». И вот уже «детки», «дедки» и «бабки» зеленым градом обрушиваются на девчонок. А потом костер.

А назавтра – снова звонкий день, снова отмеренные кедами километры и привал на берегу речки в ольшанике. Он наверняка вам покажется «скучнее» и соснового пригорка и смешанного леса, пройденного днем раньше. Под полою ольшаника растут крапива, хвощ, зеленый мох, изредка радует смородина. И если вдруг вам захочется поиграть шариками веселого молодила, снова пострелять из бузинных трубок, поесть маслят или послушать «мохнатое» воркование дикого голубя – не ищите их, не тратьте времени зря: в ольшанике на берегу реки их нет. Давайте подумаем, почему.

За время похода вы прошли смешанный лес, сосновый и ольховый. И видели не просто чащу, поляну, песчаный бугор и пойму реки – вы видели различные экосистемы, видели, из чего они состоят. Вспомните, что было в смешанном лесу: ель, береза, бузина, ландыш, дикий голубь. Все они – звенья одной замкнутой системы, которая зовется смешанным лесом. Как только вы вступили на песчаный бугор, ель, береза, бузина, ландыш куда-то исчезли, уступив место сосне, молодилу и «кошачьим лапкам». И дикого голубя – клинтуха в сосновом лесу не слышно, зато на опушке соснового леса можно увидеть гнездо ястреба-перепелятника. А в ольшанике набор растений и птиц совсем другой – ольха, хвощ, птица–овсянка.

Итак, три разные экосистемы. В каждую входит строго определенный набор животных и растений и «перебегать» из одной системы в другую они не могут: молодило и «кошачьи лапки» никогда не переберутся в ольшаник, птица–овсянка никогда не перелетит в сухой сосняк. Почему же?

Потому, что в экосистемах животные и растения «привязаны» к определенным почвенным и климатическим условиям. В сосняке молодило, «кошачьи лапки» и сосна вполне «довольствуются» сухой и бедной питательными веществами почвой. Здесь не могут расти ольха, крапива и хвощ – растения, «требующие» для жизни влажной и богатой минеральными веществами почвой. Таким образом, сосновый лес имеет свое сочетание почвы и влажности – один определенный эдафотоп (от греческого «эдафос» – почва, «топос» – место). Сухие и бедные почвы сосняка – это один эдафотоп, а богатые и влажные почвы ольшаника – это совсем другой.

Итак, мы разобрали составные части понятия экосистемы и можем определить ее уже точно. Экосистема – это место с определенной почвой, влажностью, условиями освещенности, где сосуществуют определенные виды растений и животных.

Главный отличительный признак экосистемы в том, что она живет и развивается во времени. Это союз живых существ – растений, животных и микроорганизмов, которые не могут существовать друг без друга.

Различные типы экосистем изучает наука экология. Она выясняет, как зависят живые существа друг от друга и от того окружения, где они обитают (воздух, почва, вода).

Типы леса с его обитателями, пруд со всей живностью, болото, аквариум с рыбками, горшок с одиночным цветком – как непохожи эти типы экосистем друг на друга! И уж совсем инородным в этом списке кажется огромный город. Тем не менее некоторые ученые считают и его экосистемой, правда, особой. Все их объединяет одна общая черта: отлаженность механизмов взаимозависимой жизни в пределах одного замкнутого пространства.

Оказывается, что, наладив эти механизмы и обеспечив бесперебойную работу всех звеньев системы, вы, ребята, можете повторить живую природу прямо у себя на подоконнике, в новой, пусть небольшой экосистеме.

«Замкнутым пространством» может послужить аквариум (через стеклянные стенки наблюдать удобнее). В аквариум слоем 10–15 см надо положить землю, собранную за городом или купленную в зоомагазине. Городская земля, как правило, не годится: она слишком бедна корнями растений и засорена отходами городской жизни.

Для создания экосистемы вам еще потребуются:

– пластмассовая миска глубиной не меньше 8–10 см; она будет заменять пруд или озеро;
– пригоршня семян травы – их можно купить в магазине «Семена»;
– пять-шесть растений (выкопайте подорожник, мятлик, «птичью гречишку»; годится и бегония или фуксия);
– 10–12 дождевых червей; десяток жужелиц, божьих коровок или черных жуков-бегунов (насекомых можно наловить в любом парке; кузнечики не годятся: они поедят всю траву);
– лягушка или ящерица;
– плодовые мушки или комнатные мухи;
– несколько камешков;
– лампа (укрепите ее над аквариумом);
– решетчатая крышка. Она нужна, чтобы не разлетелись мухи и жуки. Ее можно сделать из мелкой пластмассовой сетки, которой затягивают окна от комаров.

Поставьте пластмассовую миску в угол аквариума. Почву разровняйте и наметьте места, где будете высаживать растения. Следите за тем, чтобы корням не было тесно. Посадите растения, присыпьте землей. Разбросайте семена травы. Обильно полейте из лейки, пока влага не выступит на поверхности почвы.

Подождите неделю – пусть появятся всходы. Только после этого можно вселять насекомых и прочую живность. Накройте их новое жилье крышкой и включите лампу. Она будет давать обитателям экосистемы свет и тепло. Наполняйте «пруд» каждый день, подливая воду через воронку, вставленную в одно из отверстий крышки; вода всегда должна быть свежей. Увлажняйте почву из лейки.

Следите, чтобы вашим питомцам хватило пищи. Лягушки и ящерицы – существа с холодной кровью. Они будут плохо есть, пока температура не достигнет 18–20 °С. Если для этого одной лампочки окажется мало, поставьте вторую.

Вот чем питаются ваши подопечные:

– плодовые мушки едят переспелые, подгнившие фрукты;
– домашние мухи всеядны;
– жужелицы, божьи коровки – тлей, мелких насекомых, какие водятся в почве, растительные остатки;
– лягушки, ящерицы – червей, мух.

Итак, все звенья в вашей экосистеме увязаны. Растения получают питание из почвы и воды, которой вы их обильно поливаете. Насекомые питаются растительными остатками в почве и другими насекомыми помельче. Лягушки и ящерицы живут за счет жуков, жужелиц. Экосистема задвигалась, заработала, задышала...

Обязательно ведите дневник.

Возможно, вам посчастливится наблюдать важные и интересные события. Записывайте их!

Следя за тем, как приспосабливаются обитатели экосистемы к совместной жизни, вы сами убедитесь в том, что уже известно ученым: каждый обитатель, живя сообразно со своими привычками, содействует существованию и процветанию своих соседей, собратьев по экосистеме. А вы можете управлять этим маленьким миром.

Вы, наверное, читали сказку А.Сент-Экзюпери «Маленький принц» и знаете: каждый в ответе за тех, кого он приручил. Помните об этом!

От редакции. К сожалению, предлагаемая автором «модель экосистемы на подоконнике» на практике нереализуема. Жужелицы очень быстро съедят личинок мух, а лягушка или ящерица – жужелиц и всю прочую мелкую живность. В комнатном террариуме будут неплохо себя чувствовать только животные приблизительно одного размера, не нападающие друг на друга и регулярно снабжаемые кормом. Остальные по отношению к ним будут выступать или в качестве того же корма, или, если их не едят – в качестве нежелательных, мешающих жить нахлебников. Создать в замкнутом объеме нормально функционирующую, с естественном воспроизводством, пищевую цепь с участием сколько-нибудь интересных для наблюдения животных практически невозможно.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru