О.В. ПETУНИН,
учитель биологии с.ш. № 32,
г. Прокопьевск, Кемеровская обл.
Продолжение. См. № 34, 35, 36/2004
Врожденные и приобретенные формы
поведения
Уроки по теме: «Физиология высшей
нервной деятельности»
Таблица. Сравнение безусловных и условных
рефлексов
Признаки сравнения |
Безусловные рефлексы |
Условные рефлексы |
Передача по наследству |
Врожденные, передаются
от родителей потомкам |
Приобретенные
организмом в течение жизни, по наследству не
передаются |
Видовая специфичность |
Видовые |
Индивидуальные |
Раздражитель |
Осуществляются в ответ
на безусловный раздражитель |
Осуществляются в ответ
на любое воспринимаемое организмом раздражение;
формируются на базе безусловных рефлексов |
Значение в жизни |
Жизнь без них, как
правило, невозможна |
Способствуют выживанию
организма в постоянно меняющихся условиях среды |
Длительность
существования рефлекторной дуги |
Имеют готовые и
постоянные рефлекторные дуги |
Не имеют готовых и
постоянных рефлекторных дуг; их дуги временны и
формируются при определенных условиях |
Центры рефлексов |
Осуществляются на
уровне спинного мозга, ствола мозга и
подкорковых ядер, т.е. рефлекторные дуги проходят
через нижние этажи ЦНС |
Осуществляются за счет
деятельности коры головного мозга, т.е.
рефлекторные дуги проходят через кору полушарий
большого мозга |
Урок 5.
Обобщение знаний темы «Приобретенные формы
поведения. Условный рефлекс»
Оборудование: таблицы, схемы и
рисунки, иллюстрирующие приобретенные формы
поведения, механизмы выработки условных
рефлексов.
ХОД УРОКА
I. Проверка знаний
Работа по карточкам
1. Преимущество поведения,
формирующегося в результате научения, состоит в
том, что оно:
а) быстро осуществляется;
б) осуществляется каждый раз одинаково;
в) обеспечивает ответы в изменяющихся условиях
среды;
г) осуществляется верно с первого раза;
д) не занимает места в генетической программе
организма.
2. Для опытов по изучению условных
рефлексов взяли двух собак. Одной из них дали
выпить большое количество воды. Затем началось
исследование. Вначале у обеих собак условные
рефлексы осуществлялись нормально. Но через
некоторое время у собаки, пившей воду, условные
рефлексы исчезли. Случайные внешние воздействия
при этом отсутствовали. В чем причина торможения
условных рефлексов?
3. Как известно, условный рефлекс
можно выработать на действие практически любого
индифферентного раздражителя. У одной собаки в
лаборатории И.П. Павлова никак не удавалось
выработать условный рефлекс на бульканье воды.
Попытайтесь объяснить отсутствие результата в
данном случае.
4. Известно, что сила (биологическая
значимость) условного раздражителя не должна
превышать силу безусловного раздражителя. В
противном случае условный рефлекс выработать не
удается. Поэтому очень трудно выработать,
например, условный пищевой рефлекс на болевое
раздражение (действие тока). Однако в лаборатории
И.П. Павлова в знаменитых опытах Ерофеевой
удалось выработать такой условный рефлекс. При
действии тока (условный раздражитель)
происходило выделение слюны у собаки, она
облизывалась и виляла хвостом. Как удалось этого
добиться?
5. Во время одного из концертов у
слушателя внезапно начались боли в области
сердца. Причем, начало болей совпало с
исполнением одного из ноктюрнов Шопена. С тех пор
всякий раз, как мужчина слышал эту музыку, у него
болело сердце. Объясните такую закономерность.
Устная проверка знаний по вопросам
1. Научение и его способы (привыкание,
метод проб и ошибок).
2. Импринтинг и его характеристика.
3. Методика выработки условных рефлексов.
4. Механизмы выработки условных рефлексов
5. Общие свойства и классификация условных
рефлексов.
6. Рассудочная деятельность животных.
7. Динамический стереотип и его значение.
Проверка заполнения таблицы
«Сравнение безусловных и условных рефлексов»
Заполнить таблицу ребята должны были в
качестве домашнего задания после предыдущего
урока.
Биологический диктант
Учитель зачитывает характеристики
рефлексов под номерами, а учащиеся, работая по
вариантам, записывают номера правильных ответов:
I вариант – безусловные рефлексы, II вариант
– условные рефлексы.
1. Передаются по наследству.
2. Не наследуются.
3. Центры рефлексов расположены в подкорковых
ядрах, стволе головного мозга и спинном мозге.
4. Центры рефлексов расположены в коре больших
полушарий мозга.
5. Видовая специфичность отсутствует, у каждой
особи вида формируются свои рефлексы.
6. Видовая специфичность – данные рефлексы
свойственны всем особям определенного вида.
7. Стойко сохраняются в течение жизни.
8. Изменяются (новые рефлексы возникают, а старые
угасают).
9. Причинами формирования рефлексов являются
события, жизненно важные для целого вида.
10. Причинами возникновения рефлексов являются
сигналы, возникающие на основе личного прошлого
опыта и предупреждающие о важном событии.
Ответы: I вариант – 1, 3, 6, 7, 9;
II вариант – 2, 4, 5, 8, 10.
Лабораторная работа № 2.
«Выработка у человека условных рефлексов на базе
безусловных рефлексов»
Оборудование: резиновая груша для
нагнетания воздуха, метроном.
ХОД РАБОТЫ
1. Включите метроном в ритме 120 ударов в
минуту и на втором-третьем его ударе нажмите на
грушу, направляя струю воздуха в глаз
испытуемого.
2. Повторяйте описанные в пункте 1
действия до тех пор, пока мигание не будет
устойчиво (не менее 2–3 раз подряд) опережать
нажатие на грушу.
3. После того, как мигательный рефлекс
выработан, включайте метроном, не направляя
струю воздуха на глаз. Что вы наблюдаете при этом?
Сделайте вывод.
Какой рефлекс был выработан у
испытуемого в ходе проделанных вами действий?
Что выполняет в выработанном рефлексе роль
безусловного и условного раздражителей? Чем
отличаются дуги безусловного мигательного и
условного мигательного рефлексов?
Домашнее задание
Повторить материал о механизмах
выработки условных рефлексов у животных и
человека.
Урок 6–7.
Врожденное и приобретенное торможение, их виды и
характеристика
Оборудование: таблицы, схемы и
рисунки, иллюстрирующие механизмы выработки
условных рефлексов, различные виды врожденного и
приобретенного торможения.
ХОД УРОКА
I. Проверка знаний
Работа по карточкам
1. Благодаря каким врожденным
нервным механизмам животное может отличить
доброкачественную пищу от испорченной? Какую
роль в этих процессах играют нейроны и их
синапсы?
2. Какими фактами можно доказать, что
инстинкт есть цепь связанных между собой
безусловных рефлексов? Как взаимодействуют
инстинкты с приобретенными условными
рефлексами?
3. Грудной ребенок при виде
бутылочки с кефиром чмокает губами; у человека
при виде разрезаемого лимона выделяется слюна;
желая знать который час, человек смотрит на руку,
где обычно носит часы, хотя он их забыл дома.
Объясните описанные явления.
Тестовая проверка знаний
Выберите правильные варианты ответов
к предлагаемым высказываниям.
1. Это является безусловным
раздражителем.
2. Это является безразличным раздражителем.
3. Это является безусловным рефлексом.
4. Это является условным рефлексом.
5. Это является сочетанием безразличного
раздражителя с безусловным.
6. Без этих раздражителей условный
слюноотделительный рефлекс не образуется.
7. Раздражитель, возбуждающий зрительную зону
коры.
8. Раздражитель, возбуждающий вкусовую зону коры.
9. При этом условии образуется временная связь
между зрительной и вкусовой зонами коры.
Варианты ответов
А. Включение лампочки до опытов без
кормления.
Б. Пища в полости рта.
В. Включение лампочки во время кормления.
Г. Выделение слюны на пищу во рту.
Д. Выделение слюны на свет лампочки.
Ответы:1 – Б, 2 – А, 3 – Г, 4 – Д, 5 – В, 6
– В, 7 – А, 8 – Б, 9 – В.
II. Изучение нового материала
1. Возбуждение и торможение –
основные процессы нервной деятельности
Как вам уже известно, регулирующая
функция ЦНС осуществляется с помощью двух
процессов – возбуждения и торможения.
Беседа с учащимися по вопросам
Что такое возбуждение?
Что такое торможение?
Почему процесс возбуждения называют
активным состоянием нервной ткани?
К чему приводит возбуждение
двигательных центров?
Благодаря какому процессу мы можем,
не совершая никаких действий, мысленно их
представлять?
Благодаря каким процессам
осуществляются сложные координированные
действия, например ходьба?
Таким образом, возбуждение – это
активное состояние нервной ткани в ответ на
действие различных раздражителей достаточной
силы. В состоянии возбуждения нейроны генерируют
электрические импульсы. Торможение – это
активный нервный процесс, приводящий к угнетению
возбуждения.
2. Общая характеристика коркового
торможения
Возбуждение и торможение И.П. Павлов
называл подлинными творцами нервной
деятельности.
Возбуждение участвует в образовании
условных рефлексов и в их осуществлении. Роль
торможения более сложна и разнообразна. Именно
процесс торможения делает условные рефлексы
механизмом тонкого, точного и совершенного
приспособления к окружающей среде.
По И.П. Павлову, коре свойственны две
формы торможения: безусловное и условное.
Безусловное торможение не требует выработки, оно
присуще организму с рождения (рефлекторная
задержка дыхания при резком запахе нашатыря,
торможение в трехглавой мышце плеча во время
действия двуглавой и т.д.). Условное торможение
вырабатывается в процессе индивидуального
опыта.
Различают следующие виды торможения. Безусловное
торможение: запредельное (охранительное);
внешнее; врожденные рефлексы. Условное
торможение: угасательное; дифференцировочное;
запаздывательное.
3. Виды безусловного (врожденного)
торможения и их характеристика
В процессе жизнедеятельности организм
постоянно подвергается тому или иному
раздражению извне или изнутри. Каждое из этих
раздражений способно вызвать соответствующий
рефлекс. Если бы все эти рефлексы могли
реализоваться, то деятельность организма была бы
хаотичной. Однако этого не происходит. Наоборот,
для рефлекторной деятельности характерны
согласованность и упорядоченность: с помощью
безусловного торможения наиболее важный в
данный момент для организма рефлекс на время
своего осуществления задерживает все остальные,
второстепенные, рефлексы.
В зависимости от причин, лежащих в
основе процессов торможения, различают
следующие виды безусловного торможения.
Запредельное, или охранительное,
торможение возникает в ответ на очень
сильные раздражители, требующие от организма
действий, превышающих его возможности. Сила
раздражения определяется частотой нервных
импульсов. Чем сильнее возбужден нейрон, тем
большей частоты поток нервных импульсов он
генерирует. Но если этот поток превышает
известные пределы, возникают процессы,
препятствующие прохождению возбуждения по цепи
нейронов. Поток нервных импульсов, следующих по
рефлекторной дуге, прерывается, и наступает
торможение, которое охраняет исполнительные
органы от истощения.
Причина внешнего торможения находится вне
структур тормозного рефлекса, она исходит от
другого рефлекса. Этот вид торможения возникает
всякий раз, когда начинается новая деятельность.
Новое возбуждение, как более сильное, вызывает
торможение старого. В результате этого прежняя
деятельность автоматически прекращается.
Например, у собаки выработан прочный условный
рефлекс на свет, и лектор хочет
продемонстрировать его аудитории. Опыт не
удается – рефлекса нет. Незнакомая обстановка,
шум многолюдной аудитории – новые сигналы,
которые полностью выключают
условно-рефлекторную деятельность, в коре
возникает новое возбуждение. Если собаку вывести
в аудиторию несколько раз, то новые сигналы,
оказавшиеся биологически безразличными,
угасают, и условные рефлексы осуществляются
беспрепятственно.
Продолжение следует
|