Я ИДУ НА УРОК

Н.К. ФЕДОРОВА,
учитель биологии и валеологии
Октябрьской средней школы,
г. Лисаковск,
Республика Казахстан

Суд над бактериями

Интегрированный урок по биологии и валеологии в 7-м классе

Предлагаемый урок можно использовать как обобщающий по теме: «Бактерии» в курсе биологии и по теме: «Гигиена питания. Правильное хранение пищевых продуктов. Пищевые отравления. Профилактика туберкулеза» в курсе валеологии. Урок построен в форме ролевой игры, а завершается закреплением изученного материала в форме теста.

Цель: изучение роли бактерий в природе и жизни человека, особенностей гнилостных, почвенных, клубеньковых, молочнокислых бактерий; развитие навыков работы с литературными источниками.

Оборудование: таблица «Бактерии», пакеты молока, кефира, катыка, ряженки, гнилые овощи, фрукты.

ХОД УРОКА

За столом – судья и два заседателя в черных шляпах и черных мантиях. По обе стороны стола сидят друг против друга обвинитель и защитник, далее – свидетели и пострадавшие.

Секретарь. Встать! Суд идет! (Все встают. Входят судьи. Все садятся.)

Судья. Уважаемые заседатели, обвинитель, защитник, свидетели, пострадавшие и все присутствующие, сегодня мы собрались, чтобы судить открытым судом бактерии. Для принятия клятвы прошу всех встать! Возьмитесь правой рукой за левое ухо и повторяйте за мной: «Клянусь говорить правду и только правду, и пусть на моей голове вырастет плесень, если я солгу». Прошу всех сесть. Заседание начинается. Слово предоставляется обвинителю.

Обвинитель. В 590 г. Рим страдал от чумы. Народ погибал тысячами. В течение одного часа умирало до 80 человек. В середине XIV в. улицы города снова опустели из-за чумы. Люди прятались на чердаках и в подвалах. Но эпидемия свирепствовала. В Европе она унесла жизни 25 млн человек.
В 1848 г. в Петербурге была большая эпидемия холеры. Ее завез в город больной человек, приехавший сюда по делам. Через несколько дней 500 человек умерли от холеры. А сколько жизней унесли оспа и проказа!
Якуты называли проказу «ленивая смерть». Возбудитель проказы, проникнув в организм человека, медленно его разрушает. Лицо и тело покрываются язвами, бурыми пятнами и буграми, выпадают брови и ресницы. Болезнь может длиться десятки лет. Больной организм медленно и неуклонно разрушается, и затем наступает смерть.
Требую судить возбудителей этих страшных болезней и строго наказать!

Домохозяйка. У меня нет холодильника, и продукты хранить негде. А гнилостные бактерии не дают мне покоя, особенно летом. Стоит оставить мясо на несколько часов, как они начинают его портить. Никакого спасения от этих вредителей. Я требую наказать их за вредительство!

Пострадавший от туберкулеза. Чаще всего возбудитель туберкулеза – туберкулезная палочка, или микобактерия, поражает легкие, куда попадает с вдыхаемым воздухом. Когда больной кашляет, туберкулезные палочки выделяются вместе с капельками мокроты. После высыхания капелек они с пылью оседают на пол и на различные предметы, находящиеся в помещении. В организм человека туберкулезная палочка может попасть не только с пылью, но и через посуду, одежду, полотенце и другие предметы, которыми пользовался больной.
Проникшие в организм человека туберкулезные палочки не обязательно вызывают заболевание, но жизнеспособные микобактерии могут начать размножаться. Организм человека борется с «интервентами», стараясь, если не убить, то хотя бы изолировать очаги инфекции – колонии микробов покрываются снаружи известковой оболочкой, но остаются в таких капсулах живыми. При неблагоприятных условиях – переохлаждении, недоедании – «притаившиеся» возбудители туберкулеза могут активизироваться, и человек заболевает, начинается разрушение тканей.
В сухих помещениях туберкулезные палочки погибают, особенно разрушительно действует на них солнечный свет.

Пострадавший от дизентерии. Употребление несвежей пищи, в которой начали размножаться микробы, может привести к заболеваниям дизентерией, брюшным тифом, холерой. Яды – токсины, выделяемые возбудителями этих болезней, – вызывают тяжелые отравления организма. Пищеварение у больных нарушается. Заболевших людей отправляют в больницу.
Запомните: необходимо мыть руки перед едой, есть только чисто вымытые овощи и фрукты, держать пищу закрытой, чтобы на нее не попадала пыль, не садились мухи. Нельзя пить сырую воду. Мясо и рыбу надо обязательно хорошо проваривать или прожаривать.

Технолог молокозавода. Не все бактерии такие злодеи. Среди них много полезных и даже необходимых человеку.
На нашем заводе перерабатывают молоко. В одном цехе его пастеризуют при +80 °С и разливают в пакеты. Такое молоко можно хранить 2–3 дня. А в другом цехе молоко после пастеризации заражают молочнокислыми бактериями, которые, питаясь молочным сахаром, начинают быстро размножаться и выделяют молочную кислоту. Молочная кислота превращает белки молока в нерастворимые сгустки, и мы получаем густую простоквашу. Если вместо молока взять сливки, то получится сметана.
Простокваша – очень полезный продукт: ее белки лучше усваиваются человеком, чем белки молока. Кроме того, молочнокислые микробы обогащают молоко целебными витаминами, поэтому молочнокислые продукты – кефир, кумыс и другие – с успехом применяются для лечения больных желудочными заболеваниями, туберкулезом, укрепления нервной системы.
Молочнокислые продукты обладают важным свойством – они хорошо сохраняются. Молочная кислота, которую выделяют молочнокислые бактерии, решительно пресекает развитие гнилостных и других вредных микробов, т.е. она консервирует продукт. Оставаясь невидимыми, молочнокислые бактерии охраняют белки молока от нашествия разнообразных микробов-вредителей. Так, они не раз спасали людей от голодной смерти, особенно в древние времена.
Мацун, вырабатываемый в Армении из молока буйволиц или коз, катык и кумыс калмыков из молока кобылицы, донское кислое молоко айран, арьян кавказских племен – все это молочнокислые продукты, результаты деятельности молочнокислых микробов. Такие продукты полезны и хорошо усваиваются организмом человека. А без бактерий их не получить, так что эти бактерии судить и наказывать нельзя. Без них наш завод не сможет выпускать вкусные и полезные продукты.

Биохимик. Я тоже выступаю в защиту бактерий. На рыбе, мясе иногда появляется множество безвредных светящихся бактерий. Если эти бактерии перенести в чашку с питательной средой, то они разовьются в чистую культуру, излучающую зеленовато-голубой свет. Именно такие светящиеся бактерии разводил немецкий ученый Дюбуа-Реймон. Он писал, что ему удалось осветить большую комнату светом, подобным яркому лунному. Вечером при этом свете можно было читать.
Есть бактерии, живущие за счет нефти и газа. Размножаются они в среде, лишенной кислорода, но богатой углеводородными соединениями. С их помощью можно обнаружить нефть и газовые пласты. Эти бактерии – разведчики.
В воде морей и океанов растворено много различных веществ. Существуют бактерии, которые могут извлекать из воды серу, железо и накапливать их в своих клетках. Когда такие бактерии умирают и опускаются на морское дно, накопленные ими вещества также откладываются на дне и могут образовывать целые залежи железа или серы. Вот так образовалось месторождение бурого железняка в районе города Лисаковска. Пусть такие бактерии живут и размножаются!

Агроном. Я также защищаю бактерии. Многие бактерии живут в почве. Среди них есть так называемые азотфиксирущие бактерии – они забирают азот из воздуха, превращают его в растворимые соединения и накапливают их в почве. В таком виде азот, необходимый растениям, легко ими усваивается, и на таких почвах растения лучше растут. К азотфиксирующим бактериям относятся клубеньковые бактерии. Они вроде бы паразиты – живут в корнях бобовых растений, но взамен питательных веществ, которые эти бактерии берут у растений, они дают хозяину азот.
Один японский ученый обнаружил группу почвенных бактерий, которым нисколько не вредят ядохимикаты. Гербицидами обрабатывают поля, от них гибнут сорняки – так защищают культурные растения. Многие гербициды являются ядами для человека, но некоторые почвенные бактерии ими питаются. Вот уж действительно – о вкусах не спорят!

Врач. Я согласен, что болезнетворные бактерии заслуживают сурового наказания, но мы, люди, часто сами виноваты в распространении инфекционных заболеваний, т.к. не соблюдаем правила гигиены. И еще я хочу сказать, что люди научились бороться с инфекциями с помощью самих возбудителей. В 1796 г. Эдуард Дженнер сделал великое открытие. Он нашел средство предупреждения одного из самых страшных инфекционных заболеваний – натуральной оспы. Это была прививка возбудителем коровьей оспы. С тех пор вакцинация – надежное средство профилактики инфекционных заболеваний. Каждый должен понимать значение предупредительных прививок, не уклонятся от них: они защищают нас от опасных болезней.

Защитник бактерий. Я не согласен со многими обвинениями в адрес бактерий.
Во-первых, гнилостные бактерии в природе уничтожают тела мертвых животных, опавшие листья, погибшие растения и вообще всякий мусор и, таким образом, они являются санитарами.
Во-вторых, продукты надо консервировать, солить, сушить – так их можно уберечь от вредных бактерий. И любые материалы, корма для животных, например сено, надо также хорошо просушивать.
В-третьих, бактерии обогащают почву азотом и минеральными веществами.
В-четвертых, бактерии используются в технологиях приготовления очень многих продуктов питания, лекарственных средств, кормов для животных.
Наконец, в-пятых, микробы, жившие миллиарды лет назад, образовали целые залежи полезных ископаемых. Я настаиваю на необходимости существования бактерий в природе.

Судья. Суд учтет ваши показания. Последнее слово предоставляется подсудимым бактериям.

Бактерии. Мы понимаем, что приносим вам много хлопот, но жить как-то надо, вот мы и боремся за жизнь, как можем. Просим учесть, что мы самые древние живые существа на Земле. А также и то, что без нас на Земле остановится круговорот веществ и нарушится равновесие в природе, вся Земля покроется мертвыми животными и растениями, их некому будет разлагать. Просим учесть чистосердечное признание нашей вины, но и заслуг тоже.

Суд удаляется на совещание.

Секретарь. Встать! Суд идет!

Судья. Приговор. Суд тщательно рассмотрел факты, изложенные обвинителями, защитой и свидетелями и принял следующее решение.

1. Учитывая, что бактерии гниения портят продукты, овощи, фрукты, рукописи, книги по великой халатности, небрежности и невежеству людей, не считать их в этом виновными.

2. Учитывая огромные заслуги этих бактерий в деле очищения природы от трупов и различного мусора, считать их главным звеном в круговороте веществ в природе.

3. Пусть живут и работают на благо человека и его здоровья молочнокислые, нитрифицирующие, почвенные, железобактерии, серобактерии.

4. Учитывая все черные дела болезнетворных бактерии, погубивших сотни тысяч людей и животных в прошлые века, а также вызывающих заболевания дифтерией, туберкулезом, ангиной, воспалением легких, дизентерией и др., заклеймить позором и лишить уважения жителей Земли все болезнетворные бактерии. Ученым надлежит тщательно изучить этих паразитов и разработать меры борьбы с ними. Они подлежат самому строгому контролю! Приговор окончательный и обжалованию не подлежит!

Тест по теме «Бактерии»

1. Бактерии являются организмами:

а) многоклеточными;
б) одноклеточными.

2. Бактериальная клетка включает в себя:

а) оболочку;
б) ядро;
в) пластиды;
г) цитоплазму;
д) рассеянное по цитоплазме ядерное вещество.

3. Образование спор у бактерий необходимо для:

а) размножения;
б) переживания неблагоприятных условий.

4. Для бактерий характерен способ питания:

а) фотосинтез;
б) сапрофитный;
в) паразитический.

5. Бактерии, превращающие в перегной мертвые организмы, называются:

а) бактерии гниения;
б) молочнокислые;
в) клубеньковые;
г) почвенные.

6. Бактерии, которые превращают азот в минеральные вещества, называются:

а) бактерии гниения;
б) молочнокислые;
в) клубеньковые.

7. Бактерии в форме палочек – это:

а) бациллы;
б) спириллы;
в) кокки.

8. Бактерии в форме спирали – это:

а) кокки;
б) спириллы;
в) бациллы.

9. Бактерии в форме шариков – это:

а) бациллы;
б) кокки;
в) спириллы.

10. Изогнутые бактерии – это:

а) вибрионы;
б) кокки;
в) спириллы.

11. Организмы, для жизнедеятельности которых не нужен кислород:

а) анаэробы;
б) автотрофы.

12. Организмы, использующие для своего питания неорганические вещества:

а) анаэробы;
б) автотрофы.

13. Организмы, использующие для питания органические вещества:

а) гетеротрофы;
б) автотрофы.

4. Одноклеточный организм, размножающийся путем деления клетки на две, в благоприятных условиях увеличивающий количество клеток в геометрической прогрессии:

а) лишайник;
б) гриб;
в) бактерия.

15. Назовите первых микробиологов.

16. Как называется массовое заболевание людей?

(Ответы: 1 – б; 2 – а, г, д; 3 – б; 4 – а, б, в; 5 – а; 6 – в; 7 – а; 8 – б; 9 – б; 10 – а; 11 – а; 12 – б; 13 – а; 14 – в; 15 – Илья Ильич Мечников, Луи Пастер; 16 – эпидемия.)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru