|
||
Голодуха. А ты слышала новость? Стужа Лютая все живое заморозить решила, так что не одна ты мерзнешь. Нынче много, кто в лесу погибает, – кто от голода, кто от холода. Замерзуха. Вот молодец, мне это нравится! Давай-ка мы с тобой старушке поможем, в лесу-то зимой мы с тобой хозяйничаем. Голодуха. Это точно! Люблю я похозяйничать. Напущу-ка я голод на птиц да на зверей лесных. Людей бы я тоже зимой голодом поморила, да уж больно они запасливы – погреба да кладовки на всю зиму припасами заполнили, голодом их никак не возьмешь. А вот птиц да зверей – другое дело, кто не спрятался – я не виновата, всех голодом заморю. В лесу я сейчас хозяйка! Замерзуха. А кого ты голодом не заморишь, того я холодом заморожу. Людям-то хорошо в теплых домах зимовать, а вот на улице просто так не перезимуешь. Голодуха. Ты да я, да Стужа Лютая, вместе мы порядки свои наведем, вот тогда и повеселимся на славу! А как всех заморозим да заморим, некому будет весну будить, лето встречать, так вечная зима и останется. И будет у нас сонное царство, замороженное государство! Ха-ха-ха! Замерзуха. Пошли скорей лесных жителей голодом морить, да морозить. (Уходят.) Из-за кустов появляется Дед Мороз. Дед Мороз. Вот так дела! Всякого на своем веку перевидал, но такого еще не бывало. Ишь чего захотели, пакостники несчастные, – сонное царство, замороженное государство им подавай. А как же мои друзья – лесные жители?! Всех заморить да заморозить придумали?! Не бывать такому! Не позволю! Я хоть и сам Дед Мороз, и морозить умею, но это же я не со зла, а так, для веселья и разнообразия. Опять же без мороза, без меня то есть, ни одного новогоднего праздника не бывает. Я и пошутить, и поиграть люблю. Недаром же Деда Мороза все ребятишки любят. А эти безобразники чего придумали, насмерть заморозить. Не допущу такого. Только как мне с ними справиться, да наказать примерно? Тут надо подумать. (Садится задумывается.) Воробей (вбегая). Дедушка! Спаси нас! Помоги! Стужа Лютая совсем озверела, такого холоду напустила, никак перышки не греют! Того и гляди, совсем околею! Ты хоть и Дед Мороз, да добрый, а Стужа Лютая без всякой жалости весь лес вымораживает. Помоги, дедушка, посоветуй, как нам, птицам лесным, от Стужи Лютой, от Замерзухи да Голодухи спастись? Дед Мороз. Ах ты, Воробьишка-малышка. И впрямь нелегко тебе и твоим друзьям Стужу Лютую в лесу перенести. Давай-ка мы вот что сделаем. Собирай-ка ты своих друзей – пташек лесных, да летите вы поближе к людям, к жилью человеческому, там и прокормитесь, и убежище от стужи найдете. Люди- то они добрые – позаботятся о вас, помогут зиму перезимовать, а к весне можно и в лес вернуться. А я тут пока с Замерзухой и Голодухой разберусь, а то они что-то совсем распоясались. Воробей. Как хорошо ты, дедушка, придумал! Полечу друзей собирать, расскажу им про твой совет. А то зимой в лесу нам, птицам, совсем плохо – и голодно, и холодно. Может, и правда, около людей нам лучше будет. А уж мы людям добром отплатим – летом в садах и огородах всех вредных жучков-червячков уничтожим. От нас людям большая польза. (Убегает.) Дед Мороз. Ну, ладно. От Голодухи и Замерзухи в лесу птиц я вроде избавил. Пусть-ка эти две злодейки зубами зря пощелкают, никого они здесь не заморозят да голодом не заморят. А вот если они со Стужей объединятся да в деревни и города проберутся? Пропадут ведь птички зимой, погибнут. Нельзя это дело из-под контроля выпускать. Пойду-ка я к людям, погляжу, чего там делается. Картина втораяДеревенская комната. Ведущий. В одной семье жила-была девочка Маша. Была она очень добрая и веселая. Девочка во всем помогала своим родителям, хорошо училась в школе, и еще она очень любила птиц. Девочка даже разговаривала с ними, когда никто из домашних этого не видел. И для каждой птички у нее всегда были припасены добрые слова. Звучат голоса птиц. Маша. Ах, это вы,
плутишки-воробьишки! Прилетели ко мне в огород,
еды поискать? Ищите-ищите, еды для вас здесь очень
много, всем хватит – и жучки есть, и червячки.
Только не ссорьтесь, не жадничайте, еды всем
хватит. Ведущий. Вот какая замечательная была девочка. Когда наступила зима, девочка не забыла о птицах. Она приготовила кормушку, чтобы повесить ее за окном и кормить своих любимцев. Но тут... Входят две подружки, едят мороженое. 1-я подружка. О, привет! Представляешь, идем мы сейчас к тебе, смотрим – мороженое на дороге валяется. Целенькое, в упаковке, мы его и взяли. Что это ты тут делаешь? В кружок «Умелые ручки» что ли записалась? 2-я подружка (хихикает). А может, «Очумелые ручки»? Маша (смутившись). Да нет, вот кормушку для птиц хочу повесить. А то им голодно и холодно сейчас. 1-я подружка. Ишь, какая добренькая. Птичек жалеешь, а чего в них хорошего, путаются под ногами без дела, чирикают, летают туда-сюда. Никакой пользы от них нет. Маша. Что вы девочки! Птицы очень полезны, они вредных насекомых уничтожают, да и вообще, они такие славные, такие красивые, такие маленькие... 2-я подружка. Ну, завелась! Чем всякой ерундой заниматься, пошли лучше на дискотеку сходим или видак посмотрим. Маша. Да нет, я еще уроки не сделала. Вы идите, я в другой раз с вами пойду. 1-я подружка. Как хочешь, только в другой раз мы за тобой не зайдем, так и просидишь одна дома. Корми-корми своих птичек, а мы, между прочим, Мишку встретили, он о тебе спрашивал. Маша. Обо мне?! 2-я подружка. О тебе. Спрашивал, придешь ли ты сегодня на дискотеку. Мы ему так и скажем, что на дискотеки ты не ходишь, все уроки учишь да книжки читаешь. Маша. Ой, девочки! Может и правда, мне с вами сходить? 1-я подружка. Конечно, сходить. На вот, съешь мороженое, да и пойдем. А кормушка твоя никуда не денется. И птички подождут. Маша (съедает мороженое). Пошли скорее, а то без нас дискотека начнется. (Уходят.) Картина третьяСтужа Лютая. Ха-ха-ха! Мой план начинает действовать. Вон, две дурочки уже съели мое угощеньице, сами злыми и бессердечными стали да еще и подружку свою заговорили-заболтали, от доброго дела отвели. А дальше – больше, еще кто-нибудь заколдованное мороженое съест, я много его раскидала. Вот так всех и заморожу. И никто про мое злодейство не догадается. Лишь бы только Шиворот-Навыворот не проболтался, он один знает, как мое колдовство побороть. Да только он и сам не сахарный, с ним разговаривать – ох, как не просто. К тому же и лентяй он превеликий. (Уходит.) Дед Мороз. Вовремя я сюда подоспел. Теперь-то я знаю, кого спросить, как Стужу Лютую, да Голодуху с Замерзухой победить. Где тут мой волшебный посох? А ну-ка: «Раз, два, три, четыре, пять, Шиворот-Навыворот, иду тебя искать. Пять, четыре, три, два, раз, Шиворот-Навыворот, явись ко мне сейчас!» Раздается стук, бряк, шум. Шиворот-Навыворот. Ты звал меня, Дед Мороз? Дед Мороз. Звал, звал. Слушай, дружочек, в лесу беда. Стужа Лютая, Голодуха да Замерзуха решили всех птиц в лесу заморозить. Да что птиц, грозились и к людям пробраться. Вон Стужа Лютая уже трех подружек заколдовала – подкинула им заговоренное мороженое, чтобы они злыми да бессердечными стали. Помоги со злодейками расправиться. Слышал я, что ты можешь колдовство Стужи Лютой разрушить. Шиворот-Навыворот. Могу, конечно, только мне неохота. Дед Мороз. Как это неохота?! Речь о жизни и смерти идет, а ты – неохота. Шиворот-Навыворот. Так вот и неохота. Ленюсь я, с детства такой противоречивый. Вообще-то, я добрый, но немножко, как бы это сказать, ленивый. Вот! Дед Мороз. Неужели тебе птичек не жалко? Погибнут ведь они от холода и голода. Шиворот-Навыворот. Птичек, конечно, жалко. Может, и вправду, поработать маленько, злое колдовство разрушить? (Раздумывает.) Нет, неохота, лучше я пойду посплю. Дед Мороз. Послушай-ка, Шиворот-Навыворот, а ты мороженое любишь? Шиворот-Навыворот. Ну, ты спросил! Конечно, люблю! Дед Мороз. Вот-вот. Съешь однажды мороженое, а оно заколдованным окажется, сразу злым и бессердечным станешь. Шиворот-Навыворот. Я не хочу быть злым. Надо что-то делать. Дед Мороз. Вариантов два. Первый – уничтожить все мороженое на свете, чтобы никто по ошибке заколдованное мороженое не съел. Это я могу. Только волшебным посохом три раза стукну, и все готово. Шиворот-Навыворот. Погоди, погоди! Этот вариант не годится, давай другой. Дед Мороз. Вариант второй. Тебе надо идти к ребятам и рассказать, как Стужу Лютую побороть, как с Голодухой да Замерзухой расправиться. Шиворот-Навыворот. Конечно, идти к ребятам мне не очень-то хочется, но, с другой стороны, птичек жалко и мороженое я очень люблю. Может сходить к ребятишкам-то? Я же добрый Шиворот-Навыворот. Ладно, уж, схожу. (Уходит.) Картина четвертаяШиворот-Навыворот. Привет, девчонки! 1-я подружка. Привет! Какой парнишка интересный. Ты что, новенький? Из города на каникулы приехал? 2-я подружка. И прикид у тебя такой клевый. Это сейчас такая мода, да? Шиворот-Навыворот. Ну да, мода! Только я не из города, бери дальше. Маша. Ой, а может ты из-за границы приехал, из-за бугра, да? Шиворот-Навыворот (растерянно). Ну да, вообще-то, можно и так сказать. Я из-за бугра... Маша. Ой, как здорово. Пойдем с нами на дискотеку, мы тебя с нашими ребятами познакомим. Шиворот-Навыворот. С ребятами? Это хорошо! Я как раз для этого сюда и шел... А зачем я к ребятам шел, забыл... Ага, вспомнил! Что-то про мороженое было. Девочки, вы мороженое любите? 1-я подружка. Конечно, любим. А ты что, угостить нас хочешь? Шиворот-Навыворот (задумчиво). Да вроде нет... Что-то такое важное с мороженым было связано... Забыл. 2-я подружка. Про мороженое забыть ничего нельзя. Его просто надо съесть – и всё тут. Когда деньги на мороженое есть, конечно. 1-я подружка. А если повезет, можно и без денег. Вот мы сегодня шли к Машке, смотрим, на дороге мороженое лежит. Наверное, потерял кто-то. Ну, мы, конечно, взяли его и съели. 2-я подружка. Ага! Такое вкусное было, только холодное очень. До сих пор в животе холодно. Шиворот-Навыворот. Вспомнил, вспомнил. Девочки, вы не простое мороженое съели, а заколдованное. Его Стужа Лютая нарочно подбросила. Она, да Голодуха с Замерзухой заговор учинили, хотят всех птиц заморозить. Замерзуха с Голодухой в лесу промышляют, а Стужа Лютая к людям подбирается. Дед Мороз из лесу птиц к вам, людям, на зимовку отправил, чтобы вы их подкормили, помогли трудное время пережить, а Стужа Лютая людей заколдовать решила – сердца их заморозить, чтобы они злыми, безжалостными стали и никому не помогали – ни друг другу, ни птицам, ни зверям. Я так думаю – вы уже этого заколдованного мороженого попробовали и кроме себя никого вокруг не любите. Маша. А что, очень может быть... Когда вы ко мне пришли, я как раз кормушку для птиц хотела за окно повесить. А вы надо мной посмеялись. Я кормушку так и не повесила, а ведь птичкам так голодно зимой, так холодно. Что же я наделала! Надо скорей домой бежать да корму в кормушку насыпать. Шиворот-Навыворот. Подожди! Хорошо, что ты о кормушке для птиц вспомнила, но как же твои подружки? Они же в беду попали, съели заколдованное мороженое. Ты что, хочешь, чтобы они на всю жизнь злыми да бессердечными остались? А может, и другие ребята тоже заколдованы Стужей Лютой, но сами про то и не ведают. Может, им тоже помощь нужна? Маша (растерянно). И то правда. Что же теперь делать? Шиворот-Навыворот. Первым делом надо проверить, многих ли ребят Стужа Лютая бессердечными сделала. (Обращается к зрителям.) Ребята! Поднимите-ка руки, кто зимой птиц подкармливает. Кто кормушки для птиц развесил? (Зрители поднимают руки.) Очень хорошо, молодцы! Не всех еще Стужа Лютая заколдовала, околпачила! Но в нашем зале есть и заколдованные ребята. Чтобы снять злые чары да добро во всех людях разбудить – вот что сделать надо. Пока мы здесь все вместе, давайте-ка покажем Стуже Лютой, да Голодухе с Замерзухой, что птиц вы любите да знаете. Пусть Стужа Лютая вам загадки загадает. Если вы правильно их отгадаете, откроется вам волшебное заклинание, которое поможет снять чары с заколдованных ребят. Согласны? Стужа Лютая загадывает загадки. За каждый верный ответ зрители получают карточки, выполненные на альбомных листах, с рисунками разных зимующих птиц. На обратной стороне каждой карточки написан фрагмент фразы: «Подкормите птиц зимой!». Фрагменты пронумерованы. Загадки
Маша. Ребята! Давайте посмотрим, какое заклинание у нас получилось! Выходите на сцену все, у кого в руках кусочки волшебного заклинания, давайте его вместе прочитаем. Ребята с карточками в руках выстраиваются по порядку номеров у доски, сначала они держат карточки с изображением птиц «лицом» к зрителям, а затем переворачивают обратной стороной к зрителям. На карточках читается фраза: «Под – кор – ми – те пт –иц зи – мой!» Стужа Лютая. Ой, ой! Плохи мои дела! Ишь, какие умненькие нашлись. Колдовство мое расколдовали. Приходится мне убираться восвояси. Прощайте! Замерзуха. Ничего-ничего! Еще не все потеряно. Попробую-ка я теперь ребят испытать. (Меняет выражение лица, притворяется добренькой, говорит сладким голосом.) Ой, ребятки, вы птичек любите, да? А уж я как люблю! Зря тут обо мне плохо говорили. Хотите посмотреть на портрет моей любимой птички? Угадайте, как ее зовут. (Показывает комбинированный портрет из фрагментов нескольких птиц.) Маша. Ничего себе – портрет любимой птички! Да тут, можно сказать, несколько портретов. Ребята, угадайте фрагменты каких птиц совмещены на этом портрете? Дети отгадывают. Замерзуха. Ваша взяла, ухожу восвояси! Ладно уж, никого замораживать не буду! (Уходит.) Голодуха. Ну, дела! Стужу Лютую прогнали, Замерзуха убежала, одна я, Голодуха, самая стойкая оказалась. Может, я ребят перехитрю? Знаете ли вы, ребята, чем можно птиц зимой подкармливать? Не знаете – я вам сейчас расскажу. Кормите птичек супчиком вареным, салом соленым, кашей да мягоньким хлебушком. Птички вам век благодарны будут за такое угощенье. Согласны со мной? Не согласны? А чем вы сами-то птиц кормите? Ответы ребят из зала. Ну, я так не играю. Придется и мне убираться подобру-поздорову, а то как бы меня самоу тут не обидели. Прощайте! Дед Мороз. Ну, вот и хорошо, что наша история так закончилась. Молодцы ребята, что не поддались злодейкам, да птичек маленьких в обиду не дали. Пусть ваши кормушки всегда будут полными, пусть ваши сердца всегда будут добрыми, пусть птицы поют нам только веселые песни, пусть дружба всегда собирает нас вместе. Всего вам доброго друзья! Все действующие лица исполняют веселый танец. Методические рекомендацииЦелевая аудитория: школьники 1–7-х классов. Воспитательные задачи 1. Экологическое воспитание
школьников. Рекомендации по использованию Сказка может быть использована для проведения классных часов, внеклассных мероприятий, занятий кружков эколого-биологической направленности, а также для семейного чтения. В зависимости от возможностей данный материал может быть использован: а) для прочтения и обсуждения с
учащимися; Этапы подготовки и проведения экологического проекта «Поможем зимующим птицам» 1. Объявление в школе конкурса на лучшую кормушку для птиц. В конкурсе могут принять участие все желающие. Кормушки изготавливаются руками учащихся дома или в школьной мастерской, они должны быть действующими, развешаны в удобных местах, постоянно пополняться кормом, необходимо провести наблюдения – какие птицы прилетали на кормушку, какие корма предпочитали. Кормушки должны быть удобны, надежны, прочны, аккуратны. 2. Проведение экологического праздника на основе сказки «Заколдованное мороженое, или Как Шиворот-Навыворот птиц зимой спасал» с подведением итогов конкурса на лучшую кормушку. 3. На экологическом празднике объявляется конкурс на лучший рассказ – наблюдение за птицами на кормушке. Лучшие рассказы будут опубликованы в школьной стенгазете. 4. Выпуск стенгазеты с подведением итогов реализации проекта «Поможем зимующим птицам».
|