Я ИДУ НА УРОК

В.И. ЖИВЕЙНОВА,
учитель биологии средней школы № 5, г. Пересвет,
Сергиево-Посадский р-н, Моск. обл.

Царство Растения

Урок-турнир для 6-х классов

Оборудование: раздаточный материал (гербарии, шишки голосеменных), карточки с заданием.

Шестиклассники изучают ботанику 1 год по учебнику В.В. Пасечника «Биология».

В жюри приглашаются учащиеся 10-х классов.

Соревнуются две команды из параллельных классов. На обсуждение вопросов команде отводится 1 мин. Ответы принимаются и оцениваются только полные и четкие. За наибольшее количество участников турнира команда может получить дополнительные баллы. Турнир проводится в течение 2 уроков.

ХОД ТУРНИРА

1. Разминка

Учитель последовательно загадывает загадки командам. Максимальное количество баллов – 4.

1.

Древесина крепка
(Не хуже дубка),
Кора со смолкой,
Листок иголкой,
Только не колкой.

(Лиственница, 3 балла.)

2.

Сговорились Клим с Пахомом:
Жить совместно, одним домом.
Клим готовит соль, водицу,
А Пахом – зерно, мучицу,
Кто Клим, а кто Пахом?

(Лишайник, 3 балла.)

3.

На полене иногда
Вырастает борода.

(Лишайник-бородач, 1 балл.)

4.

На коре, на стенке –
Золотые пенки.

(Стенная золотянка, 1 балл.)

2. Конкурс «Круг знаний»

Задания этого конкурса команды получают перед разминкой. Максимальное количество баллов за конкурс – 5.

1. Лет 300 назад в Австрии жил простой крестьянин по имени Иоганн Шубарт. Будучи опытным земледельцем, Шубарт сначала сеял на поле горох, а затем, уже после гороха, пшеницу и другие культуры и получал богатые урожаи. Чем можно объяснить большие урожаи Шубарта? (На корнях гороха находятся азотфиксирующие (клубеньковые) симбиотические бактерии. Они обогащают почву азотосодержащими веществами, и пшеница дает больший урожай.)

2. В книге С.Ивченко «Загадка Цинхони» описан курьезный случай. «Как-то в Сибирь поздней осенью приехал малосведущий в лесном деле, но очень самоуверенный ревизор.

Увидев голую тайгу, он спросил лесничего:
– Это хвойный лес?
– Хвойный.
– А где хвоя?
– Опала.
– По чьей вине?
– Природы.
– Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!»

Придется ли лесничему отвечать за гибель леса?

(Лесничему не придется отвечать за гибель леса в том случае, если лес лиственничный, так как лиственница, относясь к хвойным деревьям, хвою на зиму сбрасывает.)

3. Конкурс «Ты – мне, я – тебе»

Учащиеся каждого класса задают друг другу по три заранее подготовленных вопроса. Максимальное количество баллов за конкурс – 3.

Примеры вопросов

1. Какая бурая водоросль часто встречается в прибрежной полосе Черного моря. (Цистозейра.)

2. Как называется место созревания женских половых клеток на заростке у папоротника? (Архегоний.)

4. Конкурс «Устами младенца, или Знакомые незнакомцы»

Учитель зачитывает признаки растений, учащиеся по описанию должны его назвать. Максимальное количество баллов за конкурс – 3.

Описание первого растения

1. Оно может жить до 2000 лет.

2. В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче.

3. Из него делают бочки и паркет.

4. Пушкин писал, что на нем сидит русалка. (Дуб, 3 балла.)

Описание второго растения

1. Оно всегда зеленое или голубое.

2. Из него делают струнные музыкальные инструменты.

3. Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов.

4. Оно теневыносливое. В лесу, где оно растет, всегда темно и сыро, там много лишайников. (Ель европейская, 3 балла.)

5. Конкурс «Аналитики»

Двум участникам из каждой команды раздают задания на карточках. Максимальное количество баллов за конкурс – 5.

1. В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Почему? (Папоротники – тенелюбивые и влаголюбивые растения. Вырубка лишила их благоприятных условий обитания. 5 баллов.)

2. Лишайники хорошо распространены в природе, но почти не встречаются в городах. Почему? (Лишайники – индикаторы чистоты воздуха, они гибнут от загрязнений. 5 баллов.)

6. Конкурс «Практики»

Двое участников из каждой команды получают коллекции и гербарии растений. Максимальное количество баллов за конкурс – 8.

Вопросы по коллекциям

1. Каким растениям принадлежат шишки в коллекции? (4 балла.)

2. По каким признакам они отличаются друг от друга? (4 балла.)

Вопросы по гербарию

1. Дать название растениям, которые имеются в коллекции. (4 балла.)

2. Рассказать об особенностях строения каждого растения. (4 балла.)

7. Конкурс «Эрудиты»

Учащиеся делают заранее подготовленные сообщения о растениях, которые их заинтересовали. Максимальное количество баллов за конкурс – 9. Восемь баллов дается за основное задание, а дополнительные балы команды получают за рисунки, фотографии, гербарии. Вот один из таких рассказов.

Пузырчатка

Хищные растения – это чудо природы. Их насчитывают около 450 видов, относящихся к 6 семействам. Их можно обнаружить по всему свету в самых разных местах обитания. Так как эти хищные растения питаются в основном мелкими насекомыми, то их называют насекомоядными.

Пузырчатка ловит добычу, как правило водяных блох, с помощью небольших пузырьков на листьях. Вначале из каждого пузырька с помощью специальных желез выкачивается вода. При прикосновении к сигнальным волоскам у входного клапана-ловушки клапан распахивается, и вода вместе с добычей заполняет пузырек. Давление заставляет клапан открываться внутрь, и добыча засасывается с водой. Пузырчатки растут в прудах, они могут или свободно плавать, или пускать корни. (8 баллов.)

8. Конкурс «Реши экологическую проблему»

В конкурсе принимают участие по одному участнику от каждой команды. Они получает задание на карточках. Максимальное количество баллов за конкурс – 5.

1. Известно, что растения мха кукушкина льна часто образуют густые заросли. Какие проблемы могли бы возникнуть у этих растений, если бы отдельные растения находились на большом расстоянии друг от друга. (Мох кукушкин лен – двудомное растение. Проблема возникла бы при размножении. В зарослях мха задерживается вода, только передвигаясь в воде, сперматозоиды могут добраться до яйцеклетки и произойдет процесс оплодотворения.)

2. Летом в водоемах нередко наблюдается избыточное размножение одноклеточных водорослей. Какие условия, вероятнее всего, могут вызвать этот процесс? Каковы могут быть его последствия для водоема? (Избыточное размножение одноклеточных водорослей происходит летом при благоприятных условиях: обилии света и тепла. Последствия их избыточного размножения: загнивание растений; гибель рыб и других обитателей водоема.)

 

9. Сценки с участием растений

Максимальная оценка –10 баллов. Это задание учащиеся готовят заранее. Один класс инсценировал рассказ Л.Н. Толстого «Дуб и орешник». Другой – сам придумал сценку «Неожиданное вторжение».

Действующие лица

Сорняк Осот.
Старичок-боровичок.
Морковь.
Груша.
Ромашка.
Подсолнух.
Другие цветы.

Праздник у цветов, Моркови, Груши и Розы – все веселятся. Вбегает Осот.

Осот. Никакого праздника не будет! Всем разойтись!

Ромашка. Ну и нахалка!

Осот. Какая я тебе нахалка! Я – нахал!

Колокольчик. Ты кто вообще такой?

Осот. Позвольте представиться: я – ненасытный сорняк Осот!

Все бегают вокруг Осота и дразнят его.

Осот. Ничего меня позорить! Я вам сейчас покажу, как надо мной издеваться!

Роза. Не трогай их!

Осот. А ты кто такая, что за выскочка?

Роза. Я – обычный цветок, розой меня называют.

Осот. Уйди с моего пути! Или...

Роза. Или что? Выбирай: будем драться на шипах или я тебе загадки загадывать буду.

Цветы кричат и поддерживают Розу.

Осот. На шипах? Ну нет! Загадки легче – давай загадки.

Роза. Я загадаю тебе две загадки, если ты ни одной не отгадаешь, то уйдешь. Согласен?

Осот. Ладно, загадывай!

Роза. Первая загадка: висит лампочка, можно кушать. Что это такое?

Осот. Это – я.

Груша. Да как меня можно сравнивать с этой колючкой!

Осот. Да какая я вам колючка, сама ты колючка!

Груша обижается и уходит, ее все успокаивают.

Роза. Вторая загадка: сидит девица в темнице, а коса на улице.

Осот думает, в это время входит Старичок-боровичок.

Боровичок. Ну, и что вы здесь устроили? Что за безобразие?

Роза. Он хочет испортить нам праздник!

Осот. А ты, старичок, что лезешь?

Боровичок. Я вообще не с тобой разговариваю. Тебя хорошим манерам учили? Ну что, отгадал загадку?

Осот. Это проще простого. Это – я!

Морковь. Да как же меня можно сравнить с ним! Я красивей и румяней его!

Роза. Ты не отгадал ни одной загадки! Уходи!

Осот. Ну, ладно, уйду, если не отгадаю еще одну загадку.

Роза. Хорошо, последняя загадка.

Боровичок. Посадили зернышко, выросло солнышко.

Осот. Это – я.

Роза и Боровичок (оба). Неправильно!

Осот. Шутка! Ребята, а что это такое? Апельсин?

Подсолнух. Какой я вам апельсин, я – подсолнух!

Роза. Ты ни одной загадки не отгадал! Уходи с нашего праздника!

Осот уходит. Праздник продолжается, все веселятся.

10. Конкурс «Пятый – лишний»

Участники команд должны исключить из цепочки предложенных слов лишнее, объяснив, почему. Термины читает учитель по очереди каждой команде. Максимальное количество баллов за конкурс – 6.

1. Ядро, цитоплазма, пластиды, оболочка, хлорофилл. (Лишнее слово «хлорофилл», так как остальные – это части растительной клетки. 3 балла.)

2. Спирогира, хлорелла, улотрикс, ульва, ламинария. (Хлорелла – это одноклеточная водоросль, а остальные – многоклеточные водоросли. 3 балла.)

3. Риччия, кукушкин лен, хвощ, маршанция, сфагнум. (Исключить слово «хвощ», так как остальные четыре слова – названия мхов. 3 балла.)

4. Береза, огурец, тюльпан, томат, горох. (Лишнее слово «береза» – это дерево, остальные – травы. 3 балла.)

11. Гонка за лидером

Участники игры отвечают сразу. Максимальная оценка – 10 баллов.

Вопросы первой команде

1. Наука о растениях. (Ботаника.)

2. Низшие водные растения. (Водоросли.)

3. Нитевидные выросты у мхов и водорослей в грунте. (Ризоиды.)

4. Сколько лет может жить можжевельник? (2 тыс. лет.)

5. Листья папоротников. (Вайи.)

6. Женская половая клетка. (Яйцеклетка.)

7. Тело лишайника. (Слоевище.)

8. Высшее споровое растение. (Мох или папоротник.)

9. Где образуются споры у мхов? (В коробочке или спорогоне.)

10. Мужские половые органы мхов и папоротников. (Антеридии.)

Вопросы второй команде

1. Наука о живой природе. (Биология.)

2. Растение, имеющее цветок. (Цветковое, или покрытосеменное.)

3. Крупная пластида у водорослей. (Хроматофор.)

4. Сколько лет живет хвоя у ели? (5–7 лет.)

5. Тело водоросли. (Слоевище.)

6. Орган размножения и расселения у сосны. (Семя.)

7. Где находится семя у цветковых растений? (В плоде.)

8. Полезное сожительство организмов. (Симбиоз.)

9. Где образуются споры у папоротников? (В спорангии.)

10. Яйцеклетка, слившаяся со сперматозоидом. (Зигота.)

12. Подведение итогов

 Учитель анализирует работу каждого класса, высказывает свое мнение о работе отдельных учащихся, оценивает правильность решения задач, качество ответов. Жюри подводит итоги и объявляет победителя.

Литература

Сорокина Л.В. Край родной. – Творческий центр, 2001.

Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ. – СПб.: Акцидент, 1998.

Домбровская Л.Н. Тетрадь с печатной основой по биологии для 7-х классов. Ч. 2. – Харьков: УМЦ «Школьник», 1996.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок/Практическое пособие. – Т.Ц. «Учитель», 2001.

Журнал «Биология в школе». 2001. № 5, 7, 8.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru