Я ИДУ НА УРОК

К.Е. БЕЗУХ,
учитель биологии, г. Ярославль

Известное и неизвестное о зубах

Устный журнал

Рот без зубов – все равно,
что мельница без жерновов
.

М.Сервантес

Цели урока

1. Сформировать знания о строении и функциях зубов.
2. Научиться определять состояние зубной системы.
3. Ознакомиться с типичными заболеваниями зубов и их причинами.
4. Ознакомиться с основными приемами гигиены ротовой полости.

Методы обучения: частично поисковый, проблемный. С детства, заучив строчки из «Мойдодыра», мы усвоили истину о пользе зубного порошка, но всегда ли, повзрослев, безоговорочно следуем ей?

Приемы деятельности учителя

1. Помощь учащимся в подборе материала.
2. Разработка «Информационного листа» (см. Приложения).
3. Координация действий учащихся, подведение итогов.

Организация деятельности учащихся

1. Задание к уроку: подготовить сообщения по отдельным вопросам данной темы.
2. Докладчики выступают у доски, используя таблицы, рисунки, плакаты.
3. Остальные учащиеся заполняют вторую графу «Информационного листа» и могут задавать вопросы для уточнения материала.
4. При подготовке к уроку учащиеся самостоятельно работают с учебником и дополнительной литературой; для докладчиков учитель во внеурочное время проводит консультации.

Развитие умений учащихся

1. Применять полученные знания в новой ситуации.
2. Уметь кратко и четко излагать информацию.
3. Слушать одноклассников.

Основные понятия урока

Зубы, пульпа, эмаль, дентин, резцы, клыки, коренные, прикус, кариес.

План урока

1. Вводное слово учителя.
2. Доклады учащихся об эволюции зубной системы, заболеваниях зубов, гигиене полости рта.
3. Практическая работа «Зубная формула» (проводится учителем).
4. Подведение итогов работы и выставление оценок за доклады и заполненные «Информационные листы».
5. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

Понятие о зубах (вводное слово учителя)

Для устрашения врагов зубы нам больше не нужны. Наоборот, мы показываем их в тот момент, когда улыбаемся, демонстрируя тем самым другому человеку свою симпатию. Около 70% людей придают большое значение сияющим улыбкам. Многие люди верят: улыбка поднимает настроение, а здоровые зубы положительно влияют на самооценку. По данным Немецкого института стоматологии, 70% людей полагают, что хорошее самочувствие зависит от хороших зубов, 66% считают красивые зубы признаком здоровья, 60% связывают самооценку с белизной зубов, 61% оценивают себя в зависимости от здоровья и крепости зубов, 50% считают, что чем лучше зубы, тем лучше отношения с партнером.

Зубы – это костные образования в ротовой полости у большинства челюстноротых животных (у некоторых рыб – и в глотке), в том числе и человека. Они служат для захвата, удержания и механической обработки пищи. У человека зубы участвуют также в произнесении звуков.

Зуб имеет три анатомические части: вершину, или коронку, шейку и корень. Основную часть зуба составляет дентин, в области коронки он покрыт эмалью, а в области шейки цементом. Внутри зуба имеется полость – корневой канал, заполненный зубной мякотью – пульпой, состоящей из соединительной ткани, богатой нервными окончаниями и кровеносными сосудами, обеспечивающими питание и рост зуба.

Эволюция зубной системы от рыб до человека (доклады учащихся)

1. Развитие зубов. Особенности зубной системы рыб

В ходе эволюции зубы произошли из плакоидной чешуи рыб. Зубы закладываются в процессе эмбрионального развития организма. Развитие зубов начинается с появления эпителиального утолщения, вдающегося в нижележащую соединительную ткань, в большинстве случаев в виде сплошной складки – «зубной пластинки», по краю которой закладываются зачатки отдельных зубов. Клетки соединительной ткани образуют под каждым зачатком сгущения (сосочки); эпителиальные клетки зубной пластины нависают над этими сгущениями в виде колпачка.

Внутренний слой клеток колпачка участвует в образовании эмали, поэтому весь колпачок называют эмалевым органом. Наружные клетки, одонтобласты, участвуют в образовании дентина, а клетки соединительной ткани, окружающие основание зуба, – в образовании цемента.

С увеличением массы дентина развивающийся зуб постепенно принимает свою окончательную форму и выходит наружу, прорезая слизистую оболочку десны. В только что прорезавшемся зубе эмаль покрыта тонкой пленочкой, которая называется кутикулой эмали, последняя снашивается по мере развития зуба.

Зубы в ротовой полости крепятся различными способами: одни лежат в толще эпителия, выстилающего ротовую полость, другие соединяются с костями при помощи соединительнотканных связок, вследствие чего сохраняют подвижность, третьи неподвижно прирастают своим основанием к костям или, наконец, располагаются на челюстях в особых лунках, или альвеолах (т.н. текодонтные зубы).

У большинства позвоночных зубы, по мере изнашивания, заменяются новыми. Смена зубов происходит либо в течение всей жизни – полифиодонтизм (у большинства позвоночных, кроме млекопитающих), либо один раз в молодом возрасте – дифиодонтизм (у большинства млекопитающих – неполнозубых и китообразных), либо не происходит вообще – монофиодонтизм. Моно- и дифиодонтные зубные системы млекопитающих произошли в процессе развития животных организмов из полифиодонтной системы низших позвоночных.

Строение зубов тесно связано с их функцией. Наиболее простой формой является коническая, характерная для зубов большинства рыб, земноводных, пресмыкающихся. Такие простые конические зубы служат животным лишь для захвата и удержания добычи, которая заглатывается без пережевывания. У млекопитающих зубы выполняют также жевательную функцию, и строение зубов у них усложняется. У большинства рыб, пресмыкающихся и земноводных все зубы одинаковые (изодонтная или гомодонтная системы), у некоторых рыб, пресмыкающихся и, как правило, млекопитающих имеются зубы разной формы (гетеродонтная система).

Зубы рыб обычно заостренные и имеют форму конуса, иногда, благодаря наличию дифференцированного корня и сложной коронки, зубы рыб похожи на резцы и коренные зубы млекопитающих-хищников. У некоторых низших акул образуются сложные зубы путем срастания простых конических зубов в зубчатые гребни. Среди рыб имеются виды с сокращенным числом зубов (например, химеры) или почти беззубые (например, вьюновые и карповые рыбы, у которых функционируют лишь глоточные зубы). Взрослые осетровые рыбы зубов не имеют вообще.

Зубы рыб расположены в мягких тканях ротовой полости или прикрепляются своим основанием к предчелюстным, челюстным, небным костям, сошнику, парасфеноиду, крыловидным, зубным и пластинчатым костям, к верхним и нижним частям жаберных дуг (верхние и нижние глоточные зубы), а также к язычной кости.

2. Развитие зубов у земноводных и пресмыкающихся

Зубы земноводных мало чем отличаются от зубов рыб, но вершины их обычно двузубчатые; у лягушек – однозубчатые. Зубы земноводных располагаются на межчелюстных, верхнечелюстных и зубных костях, на сошнике, реже на парасфеноиде и небных костях.

У пресмыкающихся, приспособившихся к заглатыванию добычи целиком, зубы большей частью конической формы, но у отдельных видов ящериц вершина зубов двузубчатая или, как у варана, продольно-складчатая.

Зубы пресмыкающихся располагаются обычно на челюстях, небных и крыловидных костях. Довольно редки случаи, когда у земноводных зубы расположены на сошнике (у молодой гаттерии, а также у ископаемых форм – пеликозавров и зверозубых); еще реже зубы прирастают к парасфеноиду (у триасовой черепахи). Зубы пресмыкающихся прирастают к челюсти боковой поверхностью (плеуродонтные зубы) или основанием (акродонтные зубы). У крокодилов и некоторых ящериц зубы располагаются в альвеолах челюстей. Зубы ископаемых зверозубых были дифференцированы на резцы, клыки и коренные; у них происходила смена зубов, аналогичная смене зубов млекопитающих.

«Молочная» смена зубов характерна для молодых гаттерий, игуан и крокодилов (перед вылуплением из яиц). У ядовитых змей на верхней челюсти развиваются специальные ядовитые зубы, снабженные наружным или внутренним каналом, связанным с ядовитой железой. У современных птиц зубы отсутствуют; ископаемые птицы (ихтиорнисы, археоптерикс и др.) имели зубы, расположенные в альвеолах челюстей.

3. Зубная система зверей

Среди млекопитающих зубов не имеют некоторые неполнозубые (панголин и муравьед); у беззубых китов зубы имеются только у зародышей; у взрослого утконоса развиваются роговые зубы. У большинства млекопитающих гетеродонтная система зубов, т.е. зубы различаются по размерам и форме.

Передние зубы – резцы (от 3 до 5 пар) долотовидной формы служат для захвата и разрезания пищи. Следующие за ними клыки (1 пара) конусовидны, служат для захвата и разрывания пищи (у хищных) и являются орудием защиты (у копытных, некоторых ластоногих и китообразных). Задние зубы – коренные (до 8 пар) имеют сложную форму и служат для перетирания пищи. Среди коренных различают предкоренные зубы (премоляры, ложнокоренные или малые коренные, 3–4 пары), на вершинах которых имеются сложные бугорки или гребневидные складки, и истинно коренные зубы (большие коренные, моляры, 3–4 пары), снабженные двумя и более корнями (отсюда и название – коренные).

Состав и число зубов млекопитающих принято выражать в виде так называемой зубной формулы, в которой обычно указывается число зубов в одной половине верхней (числитель) и нижней (знаменатель) челюстей. Так, например, зубная формула собаки имеет следующий вид:

i 3/3 с 1/1 pm 4/4 m 3/3 = 44,

где i означает резцы (incisivi), с – клыки (canini), pm – ложнокоренные (praemolares), m – коренные (molares), а число 44 – общее количество зубов. Обычно зубная формула упрощается: опускаются начальные буквы латинских названий зубов, и формула записывается в виде четырех дробей или одной дроби:

3/3 1/1 4/4 3/3 = 44 или

6.gif (465 bytes)

В специальной литературе описание отдельного зуба сопровождается точным обозначением его порядкового номера, например pm2.

У представителей различных отрядов млекопитающих число зубов сильно варьирует: уменьшение или увеличение числа зубов объясняется приспособлением животных к различным объектам питания. У хищных число зубов не превышает 44, а вот у парнокопытных или у грызунов количесто зубов сильно варьирует. У некоторых неполнозубых 18–20 зубов; у некоторых видов сумчатых может быть до 58 зубов, а у представителей зубатых китообразных семейства дельфиновых – 250 зубов.

Зубы, выполняющие различные функции, у разных отрядов млекопитающих и развиваются в разной степени. Так, например, у хищных развиваются мощные клыки (с), у грызунов – резцы (i) и коренные (m, рm) зубы, а клыки и часто предкоренные, утрачиваются. В результате между резцами и коренными зубами образуется беззубое пространство – диастема. У слонов, гиппопотамов, дюгоня и других сильно развиваются резцы, служащие этим животным для защиты. Защитную функцию у моржа, дикого кабана, некоторых копытных (оленей и других) выполняют клыки.

Функция зубов млекопитающих сказалась на характере их прикрепления к челюстям и на особенностях смены зубов. Обычно зубы млекопитающих сидят в альвеолах челюстей и укрепляются при помощи окружающей зубы соединительной ткани. Сменяются у млекопитающих резцы, клыки и предкоренные зубы и очень редко коренные (у сумчатых меняется только последний коренной зуб). У неполнозубых и зубатых китообразных зубы вовсе не сменяются, и в течение всей жизни у них функционируют молочные зубы. Только у слонов и ламантинов происходит постоянная продольная смена стирающегося зуба новым, который закладывается позади старого и постепенно его вытесняет.

Из всех зубов млекопитающих наибольшие преобразования претерпели коренные зубы. Есть две точки зрения на возникновение сложных коренных зубов. Одна из них сводится к тому, что коренные зубы образовались в результате слияния нескольких простых конических зубов.

Другая точка зрения, получившая наибольшее признание, сводится к тому, что все коренные зубы возникли путем дифференциации простого конического зуба, на котором спереди и сзади от основного конуса развились два дополнительных бугорка (протодонтные зубы). В дальнейшем величина бугорков сравнялась с конусом зубов, в результате чего возникли трехвершинные (триконодонтные) зубы, которые были развиты у ископаемых юрских млекопитающих, близких к сумчатым.

У некоторых травоядных (например, у лошади) зубы отличаются длительным ростом, имеют высокую коронку, а гребни и бугры образуют вытянутые призмы, углубления между которыми заполнены цементом – это цилиндрические гипселодонтные зубы.

Форма и число зубов у различных видов млекопитающих более или менее постоянны, что является важным систематическим признаком ископаемых и современных форм.

У полуобезьян и обезьян число зубов сокращается, доходя у узконосых обезьян до 32, что совпадает с числом зубов у человека. Зубы современных человекообразных обезьян отличаются от зубов человека более крупными клыками, косо поставленными резцами и некоторыми другими признаками.

У ископаемых человекообразных – дриопитека и австралопитека – клыки были уменьшены, а резцы сидели в челюстях почти вертикально. Таким образом, для зубной системы человекообразных обезьян характерно сокращение числа ложнокоренных и коренных зубов, что привело к значительному укорочению их челюстей.

4. Разнообразие зубов у животных

Зубы служат не только для измельчения пищи. Коровам, оленям, овцам передние зубы – резцы – помогают «срезать» траву не хуже сенокосилки. Хищники пользуются клыками, чтобы схватить добычу и разорвать ее. Люди обычно зубами откусывают и пережевывают пищу, не пытаясь засунуть ее в рот целиком. А вот змеи, наоборот, «натягивают» свой рот на жертву, не желая дать потрудиться зубам.

Что же касается измельчения пищи, то этим занимаются коренные зубы. Работая ими, как жерновами, человек тратит на разжевывание обычно несколько секунд. Не в пример ему лошади, ослы, козы и другие животные, именуемые жвачными, набив полный рот, способны часами жевать и пережевывать одну и ту же порцию еды.

Кажется само собой разумеющимся, что зубы находятся во рту, но, оказывается, не у всех. У змеи-яйцееда главное назначение зубов – распилить скорлупу яиц, которыми она питается. Поэтому зубы у этой змеи расположены… в горле. Но это еще что! У улиток зубы растут прямо на языке, которым они, как теркой, обтесывают пищу. А живущий в тропических странах ящер панголин словно и вовсе «проглотил» свои зубы – они у него… в желудке. Столь странное их местопребывание объясняется тем, что панголин питается муравьями, которых кучами отправляет из муравейника в рот своим длинным языком. Если бы у ящера зубы были во рту, то пока он разжевал бы сотню муравьев, разбежались бы тысячи, и он вечно ходил бы голодным.

О том, как важно, чтобы во рту были все зубы, да к тому же здоровые, знают все, особенно те, кто часто посещает зубного врача. Сколько нужно иметь зубов? Человеку, оказывается, – 32, волку – 42, броненосцу – почти 100, а слон обходится… шестью, два из которых – бивни. Значит, жует он всего четырьмя зубами: двумя сверху и двумя снизу. И эти 4 зуба перетирают тонны пищи, необходимой, чтобы прокормить гиганта!

Зубы построены из очень прочного материала и работают почти без износа много лет. Но если они все же стираются или обламываются – беда для животных, плохо для человека и лишь грызунам все нипочем. У мышей, хомяков, бобров, сусликов зубы растут всю жизнь и как растут! У крысы, например, зубы за месяц вырастают на 3 см, за 3 года – почти на 1 м! Тут уж хочешь не хочешь, приходится все время что-нибудь грызть, чтобы они стачивались, но этого бывает недостаточно. Вот и вынуждены грызуны пользоваться собственным «напильником» – тереть друг о друга верхние и нижние зубы постоянно, даже во сне. Не бегать же, в самом деле, с зубами метровой длины!

5. Зубы человека

Строение зуба человека

Строение зуба человека

Зубы человека имеют различную форму коронки: резцы – лопатообразную, клыки – конусообразную, предкоренные и коренные (моляры и премоляры) – цилиндрическую. Последний большой коренной зуб называется зубом мудрости. В пределах этих основных форм наблюдаются индивидуальные особенности.

Для жевательной поверхности коренных зубов характерны так называемые жевательные бугры (2–5). Шейка зуба в норме скрыта под краем десны и выступает над альвеолярным (зубным) отростком челюсти. Она имеет вид перехвата между коронкой и корнем зуба. У шейки заканчивается эмалевый покров коронки, и к ней прикрепляется слизистая оболочка десны, т.е. обеспечивается непрерывность покровных тканей.

Корень представляет собой опорную часть зуба. Он состоит из дентина, который снаружи покрыт цементом. По количеству корней различают: однокоренные зубы – резцы, клыки, малые коренные (за исключением первых верхних); двухкоренные – нижние большие коренные и верхние первые малые коренные; трехкоренные – верхние большие коренные.

Коронка и шейка зуба имеют так называемую пульпарную полость, которая продолжается в корнях в виде узких извилистых корневых каналов и заполнена зубной мякотью – пульпой. Полость зуба и корней повторяет в общем их форму.

Зубы укреплены корнями в особых углублениях (лунках, или альвеолах) верхней и нижней челюстей по своеобразному типу сочленения – вколачивания (гомофозиса). Соединительная ткань вокруг корня, которая называется перицементом (периодонтом, корневой оболочкой), плотно срастается в верхнем отделе со стенкой альвеолы. Ближе к верхушке корня сохраняется рыхлый соединительнотканный слой, который отделяет корневую оболочку от надкостницы альвеолы, образуя мягкую подстилку под корнем. Здесь проходят в зуб сосуды и нервы.

Развитие зубов у человека начинается в конце второго месяца внутриутробной жизни и на ранних стадиях происходит так же, как и у всех позвоночных животных. Лишь на последних стадиях развития появляется высокодифференцированная структура зуба, характерная для человека. При рождении ребенка 20 молочных зубов лежат в ячейках челюстей. Они формируются в течение внутриутробной жизни, как и некоторые постоянные зубы (первый большой коренной, резцы и клыки). Все же остальные постоянные зубы начинают развиваться уже после рождения.

Все элементы зуба, за исключением пульпы и периодонта, пропитываются известью (солями кальция). В эмали содержание фосфорнокислого и углекислого кальция доходит до 92%, в дентине – до 62%, в цементе – до 65%. Неорганические вещества в зубных тканях находятся в соединении с органическими.

Под микроскопом обнаруживается своеобразная структура зуба. Ткань эмали слагается из длинных палочек, называемых эмалевыми призмами, простирающихся от дентинной границы до свободной поверхности. Из дентина в пограничную зону эмали проникают дентиновые канальцы, которые удается проследить в более глубоких слоях эмали.

Основное вещество дентина имеет волокнистое строение и пронизано многочисленными канальцами, содержащими остатки клеток верхнего слоя пульпы – одонтобластов. Цемент, покрывающий корень и шейку зуба, напоминает кость, хотя местами имеет фиброзное строение. В шейке слой цемента очень тонок, в корне он становится значительно толще, и с возрастом количество его увеличивается.

Периодонт одевает корень зуба поверх цемента; он, как и надкостница, состоит из фиброзной соединительной ткани. С одной стороны, периодонт тесно связан с цементом корня зуба, с другой – с костной поверхностью зубной ячейки. У края ячейки периодонт переходит в ткань десны, у верхушки корня периодонт входит в связь с пульпой.

Пульпа имеет вид нежной сетчатой соединительной ткани. Клетки пульпы имеют звездообразную треугольную форму, снабжены отростками, что и создает сетчатый характер ткани. На поверхности пульпы, прилегающей к дентину, расположен слой узких цилиндрических клеток – одонтобластов, по внешним признакам напоминающих эпителий. В пульпе проходят лимфатические и кровеносные сосуды и нервы.

На седьмом году жизни ребенка начинается смена молочных зубов на постоянные. Смена происходит только один раз, сменяются только резцы, клыки и малые коренные зубы. Большие, или истинные, коренные зубы не меняются.

У человека постоянных зубов 32, и зубная формула половины челюсти пишется так:

2/2 1/1 2/2 3/3 = 16,

а для молочных зубов: 2/2 1/1 2/2 = 10.

Практическая работа «Зубная формула»

1. Сядьте за стол, поставьте перед собой зеркало. Ротовую полость осветите ярким светом настольной лампы. Изучите свою ротовую полость:

а) рассмотрите внешний вид зубов и порядок их расположения на челюсти;
б) найдите резцы, клыки и большие коренные зубы; определите, какие зубы отсутствуют.

2. Тщательно вымытое стоматологическое зеркальце введите в ротовую полость. С помощью системы из двух зеркал рассмотрите зубные коронки с наружной и внутренней сторон.

3. После выполнения заданий заполните таблицу (наличие зуба обозначайте цифрой «1», удаленный зуб – знаком «тире»).

МОИ ЗУБЫ

Челюсть

Левая сторона

Правая сторона

Всего

Верхняя

резцы

клыки

мал. кор. зубы

бол. кор. зубы

резцы

клыки

мал. кор. зубы

бол. кор. зубы

 

Нижняя

                 

6. Процесс развития зубов

Развитие зубов – сложный процесс, который начинается на ранних стадиях развития зародыша и продолжается у человека до 18–20 лет. Условно этот процесс можно разделить на несколько периодов.

1-й период – от момента рождения до 6–7 месяцев. Зубов у ребенка еще нет, но зачатки молочных зубов уже заложены в челюстях, начиная с 40–45-го дня внутриутробной жизни.

2-й период – от 6–7 месяцев до 6–7 лет. Его можно охарактеризовать как период молочного прикуса. За это время прорезываются и вырастают все 20 молочных зубов. В формировании молочного прикуса в свою очередь различают две стадии: первая начинается с момента прорезывания в 6–7-месячном возрасте и заканчивается полным формированием зубных рядов в 2–3 года; вторая стадия длится от 2,5–3 до 6 лет. В это время молочные зубы подготавливаются к смене на постоянные.

3-й период начинается с конца 6-го года жизни и продолжается до 12–13 лет. Он характеризуется постепенной сменой молочных зубов на постоянные.

Формирование молочных зубов в основном завершается между 3- и 5-м годами жизни. В дальнейшем происходит интенсивное увеличение высоты альвеолярного отростка и рост челюстей. В связи с этим у большинства детей в молочном прикусе наблюдаются выраженные пространства между передними зубами.

Первый постоянный большой коренной зуб прорезывается в возрасте 6–7 лет. Примерно в это же время прорезываются резцы нижней челюсти. Это вначале приводит к небольшой скученности зубов, что не следует рассматривать как нарушение развития прикуса, т.к. к 12 годам благодаря интенсивному росту челюстей прикус нормализуется.

7. Аномалии в развитии зубов

Различают косметические дефекты зубов: неправильные формы, размеры, цвет; и физические дефекты: врожденное отсутствие группы зубов (вызывает расстройство жевания), открытый прикус (изменяет форму лица); некоторые постоянные зубы, вполне сформированные, остаются в челюсти непрорезавшимися – так называемые ретинированные зубы (чаще это клыки или зубы мудрости).

Причинами нарушения развития зубов могут служить неправильное питание во время беременности, задержка роста челюсти ребенка в связи с преждевременным удалением разрушенных молочных зубов, гибель зачатков постоянных зубов из-за воспалительного процесса около молочного зуба.

Иногда появляются сверхкомплектные зубы или зубы располагаются очень тесно; часто наблюдается большой промежуток между центральными резцами (диастема). Иногда зуб, которому не хватило места, может прорезаться вне зубного ряда.

8. Прикус

Схематическое изображение аномалий (нарушений) прикуса

Схематическое изображение аномалий (нарушений) прикуса: 1 – передние зубы выступают вперед вследствие чрезмерного развития обеих челюстей;
2 – чрезмерно развитая верхняя челюсть;
3 – чрезмерно развитая нижняя челюсть;
4 – недоразвитие обеих челюстей; 5 – недоразвитие верхней челюсти; 6 – недоразвитие нижней челюсти; 7 – открытый прикус; 8 – глубокий прикус.

Прикус – расположение верхнего и нижнего зубных рядов при смыкании.

Физиологический прикус. Молочные и постоянные передние зубы верхней челюсти слегка перекрывают передние зубы нижней челюсти, боковые зубы верхней челюсти выступают наружу по отношению к нижним; каждый зуб верхней челюсти контактирует с двумя зубами нижней.

Патологический прикус. Нарушение соотношения зубных рядов, когда многие зубы не имеют контакта с противоположными зубами при смыкании челюстей. Это связано с заболеваниями, перенесенными в период развития лицевого скелета: травмой челюсти, в том числе родовой, расщелиной челюсти и нёба (пороки развития), рахитом, аденоидными разрастаниями в носоглотке и связанным с этим неправильным (ротовым) дыханием, ранним удалением молочных зубов и др.

Исключение составляют 5-е зубы в молочном прикусе и 8-е зубы (мудрости) в постоянном, которые соприкасаются только с одним зубом противоположной челюсти.

Деформации прикуса, приводящие к его аномалиям, развиваются медленно, иногда через несколько лет после перенесенного заболевания. Иногда аномалии прикуса возникают в результате вредных привычек у детей (сосания сосок, твердых предметов и т.п.). Они могут носить также и врожденный (наследственный) характер. При аномалиях прикуса часто нарушено произношение многих звуков, речь становится невнятной; могут появляться боли в височно-нижнечелюстном суставе, сухость во рту и т.п.

Нарушения прикуса следует лечить в возрасте 6–12 лет. Обычно это делают, временно накладывая специальные ортодонтические аппараты. В старшем возрасте исправление прикуса более трудоемко и длительно. У взрослых иногда приходится прибегать к оперативному вмешательству. При повышенной стираемости зубов прикус исправляют зубными протезами.

Заболевания зубов

1. Виды заболеваний

Заболевания зубов – болезненные процессы, развивающиеся в тканях зубов.

Различают следующие виды болезней зубов.

Болезнь покровной ткани зуба – кариес.

Болезнь основной ткани зуба дентина – кариес.

Болезнь зубной мякоти (пульпы зуба) – пульпит.

Болезнь надкостницы зуба (периодонта, или перицемента, пародонта, или амфодонта). Воспаления надкостницы корня зуба – периодонтит, надкостницы челюсти – периостит, могут развиться гнойные процессы в мягких тканях и кости – остеомиелит и даже общее гнойное заражение – сепсис.

Подавляющее большинство заболеваний зубов начинается с поражения твердых тканей (эмали и дентина) – кариеса, который появляется в виде пятна на поверхности зуба. Постепенно пятно углубляется и превращается в полость. Когда остается небольшой слой дентина, отделяющего твердые ткани зуба от зубной мякоти (пульпы), инфекция проникает в последнюю, и возникает пульпит, который вызывает резкие невралгические боли в соответствующей половине лица. Воспаление пульпы заканчивается гнилостным распадом, омертвением (гангреной) пульпы и ведет к последующим воспалительным процессам.

Причины широкого распространения кариеса следует искать в сумме влияний среды (в первую очередь питания) на организм.

Нельзя рассматривать зубные болезни как местное поражение полости рта. Нормальная функция желудочно-кишечного тракта возможна только при тщательном пережевывании пищи, которое достигается лишь при здоровых зубах. Зубные болезни вызывают нарушения пищеварения, приводящие к хроническим заболеваниям желудка и кишечника (гастрит, колит).

Воспалительные заболевания органов и тканей полости рта как осложнения зубных болезней, нередко ведут к септическому состоянию всего организма, и наоборот, острые инфекционные заболевания и некоторые авитаминозы могут вызывать воспаление слизистой оболочки рта.

2. Кариес

Слово «кариес» в переводе с латинского означает «костоеда». Кариесом называют прогрессирующее размягчение и разрушение твердых тканей зуба с образованием полости. Кариес зубов развивается на фоне обильного потребления легкоусваиваемых сахаросодержащих продуктов. Они способствуют развитию микроорганизмов, располагающихся на поверхности зубов.

Как известно, зубы покрыты белковой оболочкой, называемой пелликулой. Она играет очень большую роль в защите зубов от растворяющихся агентов и придает эмали избирательную проницаемость. В течение жизни пелликула неоднократно разрушается и вновь восстанавливается.

Пелликулу зуба невозможно выявить невооруженным глазом – для этой цели обычно применяют красители. У некоторых людей она окрашивается пищевыми пигментами, содержащимися, например, в чае, кофе, а у курильщиков – под воздействием табака. Табак, чай, кофе и остатки пищи приводят к быстрому разрушению пелликулы и развитию кариозных процессов.

3. Пульпит

Пульпит – воспаление пульпы зуба – является осложнением кариеса зубов. Причиной его могут быть также травмы, повреждение сосудов, питающих зуб, отлом части коронки с обнажением пульпы, перелом зуба и другое.

Обычно пульпит развивается как острое заболевание, главный признак которого – болевые приступы, особенно вечером и ночью, возникающие самопроизвольно (независимо от жевания или раздражения горячим или холодным). Иногда боль имеет «рвущий» характер, распространяется на затылок, ухо, висок, соседние зубы.

Сильные, острые боли объясняются тем, что воспаление пульпы сопровождается отеком, который развивается в полости зуба, окруженной твердыми тканями, и вызывает сдавливание находящихся в пульпе нервов.

Как правило, в результате воспаления наступает омертвение пульпы, боли постепенно стихают, но если лечения зуба не последовало, то со временем (сроки бывают разные) микроорганизмы из омертвевшей пульпы проникают через канал зуба в ткани, окружающие корень зуба, и вызывают периодонтит.

У детей в молочных и постоянных зубах кариозный процесс протекает очень быстро, воспаление пульпы возникает часто неожиданно и быстро становится гнойным. Так как корни зубов бывают либо еще недоразвиты, либо уже рассасываются, воспалительный процесс очень быстро переходит на окружающие ткани. Это может привести к гибели зачатков постоянных зубов.

4. Пародонтит

Пародонтит – хроническое заболевание окружающих зубы тканей (пародонта). Встречается главным образом у людей пожилого и среднего возраста, но иногда и у молодых людей, детей. Пародонтит чаще наблюдается у людей, живущих на Севере, испытывающих недостаток в свежих овощах и фруктах (нехватка витаминов С и Р). В возникновении заболевания основную роль играют воспаление околозубных тканей, нарушения в сосудах и нервах пародонта, повышенная жевательная нагрузка на зубы, оставшиеся после удаления разрушенных, а также отложения зубного камня.

При пародонтите постепенно рассасывается костная ткань луночек, зубы расшатываются. Процесс этот может происходить в области одного или нескольких зубов. Начало заболевания иногда бывает незаметным, иногда больные ощущают жжение, зуд, пульсацию в деснах. Затем начинают обнажаться шейки зубов. Иногда десны слегка отекают, при чистке зубов, откусывании твердой пищи кровоточат. В запущенных случаях начинается воспаление десен – гингивит (стоматит), из-под края десны выделяется гной, и здоровый на вид зуб может выпасть.

Не стоит без назначения врача применять какие-либо лекарства. Особенно надо остерегаться прижигающих средств.

Пародонтит – заболевание хроническое, но своевременное лечение обычно надолго останавливает его развитие.

5. Зубной камень

Зубной камень – плотные отложения на зубах в виде желтоватых или темно-серых глыбок. Зубной камень возникает на тех участках зуба, где не происходит достаточного самоочищения при жевании пищи (в межзубных промежутках, у шеек зубов). Он может покрывать всю поверхность зуба, особенно если зуб не участвует в жевании (при наличии кариозной полости или отсутствии антагониста, т.е. противоположного зуба), а также при плохом уходе за зубами.

Начальная стадия образования зубного камня – мягкий зубной налет, который состоит из клеток слущенного эпителия, остатков пищи, бактерий и слизи, склеивающей все это в сплошную массу. Налет хорошо удаляется при правильной чистке зубов и жевании твердой пищи обеими сторонами челюсти.

У курильщиков зубной налет и зубной камень имеют коричневый и даже черный цвет, т.к. содержат продукты горения табака. Такой зубной камень откладывается в большом количестве, как правило, на внутренней поверхности зубов, снимается он с большим трудом.

У детей и подростков нередко можно заметить зеленую каемку на губной поверхности шейки зубов. Этот зеленый налет прочно соединяется с эмалью зуба и снимается с трудом даже при энергичном стирании щеткой с применением лекарственных средств.

Мягкий зубной налет, если его своевременно не удалять, постепенно пропитывается известковыми солями и превращается в твердый зубной камень, отложения которого постепенно увеличиваются. В некоторых случаях зубной камень может откладываться под десенным краем и даже на поверхности корня зуба.

Зубной камень постепенно оттесняет десну, вызывая ее раздражение и, как результат этого, кровоточивость десен. В запущенных случаях может развиться воспаление десен – гингивит с гнойными выделениями (стоматит); при этом может быть дурной запах изо рта. Отложение зубного камня предрасполагает к парадонтиту.

Зубной камень удаляет врач-стоматолог при помощи специальных инструментов, иногда ультразвуковым аппаратом.

Гигиена полости рта

1. Уход за зубами и деснами

1. Чистить зубы следует два раза в день. При этом необходимо соблюдать следующие правила:

а) необходимо сочетать вертикальные, горизонтальные и круговые движения;
б) при чистке щечных поверхностей больших и малых коренных зубов щетинки зубной щетки должны быть направлены под острым углом к поверхности зуба;
в) движения также должны быть направлены вверх для верхней челюсти и вниз – для нижней.

2. Следует полоскать зубы после еды.

3. Для чистки зубов надо использовать зубную нить или зубочистки.

Правильное использование зубной щетки

2. Выбор зубной щетки и зубной пасты

Зубные щетки различаются формой, размерами головок, расположением, густотой, длиной и качеством щетинок, размером и формой ручек. Зубные щетки бывают жесткие, среднемягкие и мягкие. Жесткие могут повредить десны, мягкие плохо вычищают налет между зубами, среднемягкие оптимальны в большинстве случаев.

Большое значение имеет частота и расположение щетинок. Оптимальным расстоянием между кустиками щетинок считают 2–2,5 мм. Наиболее простое и эффективное их расположение – параллельное. Нередко выпускают щетки со слишком частым расположением щетинок, что затрудняет их содержание в чистоте, а также снижает очищающий эффект на боковых поверхностях зубов. Широко распространено также попарно-наклонное (V-образное) расположение щетины, однако оно не имеет особых преимуществ перед параллельным.

Кроме частоты расположения пучков щетинок существует понятие «подстрижка щеточного поля и кустов». Большинство современных щеток имеет зубчатую поверхность, при которой краевые щетинки в кустиках сидят ниже, чем центральные. Такая конструкция позволяет центральным, длинным, щетинкам войти в узкие межзубные пространства, но если щетинки жесткие, то очищающей способностью обладают лишь центральные щетинки, т.к. они не дают возможности боковым касаться поверхности зуба во время чистки. В данном случае щетина должна быть мягкой.

В продаже также имеются щетки со сложными контурами поверхности щеточного поля (художественный замысел изготовителей). Специальные клинические испытания показали, что такие щетки травматичны, поскольку при чистке вся нагрузка падает на небольшое количество выступающих из пучка щетинок.

Максимального чистящего эффекта можно добиться щетками с маленькими головками. Рабочая части щетки для взрослых должна иметь длину 23–30 мм и ширину 7,5–11 мм, а для детей – 18–25 мм и 7–9 мм соответственно.

Электрические зубные щетки не имеют преимущества перед обычными. Автоматические движения щетки освобождают человека от необходимости совершать правильные движения, которые, кстати, часто ему неизвестны. В связи с этим применение электрической зубной щетки можно рекомендовать детям, инвалидам или людям с недостаточной сноровкой.

Зубная щетка легко загрязняется, поэтому ее нужно регулярно чистить. После чистки зубов щетку следует промыть под струей теплой воды, тщательно очистить от остатков пищи, зубной пасты, зубного налета и намылить. Перед чисткой зубов мыло смывают. Хранить щетку нужно так, чтобы она могла хорошо высохнуть, например в стакане головкой вверх. Это заметно снижает количество микроорганизмов в щетке, а щетинки сохраняют свою твердость и форму. Никогда не следует укладывать зубную щетку в закрытый футляр сразу после использования.

Как только появятся признаки износа зубной щетки, ее следует заменить. В среднем срок службы щетки не превышает четырех месяцев.

3. Зубные пасты

В настоящее время выпускается большое количество зубных паст. Основными их компонентами являются абразивные (соскабливающие), гелеобразующие и пенообразующие вещества, а также красители, отдушки и вещества, улучшающие вкусовые качества. Абразивные вещества обеспечивают очищающее и полирующее действия паст.

В зубных пастах широко применяют пенообразующие, в частности поверхностно-активные вещества. Как и другие компоненты, они должны быть безвредными, не оказывать раздражающего действия на слизистую оболочку полости рта, не влиять на вкусовые качества паст, обладать устойчивыми свойствами – предотвращать образование скоплений твердых частиц абразивного вещества, обладать смачивающей и пенообразующей способностями. В зависимости от вида и количества применяемых поверхностно-активных веществ зубные пасты могут быть пенящимися или не «пенящимися». Наиболее эффективны пенящиеся пасты. Они обладают повышенной очищающей способностью, легко вымывают остатки пищи, хорошо удаляют зубной налет.

По характеру действия зубные пасты делятся на:

– лечебно-профилактические;
– противовоспалительные, содержащие растительные препараты;
– солевые;
– применяемые при лечении стоматитов;
– противокариесные.

4. Зубные эликсиры, жевательные резинки, зубные нити

Зубные эликсиры являются вспомогательным средством, которое можно использовать для гигиенического ухода за полостью рта и в профилактических целях.

Все зубные эликсиры так же, как и зубные пасты, можно разделить на 2 группы: гигиенические и лечебно-профилактические. Основное назначение гигиенических эликсиров – дезодорация полости рта, поэтому они, как правило, применяются в виде полосканий после чистки зубов. К водно-спиртовому раствору, составляющему их основу, добавляют различного рода ароматические вещества.

Прошли времена, когда жевать жвачку было просто модно. В результате научных исследований выяснилось, что жевательная резинка в два раза уменьшает отрицательное воздействие кислоты на зубы. Это тот случай, когда приходится верить рекламе. Кроме того, в нужный момент она с успехом может заменить зубную щетку, например, в дороге или на работе.

В разных случаях используются разные жевательные резинки.

«Аэроволны» без сахара от Wrigley и жевательное драже «Mentos Cool Chew» обеспечивают свежее, свободное дыхание.

«Ice White» от Wrigley без сахара с мятой перечной сохраняет природную белизну зубов.

Для укрепления зубов: стоматологическая жевательная резинка «Dirol» без сахара содержит необходимый зубам кальций.

Для защиты от кариеса: «White Orbit» без сахара от Wrigley способствует очищению полости рта слюной и уменьшает содержание в ней кислот.

Межзубное пространство вычистить обычным способом непросто. Именно там и начинается чаще всего процесс кариеса. Возьмите нить длиной 50 см и накрутите ее на указательные пальцы обеих рук так, чтобы между ними остался натянутый отрезок. Этот отрезок введите между зубами и двигайте его вперед и назад. Перейдя на следующее место, используйте новый отрезок нити. Новичкам лучше выбирать вощеную нить. Она более гладкая и легче скользит. Опытный человек может пользоваться невощеной нитью: она лучше вычищает межзубное пространство. Для больших щелей между зубами подходит так называемая зубная лента. Она несколько толще и грубее, чем зубная шелковая нить. Попросите стоматолога показать вам, как правильно ею пользоваться (см. рис.).

Правильное использование зубной нити

Правильное использование зубной нити

5. Современная стоматология

Хорошие зубы играют такую же важную роль, как и хорошая одежда: ведь ровные белые зубы меняют даже выражение лица, не говоря уже о повышении самооценки. С безупречными зубами, как правило, не рождаются. Однако современная стоматология может предложить действенную помощь в решении практически любой проблемы, связанной с зубами. Идет ли речь о щербинке между зубами или неправильном прикусе, дантист-косметолог, как чародей, исправит все. Отломанные кусочки зуба он сможет приклеить, отверстие на месте выпавшего или удаленного зуба заделать, кривые зубы выровнять, а желтый налет убрать.

В наши дни врачи не просто предлагают качественное лечение зубов, они заботятся о красоте вашей улыбки.

Венир – скорлупка из керамики или пластмассы, которая приклеивается на зуб. Этот метод применяется при плохом цвете эмали или для создания оптического эффекта выравнивания зубов. Недостаток метода: чтобы прикрепить венир, надо обточить до 1,5 мм зубной эмали. Искусственную оболочку нельзя снять, а держится она около 10 лет. После того, как вениры ставились дважды, рекомендуется надевать на зубы коронки.

Контуринг – это метод моделирования зубов с помощью так называемых композитных материалов. Идеально подходит для заделывания щербин и исправления кривых зубов. Композиты состоят из искусственной смолы и кристаллического или «стеклянного» порошка. Они наносятся слоями на зуб и закрепляются ультрафиолетом. Потери зубной ткани незначительны. При этом методе шлифуется и обрабатывается только поверхность зуба. Недостаток: к сожалению, этот материал очень хрупкий и подвержен пигментным изменениям из-за наличия в его составе искусственной смолы.

Приложения

1. Как майя украшали зубы

Обширными знаниями о структуре зубов обладали индейцы майя, заселявшие в свое время территорию Юкатанского полуострова. Но использовали они эти знания несколько своеобразно – подвергали зубы определенной обработке, преследуя ритуальные и религиозные цели. Ряд исследователей предполагают, что обработанные зубы являлись своего рода украшением. И как не согласиться с такой версией, если майя имели обыкновение… инкрустировать резцы и клыки самоцветами – жадеитом, кварцем, гематитом, бирюзой и т.д.? Углубления под камни они проделывали в живых (!) зубах, пользуясь при этом палочкой, изготовленной из меди. Вращая ее между ладонями, они проделывали в эмали и дентине зуба совершенно круглую впадину. Рентгеновские исследования фрагментов челюстей, найденных при раскопках, показали, что камень никогда не вставлялся в зуб с поврежденной пульпой. Камни обрабатывались настолько точно, что многие из них сохранились в зубах на целые столетия.

2. Пловцы, берегите зубы!

Занятия плаванием в бассейне; несомненно, укрепляют мышцы, но, как выяснили американские стоматологи, отрицательно сказываются на зубах. Вода в бассейнах содержит химические добавки, разрушающие белок в слюне. На зубах образуется темный налет. Ничего страшного в этом нет, главное – вовремя обратится к врачу и не забывать чистить зубы сразу после бассейна.

3. Информационный лист

    Понятие

Сущность

1. Зубы – это...

 

2. Функции зубов:

1.
2.
3.

3. Строение зуба:

Внешнее
1 –
2 –
3 –

Внутреннее
4 –
5 –
6 –
7 –

4. Типы зубов:

 

5. Зубная формула

Результаты практической работы:

6. Аномалии зубов и их причины

1.
2.

7. Прикус – это...

 

8. Заболевания зубов

Кариес –
Пульпит –
Пародонтит –
Зубной камень –

Внести коррективы в свою зубную формулу
(обозначить в таблице поврежденный зуб
звездочкой, запломбированный – точкой)
Сделать общий вывод о состоянии
своей зубной системы

9. Гигиена полости рта

Зубная щетка – должна меняться не реже ...
Зубная паста – должна содержать ...
Зубной эликсир – применяется с целью ...
Зубная нить – это ...

4. Рекомендации по улучшению состояния зубной системы

Правила ухода за зубами

1. Не следует применять для чистки зубов растворы кислот и щелочей.
2. При чистке зубов следует щадить десневой край.
3. После использования зубную щетку нужно тщательно промывать в проточной теплой воде.
4. Необходимо иметь индивидуальную зубную щетку и менять ее через каждые 4 месяца.

Гигиенические требования профилактики зубных заболеваний

1. Ежедневно утром и перед сном чистите зубы и язык.
2. После каждого приема пищи тщательно прополаскивайте полость рта.
3. Каждые 6 месяцев проходите осмотр в стоматологическом кабинете.
4. При жевании пользуйтесь равномерно всеми зубами.
5. Не грызите сахар, орехи, косточки.
6. Не употребляйте сразу после горячей пищи холодные напитки.

5. Количество зубов у млекопитающих

Животное

Количество зубов

Кролик
Корова
Свинья
Лошадь
Конь
Кошка
Лев
Собака
Широконосые обезьяны
Узконосые обезьяны
Человек

28
32
44
40
36
30
30
42
36
32
32

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru