М.А. МУТИК,
педагог дополнительного образования СЮТ,
г. Норильск
Загрязнение воздуха
Занятие биологического кружка
Оборудование: фланелеграф,
магнитофон, цветные карандаши, дневники
наблюдений.
Новые понятия: смог, кислотный
дождь.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Повторение. Понятия «экология»,
«экологическая опасность».
На предыдущем занятии кружковцам было
дано задание: нарисовать то, что им не нравится в
нашем городе (с точки зрения экологии) и что бы
они хотели изменить. Детям было предложено
выбрать фон рисунка, так как именно он позволяет
передать мысли и чувства рисующего. Рассказывая
о своей работе, кружковцы должны были пояснить,
почему взят именно этот фон.
2. Новая тема. Моделирование
ситуации загрязнения окружающей среды.
Включается кассета с записью голосов
птиц. Педагог на фланелеграфе выкладывает
картину в определенной последовательности:
сначала трава, потом дерево, потом зеленые листья
на дереве, потом солнце, цветы, сова, белка (или
любые другие животные и птицы).
Что изменится в этом уголке природы,
если построить здесь завод? (На фланелеграф
помещается контур завода с дымом из трубы. Голоса
птиц смолкают.)
Заслушиваются ответы детей. По мере
ответов кружковцев «экологическая обстановка»
на фланелеграфе ухудшается. Трава превращается в
желто-коричневую, листья на деревьях желтеют и
опадают. Животные, птицы, цветы исчезают, а облако
дыма от завода закрывает солнце.
Вы хотели бы жить рядом с такой
природой? Кто виноват в том, что возникают такие
ситуации? Как не допустить их? (Заслушиваются
ответы детей.)
Мы сейчас на фланелеграфе
смоделировали ситуацию появления в нетронутом
уголке природы завода. Экологическая обстановка
здесь ухудшилась.
На сегодняшнем занятии мы поговорим о
загрязнении воздуха как об одной из причин
гибели природы. Воздух окружает нас со всех
сторон. Каждый раз, делая вдох, мы заполняем свои
легкие новой порцией воздуха. Значит нам очень
важно, чтобы воздух вокруг нас был чистым. Раньше
большинство людей проживало в сельской
местности. Теперь же основная часть населения
Земли сосредоточилась в городах, там, где
расположены заводы и фабрики. Жизнь стала
комфортнее, чем раньше… Но в городах, где
работают промышленные предприятия, часто можно
увидеть смог.
Вам знакомо это слово? Оказывается, мы
встречаемся со смогом и на улицах нашего города.
Слово «смог» произошло от комбинации английских
слов «smoke» – дым и «fog» – туман. В виде желто-серой
пелены, состоящей из дыма, тумана, выхлопных
газов машин и промышленных газов, выпускаемых в
атмосферу предприятиями, смог зависает над
землей. При попадании в легкие он вызывает
кашель, появляется насморк, слезятся глаза.
Ядовитые соединения смога губят растения в
городах и возле них. Поэтому деревья на
норильских улицах кажутся поблекшими,
желтовато-коричневыми. Они попросту больны. Но
это еще не все. Наверняка вы слышали, что дождевой
водой полезно умываться, мыть волосы, поливать ею
растения? Теперь делать этого нельзя. Нынче под
дождем без нужды и находиться не следует. Ну, на
самом деле, не будете же вы поливать себя
лимонным соком. Но лимонная кислота – это не так
страшно. А вот ядовитые частички смога,
растворяясь в дождевой воде, превращаются в
гораздо более вредные для природы азотную и
сернистую кислоты.
Ядовитые вещества, которыми пропитаны
тучи, переносятся с ними на тысячи километров и
выпадают в виде снега и дождя в других районах. А
от кислотных дождей нашего промышленного района
страдаем не только мы, но и животные, и растения
Арктики, где вообще нет никакой промышленности.
Вот еще пример. За десять лет хвойные
деревья Черного леса в Германии были уничтожены
кислотными дождями. Но лесу можно помочь, если
разбросать по почве известь или мел. Тогда
кислотность почвы уменьшится и лес снова оживет.
Откройте свои дневники наблюдений и
запишите новые понятия: смог, кислотный
дождь.
Но спасти наш город от смога в данный
момент мы с вами не можем. А что же можно сделать,
чтобы в тундре, в лесу не нарушалось
экологическое равновесие? Что может сделать
каждый из вас? Как помочь природе?
Не сорить.
Не оставлять незатушенных костров.
Не разорять гнезд птиц.
Я вам хочу предложить самостоятельно
придумать запрещающие знаки, которые можно было
бы поставить в тундре, чтобы люди не забывали
правил поведения в природе.
Возьмите дневники наблюдений, цветные
карандаши, придумайте и нарисуйте такие знаки. А
остальные ребята угадают, что означает ваш
рисунок. (Работа над знаками и их обсуждение. В
дневниках наблюдений выставляются оценки.)
А теперь наступило время проверить,
что вы запомнили на занятии. Для этого к нам в
гости пожаловала ворона Каркуша. Она вам будет
задавать вопросы, а вы – отвечать на них. За
каждый правильный ответ вы получите жетончик, а в
конце занятия мы подведем итоги.
Ворона. Кар-кар! Здравствуйте
детки, ну-ка ответьте на мои вопросы.
– Что означает слово «экология»?
– Что такое смог? Откуда он берется?
– Можно ли умываться дождевой водой? Почему?
– Что такое кислотный дождь?
– Как можно бороться с вредными выбросами в
воздух промышленных предприятий?
– Можно ли спасти лес, пострадавший от кислотных
дождей?
– Что происходит с природой, когда рядом
появляются промышленные предприятия?
Ой, молодцы, молодцы! Посчитайте-ка
свои жетончики. У кого больше? Я очень за вас всех
рада, вы все были внимательными. Но свою медаль я
вручаю тому, кто ответил правильно на самое
большое количество вопросов. Поздравляю! До
новых встреч. До свидания!
Педагог. Каркуша улетела. А я вам
хочу задать домашнее задание. У всех есть тонкие
белые салфетки. Около дома возьмите горсть снега
(где почище). Положите салфетку на сито, а сверху
снег: пусть снег растает. Высушите салфетку,
аккуратно ее сверните и принесите на следующее
занятие.
А сегодня мне очень понравилось, как вы работали.
Вы узнали много нового: о смоге, о кислотных
дождях, о том, как можно помогать лесу бороться с
этими неприятными явлениями.
|