В.Д. ИЛЬИЧЕВ
Экологическое фотографирование:
с чего начать?
В наши дни трудно представить себе
человека, никогда не фотографировавшего живые
организмы или среду их обитания. Мы снимаем своих
близких, начиная с грудного возраста, и потом,
когда они подрастают, становятся взрослыми,
стареют… Так же поступаем и с животными –
птицами, собаками, кошками, и конечно с
растениями – цветами в букетах, горшках, на
клумбах и т.д.
Объединение этого увлекательного
занятия с решением эколого-познавательных и
воспитательно-просветительских задач,
обучением, выполнением экспертно-правовых,
проектировочных и других связанных с
производством функций составляет суть
экологического фотографирования, или просто
экографии.
Для занятия экографией прежде всего
нужен фотоаппарат. Сейчас выпускается целое
семейство небольших фотоаппаратов, легко
умещающихся на ладони и, вероятно поэтому,
названных «мыльницами». Мы будем иметь дело
только с пленочными «мыльницами», потому что
цифровые камеры требуют дорогого компьютерного
обеспечения и особых технологических действий.
Кроме того, для экологов важна достоверность
фотоизображений, а при цифровой обработке
существует риск деформации реальной
экологической картины.
Прежде всего поговорим о том, какие
«мыльницы» следует приобретать и как ими
пользоваться. Самые простые настолько дешевы,
что доступны даже малообеспеченному человеку. Но
есть и «навороченные», стоимостью в несколько
тысяч рублей, и тогда стоит задуматься,
действительно ли нужна такая покупка.
Конечно, все зависит от того, какие
цели и задачи вы перед собой ставите. Если
экологическое фотографирование призвано помочь
запечатлеть и познать окружающий мир, достаточно
приобрести недорогую «мыльницу» с фиксированным
(«замороженным») фокусом. Рынок переполнен
такими камерами за 400–600 или чуть больше рублей.
Но если вы хотите приобрести более «продвинутую»
модель с автофокусом, т.е. автоматической
наводкой на резкость, это будет стоить по крайней
мере вдвое дороже. (Можно купить и подержанные, но
вполне пригодные для дальнейшего использования
экземпляры по более низким ценам.)
Пристрастия субъективны, но я бы
рекомендовал новичку начинать с южнокорейских
«Самсунгов». Например, недорогой «Самсунг-444»
отличается защищенностью от повышенной
влажности и брызг, что немаловажно для занятий
экологической фотографией. К этому можно
добавить простоту управления, удобные габариты,
автоматический и принудительный режимы вспышки,
широкоугольный объектив хорошего качества,
закрытый стеклянным защитным фильтром и
позволяющий фотографировать с расстояния чуть
более 1 м.
Если вы не сможете найти эту модель в
магазине или в ближайшей «комиссионке»,
обратитесь к продукции других фирм,
специализирующихся на дешевых «мыльницах». Эти
модели не имеют метеозащиты, так что придется
избегать сырой и дождливой погоды, но во всех
остальных случаях они вполне работоспособны. К
таким «мыльницам» относятся прежде всего
«Кодак» (КВ-10, КВ-18, ЕС-100), «Скин» (СК-334, СК-445, СК-106,
СК-444), «Премьер» (РС-651, РС-650).
«Детские» фотоаппараты канадского
производства «Рекам» предназначены для юных
фотографов младшего школьного возраста. Но среди
них есть и «продвинутые» модели, предназначенные
для старшеклассников и даже студентов младших
курсов. Вполне пригодны они и для учителя, не
имеющего фотографического опыта. Детский
«Рекам» для младшего школьника обойдется
примерно в 350 руб., а «продвинутая» модель
(минимакс) – в 650 руб., но обоими аппаратами
можно делать вполне приличные фотографии с
расстояния чуть более 1 м.
На другом фланге этого ряда стоят
«мыльницы» таких известных фирм, как «Никон»,
«Кэнон», «Минолта» и др. Эти изделия
отличаются большим количеством всевозможных
«наворотов» и предназначены для опытных
любителей и полупрофессионалов, стоимость их
многократно повышается, и мы, следовательно,
рассматривать их не будем.
Итак, в ваших руках недорогая
«мыльница» с «замороженным» фокусом или
автофокусом, позволяющая снимать с расстояния
немногим более 1 м. Задавшись целью освоить эту
камеру, вы должны быть уверены, что, овладев
некоторыми несложными навыками, сможете
получать фотоизображения, пригодные как для
семейного альбома, так и для использования в
качестве иллюстраций на занятиях по ботанике,
зоологии, экологии, географии, урбанистике, а
также в «ролевых» играх, проводимых на базе
городских и парковых пейзажей.
Как же без особых усилий освоить
«мыльницу»? Прежде всего, необходимо прочитать
инструкцию и, следуя ей, вставить в фотоаппарат
батарейки (не перепутайте полярность!) и зарядить
пленку.
Несколько слов о пленке. Желательно
использовать любительские, а не
профессиональные пленки. Если предстоит
фотографировать природу, я, например, использую
«Конику», если меня интересуют портреты, цветы,
городские пейзажи, то беру «Кодак». Наиболее
универсальной из кодаковских пленок я считаю
«Голд-200», но при съемках вечером и в пасмурную
погоду использую «Голд-400». Что же касается
«позднезакатных», а тем более ночных, съемок, то
начинающему любителю заниматься ими рановато,
хотя в последующем мы расскажем и о них.
Немаловажное значение имеет выбор
освещения и времени съемки. Конечно, в облачную
погоду время суток, в общем, не имеет значения.
Летом можно снимать с 8 до 19 ч, для съемки в
весенние или осенние дни этот интервал должен
быть сужен.
Если солнце скрыто за облаками, не так
уж существенно, с какой стороны по отношению к
камере расположен снимаемый объект – не будем
забывать, что ваша камера снабжена
автоматической (возможно, и принудительной)
вспышкой, которая поможет при недостатке
освещения. Совсем другое дело, если съемка
проводится в яркий солнечный день. Здесь следует
руководствоваться двумя правилами.
Во-первых, при съемке следует
располагаться спиной к солнцу. Во-вторых, если
возможно, надо снимать утром, с 7 до 8 ч, или
вечером, с 18 до 19 ч. Конечно, указанные интервалы
несколько условны, и можно выходить за их
пределы, но не очень значительно. Если вы
снимаете в рекомендуемом временном интервале, то
получите объемное изображение. В противном же
случае портреты будут плоскими и
невыразительными, доскоподобными. Что касается
вечернего освещения, то скользящий солнечный луч
всегда улучшает качество изображения. Поэтому
снимки, сделанные при вечернем освещении, могут
получиться более выразительными. Однако
пользоваться этим приемом следует только тогда,
когда вы освоите более простые, базовые приемы.
Если ваша камера снабжена
принудительной вспышкой, как «Самсунг-444», вы
можете «подсветить» объект даже в тех случаях,
когда естественного освещения достаточно, но вы
хотите придать снимку особую выразительность.
Принудительную вспышку полезно использовать,
например, в пасмурный день или при
поздневечернем освещении, когда на объект падают
закатные лучи.
Ну а как быть, если необходимо провести
съемку в яркий солнечный полдень, когда лицо
вашего объекта наверняка получится плоским и
фотографически неинтересным? Тогда
воспользуйтесь таким приемом: поместите объект в
тень высокого здания или густого дерева (не
забудьте о солнечных зайчиках). При этом должна
сработать автоматическая вспышка или можно
использовать принудительную вспышку, если она
имеется у вашего фотоаппарата.
Поговорим теперь о таких важных для
начинающего фотографа моментах, как перечень
сюжетов, которые следует выбирать для достижения
учебных и эколого-воспитательных целей. Такой
перечень носит, конечно,
условно-рекомендательный характер и
предназначен для освоения техники
экологического фотографирования. В зависимости
от условий съемки, учебных задач и возраста
учеников он может быть существенно изменен.
На первое место мы ставим портреты как
самих учеников, так и членов их семей. Затем –
съемка домашних животных, а также кустов,
небольших деревьев, памятников, скульптур,
крупных цветов, клумб. Полезные навыки можно
приобрести, снимая играющих детей, голубей на
прикормочных площадках, лебедей и уток,
выпрашивающих корм у посетителей парков и т.д.
При этом важно помнить, что при съемке камерой с
замороженным фокусом все объекты будут резкими,
начиная с расстояния 1,2–1,5 м, а камера с
автофокусом позволяет снимать с расстояния даже
несколько меньше указанного в инструкции к ней.
Овладев съемкой перечисленных
сюжетов, можно переходить к пейзажно-парковым и
уличным сюжетам, а затем к архитектурным, сценкам
с людьми и улично-дворовой растительностью. При
этом желательно снимать с различных расстояний,
от малых до довольно значительных.
Не следует жалеть пленку, т.к. только
таким путем, т.е. снимая различные сюжеты с разных
расстояний, вы сможете приобрести необходимые
навыки. Чтобы затраты не были слишком ощутимыми,
можно использовать более дешевые, но в
экологическом плане вполне выразительные
любительские пленки, например «Конику». Эта
пленка при не слишком ярком освещении хорошо
передает цвет зелени и цветущих растений. Сам я
не только начинал с «Коники», но и до сих пор
нередко использую ее при съемке многих
экологических сюжетов. Накопленный опыт
позволяет говорить об этой пленке с особой
теплотой и благодарностью.
Проведя съемки экологических объектов
в городе или пригороде, вы можете постепенно
усложнять сюжетные задачи. Например, можете
попробовать снять воронье гнездо на дереве возле
дома или грачевник, состоящий из десятков гнезд,
и т.д. Ваша задача в этих случаях осложняется
из-за расположения гнезд на высоких деревьях.
При съемке вороньего гнезда
постарайтесь найти гнездо, расположенное близко
к какому-нибудь окну на 4–5-м этаже, откуда можно
его сфотографировать. Для съемки грачевника
можно использовать растущие неподалеку деревья,
если на них можно залезть.
Домашние животные, в первую очередь
собаки и кошки, а в сельской местности куры, гуси,
индейки, кролики – важный объект в освоении
экологической фотографии. Расстояние в 1,5 м, с
которого удобно снимать этих животных,
оптимально для недорогой «мыльницы», что
упрощает съемку: вы ловите в видоискатель объект,
дожидаетесь нужного ракурса и нажимаете на
спуск. Вот, собственно, и все.
Если вы хотите иметь несколько снимков
с разными позами, поворотами головы и т.д., вы
нажимаете на кнопку столько раз, сколько вам это
нужно. Если вы хотите получить изображение,
снятое не сверху, а на уровне самого объекта,
сядьте на низенький стульчик. Этот нехитрый
прием улучшит качество фотографии.
Есть еще несколько полезных приемов
съемки животных. Так, например, трудно снимать
суетливых животных. Если ваш собственный пес
слишком вас любит, суетится и тычется носом в
объектив, вы вряд ли получите хорошую его
фотографию. В этом случае могут помочь ваши
коллеги. В качестве объекта съемки вы можете
использовать чужое животное в компании с его
хозяином. На расстоянии, вполне доступном для
«мыльницы», животное будет вести себя спокойно и
не помешает вам сделать хороший снимок.
Фотографирование ручных кошек не вызывает
затруднений, особенно если вы их снимаете в
домашних условиях с хозяином или поблизости от
него.
Никаких особых трудностей не вызывает
съемка домашних или парковых уток, домашних
гусей и индюков. Однако для того, чтобы получить
хорошие фотографии, придется затратить
некоторое время: птицы должны привыкнуть к вам и
не бояться заниматься своими делами, когда вы
рядом. Для этого желательно прикармливать их,
лучше всего, располагаясь на стульчике на
расстоянии 1,5–2 м от объекта съемки. Примерно с
такого же расстояния хорошо фотографировать и
кроликов, выпустив их на газон или лужайку.
Хорошим сюжетом является кошка с
котятами. Кошачье семейство подпускает
фотографа на расстояние до 2 м, что позволяет
делать выразительные фотографии, изображающие
игры котят или их взаимоотношения с матерью.
Поведение семейства настолько динамично, а
«клиенты» выглядят настолько выразительно, что
фотографировать их хочется многократно, не
отрываясь от камеры.
Голуби на подкормочной площадке
вместе с воробьями, галками и детьми с мамами
составляют колоритные группы, очень интересные
для фотографа. Устроившись на наблюдательном
стульчике, расположенном недалеко от скамейки на
такой площадке, можно в течение получаса заснять
интересные сюжеты, отображающие поведение как
птиц, так и людей. Если не жалеть времени и
появляться в местах подкормки регулярно, чтобы
приучить птиц и детей к своему постоянному
присутствию, можно существенно разнообразить
сюжеты, а главное, сделать их с оптимального для
«мыльницы» расстояния. Конечно, как и во всех
других случаях, помощь коллег, разбрасывающих
корм, собирающих птиц на нужное расстояние и
выполняющих другие необходимые действия,
существенно облегчит съемку и позволит получить
интересные фотографии.
Несколько слов о бригадном освоении
техники экологического фотографирования.
Учиться фотографировать под руководством
опытного фотографа можно поодиночке, а можно
группами по 3–4 человека. Я давно заметил, что в
небольшой группе это получается лучше и, главное,
быстрее.
Прежде всего, бригадный метод
позволяет членам группы поочередно использовать
друг друга то в качестве оператора, то в качестве
снимаемого объекта. Поэтому навыки, необходимые
для выполнения тех и других функций,
приобретаются по крайней мере вдвое быстрее.
Участники таких «фотобригад» чувствуют себя
гораздо увереннее, а это само по себе является
немаловажным фактором обучения. Кроме того, в
фотобригадах навыки приобретаются и осваиваются
легче еще и за счет подражания. И, наконец,
поскольку члены группы, как правило, имеют разные
модели фотоаппаратов, которыми они обмениваются
в процессе обучения, каждый ученик в конечном
счете осваивает не только свой собственный
фотоаппарат, но и аппараты своих коллег.
Продолжение следует
Фото автора и М.Кабанова
|