М.В. ВАСЮКОВА,
г. Краснокамск, Пермская обл.
Развитие интереса к учению у младших
школьников
В настоящее время все активнее идет
обновление содержания образования с целью
повышения эффективности обучения и развития
школьников. Если мы хотим, чтобы ребенок с первых
лет обучения не тяготился школой, мы должны
позаботиться о таких мотивах, которые лежали бы в
самом процессе обучения. Иначе говоря, чтобы
ребенок учился потому, что ему хочется учиться.
Еще Ян Амос Коменский призывал сделать труд
школьника источником умственного
удовлетворения и душевной радости.
В 1–2-м классах ведущей учебной
деятельностью является игра, на которой строится
весь процесс обучения. В 3–4-х классах ведущей
формой деятельности становится коллективная.
Задача учителя состоит в том, чтобы предложить
такую систему заданий, которая была бы связана с
жизнью ребят и была бы им интересна.
Предлагаемые вашему вниманию задания
связаны с миром природы и предназначены для
использования как на уроках природоведения, так
и на уроках математики. Я включаю их в устный
счет, использую в процессе всего урока. Это
вносит в урок элемент занимательности, а работа
над такими заданиями способствует развитию
логического и творческого мышления, внимания,
памяти.
Задания представляют собой логические
цепочки, граф-схемы, коды, уравнения. Чтобы узнать
правильный ответ, надо выполнить те или иные
вычисления, найти закономерность в изменении
чисел и т.п. и потом соотнести результат с
числами, обозначающими возможные варианты, с
буквенным кодом или таблицей. Возможен и
обратный процесс: зная ответ, ребенок может
проверить свои вычисления или легче определить
характер приводимой в задании закономерности.
1. Почему необходимо стирать пыль с
листьев комнатных растений?
Варианты ответов:
7 – чтобы они могли дышать;
9 – чтобы они могли цвести.
2. Как называется самый маленький
пингвин?
Умножьте «листочек» на каждый «лепесточек»,
расположите ответы в порядке возрастания и вы
узнаете последовательность букв в этом слове.
3. Как называется жалящее морское
животное? Выберите самый маленький ответ.
Варианты ответов:
3 – рыба-меч;
9 – медуза.
4. Что называется бортничеством?
Варианты ответов:
33 – добыча меда;
22 – разведение боровов.
5. Какое растение лучше очищает
воздух от загрязнения?
Варианты ответов:
25 – тополь
27 – дуб.
6. Любят ли дождь дождевые черви?
Выбери в каждой строчке наибольшее число. Сумма
этих 3 чисел и будет ответом на вопрос.
Варианты ответов:
150 – да;
170 – нет.
7. В какой стране кошка считалась
священным животным?
Какое число должно стоять на месте «?»,
чтобы последовательность внутри и снаружи круга
была правильной?
Варианты ответов:
1 – в Древнем Египте;
3 – в Древней Греции.
8. Как называется большая
пресноводная рыба с усами?
Какого числа не хватает?
Варианты ответов:
5 – сом;
4 – щука.
9. Кого называют «кораблем
пустыни»?
Варианты ответов:
24 – верблюда;
14 – варана.
10. Как называется условная мера,
показывающая, во сколько раз расстояния на
местности уменьшены при изображении их на карте?
Проведи все указанные вычисления в намеченном
порядке.
Варианты ответов:
65 – рисунок;
63 – масштаб.
11. Кто живет в дупле? Найди буквы,
соответствующие указанным числам.
12. Врачи всего мира считают это
самой распространенной «болезнью».
Расположи ответы в порядке убывания и узнай
последовательность букв.
13. Ананас – это плод дерева или
травянистого растения? Найди число, которое
спряталось за треугольником.
Варианты ответов:
340 – травянистого растения;
260 – дерева.
14. Какой бык обитает в горах? Реши
три варианта задачи и найди один ответ.
Варианты ответов:
70 – зубр;
7 – як.
15. Она бывает савойской,
брюссельской, кольраби. О чем идет речь? Проделай
указанные действия и найди правильный ответ.
Варианты ответов:
11 – капуста;
64 – морковь.
16. Какая птица никогда не садится
на землю?
Найди лишнюю фигуру.
Варианты ответов:
5 – стриж;
3 – щегол.
17. Рыба, которая обитает в озере
Байкал. Расположи ответы в порядке убывания и
узнай последовательность букв.
18. Какая птица охотится на змей?
Выполни вычисления.
Варианты ответов:
70 – птица-секретарь;
7 – страус.
19. Каким цветом на карте обозначают
низменности?
Варианты ответов:
5 – зеленый;
7 – желтый.
20. Кого называют «лесной курицей»?
Узнай последовательность букв, расположив
ответы в указанном порядке.
21. Сложив все значения Y, ты узнаешь
имя самой крупной лягушки в мире
Y x 5 = 200
750 – Y = 380
84 : Y = 28
Y + 153 = 400
Варианты ответов:
600 – квакша;
711 – чесночница;
660 – голиаф.
22. Какая ягода самая поздняя?
Варианты ответов:
22 – брусника;
84 – клюква.
23. Какая из птиц считается самой
маленькой? Решив примеры, составь возрастающую
последовательность сначала всех нечетных, а
затем всех четных чисел.
16 + 8 = б
45 – 12 = к
20 + 65 = и
23 + 46 = и
24 + 19 = о
28 + 6 = р
100 – 17 = л
24. Как называют сооружение, через
которое качают из земли нефть? Узнаешь, если
выполнишь все действия в указанной
последовательности.
Варианты ответов:
40 – пробоина;
50 – скважина.
25. Существует около 1200 рецептов
блюд из этого овоща. А что это за овощ, узнаешь,
если выполнишь действия в указанной
последовательности.
Варианты ответов:
30 – морковь;
24 – картофель.
Продолжение следует
|