Мириам Луиза Ротшильд

ИСТОРИЯ НАУКИ

В.А. КРАСИЛЬНИКОВ

Мириам Луиза Ротшильд

(1908–2005)

Мириам Луиза Ротшильд Не стало «зоологической» наследницы банкиров и лордов Ротшильдов: 20 января 2005 г. в возрасте 96 лет умерла Мириам Луиза Ротшильд (Miriam Louisa Rothschild) – старейший английский зоолог, энтомолог, паразитолог, садовод, эколог и почетный доктор 8 университетов, ведущий специалист по блохам.

М.Л. Ротшильд родилась в 5 августа 1908 г. в семье знаменитых банкиров и миллионеров Ротшильдов. Ее мать Розика Эдл была венгерской спортсменкой, отец Чарльз Ротшильд (1877–1923) – энтомологом и партнером в семейном банке «Ротшильд и сыновья».

Биологией Мириам «заразилась» от отца, который был крупнейшим специалистом по блохам, описал их более 500 видов (идентифицировал крысиную блоху–переносчика чумы) и основал Общество охраны природы.

Такое окружение не могло не повлиять на пытливого ребенка. В возрасте 4 лет Мириам увлеклась коллекционированием божьих коровок и гусениц бабочек. Она была человеком, движимым не столько амбициями, сколько страстным интересом ко всему необычному и непознанному. Тогда же, в 4 года, Мириам прославилась, став самой юной в стране дояркой.

В возрасте 15 лет Мириам осталась без отца, которого ей заменил родной дядя Лайонел, не имевший собственных детей. Лайонел Уолтер Ротшильд (1868–1937) был знаменитым натуралистом, собравшим огромную коллекцию, крупнейшую из когда-либо собранных одним человеком. Финансируемые им экспедиции открыли около 5 тыс. новых для науки видов. Для сохранения и экспонирования этой коллекции он создал в своем имении Тринг в графстве Хертфордшир Зоологический музей, открытый для публики в 1892 г. Там было собрано около 2 млн бабочек, 300 тыс. птиц, 200 тыс. птичьих яиц, более 100 гигантских черепах. В настоящее время музей является частью Британского Естественно-исторического музея.

Посещая этот музей и парк, Мириам вместе с братом Виктором, также ставшим впоследствии ученым, наблюдала свободно бродивших там живых гигантских черепах, казуаров, кенгуру, зебр и других экзотических животных.

Девочка получила домашнее воспитание под строгим надзором отца. В школу Мириам пошла только в 17 лет, но не завершила обучение, так и не получив диплома. Активно занималась спортом, играла в сквош и крикет. Поначалу увлекалась охотой, но в 20 лет бросила ее, отвергнув всякое пролитие крови.

Во время Второй мировой войны Мириам работала в Парке Блетчи в группе ученых-криптографов. За работы по расшифровке секретных немецких кодов она была награждена специальной медалью.

В 1943 г. Мириам вышла замуж за капитана Джорджа Лейна, но брак этот просуществовал лишь до 1957 г. У Мириам было 4 своих и 2 приемных детей (2 сына и 4 дочери). Старший ее сын Чарльз Лейн впоследствии стал ученым-биохимиком.

Мириам была довольно эксцентричным человеком. Она имела крупную грузную фигуру, у нее были ярко-рыжие волосы. Она была вегетарианкой, трезвенницей, косметикой не пользовалась летом носила только теннисные туфли. Отношение ее к религии также было не свойственно ее окружению – все годы своей долгой жизни она оставалась атеисткой.

В 1930-е гг. Мириам сделала себе имя, работая на Морской биологической станции в Плимуте, исследуя моллюска Nucula и его паразитов – трематод. Благодаря полученному наследству, она не нуждалась ни в каких грантах и спонсорах. Не смущала ее и другая проблема – из-за отсутствия необходимых аттестатов и дипломов все ее докторские степени были «почетными», и формально она оставалась любителем.

В 1938–1941 гг. Мириам была редактором журнала Novitates Zoologica, выпускавшегося музеем ее дяди, и тогда же она стала известна работой по черноголовым чайкам. Она покупала яйца чаек на рынке, выращивала их в домашнем инкубаторе, кормила птенцов с помощью наполнителя для чернил от авторучки и затем помещала их в свой вольер для изучения поведения.

М.Ротшильд стала одним из ведущих специалистов по блохам и первым, кто специально изучал механизм блошиного прыжка. Изучая репродуктивный цикл блохи, она обнаружила, что этот цикл контролируется гормонами кролика. Известно, что она любила ловить блох в своей спальне и, помещая их в целлофановые пакеты, приговаривая: «Чтобы лучше видеть, что они делают и как, и чтобы дети не доставали их». Не зря она получила прозвище «Королева блох».

В 1952 г. Мириам Ротшильд и Тереза Клей написали книгу «Блохи, трематоды и кукушки», посвященную исследованию паразитов птиц. Одни коллеги назвали эту работу «весьма забавной, удивительной и ужасной», другие восхищались книгой, «блиставшей остроумием и эрудицией» и считали, что она «должна найти место в библиотеке каждого натуралиста». Авторитет Мириам Ротшильд как крупнейшего специалиста в своей области науки упрочился с написанием и выходом «Каталога Ротшильдовской коллекции блох в Британском музее». Это 6-томное издание выходило с 1953 по 1983 г.

Научные интересы Мириам охватывали и проблемы мимикрии бабочек, химический анализ токсинов растений и бабочек, и яды насекомых. Исследования токсинов бабочек-монархов она проводила в в 1960–1970-х гг. совместно с Тадеушем Рейштейном и Джозефом ван Ювом из Университета Базеля (Швейцария) и Дж.Парсонсом из Института медицинских исследований (Лондон). Рейштейн получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 1950 г. за работы по гормонам, адреналину и кортизону.

Поедая молочай и обладая иммунитетом к его токсинам, бабочки-монархи становятся практически несъедобными для большинства насекомоядных птиц и пауков. Усваивая чужие яды, бабочки защищают себя. Статья Мириам по этому вопросу стала ее самой цитируемой статьей.

С 1967 по 1975 г. Мириам была попечителем Британского Естественно-исторического музея. В течение 20 лет она была единственной женщиной – членом энтомологического клуба. В 1960-х гг. она была членом Оксфордской генетической школы. Кроме того, она была одним из основателей Фонда изучения шизофрении в Лондоне.

М.Ротшильд написала приблизительно 350 научных статей по энтомологии и зоологии и несколько книг. В 1996 г. она открыла Национальный Музей стрекоз в здании старого завода в Эштоне. Кроме того, Мириам написала несколько биографических книг.

Мириам Ротшильд активно поддерживала все формы сохранения природы. Она фактически предвосхитила современный взгляд на проблему охраны природы и современное представление о необходимости сохранения всех «сетей жизни», рассматривая защиту условий обитания организмов как важнейший жизненный элемент в выживании видов, находящихся под угрозой исчезновения.

Мириам проводила кампанию по интродукции диких растений. Возникло это не на пустом месте – Ротшильды всегда гордились разнообразием видов выращиваемых ими растений. Так, в саду Альфреда Ротшильда были все виды британских деревьев. Все вместе Ротшильды создали около 100 садов по всей Европе, о чем Мириам написала в своей книге «Сады Ротшильдов» (1997).

Мириам еще в детстве любила выращивать растения. В небольшой оранжерее она содержала коллекцию кактусов, выиграла несколько призов за свои орхидеи на знаменитой цветочной выставке в Челси.

Первый луговой сад она начала культивировать в 1970 г.: 150 акров было занято дикими цветами. Еще одно поле, созданное позже, содержало 115 различных видов. В своем собственном саду, в Эштон Вулд, она засевала лужайки дикими цветами, смешивала их с культурными сортами: веронику – с вишней, тюльпаны – с крестовником. Ее огород был покрыт «коврами» из колокольчиков, маргариток и маков, люпинов и лапчаток. «Сад в Эштоне, – как она говорила, когда ей перевалило за восемьдесят, – создан для того, чтобы отобразить в символической форме новую общность с живой природой. Сражение с сорняками, завоевание природы – понятия из прошлого».

За заслуги перед наукой в 1985 г. Мириам Ротшильд был избрана членом Королевского общества, в 1983г. удостоилась титула «Командор Британской империи», в 2000 г. – «Дама Британской Империи». Мириам была почетным членом Американского общества паразитологии и Английского Королевского энтомологического общества. В 1984–1985 гг. она была приглашена читать курс лекций в Оксфордском университете.

Этот особый почетный курс впервые был прочитан в 1892 г. Уильямом Гладстоуном. В дальнейшем, среди знаменитых лекторов этого курса были Джон Мейсфилд, Уинстон Черчилль, Питер Медавар и др. Многие профессиональные ассоциации избрали Мириам своим членом: Американская Академия наук и искусств, Зоологическое общество Лондона, Морская биологическая ассоциация Соединенного Королевства, Линнеевское общество Лондона. Кроме того, она была попечителем Британского естественно-исторического музея.

Впечатляет список садоводческих наград. Мириам получила несколько наград и медалей от Королевского садоводческого общества. В 1951 г. она завоевала Золотую медаль на выставке Королевского садоводческого общества за композицию из плодов 80 разновидностей крыжовника. Она была награждена также Почетной медалью Виктории – высшей наградой Королевского садоводческого общества (в 1899–1913 гг. семейство Ротшильдов выиграло 374 награды этого Общества).

Среди наград Мириам Ротшильд – «Премия Блумера» Линнеевского общества, «Цветочная Медаль» и «Золотая Медаль» Королевского энтомологического общества (некоторое время она была президентом этого общества). Почетные докторские степени она получила от восьми университетов, включая Оксфорд и Кембридж.

Однажды Мириам Ротшильд сказала: «В зоологии не имеется никаких денег или общественного успеха, только одно удовольствие. Для зоолога жизнь никогда не может быть скучной».

Со списком работ Мириам Ротшильд и подробностями ее жизни можно ознакомиться на сайте www.Lasius.narod.ru/rothschild2005.htm

По материалам: The Times, 22 января 2005; Daily Telegraph, 24 января 2005.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru