М.А. МУТИК,
педагог дополнительного образования СЮТ,
г. Норильск
Праздник-викторина «Наш цветник»
Для учащихся начальных классов
Из самых
активных детей формируются две команды по пять
человек. Название первой команды – «Тюльпаны» –
это весенние цветы (ребята надевают шапочки с
изображениями тюльпанов), а второй – «Астры» –
это осенние цветы (на ребятах шапочки с
изображениями астр). Остальные дети –
болельщики. Каждая команда садится за отдельный
стол.
Учитель. Сегодня мы с вами совершим
путешествие в лето, тем более оно уже совсем
близко.
Сейчас я расскажу вам о цветах, которые растут в
саду, а вы меня внимательно слушайте, потому что
вас в дальнейшем ждет викторина-конкурс.
Красивые, душистые цветы распускаются весной в
саду. Например, сирень (показывает иллюстрацию).
Вот послушайте о ней стихотворение.
1-й ученик.
В сиреневой фуражке
Проснулся новый день.
У дома и в овражках –
Везде цветет сирень.
Букет я собираю,
Чтоб в садик отнести.
Я рад сирени, маю.
Сиренью май, цвети!
В.Иванин
Учитель. Весной расцветают пионы (иллюстрация).
Своей красотой и ароматом они украсят любой сад.
Вы, наверное, мало знакомы с пионами, потому что
ко времени ваших летних каникул они уже
отцветают. Это очень интересный цветок. Вот
послушайте древнюю легенду о том, как появился
пион. Нам ее расскажет …
2-й ученик. Давным-давно, когда на
землю еще спускались боги, жил врач, лечивший от
всех болезней, которого звали Эскулап. У этого
врача был талантливый ученик по имени Пион.
Однажды Пион сумел вылечить бога ада Плутона от
смертельной раны. Для лечения нужно было
растение, которое стерег пестрый дятел. И он мог
выклевать глаза любому, кто хотел сорвать это
растение. Ночью, когда дятел спал, Пион добрался
до этого растения и с его помощью вылечил
Плутона. В душе Эскулапа родилась зависть – он не
мог простить Пиону, что тот превзошел самого
лучшего врача, самого Эскулапа. Решил Эскулап
убить своего ученика, чтобы опять стать лучшим
лекарем. Об этом узнал Плутон. В благодарность за
оказанную ему помощь он решил спасти Пиона,
превратив его в цветок, который с тех пор и
называется пионом.
Учитель. Интересная легенда? А
знаете ли вы, что можно с помощью цветов
разговаривать. Как? Об этом нам расскажет…
3-й ученик. В Китае пион считается
цветком «пламенной любви». Его дарят женихи
своим невестам. Если девушка согласна выйти
замуж за юношу, то она принимает цветок, а если
отдает цветок обратно, значит, отвергает жениха.
Учитель. Вот какой необыкновенный
этот цветок, пион. Весной также цветут ирисы,
тюльпаны, нарциссы (иллюстрации). Но вот
наступает лето.
4-й ученик.
Гроза прошла, и ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом...
Трава полна прозрачных слез,
И гром вдали гремит раскатом...
А.Блок
Учитель. Летом цветут розы, анютины
глазки, гладиолусы, георгины (иллюстрации). Но
проходит теплое, веселое лето, наступает осень.
5-й ученик.
Не шумит наш сад листвой,
Засыхает травка,
И наполнилась водой
За двором канавка.
А.Марков
Учитель. Кругом скучно, уныло,
завядшая трава, но радуют глаз веселые цветки
астр, хризантем, бархатцев, (иллюстрации с
пояснениями).
А сейчас настало время конкурсов. За правильный
ответ или выполненное задание команда получает
открытку с изображением цветов.
Первый конкурс. «Назови цветок»
Учитель показывает изображения
цветов, о которых говорилось на уроке. Дети их
называют. Побеждает команда, которая наберет
больше открыток. Если обе команды затрудняются
назвать цветок, то помогают болельщики. Открытку
получает команда, за которую этот болельщик
болеет.
Второй конкурс. «Отгадай загадку»
1. Это растение – куст с благоухающими
гроздьями цветков. Он цветет весной, а цветки
бывают всех оттенков от белого до
темно-сиреневого. (Сирень.)
2. Это королева цветов. Она цветет летом и чудесно
пахнет. (Роза.)
3. В названии этого растения есть имя девочки, а
цветет оно летом. (Анютины глазки.)
Третий конкурс. «Садовые и полевые
цветы»
Для конкурса потребуется: 2 фланелеграфа (по
одному на команду) или магнитная доска; наборы
открыток садовых и полевых цветов; две
нарисованные вазы. Каждой команде надо
расположить садовые цветы над вазой, а полевые
цветы – под вазой. Команда, быстрее и правильнее
закончившая работу, получает открытку.
Четвертый конкурс. «Угадай, как нас
зовут!»
Для конкурса потребуется три открытки с
изображениями разных сортов гладиолусов (с
короткими названиями) и набор карточек с
изображениями предметов.
У садовых цветов есть множество сортов, часто
имеющих романтические названия, например,
георгин «Кавалер Золотой Звезды» или гладиолус
«Аида». Сверху на фланелеграфе (доске)
располагается открытка с изображением
гладиолуса сорта «Аида», а под ней предметы –
арбуз, игла, дверь, ананас (из первых букв
названий предметов складывается название сорта).
Выигрывает та команда, игрок которой правильно
назовет сорт гладиолуса. За правильный ответ –
открытка.
Пятый конкурс. «Магазин цветов»
Учитель приглашает по одному игроку от
каждой команды к фланелеграфу (или магнитной
доске), которые будут играть роли продавцов
цветочного магазина. Затем он называет время
года, например, говорит, что на улице весна.
Продавцы цветов должны из набора цветов выбрать
весенние цветы и разместить их на фланелеграфе.
Команды могут помогать игрокам.
Учитель проверяет, правильно ли продавцы выбрали
цветы, оценивает правильность и быстроту выбора
и награждает победителя открыткой.
Следующая пара детей подбирает летние цветы, еще
одна – осенние. За правильность и быстроту –
открытка.
Подведение итогов
По количеству набранных открыток
определяются команды, занявшие первое и второе
места. Участники обеих команд награждаются
медалями и карамельками «Чупа-Чупс».
|