Л.В. СОГОЯН,
учитель биологии Труновской средней школы,
Пермская обл.
Поэзия на уроках биологии и во
внеклассной работе
Важнейшие задачи, стоящие перед
преподавателем биологии, – научить школьников
понимать природу, воспитать потребность в
общении с ней. Решение этих задач связано с
отбором средств обучения, которые пробуждали бы
интерес, наблюдательность, эмоциональные
переживания, столь необходимые для воспитания
чувств, формирования способности эстетически
воспринимать и оценивать явления
действительности.
Одним из средств развития
познавательного интереса, воздействующим также
на эмоциональную сферу личности школьников,
является художественное слово. Вчитываясь или
вслушиваясь в живое вдохновенное слово поэта или
писателя о природе, ребенок испытывает острые
эмоциональные переживания, которые способствуют
формированию активной жизненной позиции,
чувства патриотизма, гуманизма.
Как слова наполнить светом,
Вкусом, запахом и цветом?
Как теплом наполнить души,
Научить друг друга слушать,
Понимать, жалеть, прощать?
Где слова такие взять? –
У костра над смолкшей речкой,
В первых лужах у крылечка,
На лесных путях-дорожках
И в березовых сережках...
(Людмила Согоян)
Человека, влюбленного в природу,
неравнодушного воспитать нелегко.
Жестокость равнодушия – она
Страшнее, чем бетонная стена.
В кровь об нее мы расшибаем лбы –
Она не слышит попросту мольбы.
Стена из равнодушия – она
Не виновата в том, что холодна...
(Юлия Друнина)
Подготовка учащихся к восприятию
поэтического слова на уроках биологии
Стихи на моих уроках учащиеся вначале
воспринимали по-разному: часто с нескрываемым
удивлением («Не литература ведь!»), иногда – без
должного внимания и энтузиазма («Ну, вот, опять
литература!»). Но постепенно высокое искусство
делало свое дело: затрагивало даже самые
«заржавевшие» душевные струны, и эта «ржавчина»
отлетала...
Пока в столовке жадно ест собачник,
К его фургону, развевая мрак,
В рубахе белой подкрадется мальчик,
Сорвет засов! И выпустит собак!
Они рванутся в темноту и волю!
Пьянея, с ног спасителя собьют.
Вот, кувыркаясь, по ночному полю
Они уже бегут, бегут, бегут!
Река блеснула. Им не надо брода.
Они плывут. И где-то над рекой
Соединяет радостно свобода
Крик человека и собачий вой.
Их колет рожь! Их радуют проклятья!
Под каждым стогом есть для них приют.
Но и во сне, обнявшись, словно братья,
Они бегут, бегут, бегут, бегут...
(Игорь Шкляревский)
Это стихотворение и другие, подобные
ему, невольно заставляют задуматься, присмиреть
даже самых хулиганистых ребят. А затем для
сопоставления я читаю сочинение-размышление
«Раскаяние», написанное еще в 1994 г. одним
восьмиклассником о том, как он мучил собак и
лягушек. «Я хочу рассказать, как я убивал лягушку
или как я пытал ее. Я сначала отрезал лапы, но она
(или он) не умирала. Я тогда выколол глаза, а она
все не умирала. Я взял лезвие и разрезал живот, а
потом ее выкинул. А теперь я раскаиваюсь, что убил
ее. Еще. У меня была собака. К ней приходили другие
собаки. Мне это надоело, и я поставил капкан. Тут
какая-то собака подбежала и попала ногой в
капкан. Я взял лопату и начал бить ее. Она рвалась,
а я все бил и бил. Собака убежала с визгом, а нога
осталась в капкане. Сейчас эта собака бегает без
ноги. А свою собаку я повесил и взял шкуру, она
была с белой шкурой... Я из нее сделаю варежки».
Какой реакции следует ожидать от
учеников после прослушивания стихотворения о
мальчике «в белой рубахе», а затем этого
страшного в своей откровенности
сочинения-раскаяния? Этично ли это? Не слишком ли
ранит детские сердца? Да, ранит! И в классе долго
стоит тишина. Но именно этой тишины и сильного
биения собственного сердца многие дети не
забудут никогда. Может быть, именно этот урок
кого-то и остановит в гневе, ярости в какой-либо
жизненной ситуации, как знать!
«Воспитанные в добре выбирают зло не
от хорошей жизни. Но воспитанные в зле выбирают
зло при любой жизни» – это слова О.С. Газмана,
члена-корреспондента Российской академии
образования. Смысл своей работы в школе я вижу
прежде всего в воспитании порядочного человека,
в создании на уроках обстановки, способствующей
душевной раскрепощенности, эмоциональной
защищенности, развитию творческих способностей,
полету фантазии, обретению чувства собственного
достоинства. Поэтическое слово как никакое
другое помогает в этом! «Не бойся врага – в
худшем случае он убъет тебя. Не бойся друга – в
худшем случае он предаст тебя. Бойся
равнодушного – ибо с его молчаливого согласия
совершается и то, и другое». Равнодушие – это, на
мой взгляд, самая изощренная форма жестокости.
Поэзия же – одно из противоядий!
Когда топорами стучат по березам,
Когда под копытами падает озимь,
Когда исчезают из Книги Природы
Веселые птицы и ясные воды,
То мне самому, как природе, несладко:
Душа – как пустая бобровая хатка.
(Алексей Решетов)
РОЩА
Не трожь человека, деревце,
Костра в нем не разводи.
И так в нем такое делается –
Боже, не приведи!
Не бей человека, птица,
Еще не открыт отстрел.
Круги твои – ниже, тише.
Неведомое – острей.
Неопытен друг двуногий.
Вы, белка и колонок,
Снимите силки с дороги,
Чтоб душу не наколол.
Не браконьерствуй, прошлое.
Он в этом не виноват.
Не надо, вольная рощица,
К домам его ревновать.
Такая стоишь тенистая,
С начесами до бровей –
Травили его, освистывали,
Ты-то хоть не убей!
Отдай ему в воскресение
Все ягоды и грибы,
Пожалуй ему спасение,
Спасением погуби.
(Андрей Вознесенский)
Критерии отбора стихотворений для
использования на уроке
Для подтверждения любой мысли, любой
идеи практически всегда можно подобрать
соответствующее стихотворение. При этом надо
учитывать и возраст учеников, и степень их
подготовленности к восприятию художественного
слова, и сложившиеся отношения учителя с данным
классом. Иначе хорошей, ожидаемой работы с
текстом стихотворения, анализа, откровенных,
интересных ответов детей можно и не получить. Но
даже и в этом случае прочитанное к месту
стихотворение улучшит впечатление детей от
урока, внесет элемент новизны.
Стихи можно использовать не только для создания
эмоционального настроя, но и для последующей
беседы или дискуссии, для объяснения нового
материала с опорой на прочитанный или
прослушанный стихотворный текст, для постановки
проблемы или для создания проблемной ситуации,
если автором допущены «биологические» или
смысловые ошибки. Стихи-загадки хороши на
различных этапах любого типа урока, на
обобщающих уроках, при повторении изученного:
эффективность работы при их использовании
заметно повышается. Есть стихи, которые я читаю в
классе не всегда, но имеются такие, без которых я
просто не могу обойтись.
Стихи – источник информации
При изучении темы «Размножение рыб» в 8-м
классе я, например, всегда использую
стихотворение Роберта Рождественского:
Горбуша в сентябре идет метать икру...
Трепещут плавники, как флаги на ветру.
Идет она, забыв о сне и о еде,
Туда, где родилась. К единственной воде.
Угаром, табуном, лавиною с горы!
И тяжелеют в ней дробиночки икры...
Горбуша прет, шурша, как из мешка горох.
Затворы сокруша. И сети распоров.
Шатаясь и бурля, как брага на пиру,
Горбуша в сентябре идет метать икру...
Белесый водопад вскипает, словно пунш,
Когда в тугой струе – торпедины горбуш.
И дальше – по камням. На брюхе – через мель!
Зарыть в песок икру. И смерть принять взамен.
Пришла ее пора, настал ее черед...
Здесь – даже не река, здесь малый ручеек.
В него трудней попасть, чем ниткою в иглу.
Горбуша в сентябре идет метать икру...
Потом она лежит – дождинкой на стекле...
Этот отрывок можно прочитать при
объяснении особенностей поведения проходных рыб
во время их нереста, а потом спросить, что ученики
поняли из стихотворения, попросить их сделать
некоторые уточнения, разъяснения, дополнения. А
можно поступить иначе: кто-то из учащихся заранее
готовит небольшое сообщение о миграциях рыб,
используя дополнительную литературу, а затем уже
учитель читает, сопоставляя при этом взгляды
ученого и поэта, стихотворение
Р.Рождественского. Но может быть и какой-либо
другой вариант использования одного и того же
текста.
Создание проблемной ситуации
На первом, вводном, уроке биологии в 9-м
классе для перехода к разговору о двойственной,
биосоциальной, природе человека, я читаю
стихотворение Юлии Друниной:
Человек всемогущ, словно бог,
Вечно в поиске, вечно в движеньи.
Он боязнь высоты превозмог
И планеты родной притяженье.
До чего человек уязвим –
Балансирует вечно на грани:
Каждый камень, нависший над ним,
Может сдвинуться, грохнуться, грянуть!
Человек изворотлив, как черт,
Впрямь владеет он дьявольской силой:
Улыбаясь, к немилой идет,
Улыбаясь, уходит от милой!
Как же слаб этот черт, этот бог!
Сколько раз от единого слова
Стать несчастным мгновенно он мог
И счастливым мог сделаться снова...
Какие же противоречия имеются в
человеческой натуре? Каковы их причины? Какая
природа – биологическая или социальная –
является ведущей, определяющей у человека?
Вопросы, подобные этим, вызывают живой интерес у
старшеклассников, и начавшаяся дискуссия
нередко продолжается и на следующем уроке.
Поднятые проблемы рассматриваются и на
внеклассных мероприятиях, чаще всего в
литературно-музыкальных гостиных для
старшеклассников и учителей («Смысл жизни: в чем
он?», «Красота – это понятие биологическое
или?..», «Пошумелки, или Вышли мы все из Природы» и
др.)
Стихи – источник неполной, требующей
дополнения, информации
При изучении темы «Строение и
химический состав клетки» в 9-м классе я
предлагаю прослушать два небольших
стихотворения – и как источник информации,
требующей уточнения, и для воспитательного
воздействия на учащихся:
Человек
состоит из клеток –
Навязло в зубах.
Значит, он состоит из клеток,
Как зоопарк.
И пока твое сердце дымится
(Ты уж поверь!),
В каждой клетке его таится
Какой-нибудь зверь.
Зверь, который в тесном жилище
Быть обречен,
Зверь, который требует пищи,
Разной причем.
Человек от клеток зависим...
Обидней всего,
Если в клетках, которыми мыслим,
Нет никого.
(Роберт Рождественский)
В человеческом организме
девяносто процентов воды,
как, наверное, в Паганини
девяносто процентов любви!
Даже если – как исключение –
вас растаптывает толпа,
в человеческом назначении
девяносто процентов добра.
Девяносто процентов музыки,
даже если она беда,
так во мне, несмотря на мусор,
девяносто процентов тебя.
(Андрей Вознесенский)
Продолжение следует
|