А.В. ТИХОМИРОВ,
учитель биологии
шк. №192, г. Москва
Экологическое образование и
углубленное изучение биологии
В последнее время все большее внимание
уделяется экологическому образованию и
воспитанию, поскольку без этого невозможно
решить важнейшие проблемы развития цивилизации.
Экология выделяется в отдельный предмет, при
этом имеется тенденция к сокращению количества
часов, отводимых на изучение биологии и других
естественно-научных дисциплин. Все это
заставляет всерьез задуматься над тем, как может
быть организован процесс изучения экологии и
биологии в школе, в том числе в профильных и
специализированных классах.
Для начала отметим некоторые
актуальные проблемы, с которыми приходится
сталкиваться при прохождении курса экологии и
биологии. Наиболее ярко эти проблемы проявляются
при углубленном преподавании в
специализированных или профильных классах.
Изучать экологию невозможно отдельно
от биологии, поскольку экосистемный, или
биогеоценотический, уровень – это одна из
ступеней организации живых систем. Изоляция,
отделение экологии от биологии приводит к потере
представлений о единстве всех уровней
организации жизни, их общих свойствах, таких как
открытость, обмен веществ и энергии, наличие
онто- и филогенеза, способности к регенерации.
Очень важно рассматривать экосистему как живую
систему.
Часто происходит смешение и подмена
понятий «экология» и «состояние среды»,
«экология» и «охрана природы». (Недопустимо
говорить: «Здесь плохая экология», это почти
равнозначно выражениям «плохая анатомия»,
«плохая физиология», «плохая физика»).
Увлечение социальными и
экономическими аспектами экологии,
«антропоэкологией», мешает развитию
биоцентрического мышления, необходимого на
современном этапе развития общества для
сохранения жизни на Земле. Очень часто на уроке
задаются вопросы в недопустимой форме, например:
«Зачем нужен данный вид, какая от него польза,
нужно ли сохранять его на планете?..» Каждый
организм занимает определенное место в природе,
является ее частью, и потеря его – это путь к
разрушению, уничтожению биосферы.
Возможны различные пути решения этих
проблем. Отметим некоторые важные моменты,
которые мы учитывали при организации
образовательного процесса в лицейских
биолого-химических и профильных классах.
Очень важна «экологизация»
преподавания биологии. Практически во всех
разделах программы по биологии затрагиваются
вопросы экологического плана, такие как
взаимосвязь организма и среды, влияние различных
факторов на организм и адаптация его к
определенным условиям обитания. Живая система
неотделима от среды, в которой она существует,
поэтому и клетка, и организм, и популяция, и даже
биогеоценоз рассматриваются только во
взаимодействии со средой обитания.
Нельзя забывать про единство
процесса обучения и воспитания. Правильное
отношение к природе развивается в процессе ее
изучения. Понимание сложности и уникальности
живого формирует бережное и уважительное
отношение к нему.
Преподавание естественных дисциплин
немыслимо без проведения практических работ.
Особенно это важно в отношении биологии и
экологии. Необходимо знакомить учащихся с живыми
системами, в том числе и надорганизменного
уровня, в естественной обстановке.
Известный закон Геккеля «Онтогенез –
краткое повторение филогенеза» применим не
только к индивидуальному развитию организма.
Изучение науки должно повторять путь ее
развития, поэтому без наблюдения в природе, без
«натурализма» на определенном этапе невозможно
полноценное изучение биологии.
Именно исходя из всего
вышеизложенного, важную роль в обучении мы
отводим практическим работам. Они позволяют:
– проиллюстрировать изученный
теоретический материал конкретными хорошо
запоминающимися примерами;
– осуществить индивидуальное,
личностно-ориентированное обучение, поскольку
учащиеся работают по одному или в малых группах,
и учитель может общаться с каждым персонально;
– реализовать самостоятельное обучение:
ребенок ищет ответ на поставленный вопрос,
работает с литературой сам, собирая необходимые
сведения;
– освоить методы исследовательской
деятельности при постановке учебных
экспериментов, сборе информации и обработке
результатов;
– показать красоту природы, создать «точку
удивления» и сформировать эстетическое
отношение к природе.
Практические работы проводятся не
только во время уроков и факультативов в школе
или научных лабораториях, но и на выездах. Общая
структура выездных мероприятий со школьниками
достаточно сложна (см. схему). Рассмотрим
подробнее организацию и проведение летней
выездной практики по ботанике для 8-го класса.
Прежде всего надо определить, какие
задачи мы ставим на этом выезде (во многом они
совпадают с общими задачами). Кроме усвоения
определенного объема знаний ребята приобретают
навыки работы с природными объектами, учатся
наблюдать, обобщать, делать выводы. Организм
растения изучается в его естественном природном
окружении.
Одна из задач подобной практики –
формирование бережного отношения к природе.
Многие растения (и что важно – не только редкие
или занесенные в Красную книгу) определяются,
описываются и зарисовываются на месте, т.е. без
сборов и гербаризации. Важно также то, что можно
наблюдать удивительные особенности самых
обычных растений, их красоту и гармоничность.
Попадая на практику, многие ученики
впервые сталкиваются с исследовательской
работой. Перед ними ставится небольшая научная
задача, и им приходится пройти весь путь
исследования от работы с литературой и
постановки проблемы через эксперимент и
наблюдение до обработки результатов и
представления их в виде законченного
письменного сообщения.
Организация практики
Мы исходим из положения, что полевая
практика должна проводиться в полевых условиях:
невозможно заменить длительное погружение в
природу на экскурсии в городские парки и
короткие однодневные выезды. Не буду подробно
рассматривать вопросы финансирования,
подготовки оборудования и закупки пропитания.
Большую помощь в организации практики нам
оказывают биологический факультет МГУ и Окский
государственный биосферный заповедник (ОГБЗ).
Необходимость подобной поддержки очевидна.
Сложно обойтись и без помощи родителей, особенно
в вопросах транспорта.
Обычно базовый палаточный лагерь на
20–30 человек мы разбиваем на берегу реки Пры в
районе поселка Брыкин Бор, где расположена
центральная усадьба ОГБЗ. Близость заповедника с
его научными кадрами и лабораториями является
для нас очень важным фактором при выборе места.
Как правило, налаживание быта и работы требует
одного-двух дней. Обычно, с небольшими
изменениями, соблюдается режим детского
туристического лагеря с подъемом и отбоем,
дежурством и приготовлением пищи, уборкой
территории, заготовкой дров и вечерними песнями
у костра.
Учебная и научная работы ведутся как
во время экскурсий (группы по 5–10 чел.), так и
самостоятельно под наблюдением преподавателя.
Для лабораторных работ в лагере устанавливается
каркасный «парник» из полиэтилена. Дирекция
заповедника предоставляет для проведения
занятий помещение в центральной усадьбе. В
качестве осветителей для микроскопов и
бинокуляров в лагере можно использовать
автомобильную лампу–«переноску» или карманные
фонарики.
Учебный процесс
Во время практики работа каждого
ученика состоит из двух основных частей. Первая
– это общее для всех знакомство с
представителями местной флоры, определение и
составление морфологических описаний растений,
изучение растительных сообществ. При этом ребята
осваивают работу с определителем, запоминают «в
лицо» основные виды растений, признаки семейств
и различных растительных сообществ.
Вторая часть – это индивидуальная
самостоятельная работа по заранее выбранной
теме. Индивидуальные задания школьники получают
за 3–4 месяца до выезда на практику и могут
заранее ознакомиться с литературой по данной
тематике, продумать план практической работы и
методику ее выполнения. Такая организация
позволяет учесть разнообразные интересы и
различный уровень подготовки учащихся.
Примеры тем, по которым были выполнены
индивидуальные работы, приведены ниже.
Темы геоботанической направленности:
«Видовой состав фитоценоза заливного луга»,
«Видовая и пространственная структура
растительного сообщества сосняка-беломошника»,
«Фитоценозы болот».
Флористические темы:
«Раннецветущие розоцветные Мещеры», «Осоки
ОГБЗ», «Лекарственные растения семейства
лилейных средней полосы России». Учащимся
предлагается составить определитель растений
для конкретного биотопа, времени года и группы
растений. Возможно составление атласа рисунков и
фотоколлекции.
Темы экологической и смешанной
направленности: «Адаптация эпидермиса
растений к условиям обитания»,
«Анатомо-морфологические особенности стебля
гидрофитов в связи со средой обитания»,
«Гетерофилия», «Морфологические особенности
гигрофитов», «Особенности морфологии растений
семейства крестоцветных различных
местообитаний», «Морфологические различия
растений одного вида в зависимости от
освещенности», «Изучение факторов, влияющих на
произрастание гипогимнии вздутой (Hypogimnia physodes)»,
«Влияние освещенности на морфологию травянистых
растений» и др.
Ребят, интересующихся зоологией,
могут увлечь такие темы, как «Опылители растений
семейства зонтичных», «Приспособление цветка
губоцветных к опылению насекомыми»,
«Приспособления к перекрестному опылению у
энтомофильных растений», «Особенности биологии
мирмикофильных растений». Могут быть предложены
темы по паразитам растений и т.п.
При работе по любой теме следует
обращать внимание учащихся на взаимосвязи
явлений, объектов и процессов в природе.
Кроме обязательной учебной работы во
время практики проводятся обзорные экскурсии по
заповеднику, в зубропитомник, в краеведческий
музей, в журавлиный питомник. Ребята принимают
участие в массовых учетах птиц и проверке
искусственных гнездовий, проводимых
сотрудниками заповедника, помогают в работе на
постоянных пробных лесных площадках. Очень важна
и помощь заповеднику в организации плановых
туристических стоянок в охранной зоне, уборка
территории от бытового мусора.
Трудно описать все, что позволяют дать
ученикам подобные выезды. Несколько дней,
которые они проведут вместе с преподавателями на
берегу реки вдали от городского шума и грязи,
вместе решая бытовые и научные проблемы,
прокладывая маршруты, помогая заповеднику в его
важном деле по охране природы – это немало. Даже
если они забудут в дальнейшем латинские названия
растений, представление о природе, как о единой
гармоничной системе, навыки самостоятельной
работы и исследовательской деятельности у них
останутся.
По результатам практики и других
экспедиций ежегодно проходят школьные
конференции, на которых ребята докладывают
результаты самостоятельных работ, рассказывают
об интересных поездках, удивительных и красивых
местах.
Можно отметить следующие результаты
нашей работы.
Повышение уровня заинтересованности
учащихся и, как следствие, уровня усвоения
материала.
Формирование дружного учебного
коллектива с позитивным настроем по отношению к
природе.
Включение школьников в решение
некоторых конкретных научных и природоохранных
проблем.
Оказание реальной помощи
заповедникам и заказникам в их практической и
научной деятельности.
Отработка методики проведения
выездных биологических практик для учащихся
7–9-х классов с выполнением самостоятельных
работ.
Работа по экологическому образованию
и воспитанию школьников очень интересна и важна,
поэтому мы планируем продолжать ее в дальнейшем
и приглашаем к сотрудничеству всех, кого она
заинтересовала.
|