В.С. РОХЛОВ,
доцент МИОО, г. Москва
Организация проектной деятельности в
школе
Важнейшие задачи современного общего
образования в школах РФ можно сформулировать
следующим образом:
– научить организовывать свою
деятельность: определять ее цели и задачи,
выбирать средства реализации и применять их на
практике, взаимодействовать с другими людьми в
достижении общих целей, оценивать достигнутые
результаты;
– научить объяснять явления
действительности (природной, социальной,
культурной, технической среды), т.е. выделять их
существенные признаки, систематизировать и
обобщать, устанавливать причинно-следственные
связи, оценивать их значимость;
– научить ориентироваться в мире
социальных, нравственных и эстетических
ценностей: различать факты и их оценку,
сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с
критериями оценок и связь критериев с
определенной системой ценностей, формировать и
обосновывать собственную позицию;
– научить решать проблемы,
связанные с выполнением человеком определенной
социальной роли (избирателя, потребителя,
пользователя, жителя определенной местности и
т.д.), сформировать умение анализировать
конкретные жизненные ситуации и выбирать
способы поведения, адекватные этим ситуациям;
– сформировать ключевые навыки
(ключевые компетентности), имеющие универсальное
значение для различных видов деятельности:
навыки решения проблем, принятия решений, поиска,
анализа и обработки информации, коммуникативные
навыки, навыки измерений, навыки сотрудничества;
– подготовить к профессиональному
выбору, т.е. научить ориентироваться в мире
профессий, в ситуации на рынке труда, в системе
профессионального образования, в собственных
интересах и возможностях, подготовить к условиям
обучения в профессиональном учебном заведении,
сформировать знания и умения, имеющие опорное
значение для профессионального образования
определенного профиля.
Очевидно, что актуальным в
педагогическом процессе становится
использование методов и методических приемов,
которые формируют у школьников навыки
самостоятельного добывания новых знаний, сбора
необходимой информации, умения выдвигать
гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
К таким методам и приемам могут быть отнесены
проектные технологии, которые
учителя-предметники могут использовать как на
уроке, так и во внеурочной и внеклассной работе.
Однако внедрение в школу проектных
технологий вызывает у большинства учителей
неприятие и даже некоторый страх перед
принципиально новой формой педагогического
процесса. Учитель выступает не как толкователь
готовых знаний и их транслятор в оптимальном
виде и оптимальной логике изложения, а как
равноправный соучастник процесса добывания,
обработки, анализа и представления знаний
школьниками. Понятно, что это намного сложнее,
требует добавочного времени как для ученика, так
и для учителя, а также дополнительных усилий с
обеих стороны. Более того, у учителя возникают
вполне обоснованные опасения по поводу
возможности выполнения государственного заказа
(в виде «Федерального компонента
государственного стандарта общего образования»)
за установленное в базисном учебном плане время
и нежелание попадать под пресс вышестоящего
руководства и общества за перегрузку у
школьников.
Следует помнить, что реальные знания и
умения остаются у человека только тогда, когда он
учится с интересом, когда он понимает, зачем ему
эти самые знания и умения нужны и чем они лично
для него значимы. Знания и умения важны тогда,
когда с их помощью человек определяет свое место
в мире и выстраивает отношения с этим самым
окружающим миром. А перегрузка имеет место тогда,
когда человек вынужден заниматься делом, не
понимая, зачем и почему он им занимается. Если же
дело, которым занят человек, ему лично интересно
и личностно значимо, то перегрузка даже и не
ощущается. Вспомните ответ С.Лема на вопрос о
причинах его успешности в различных делах:
«Когда я начинаю чем-либо заниматься, я
настраиваю себя на то, что ничего интереснее
этого в жизни нет».
Все вышесказанное и легло в основу
создания модели «контекстной школы»,
разрабатываемой совместно с профессором
В.Н. Касаткиным. Эта модель – одна из
перспективных организационных форм школ,
содействующих поддержанию здоровья школьников.
Немаловажное место в этой модели
занимает проектная деятельность школьников. Ее
реализация в нашей школе была начата с создания
методической службы, помогающей учителю и
школьнику войти в пространство новых
образовательных взаимоотношений. На первом
этапе ее работы был сформулирован ряд задач,
которые к настоящему времени успешно выполнены.
Во-первых, были организованы
общешкольные теоретические семинары для
учителей по ознакомлению с инновационными
образовательными технологиями организации
педагогического процесса (один раз в четверть). В
частности, рассматривались технологии по
организации проектной деятельности.
Практические навыки по организации проектной
деятельности, учитывающие специфику учебных
предметов, учителя-предметники получали на
предметных методических объединениях (два раза в
месяц). По итогам занятий учителям
предоставлялись документы в помощь
руководителям проектов: «Этапы проведения
проекта», «К руководителю (организатору)
проекта»; «Общие правила для руководителя
проекта»; «Диагностика учащихся (выявление
склонности к исследовательской и общественной
деятельности)»; «Аптека для учащихся»; «Отчет о
текущей работе проектной группы № ...»
(Приложение 1).
Во-вторых, была разработана система
требований к итоговому представлению проекта,
которая одновременно помогает учителям и
учащимся выстраивать свою работу (Приложение 2).
В-третьих, решалась задача мониторинга
квалификации учителя – организатора проекта, а
также мониторинга квалификации
учителя-предметника и методиста (только для
руководителей методических секций). Результаты
индивидуального мониторинга позволили
целенаправленно обеспечить методическую помощь
каждому учителю-предметнику.
В-четвертых, была создана система
защиты и экспертной оценки проектов как итог
всей деятельности (Приложение 3).
Во многом проектная деятельность в
школе была инициирована проводимым в
Юго-Западном округе с 2003 г. окружным конкурсом
проектных работ «Ярмарка идей на Юго-Западе». И
многое из того, что легло в основу системы
организации проектной деятельности в рамках
модели «Контекстной школы», разрабатывалось как
предложения по организации проектной работы в
рамках подготовки к этому конкурсу. Однако
массовый характер конкурса не позволил
использовать весь объем представленных
материалов в масштабах округа, что в первую
очередь связано с большим объемом
обрабатываемых и анализируемых материалов.
Хотелось бы поделиться с коллегами
некоторыми разработками, надеясь, что они
помогут в реальной деятельности как учителю, так
и ученикам.
Приложение 1
В папку руководителя проекта
Как уже было сказано, нужно помочь
учителю. Поэтому были разработаны документы,
которые мы называем «Документы в папку
руководителя проекта». Ясно, что в школе есть
учителя, которые многое знают и умеют сами, но при
этом есть и такие, которые не знают, как решить
новую методическую и профессиональную задачу, но
никогда не признаются в этом. Для них и созданы
эти документы, в работе над которыми происходит
осмысление технологии организации проектной
деятельности в школе. Они постоянно
совершенствуются, дорабатываются, добавляются.
Мы представляем только некоторые из них.
Этапы проведения проекта
1. Подготовительный, или вводный
(погружение в проект)
1.1. Выбор темы и ее конкретизация
(определение жанра проекта).
1.2. Определение цели, формулирование
задач.
1.3. Формирование проектных групп,
распределение в них обязанностей.
1.4. Выдача письменных рекомендаций
участникам проектных групп (требования, сроки,
график, консультации и т.д.).
1.5. Утверждение тематики проекта и
индивидуальных планов участников группы.
1.6. Установление процедур и критериев
оценки проекта и формы его представления.
2. Поисково-исследовательский этап
2.1. Определение источников информации.
2.2. Планирование способов сбора и
анализа информации.
2.3. Подготовка к исследованию и его
планирование.
2.4. Проведение исследования. Сбор и
систематизация материалов (фактов, результатов)
в соответствии с целями и жанром работы, подбор
иллюстраций.
2.5. Организационно-консультационные
занятия. Промежуточные отчеты учащихся,
обсуждение альтернатив, возникших в ходе
выполнения проекта.
3. Трансляционно-оформительский
этап
3.1. Предзащита проекта.
3.2. Доработка проекта с учетом
замечаний и предложений.
3.3. Подготовка к публичной защите
проекта:
3.3.1. определение даты и места защиты;
3.3.2. определение программы и сценария
публичной защиты, распределение заданий внутри
группы (медиаподдержка, подготовка аудитории,
видео- и фотосъемка и проч.);
3.3.3. стендовая информация о проекте.
4. Заключительный этап
4.1. Публичная защита проекта.
4.2. Подведение итогов, конструктивный
анализ выполненной работы.
К руководителю (организатору) проекта
1. Предложите темы проектов с
различными доминирующими методами
(научно-исследовательский, социальный,
творческий, информационный,
практико-ориентированный, игровой и т.п.).
Обоснуйте их актуальность. Укажите возраст
школьников, на который рассчитано данное
проектное задание.
2. Охарактеризуйте и дополните
проекты по другим признакам (характер контактов,
характер координации проектов,
продолжительность, число участников). Выберите
один наиболее актуальный (по результатам
обсуждения в группе слушателей курсов).
3. Укажите проблему, сформулируйте
цели и задачи проекта, учебный материал по
предмету и межпредметные связи (в форме
дидактических единиц), которые должны быть
задействованы в ходе выполнения проекта.
4. Продумайте практическую или
теоретическую значимость проекта.
5. Укажите, какие развивающие цели вы
ставите (интеллектуальное, нравственное,
культурное развитие учащихся).
6. Перечислите, какие методы
творчества будут использованы при выполнении
проекта.
7. Укажите, как данный проект
вписывается в классно-урочную и внеурочную
деятельность.
8. Подумайте, как могут быть
оформлены результаты проекта.
9. Обозначьте формы контроля этапов
выполнения проекта.
10. Предложите критерии оценки
успешности проекта.
11. Продумайте, как данный проект
может влиять на социальную адаптацию и
профессиональное самоопределение подростка, на
мотивацию к труду в избранной сфере (только для
старшеклассников).
12. Продумайте, какой
психолого-педагогический эффект возможен в
результате выполнения данного проекта.
Общие правила для руководителя
проекта
1. Подходите к проведению этой
работы творчески.
2. Не сдерживайте инициативу
учащихся.
3. Поощряйте самостоятельность,
избегайте прямых инструкций, учите ребят
действовать самостоятельно.
4. Помните о главном педагогическом
результате – не делайте за школьника то, что он
может сделать (или может научиться делать)
самостоятельно.
5. Не спешите с вынесением оценочных
суждений.
6. Оценивая, помните: лучше десять
раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что
раскритиковать.
7. Обратите внимание на основные
составляющие процесса усвоения знаний:
– учите прослеживать связи между
предметами, событиями и явлениями;
– старайтесь формировать навыки
самостоятельного решения проблем исследования;
– старайтесь обучать школьника умениям
анализировать, синтезировать, классифицировать
получаемую им информацию.
8. В процессе работы не забывайте о
воспитании.
Диагностика учащихся
(выявление склонности к исследовательской и
общественной деятельности)
1. Какая область человеческих знаний
вам наиболее интересна?
2. Какой школьный предмет вам
наиболее интересен?
3. По каким предметам вам интересно
читать дополнительную литературу?
4. Какую познавательную литературу
вы прочитали за последний год? Назовите ее.
5. Занимаетесь ли вы в кружках,
секциях, посещаете ли факультативы? Какие и где?
6. Какая из научных проблем
современности вам представляется наиболее
актуальной (значимой)?
7. Хотели бы вы участвовать в
исследовании какой-нибудь проблемы?
8. Какое реальное общественное
мероприятие с привлечением своих товарищей вы
хотели бы провести в рамках школы, округа, города?
9. Входите ли вы в какие-либо
общественные объединения молодежи? Назовите их.
10. Кто из учителей школы мог бы стать
вашим консультантом, советчиком при организации
и проведении проекта?
11. Хотели бы вы привлечь к своей
работе родителей? (Да/ Нет).
Анкета для учащихся
1. Расположите следующие источники
учебной информации по уменьшению их значимости
для вас:
учителя, учебники, родители, друзья,
телевидение, радио, книги, газеты, журналы,
Интернет.
2. Напишите названия пяти ваших
любимых газет и журналов по уменьшению их
значимости для вас:
3. Как часто вы пользуетесь школьным
учебником для подготовки домашних заданий по ...?
Часто
Иногда
Никогда
4. Оцените по пятибалльной шкале
ваши школьные учебники по ...
5. При несовпадении информации,
полученной вами от учителя или из учебника и
других источников, какой вариант вызывает у вас
больше доверия?
Учебник
Учитель
Другой источник
6. Есть ли у вас дома компьютер?
Да/Нет
7. Где вы можете пользоваться
компьютером?
Дом
Школа
Другое (вписать)
8. Есть ли у вас доступ к сети
Интернет?
Да/Нет
9. Как часто вы пользуетесь
информацией сети Интернет для подготовки
домашних заданий?
Часто
Иногда
Никогда
По каким учебным предметам?
(указать, по каким ____________)
«Искусство открытия»
Бернар Больцано (1781–1848)
1. Точно сформулировать вопрос,
ответ на который мы ищем. Необходимо строго
ограничить область исследования.
2. Оценить с точки зрения имеющихся
знаний, возможно ли получить истинный ответ на
поставленный вопрос.
3. Разбить задачу на подзадачи и
подвопросы, искать ответы на них сначала
выведением решения из известных истин или
сведением к решению подобных задач.
4. Прямо вывести решение из уже
имеющихся знаний, если это возможно.
5. Выдвинуть гипотезы методом полной
или неполной индукции или аналогии.
6. Использовать четвертый и пятый
приемы в совокупности.
7. Сопоставить полученный результат
с известными знаниями.
8. Проверить точность применяемых
логических приемов.
9. Проверить правильность всех
определений и суждений, используемых в решении.
10. Выразить все понятия решаемой
задачи в «целесообразных» знаках
(воспользовавшись символическим языком).
11. Стремиться к выработке наглядных
образов объектов задачи.
12. Результат решения сформулировать
логически строго.
13. Оценить все «за» и «против» в
полученном результате.
14. Решать задачу по возможности
сосредоточено.
Приложение 2
Следующие документы составляются
совместно учащимся – автором проекта и учителем
– руководителем проекта. Они позволяют
отследить формирование необходимых учебных
умений и навыков, определить как выполняемая
работа помогает учащемуся осваивать основной
материал.
Перечень документов, представляемых к
защите проектных и учебно-исследовательских
работ учащихся
1. Паспорт проектной или
учебно-исследовательской работы учащихся.
2. Отзыв руководителя на
представленную проектную или
учебно-исследовательскую работы.
3. Рецензия на представленную
проектную или учебно-исследовательскую работу.
4. Анализ проектной или
учебно-исследовательской работы на предмет
выявления дидактических единиц, используемых
учащимися в процессе создания образовательного
продукта.
5. Список оборудования (учебного,
научного, изготовленного самостоятельно),
используемого в реализации целей и задач
проекта. (Требуется только для исследовательских
проектов.)
6. Перечень педагогических целей
(задач), поставленных научным руководителем в
рамках конкретного учебного проекта.
7. Перечень методов, использованных
школьниками в работе над проектом.
8. Перечень статей, публикаций,
монографий, научных и научно-популярных книг (из
представленного библиографического списка), на
которые в процессе работы были написаны
рефераты, рецензии, аннотации, составлены
конспекты. (К списку приложить по одному примеру
составленного реферата, рецензии, аннотации,
конспекта).
9. Краткая аннотация содержания
проекта (цель проекта, обоснование актуальности,
гипотеза проекта, краткое содержание проекта,
полученные результаты или достижимость
планируемых результатов).
1. Паспорт исследовательского проекта
Заполняется авторами и научным
руководителем проекта. Представляется в
экспертную комиссию вместе с проектом.
1. Название проекта.
2. Цели проекта.
3. Авторы проекта (школа, класс,
количество участников).
4. Научный руководитель(и) проекта
(специальность, педагогический стаж, звание,
ученая степень).
5. Консультант(ы) (специальность,
звание, ученая степень).
6. Тип проекта.
6.1. По доминирующей в проекте
деятельности: исследовательский, творческий,
игровой, информационно-поисковый,
практико-ориентированный (учитывает социальные
интересы участников, четко ориентируется на
результат).
6.2. По предметно-содержательной
области: культурологический (литературный,
музыкальный, лингвистический),
естественно-научный, экологический, спортивный,
географический, исторический.
6.3. По характеру координации проекта: с
открытой координацией (жесткий), со скрытой
координацией (гибкий).
6.4. По количеству участников проекта:
личный, парный, групповой.
6.5. По широте охвата содержания:
монопредметный, межпредметный, внепредметный.
6.6. По времени проведения:
непродолжительный, продолжительный.
6.7. По характеру контактов (степени
охвата): в рамках класса, школы, района, в масштабе
города, региона, страны.
7. Образовательная область, в рамках
которой выполнен учебный проект: филология,
обществознание, математика, информатика,
естествознание, искусство, технология, основы
безопасности жизнедеятельности, физическая
культура.
8. Учебный предмет, в рамках которого
выполнен учебный проект: русский язык,
литература, иностранный язык, математика,
информатика и ИКТ, история, обществознание,
география, экономика, право, физика, химия,
биология, естествознание, музыка,
изобразительное искусство, технология,
физическая культура, основы безопасности
жизнедеятельности.
9. Методы, использованные в работе
над проектом.
10. Форма представления проекта:
постер, альбом, видеофильм, буклет, реферат,
макет, другое (вписать).
11. Образовательные и
культурно-просветительские учреждения, на базе
которых выполнялся проект: база школы,
библиотека(и), музей(и), высшее учебное заведение
(кафедра), научно-исследовательский институт
(лаборатория), зоопарк, планетарий, технический
центр, другое (указать).
12. Источники информации,
использованные авторами в процессе выполнения
проекта: научно-популярные журналы, научные
журналы, бюллетени, учебники и учебные пособия,
научно-популярные книги, научные издания,
монографии, диссертации, авторефераты,
депонированные рукописи, словари, справочники,
энциклопедии, иностранные книги (английский,
немецкий, французский, испанский язык), Интернет
(сайт).
13. Словарь исследователя
(понятийный аппарат).
2. Паспорт социального проекта
Заполняется авторами и научным
руководителем проекта. Представляется в
экспертную комиссию вместе с проектом.
1. Название проекта.
2. Цели проекта.
3. Авторы проекта (школа, класс,
количество участников).
4. Руководитель(и) проекта
(специальность, педагогический стаж, звание,
ученая степень).
5. Консультант(ы) (специальность,
звание, ученая степень).
6. Тип проекта.
6.1. По доминирующей в проекте
деятельности: исследовательский, творческий,
игровой, информационно-поисковый,
практико-ориентированный (учитывает социальные
интересы участников, четко ориентируется на
результат).
6.2. По предметно-содержательной
области: культурологический (литературный,
музыкальный, лингвистический),
естественно-научный, экологический, спортивный,
географический, исторический.
6.3. По характеру координации
проекта: с открытой координацией (жесткий), со
скрытой координацией (гибкий).
6.4. По количеству участников
проекта: личный, парный, групповой.
6.5. По широте охвата содержания:
монопредметный, межпредметный, внепредметный.
6.6. По времени проведения:
непродолжительный, продолжительный.
6.7. По характеру контактов (степени
охвата): в рамках класса, школы, района, в масштабе
города, региона, страны.
7. Область социального исследования.
8. Образовательная область, с
которой связано содержание проекта: филология,
обществознание, математика, информатика,
естествознание, искусство, технология, основы
безопасности жизнедеятельности, физическая
культура.
9. Методы, использованные в работе
над проектом.
10. Форма представления проекта: постер,
альбом, видеофильм, буклет, реферат, макет, другое
(вписать).
11. Образовательные и
культурно-просветительские учреждения, на базе
которых выполнялся проект: база школы,
библиотека(и), музей(и), высшее учебное заведение
(кафедра), научно-исследовательский институт
(лаборатория), зоопарк, планетарий, технический
центр, другое (указать).
12. Источники информации,
использованные авторами в процессе выполнения
проекта: научно-популярные журналы, научные
журналы, бюллетени, учебники и учебные пособия,
научно-популярные книги, научные издания,
монографии, диссертации, авторефераты,
депонированные рукописи, словари, справочники,
энциклопедии, иностранные книги (английский,
немецкий, французский, испанский язык).
13. Словарь исследователя (понятийный
аппарат).
Приложение 3
Экспертиза проектов
Экспертиза проектных работ позволяет
организовывать работу в виде внутришкольного
конкурса, в виде направления работы ученического
научного общества с итоговой конференцией и т.п.
Но при этом надо понимать, что четкая система
экспертизы проектов позволяет не только
объективно определить победителя (если
организован конкурс проектных работ), но и
объективно оценить качество работы авторов
проекта и его руководителя с возможностью
мониторинга удачных и неудачных элементов
работы над проектом.
Для экспертной оценки формируется
экспертная комиссия. В эту комиссию желательно
привлечь родителей, обладающих необходимой
квалификацией, преподавателей и аспирантов
вузов, с которыми школа работает по договору,
учителей других школ района.
Экспертиза проводится в два этапа:
сначала экспертиза представленных документов, а
затем экспертиза непосредственно при
презентации проекта. Представленные документы
ооцениваются не менее чем двумя экспертами,
компетентными в данной образовательной области
(еще раз повторимся, что желательно привлечение
специалистов из высших учебных заведений,
компетентных в указанных областях знаний).
Результаты экспертизы доводятся председателем
экспертной комиссии до сведения всех ее членов
заблаговременно.
Общая оценка в баллах по проекту
складывается из оценки представленных на
комиссию материалов и их независимого анализа
экспертами, а также самой презентации.
Если проектов представлено много, то
целесообразно проводить презентацию проектов не
в виде конференции, а в виде стендовых докладов. В
последнем случае каждому эксперту предлагается
перечень проектов для обязательной оценки.
Оценка презентации социального проекта
№_________________________
За каждую позицию в графе «имеется»
начисляется 1 балл, тем самым оценивается наличие
того или иного элемента, по которым идет оценка.
Затем оценивается качество выполнения
присутствующего элемента по трехбалльной шкале.
Полная оценка по каждому вопросу будет отражена
в последней ячейке соответствующей колонки.
Эксперт, заполняя таблицу, ставит только знаки
«+» в соответствующих графах – «высокое»,
«среднее», «удовлетворительное»,
«неудовлетворительное».
Дата:______________
Название проекта:_______________________
Эксперт (ФИО): ____________________________
Оценка презентации исследовательского
проекта № ___________________
За каждую позицию в графе «имеется»
начисляется 1 балл, тем самым оценивается наличие
того или иного элемента, по которым идет оценка.
Затем оценивается качество выполнения
присутствующего элемента по трехбалльной шкале.
Полная оценка по каждому вопросу будет отражена
в последней ячейке соответствующей колонки.
Эксперт, заполняя таблицу, ставит только знаки
«+» в соответствующих графах – «высокое»,
«среднее», «удовлетворительное»,
«неудовлетворительное».
Дата:______________
Название проекта:_______________________
Эксперт (ФИО): ____________________________
|