С.А. ЯНУТЕНЕНЕ,
частная школа, г. Москва
Продолжение. См. № 14, 15/2005
Модульное обучение на уроках биологии
Урок 3–4. Мейоз. Сравнение митоза и мейоза
№ учебного элемента |
Деятельность ученика |
Деятельность учителя |
Затраченное время |
УЭ–0
УЭ–1
УЭ–5 |
Аналогично уроку
1–2 |
УЭ–2 |
Читают цель УЭ.
Записывают дату и тему лабораторной работы в
тетрадь.
Выполняют лабораторную работу, используя
микроскоп.
Работают с рисунками и письменно отвечают на
вопросы инструкции лабораторной работы.
Составляют синквейны в тетради. |
Направляет работу
учащихся.
Акцентирует внимание на работе с тетрадью.
Оказывает консультативную помощь, обращает
особое внимание на выполнение уровня А.
Направляет работу учащихся.
Обращает внимание учащихся на необходимость
использования черновиков. |
20 мин |
УЭ–3 |
Читают цель УЭ.
Внимательно читают информацию о
последовательности процесса мейоза.
Самостоятельно заполняют таблицу
по уровням.
Самопроверка заполнения таблицы, см. материалы
урока 1–2. |
Направляет работу
учащихся.
Дает рекомендации по ускорению запоминания
информации.
Оказывает консультативную помощь при заполнении
таблиц (особенно уровня А). |
20 мин |
УЭ–4 |
Читают цель УЭ.
На основе имеющихся знаний сравнивают митоз с
мейозом, устно отвечают на вопросы модуля.
Письменно заполняют таблицу на бланке модуля.
Устно проверяют правильность заполнения таблицы
вместе с классом.
Дорабатывают свои таблицы по необходимости.
Выполняют тест, ответы записывают на бланке
модуля.
Взаимопроверка выполнения теста, см. материалы
урока 1–2. |
Направляет работу
учащихся.
Проводит фронтальный опрос по вопросам модуля,
по необходимости задает дополнительные и
наводящие вопросы, добивается полных
развернутых ответов от учащихся, оценивает
ответы учащихся в ведомости.
Оказывает помощь учащимся (уровень А).
Задает вопросы по таблице и опрашивает учащихся.
Оценивает устные ответы учащихся в ведомости.
Следит за самостоятельностью выполнения теста. |
20 мин |
№ учебного элемента |
Учебный материал с указанием
заданий |
Рекомендации по выполнению
заданий |
УЭ–0 |
Цель урока: в результате работы
над модулем вы будете знать особенности мейоза;
сумеете охарактеризовывать фазы мейоза,
сравнивать мейоз с митозом, обосновывать их
биологическую роль; продолжите развивать свое
мышление, кратковременную память и навыки
самостоятельной учебной работы (составление
опорных конспектов, таблиц, взаимоконтроль,
работа в парах). |
Внимательно прочитайте цель
урока. |
УЭ–1 |
Цель: через повторение
учебного материала о формах размножения и митозе
подготовиться к работе по новому модулю.
Ответьте устно на вопросы
Что такое размножение?
Дайте характеристику двум формам размножения.
Приведите примеры.
Какие виды бесполого размножения вам известны, и
у каких организмов они встречаются?
Что такое митоз и амитоз и каково их
биологическое значение?
Как размножаются водоросли, бактерии,
простейшие, цветковые растения, млекопитающие
животные?
Что такое жизненный цикл клетки?
Для чего клетке нужна интерфаза и как она
протекает?
Дайте характеристику фазам митоза.
Каково биологическое значение митоза?
В чем преимущество полового размножения над
бесполым?
Выполните проверочную работу по уровням
Уровень А
Выберите один верный ответ.
1. Размножение – это процесс:
а) увеличения числа клеток;
б) воспроизведения себе подобных;
в) развития организмов в процессе эволюции;
г) изменения особи с момента рождения до ее
смерти.
2. Выберите признак, характерный для
митотического деления клетки:
а) при помощи него образуются сперматозоиды
млекопитающих животных;
б) это деление характерно для некоторых клеток,
образовавшихся в яичниках и семенниках;
в) в результате этого деления образуются
диплоидные клетки;
г) в результате этого деления образуются
гаплоидные клетки.
3. Оплодотворение – это процесс, в результате
которого:
а) происходит слияние мужской и женских гамет;
б) не образуется зигота;
в) образуется гаплоидная клетка:
г) развиваются гаметы.
4. Бесполое размножение широко распространено в
природе, так как оно способствует:
а) быстрому росту численности вида;
б) возникновению изменений у особей вида;
в) появлению внешней изменчивости;
г) приспособлению организмов к неблагоприятным
условиям.
5. Обмен наследственной информацией происходит
при:
а) почковании;
б) половом размножении;
в) митозе – непрямом делении клеток;
г) вегетативном размножении.
6. В анафазе митоза:
а) дочерние хромосомы расходятся;
б) формируется веретено деления;
в) происходит удвоение ДНК;
г) происходит разделение клеток.
7. При митозе спирализация (конденсация,
уплотнение) хромосом происходит во время:
а) интерфазы;
б) профазы;
в) метафазы;
г) анафазы.
8. При вегетативном размножении дочерние особи
развиваются из:
а) одной неспециализированной клетки;
б) одной специализированной клетки:
в) множества клеток одинакового происхождения;
г) множества клеток разного происхождения.
9. В интерфазе митоза происходит:
а) удвоение ДНК;
б) расхождение хромосом к полюсам клетки;
в) разделение цитоплазмы;
г) образование нитей веретена деления.
10. Амитоз – это…
а) прямое деление клеток надвое, не связанное с
прохождением фаз;
б) процесс образования половых клеток;
в) деление соматических клеток эукариот с
расхождением хромосом;
г) промежуток времени от момента возникновения
клетки до ее гибели или последующего ее деления.
Уровень В
Каждому термину в левом столбике подберите
соответствующую ему характеристику в правом
столбике. Ответы запишите в таблицу на бланке
№ 1 (напротив цифр, обозначающих термин,
проставьте буквы соответствующих
характеристик).
1 – бесполое размножение;
2 – половое размножение;
3 – спорообразование;
4 – интерфаза;
5 – жизненный цикл клетки;
6 – метафаза;
7 – анафаза;
8 – амитоз;
9 – митоз;
10 – вегетативное размножение. |
а) способ воспроизведения
дочерних особей, который обеспечивается
специализированными половыми клетками;
б) фаза митоза, во время которой центромеры
делятся, однохроматидные хромосомы
растягиваются нитями веретена деления к полюсам
клетки;
в) способ бесполого размножения, при котором
размножение происходит при помощи спор,
специализированных клеток, образующихся в
материнском организме;
г) способ деления непрямого клеток, связанный с
расхождением гомологичных хромосом, характерен
для соматических клеток всех эукариот,
универсальный тип деления клеток;
д) фаза митоза, в которой нити веретена деления
присоединяются к центромерам хромосом и
двухроматидные хромосомы сосредоточиваются у
экватора клетки;
е) способ бесполого размножения организмов
отдельными органами, частями органов или тела;
ж) размножение, при котором воспроизведение себе
подобных осуществляется с помощью соматических
клеток;
и) совокупность процессов, протекающих в клетке с
момента ее возникновения до гибели или
последующего деления;
к) период подготовки клетки к делению, важнейшим
событием которого является редупликация
(удвоение количества) ДНК;
л) прямое деление клеток надвое, не связанное с
прохождением фаз, сопровождается перетяжкой
ядра. |
Уровень С
Вставьте в текст пропущенные слова, записав
ответы на бланке № 1.
1. Ядра соматических клеток содержат __________________
набор хромосом.
2. Первичная перетяжка хромосомы называется
____________.
3. Хромосомы располагаются в экваториальной
плоскости клетки во время _______________.
4. В митозе различают четыре фазы _________________,
___________, _____________ и ___________________.
5. Выберите один верный ответ.
Митоз не обеспечивает:
а) образования клеток кожи человека;
б) сохранения постоянного для вида числа
хромосом;
в) генетического разнообразия видов;
д) бесполого размножения.
6. Выберите несколько правильных ответов на
поставленный вопрос.
Какие сочетания плоидности и количества молекул
ДНК возможны в различные фазы митоза?
а – 2n1с; б – 2n4с; с – 2n3с; г – 1n2с; д – 1n1с; е – 4n4с; ж –
2n2с.
7. Вспомните последовательность периодов
жизненного цикла клетки и запишите
соответствующие им буквы в нужном порядке:
а – митоз; б – постсинтетический период; в –
синтетический период; г – пресинтетический
период.
8. Вспомните последовательность событий,
происходящих в процессе митоза, и запишите
соответствующие буквы в нужном порядке: а –
распределение хромосом у экватора клетки; б –
деление цитоплазмы; в – спирализация и утолщение
хромосом; г – расхождение хроматид к полюсам
клетки; д – образование новых ядер.
9. В каких условиях может оказаться выгодным
развитие яйцеклетки без оплодотворения?
Приведите необходимые примеры.
10. Дайте развернутый письменный ответ.
Почему в процессе митоза хромосомы должны
перейти в спирализованное состояние?
Поменяйтесь работами со своим партнером.
Осуществите взаимопроверку по ключам.
Оцените работу своего партнера, поставив за
каждый правильный ответ «+».
«5» – если ваш партнер набрал 10 «+»;
«4» – если ваш партнер набрал 9 «+»;
«3» – если ваш партнер набрал 8 «+»;
«2» – если ваш партнер набрал менее 8 «+». |
Работайте вместе с классом.
Работайте индивидуально, отмечая ответы на
бланке № 1.
Работайте индивидуально, отмечая ответы на
бланке № 1.
Работайте индивидуально, отмечая ответы на
бланке № 1.
Будьте внимательны и объективны при оценивании
партнера. При затруднении обращайтесь к учителю.
Оценку поставьте на бланк № 1. |
УЭ–2 |
Цель: углубить знания о
митозе; совершенствовать практические навыки
при выполнении лабораторной работы. Развивать
логическое мышление при составлении синквейнов.
Выполните лабораторную работу: «Деление
клетки. Митоз в клетках корешков лука»
Настройте микроскоп.
Рассмотрите готовый микропрепарат, по
возможности найдите клетки на всех стадиях
митоза.
Сравните изображение под микроскопом с
рисунками в учебнике (рис. 5.21. на с. 171), сделайте
вывод.
Сделайте в тетради схематичные рисунки стадий
митоза.
Сформулируйте вывод о значении митоза.
Подумайте, могут ли условия окружающей среды
повлиять на процесс митоза? К каким последствиям
для организма это может привести? Запишите свои
ответы в тетрадь.
Составьте в тетради синквейны двух понятий:
митоз и интерфаза.
Правила составления синквейна:
В синквейне 5 строк:
1 – понятие (одно слово);
2 – прилагательные (два слова);
3 – глаголы (три слова);
4 – предложение (из четырех слов);
5 – существительное (одно слово).
(Прилагательные и глаголы должны раскрывать
понятие, а предложение – иметь смысловой
характер.)
Пример
1 – клетка;
2 – маленькая, самостоятельная;
3 – живет, делится, растет;
4 – структурная, функциональная единица жизни;
5 – система. |
Не забудьте записать в тетради
дату, номер, тему, цель и оборудование
лабораторной работы.
Работайте самостоятельно или в парах. Рисунки в
тетради делайте карандашом, записи должны быть
аккуратными.
Попробуйте составить синквейны сначала на
черновике. |
УЭ–3 |
Цель: изучить
последовательность прохождения мейоза. Выявить
особенности протекания этого процесса, сравнить
между собой митоз и мейоз. Развивать навык
самостоятельности при заполнении таблиц.
Прочитайте текст учебника на с. 202–207 или
текст модуля и постарайтесь запомнить
Мейоз — это особый способ деления
эукариотических клеток, в результате которого
происходит переход клеток из диплоидного
состояния в гаплоидное. Мейоз состоит из двух
последовательных делений, которым предшествует
однократная редупликация (удвоение) ДНК.
Первое мейотическое деление (мейоз I) называется
редукционным, поскольку именно во время этого
деления происходит уменьшение числа хромосом
вдвое: из одной диплоидной клетки (2n4с) образуются
две гаплоидные (1n2с).
Интерфаза 1 (в начале – 2n2с, в конце
– 2n4с) – синтез и накопление веществ и энергии,
необходимых для осуществления обоих делений,
увеличение размеров клетки и числа органоидов,
удвоение центриолей, редупликация ДНК, которая
завершается в профазе 1.
Профаза 1 (2n4с) – демонтаж ядерных
мембран, расхождение центриолей к разным полюсам
клетки, формирование нитей веретена деления,
«исчезновение» ядрышек, конденсация
двухроматидных хромосом, конъюгация
гомологичных хромосом и кроссинговер.
Конъюгация – процесс сближения и переплетения
гомологичных хромосом. Пару конъюгирующих
гомологичных хромосом называют бивалентом.
Кроссинговер – процесс случайного обмена
гомологичными участками между гомологичными
хромосомами.
Профаза 1 подразделяется на стадии: лептотена
(завершение репликации молекул ДНК), зиготена
(конъюгация гомологичных хромосом, образование
бивалентов), пахитена (кроссинговер, обмен
участками, приводящий к перекомбинации генов),
диплотена (выявление хиазм – точек
перекрещивания конъюгирующих хромосом, в
которых произошел обмен участками при
кроссинговере, – это первый блок овогенеза у
человека), диакинез (терминализация хиазм –
смещение точек перекрещивания, мешающих
дальнейшему расхождению, к концам конъюгирующих
хромосом).
Метафаза 1 (2n4с) – выстраивание
бивалентов в экваториальной плоскости клетки,
прикрепление нитей веретена деления одним
концом к центриолям, другим – к центромерам
хромосом.
Анафаза 1 (2n4с) – случайное
независимое расхождение двухроматидных
хромосом к противоположным полюсам клетки (из
каждой пары гомологичных хромосом одна
хромосома отходит к одному полюсу, другая – к
другому), в результате происходит перекомбинация
хромосом.
Телофаза 1 (1n2с в каждой клетке) –
образование ядерных мембран вокруг групп
двухроматидных хромосом, деление цитоплазмы.
Второе мейотическое деление (мейоз II) называется
эквационным.
Интерфаза 2 или интеркинез (1n2с), представляет
собой короткий перерыв между первым и вторым
мейотическими делениями, во время которого не
происходит редуппликация ДНК. Характерна для
животных клеток. У многих растений клетка из
анафазы 1 сразу же переходит в профазу второго
мейотического деления (профазу 2).
Профаза 2 (1n2с) – демонтаж ядерных
мембран, расхождение центриолей к разным полюсам
клетки, формирование нитей веретена деления.
Метафаза 2 (1n2с) – выстраивание
двухроматидных хромосом в экваториальной
плоскости клетки (метафазная пластинка),
прикрепление нитей веретена деления одним
концом к центриолям, другим – к центромерам
хромосом (это второй блок овогенеза у человека).
Анафаза 2 (1n2с) – деление
двухроматидных хромосом на хроматиды и
расхождение этих сестринских хроматид к
противоположным полюсам клетки (при этом
хроматиды становятся самостоятельными
однохроматидными хромосомами), в результате
происходит перекомбинация хромосом.
Телофаза 2 (1n1с в каждой части – будущей клетке) –
деконденсация хромосом («распаковка» молекул
ДНК), образование в каждой части вокруг группы
хромосом ядерных мембран, распад нитей веретена
деления, появление ядрышка, деление цитоплазмы
(цитотомия) с образованием двух, а в итоге обоих
мейотических делений – четырех гаплоидных
клеток (суммарно).
Биологическое значение мейоза. Мейоз
является центральным событием гаметогенеза у
животных и спорогенеза у растений. Являясь
основой комбинативной изменчивости, мейоз
обеспечивает генетическое разнообразие гамет.
Выполните следующее задание за 10 минут
Уровень А: заполните таблицу
бланка № 2, используя материал модуля или
учебника.
Уровень В: старайтесь заполнить
таблицу на бланке № 2 по памяти; в случае
затруднения обращайтесь к материалу модуля или
учебника.
Уровень С: заполните таблицу на
бланке № 2 по памяти.
Самостоятельно проверьте правильность
заполнения таблицы по тексту модуля или ключам.
Оцените свою работу по следующим критериям:
«5» – всю таблицу заполнили верно;
«4» – всю таблицу заполнили правильно, но
приходилось обращаться за подсказками (к
учебнику или учителю) или допустили 1–2
неточности;
«3» - выполнили все задание, но допустили 2–3
ошибки, или не успели заполнить все (2–3 части);
«2» – почти ничего не смогли заполнить правильно
или почти все перепутали;
«1» – вообще не выполнили задание, но такого быть
не может!!!. |
Развивайте навык точного запоминания
информации.
Заполняйте самостоятельно таблицу на бланке № 2,
соответственно выбранному
уровню.
Если у вас возникают проблемы при заполнении
таблицы, обращайтесь за помощью к учителю.
Оценку поставьте на бланк № 2.
|
УЭ–4 |
Цель: выявить особенности
протекания митоза и мейоза, сравнить их между
собой. Развивать навык самостоятельности при
заполнении таблиц и выполнении тестовых заданий.
Ответьте устно на вопросы
Что такое митоз и мейоз?
В каких клетках проходят эти процессы?
Какой набор хромосом в соматических и какой – в
половых клетках?
Сколько раз делятся исходные клетки при митозе и
мейозе?
Сколько клеток образуется при митозе и мейозе?
Какой набор хромосом имеют клетки,
образовавшиеся при митозе и мейозе?
Что такое интерфаза? Что происходит с клеткой в
интерфазу? Как она проходит при митозе и мейозе?
Какие выстраиваются хромосомы у экватора в
метафазе митоза? А в мейозе – при первом и втором
делении?
Что такое конъюгация и кроссинговер и когда они
проходят в клетке?
Каково биологическое значение митоза и мейоза?
Сравните митоз и мейоз, заполнив таблицу на
бланке № 3. На заполнение таблицы вам дается 7
минут.
Правильность заполнения таблицы будет проверена
при устном фронтальном опросе.
Выполните тестовое задание
Прочитайте внимательно каждое утверждение и
решите, истинно оно или ложно. Если утверждение
истинно, то в бланк ответов № 4 напротив
соответствующей цифры поставьте «+», если
утверждение ложно, то поставьте «–».
1. Интерфаза – это период между двумя делениями
клетки, во время которого происходит удвоение
числа молекул ДНК.
2. В результате митоза образуются две дочерние
гаплоидные клетки.
3. Митоз и мейоз имеют по одному делению,
состоящему из профазы, метафазы, анафазы и
телофазы.
4. Мейоз служит основой комбинативной
изменчивости организмов.
5. Перед митозом и мейозом происходит
самоудвоение молекул ДНК в хромосомах.
6. Конъюгация хромосом происходит в профазу
митоза и мейоза.
7. В метафазе и митоза, и мейоза удвоенные
хромосомы выстраиваются по экватору клетки
порознь.
8. Кроссинговер хромосом происходит в профазу 1
мейоза.
9. При мейозе между первым и вторым делением
интерфаза отсутствует.
10. В результате митоза из одной материнской
клетки может образоваться четыре и более
дочерних клеток.
11. Мейоз состоит из двух делений, каждое из
которых включает те же фазы, что и митоз: профазу,
метафазу, анафазу и телофазу.
12. В результате митоза образуются две новые
клетки с идентичными наборами хромосом, точно
копирующими генетическую информацию
материнской клетки.
13. При митозе конъюгации и кроссинговера не
происходит.
14. Соматические клетки образуются в результате
мейоза.
15. В первом делении мейоза количество хромосом
уменьшается в два раза, а во втором – остается
прежним.
Поменяйтесь работами со своим партнером.
Осуществите взаимопроверку по ключам. Оцените
работу своего партнера, поставив за каждый
правильный ответ «+».
«5» –- если ваш партнер набрал 15 «+»;
«4» – если ваш партнер набрал 13–14 «+»;
«3» – если ваш партнер набрал 11–12 «+»;
«2» – если ваш партнер набрал менее 11 «+». |
Работайте вместе с классом.
Заполняйте самостоятельно.
Работайте вместе с классом.
Работайте индивидуально.
Старайтесь быть внимательными и объективными
при оценивании своего партнера. В случае
затруднения обращайтесь к учителю. Оценку
поставьте на бланк № 4. |
УЭ–5 |
Цель: подведение итогов
урока.
Прочитайте цель урока.
Достигли ли вы цели урока? В какой степени?
Какие затруднения возникали у вас при работе на
уроке? Почему?
Оцените свою работу на уроке по пятибалльной
шкале (по средним результатам).
Выберите домашнее задание:
– если вы работали на уроке успешно и получили
итоговую «5», то вы можете выполнить творческое
задание: составить кроссворд, состоящий из 10
терминов по теме «Размножение организмов»;
– если на уроке вы иногда испытывали затруднения
и получали оценки «4» и «5», то повторите параграф
6.2, а также выполните в тетради упражнение
«Терминология» (стр. 211–212);
– если вы часто ошибались и получили оценку «2»
или «3», то проработайте материал модуля еще раз.
Сдайте тетрадь с лабораторной работой на
проверку учителю. |
Работайте вместе с классом.
Итоговую оценку поставьте на бланках. Вклейте в
тетрадь лист с бланками.
Самостоятельно.
|
Модульная программа № 4.
Размножение и развитие организмов
Урок 3–4. Мейоз. Сравнение митоза и
мейоза
УРОВЕНЬ А/В
Бланк № 1 (УЭ–1). Мейоз
Ученик__________________ Класс___________
Дата____________________
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Буквы ответов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+/– |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ваша оценка_________________________________
Бланк № 2 (УЭ–3). Мейоз
Фаза мейоза,
набор хромосом
(n – хромосомы,
с – хроматиды) |
Рисунок |
Характеристика фазы,
расположение хромосом |
Профаза 1 |
|
|
Метафаза 1 |
|
|
Анафаза 1 |
|
|
Телофаза 1 |
|
|
Профаза 2 |
|
|
Метафаза 2 |
|
|
Анафаза 2 |
|
|
Телофаза 2
Всего |
|
|
Бланк № 3 (УЭ–3). Сравнение
митоза и мейоза
Сравнение |
Митоз |
Мейоз |
Сходство |
1. |
2. |
Различия |
1. |
1. |
2. |
2. |
3. |
3. |
4. |
4. |
5. |
5. |
Бланк № 4 (УЭ–4). Сравнение
митоза и мейоза
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Ответ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+/– |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ваша оценка ____________________
Итоговая оценка _________________
Ученик__________________ Класс___________
Дата____________________
Бланк № 1 (УЭ–1)
УРОВЕНЬ С
№ |
Ответ |
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
6. |
|
7. |
|
8. |
|
9. |
|
10. |
|
Бланк № 2 (УЭ–3). Мейоз
Фаза мейоза,
набор хромосом
(n - хромосомы,
с - хроматиды) |
Рисунок |
Характеристика фазы,
расположение хромосом |
Профаза 1 |
|
|
Метафаза 1 |
|
|
Анафаза 1 |
|
|
Телофаза 1 |
|
|
Профаза 2 |
|
|
Метафаза 2 |
|
|
Анафаза 2 |
|
|
Телофаза 2
Всего |
|
|
Бланк № 3 (УЭ-3). Сравнение
митоза и мейоза
Сравнение |
Митоз |
Мейоз |
Сходство |
1. |
2. |
Различия |
1. |
1. |
2. |
2. |
3. |
3. |
4. |
4. |
5. |
5. |
Бланк № 4 (УЭ–4).
Сравнение митоза и мейоза
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Ответ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+/– |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ваша оценка ____________________
Итоговая оценка _________________
КЛЮЧ
Ученик__________________ Класс___________
Дата____________________
Бланк № 1 (УЭ–1)
Уровень А
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Буквы ответов |
б |
в |
а |
а |
б |
а |
б |
в |
а |
а |
Уровень В
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Буквы ответов |
ж |
а |
в |
к |
и |
д |
б |
л |
г |
е |
Уровень С
№ |
Ответ |
1. |
диплоидный |
2. |
центромерой |
3. |
метафазы |
4. |
профазу, метафазу, анафазу и
телофазу |
5. |
«в» (генетического
разнообразия видов) |
6. |
«б» и «ж» |
7. |
г ––> в ––> б ––> а |
8. |
в ––> а ––> г ––> д ––>
б |
9. |
Развитие яйцеклетки без
оплодотворения может оказаться выгодным, если у
данного организма мало шансов встретить особь
противоположного пола или, при необходимости,
резко увеличить число потомков в кратчайшие
сроки. |
10. |
Хромосомы в процессе митоза
(профаза) должны перейти в компактное
спирализованное состояние, потому что в таком
виде они смогут, не мешая друг другу,
перемещаться внутри клетки, располагаться по ее
экватору и расходиться потом к разным полюсам. |
Бланк № 2 (УЭ–3). Мейоз
Фаза мейоза,
набор хромосом
(n - хромосомы,
с - хроматиды) |
Рисунок |
Характеристика фазы,
расположение хромосом |
Профаза 1
2n4c |
|
Демонтаж ядерных мембран,
расхождение центриолей к разным полюсам клетки,
формирование нитей веретена деления,
«исчезновение» ядрышек, конденсация
двухроматидных хромосом, конъюгация
гомологичных хромосом и кроссинговер. |
Метафаза 1
2n4c |
|
Выстраивание бивалентов в
экваториальной плоскости клетки, прикрепление
нитей веретена деления одним концом к
центриолям, другим – к центромерам хромосом. |
Анафаза 1
2n4c |
|
Случайное независимое расхождение
двухроматидных хромосом к противоположным
полюсам клетки (из каждой пары гомологичных
хромосом одна хромосома отходит к одному полюсу,
другая – к другому), перекомбинация хромосом. |
Телофаза 1
в обеих клетках по 1n2c |
|
Образование ядерных мембран вокруг
групп двухроматидных хромосом, деление
цитоплазмы. |
Профаза 2
1n2c |
|
Демонтаж ядерных мембран, расхождение
центриолей к разным полюсам клетки, формирование
нитей веретена деления. |
Метафаза 2
1n2c |
|
Выстраивание двухроматидных хромосом
в экваториальной плоскости клетки (метафазная
пластинка), прикрепление нитей веретена деления
одним концом к центриолям, другим – к
центромерам хромосом. |
Анафаза 2
1n2c |
|
Деление двухроматидных хромосом на
хроматиды и расхождение этих сестринских
хроматид к противоположным полюсам клетки (при
этом хроматиды становятся самостоятельными
однохроматидными хромосомами), перекомбинация
хромосом. |
Телофаза 2
в обеих клетках по 1n1c
Всего
4 по 1n2c |
|
Деконденсация хромосом, образование
вокруг каждой группы хромосом ядерных мембран,
распад нитей веретена деления, появление
ядрышка, деление цитоплазмы (цитотомия) с
образованием двух, а в итоге обоих мейотических
делений – четырех гаплоидных клеток. |
Бланк № 3 (УЭ–4). Сравнение
митоза и мейоза
Сравнение |
Митоз |
Мейоз |
Сходство |
1.Имеют одинаковые фазы деления. |
2.Перед митозом и мейозом
происходит самоудвоение молекул ДНК в
хромосомах (редупликация) и спирализация
хромосом. |
Различия |
1. Одно деление. |
1. Два последовательных деления. |
2. В метафазе по экватору выстра-
иваются все удвоенные хромосомы
раздельно. |
2. Гомологичные удвоенные хромосомы
выстраиваются по экватору парами (бивалентами). |
3. Нет конъюгации |
3. Есть конъюгация |
4. Удвоение молекул ДНК происходит в
интерфазе, разделяющий два деления. |
4. Между первым и вторым делением нет
интерфазы и не происходит удвоения молекул ДНК. |
5. Образуются две диплоидные
клетки (соматические клетки). |
5. Образуются четыре гаплоидные клетки
(половые клетки). |
Бланк № 4 (УЭ-4).
Сравнение митоза и мейоза
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Ответ |
+ |
– |
– |
+ |
+ |
– |
– |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
Продолжение следует
|