В подводном мире. Рыбы

Я ИДУ НА УРОК

О.Н. ГАПОНОВА,
учитель биологии школы № 5,
г. Одинцово Московской обл.
Рисунки выполнены ГОРОХОВОЙ Дарьей,
ученицей 10-го класса

В подводном мире. Рыбы

Оборудование: карта полушарий Земли – растительный и животный мир, таблица с изображением различных рыб, музыкальная запись шума океана, на доске – нарисованный на листе ватмана аквариум.

Учащиеся заранее получают индивидуальные задания – подготовить сообщения о том или ином виде рыб и изготовить соответствующие изображения. На уроке, по ходу выступлений, они прикрепляют нарисованных рыб к листу ватмана на доске и к географической карте, когда рассказывают о распространении рыбы.

ХОД УРОКА

Учитель. Холодная «немая» рыба – существо из мира нам чуждого! Это житель не сухопутной, а водной стихии. На нашей планете обитает очень много различных видов рыб!

(Звучит запись шума океана.)

Как вы думаете, где можно услышать эти звуки?

1-й ученик. Я сижу на берегу моря. Волны накатывают на берег. И мне так хочется знать, о чем они хотят рассказать и что там, на дне?

2-й ученик. А я надел маску и нырнул. И увидел такое... В общем, мне захотелось всем об этом рассказать, а еще лучше – показать!

Учитель. Давайте представим, что наша классная комната – огромный аквариум, и поселим в нем разных рыб – красивых, или полезных, или..., в общем, интересных.

Брызгун

Брызгун

1-й ученик. Я предлагаю поместить в аквариум удивительную рыбку – брызгуна. Водится он в Юго-Восточной Азии, Австралии и Полинезии. Размером всего 10–15 см в длину, а добывает себе пищу самым необычным способом. Стоит насекомому сесть на листок растения, нависший над водой, как брызгун, тихо подплыв, сбивает добычу струйкой воды. На нёбе у брызгуна находится узкий желобок, и когда рыба сжимает жабры, получается мощный насос – струя воды летит на 1,5 м. Известно, что в воде свет преломляется, поэтому брызгун видит свою жертву не там, где она на самом деле находится. Но это ему не мешает. «Сделает поправку на преломление», брызгун стреляет с удивительной меткостью, до семи раз подряд.
Добыча в представлении брызгуна – это любой мелкий объект, который выделяется на общем фона и движется. Он может «выстрелить» в глаз человека, склонившегося над аквариумом, среагировав на движение ресниц. Описан случай, когда брызгун прямым попаданием потушил сигарету человека, стоявшего возле аквариума.

Золотая рыбка

Золотая рыбка

2-й ученик. Встречаются настолько умные рыбки! Я хочу, чтобы в нашем аквариуме появилась не простая рыбка, а золотая. Предком золотой рыбки был самый обыкновенный серебряный карась. Его декоративную аквариумную породу вывели в Китае в X–XI вв. Несколько столетий китайские императоры надежно прятали эту рыбку за стенами своих дворцов, и в Европе она появилась только в XVII в. и считалась большой ценностью, которую дарили венценосным особам. В Россию золотую рыбку привезли из Китая в качестве дара царю Алексею Михайловичу. Царь повелел держать рыбок в хрустальных чашах. О золотых рыбках бытовало множество легенд: например, европейцы считали, что питаются они одной водой. Поэтому их ничем не кормили, и после нескольких месяцев голодовки рыбки погибали.
Но в хороших условиях содержания век золотой рыбки может быть на удивление долог. Одна золотая рыбка в Китае дожила до 50 лет.

Рыба-луна

Рыба-луна

3-й ученик. В тропических морях можно встретить рыб причудливых форм, одна из них – рыба-луна. Она поражает своим необычным обликом, размерами и плодовитостью. Только вот наш аквариум, боюсь, не подойдет для нее – ведь вес ее больше тонны! На кургузом, сжатом с боков туловище совсем нет хвостового плавника, так что кажется, будто вся рыба состоит только из одной головы. Отличается она удивительной особенностью: за один раз откладывает 300 млн икринок – больше всех других рыб.

4-й ученик. Я предлагаю поселить у нас рыб-ежей. Прославились они тем, что в случае опасности раздувают свое тело, усеянное многочисленными шипами, и становятся похожими на утыканные швейными иглами подушечки. Немногие хищники польстятся на столь колючую добычу! А китайцы издавна приноровились делать из раздутых и высушенных рыб-ежей «китайские фонарики». Есть у этих рыб и близкие родственники – иглобрюхи. В дополнение к шипам на теле, в их покровах и во всем теле содержится сильнейший яд. Жители Японии готовят из мяса этих ядовитых рыб деликатесное блюдо под названием «фугу». Чтобы приготовить блюдо из этой рыбы, повар должен иметь диплом об окончании специальной школы. Даже маленькая ошибка в изготовлении блюда может привести к гибели людей.

Рыба-еж

Рыба-еж

5-й ученик. А у этой рыбки тело совершенно удивительной формы – напоминает фигурку шахматного коня с закрученным в спираль хвостом. И называется она, конечно же, морской конек! Живут коньки в тропических и умеренных морях, у нас их можно встретить в Черном море и в морях Дальнего Востока. Длинное трубковидное рыльце конька с беззубым ртом на конце служит для засасывания пищи. У морских коньков нет чешуи. Некоторые из них могут менять окраску в зависимости от окружающего фона. Вот рыбка «причалила» к зеленым водорослям, и ее лиловый наряд стал изумрудно-зеленым. Еще морских коньков можно назвать рыбами-кенгуру. У самцов на брюхе есть «карман» с отверстием, туда самка откладывает икринки. Вылупившиеся мальки, пока маленькие, держатся в сумке, выплывая покормиться и прячась обратно при опасности. Поэтому большинство мальков морского конька доживает до взрослого состояния.

6-й ученик. Много в животном мире интересных, диковинных рыб. Вот, например, скромная на вид рыбка – гамбузия, которая оказала огромную помощь человечеству в ликвидации малярии. Совсем небольшая, размером всего 3,5–7,5 см. А какая невиданная обжора! Сколько одна рыбка может съесть личинок комаров! В Америке ее специально разводят для борьбы с комарами – переносчиками возбудителей малярии. В 1920 г. гамбузию завезли в Италию и Испанию. Через несколько лет в этих странах массовые вспышки малярии почти прекратились. В 1925 г. знаменитую рыбку привезли в Абхазию, затем ее расселили по всему Кавказскому побережью, Украине, Средней Азии. И везде она успешно боролась с малярией.

7-й ученик. А как же летучие рыбы? Правда, нужно натянуть сверху нашего аквариума сетку, чтобы они не выскочили из воды. Летучие рыбы обитают в тропических зонах морей и океанов. Летать им помогает встречный ветер, а попутный мешает. Если летучая рыба хочет восстановить угасающую скорость, то окунает в воду хвостовой плавник, вибрирует им и вновь взмывает вверх. Но, спасаясь в воздухе от своих постоянных врагов – дельфинов, тунцов, они попадают в клюв к чайкам и альбатросам.

8-й ученик.

За сто верст я чую запах,
В море день и ночь верчусь
И, как гончая собака,
По следам добычи мчусь.

Акулы овеяны легендами. Они – герои произведений Жюля Верна, Майн Рида, Джека Лондона и Эрнеста Хэмингуэя. Героиня романа Л.Бенчли «Челюсти» – большая белая акула, или кархародон, – имеет прочную репутацию людоеда.
На Черноморских пляжах можно услышать вопрос: «А акулы тут водятся?» Ответ: «Водятся. Катраны», – не очень-то располагает к купанию. А вот в аквариум-то мы их и поселим.
У акул скелет полностью состоит из хрящей, кожа шершавая, как наждачная бумага, ее и используют в этом качестве. А еще у акул нет плавательного пузыря, чтобы держаться в толще воды и не опускаться на дно. Поэтому акулы проводят жизнь в постоянном движении. Акулы откладывают не икру, а очень крупные яйца, в которых зародыш и от хищников защищен, и кормом обеспечен. А другие акулы, и таких много, просто рожают уже сформировавшихся акулят.
Катран, или колючая акула, распространенная в Черном море, совсем небольшая – 60–90 см. Но у нее перед каждым спинным плавником торчит ядовитый шип, который она использует как оборонительное оружие. Раны, нанесенные этими шипами, очень болезненны. Не любят рыбаки колючих акул, разрывают они сети, уничтожая попавшую туда рыбу. Но сами при этом очень вкусны.

9-й ученик. Есть ли у акул враги? Есть. И в первую очередь – человек. Некоторых используют в гастрономических целях, например катрана или суповую акулу. На акул нападают касатки.
Есть ли у акул друзья? Тоже есть. Это их постоянные спутники: рыбы-лоцманы и прилипалы. Прилипалы прикрепляются так прочно, что легче оторвать рыбе хвост, чем отцепить ее от «хозяина». К одной акуле порой пристраивается много прилипал.
В конце XV в. участники экспедиций Христофора Колумба у берегов Центральной Америки с удивлением наблюдали за странной охотой с использованием прилипал. Такой способ существует и поныне. Проколов хвост прилипалы, в дырку продевают кольцо, за которое прицепляют длинную веревку. После этого рыбу закидывают в море. Найденный прилипалой «хозяин» становится добычей рыбаков. Так ловят крупных рыб и морских черепах.

10-й ученик. Да, мы чуть было не забыли о замечательных электрических рыбах! Это знаменитые электрические сом, угорь и скат. Электрический сом живет в реках Африки. Его изображения обнаружены в древнеегипетских пирамидах. Тело у этого сома длиной до 1 м и почти целиком, от головы до хвоста, одето в чехол, похожий на толстую свиную кожу. Это и есть электрический орган, разряд тока в котором может достигать напряжения 360 В. Прикоснувшись к сому, человек получает весьма ощутимый удар. Электрический угорь, обитающий в мутных речках в бассейне Амазонки, дает разряд еще большей мощности и глушит таким образом свою добычу – лягушка, например, падает замертво на расстоянии больше 1 м от «разрядившегося» угря. У электрического ската разряд существенно меньшей мощности, но и он помогает защищаться от врагов и добывать пищу. Ученые давно изучаются электрических рыб, но еще много загадок предстоит им раскрыть.

11-й ученик. Есть в морском царстве рыбы, удящие рыбу. Их называют удильщики. Это глубоководные рыбы. Так пусть и живут на дне нашего аквариума. Вот одна из них – морской черт. У нас встречается в Черном море. В длину достигает более 1,5 м и весит более 20 кг. Свое название он оправдывает нелепым, отталкивающим внешним видом: его огромная, чуть не в половину общей длины тела, голова словно состоит из одного рта, вооруженного крупными гвоздеобразными зубами. Треска, скаты, мелкие акулы, угри, камбала – все сгодится ему в пищу.
Почти всю жизнь морской черт проводит на рыбалке. Как и полагается удильщикам, он имеет оригинальную рыболовную снасть – «удилище», вырост спинного плавника.
На глубине 2000 м морской черт выметывает 3 млн икринок. Его ловят сетями и тралами. Мясо превосходно на вкус и считается деликатесом.
В странах Юго-Восточной Азии из него делают детские погремушки. У рыбы разрезают брюшко, выбрасывают внутренности и заполняют мелкими камешками, потом брюхо зашивают, высушивают – и игрушка готова.

Протоптер

Протоптер

12-й ученик. В XIX в. зоологи обнаружили существование в природе двоякодышащих рыб, обладающих не только жабрами, но и легкими. Одну такую рыбу – африканского протоптера – я хочу предложить поселить в наш аквариум.
Живет эта рыба в водоемах тропической Африки. Когда водоемы пересыхают, протоптеры роют норы и прячутся в них. Кожа у протоптера слизистая, и вокруг рыбы образуется кокон – очень тонкая пленка. В этом коконе, как установлено экспериментально, протоптеры могут прожить до 4 лет. А когда вновь польют дожди и водоем наполнится, протоптер вылезает из норы. В случае необходимости может он ползать и по суше.

Учитель. Вот и заселен наш необычный аквариум. Хорошо живется там рыбам, а как они чувствуют себя в своих привычных местах обитания? Если бы рыбы заговорили, мы бы узнали о непорядках в деле охраны и рационального использовании рыбных запасов в наших внутренних водоемах, в ряде случаев угрожающих самому существованию в них рыб; о хищническом лове; о том, как отходы целлюлозно-бумажных фабрик и химических заводов спускаются в реки в обход установленных санитарных требований без предварительной их очистки в специальных сооружениях.
Так давайте же, ребята, охранять наше «живое серебро», ведь сделать это вполне в наших силах.

1. Отметь на рисунке рыбу, которую называют удильщиком.

 

2. Какое из изображений верно? Выпиши цифру, обозначающую его номер, прибавь к ней 6, вычти из полученной суммы 9. Если ответ равен 0, ты угадал!

 

3. Определи, какая из этих рыб лишняя.

Литература

Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии. – М.: Просвещение, 1973.

Козлов М.А. Кольцо жизни. – М.: Современник, 1998.

Акимушкин И.И. Мир животных. – М.: Мысль, 1991.

Яхонтов А.А. Зоология для учителя. – М.: Просвещение,1985.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru