Е.В. ПОПОВА,
учитель биологии шк. № 1,
пгт. Уренгой, ЯНАО
Внутреннее строение лягушки
Урок–работа в группах (8-й класс)
Предлагаемый урок – второй при
изучении темы «Класс Земноводные».
Задачи урока: рассмотреть
особенности строения систем внутренних органов
земноводных и их связь с образом жизни,
установить признаки более высокой организации
земноводных по сравнению с рыбами, продолжить
формирование умений работать с учебником.
Обучение идет по учебнику: Никишов
А.И., Шарова И.Х. Биология: Животные: Учебник для
7–8 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1993.
Оборудование: натуральные пособия
«Скелет лягушки», «Скелет костистой рыбы»,
влажный препарат «Лягушка», таблицы «Тип
Хордовые», «Класс Земноводные. Лягушка», «Тип
Хордовые. Схема кровообращения позвоночных».
ХОД УРОКА
I. Проверка знаний
Шесть человек из класса работают по
карточкам, c остальными проводится фронтальная
беседа по вопросам.
– Где обитает лягушка?
– В какое время года и суток она активна?
– Из каких отделов состоит ее тело?
– Чем оно покрыто?
– Почему на коже лягушки не живут
микроорганизмы?
– Чем отличается скелет лягушки от скелета
речного окуня?
– Какое значение имеет скелет в жизни лягушки?
Следующее задание – заполнить
таблицу.
Таблица. Особенности строения и
жизнедеятельности лягушки в связи со средой
обитания
Покровы тела |
|
Органы передвижения |
|
Органы чувств |
|
Органы дыхания |
|
Места размножения |
|
Выводы: |
|
II. Изучение нового материала
1. Для подготовки к изучению новой
темы ребятам предлагается вспомнить, что им
известно о таком понятии, как полость тела и о
расположении в ней органов. Затем проводится
беседа по вопросам.
– Какие вы знаете системы внутренних
органов рыб?
– Какие функции выполняют и какое значение имеют
пищеварительная, кровеносная, дыхательная и
выделительная системы?
2. Изучение органов и систем органов
проводится в форме самостоятельной работы в
группах – каждая группа получает отдельное
задание, оформленное в виде инструктивной
карточки, предполагающей работу с учебником, а
также рисунками, таблицами, влажными
препаратами.
Карточка для проверки знаний
1. Рассмотрите рисунок скелета лягушки и
обратите внимание на характерные особенности
его строения. Запишите названия основных частей
скелета в соответствии с их обозначением на
рисунке.
2. Почему у лягушки мышцы задних
конечностей развиты сильнее, чем мышцы передних?
3. Какие части передней конечности лягушки
соответствуют каким частям задней? |
Инструктивная карточка
«Пищеварение»
Пищеварительная
система. Органы пищеварения и их значение.
Поступление растворимых питательных веществ в
кровь, удаление наружу непереваренных остатков.
1. Прочитайте статью Пищеварительная
система (§47 учебника).
2. Отметьте, какие органы образуют
пищеварительную систему.
3. Определите функции, которые выполняет каждый
из них.
4. Оформите полученные знания в виде таблицы
«Строение и функции пищеварительной системы
лягушки» (орган – значение).
5. Сделайте вывод о значении пищеварительной
системы в жизни земноводных. |
Инструктивная карточка
«Дыхание»
Значение
дыхания. Органы дыхания, поступление кислорода в
кровь. Дыхательная система.
1. Прочитайте статью «Дыхательная
система» (§47 учебника).
2. Отметьте, какие органы образуют дыхательную
систему.
3. Определите функции, которые выполняет каждый
из них.
4. Оформите полученные знания в виде таблицы
«Строение и функции дыхательной системы
лягушки» (орган – значение).
5. Изучите механизм вдоха.
6. Сделайте вывод о значении дыхания в жизни
земноводных. |
Инструктивная карточка
«Кровеносная система»
Транспорт
кровью питательных веществ и кислорода к клеткам
тела.
1. Прочитайте статью «Кровеносная
система» (§47 учебника).
2. Отметьте, какие органы образуют кровеносную
систему.
3. Определите функции, которые выполняет каждый
из них.
4. Оформите полученные знания в виде таблицы
«Строение и функции кровеносной системы
лягушки» (орган – значение).
5. Изучите схему движения крови по сосудам:
а)
малый круг кровообращения: правое предсердие
––> желудочек ––> левое предсердие ––>
легочные артерии ––> капилляры ––> легочные
вены ––> левое предсердие.
б) большой круг кровообращения: левое
предсердие ––> желудочек ––> правое
предсердие ––> аорта ––> артерии органов
––> капилляры ––> вены органов ––> правое
предсердие.
6. Используя таблицу и рисунок в
учебнике, проследите путь движения крови по
сосудам. Определите, по каким сосудам течет
артериальная, венозная и смешанная кровь.
7. Сделайте вывод о значении кровеносной
системы в жизни земноводных. |
Инструктивная карточка
«Выделительная система»
1.
Прочитайте статью «Выделительная система» (§47
учебника).
2. Отметьте, какие органы образуют выделительную
систему.
3. Определите функции, которые выполняет каждый
из них.
4. Оформите полученные знания в виде таблицы
«Строение и функции выделительной системы
лягушки» (орган – значение).
5. Сделайте вывод о значении выделительной
системы в жизни земноводных. |
Инструктивная карточка
«Нервная система»
Регуляция
деятельности систем органов. Строение нервной
системы. Органы чувств.
1. Прочитайте статью «Нервная система»
(§47 учебника).
2. Отметьте, какие органы образуют нервную
систему.
3. Определите функции, которые выполняет каждый
из них.
4. Оформите полученные знания в виде таблицы
«Строение и функции нервной системы лягушки»
(орган – значение).
5. Изучите строение головного мозга лягушки.
Какие отделы развиты в меньшей, а какие – в
большей степени, чем у рыб.
6. Сделайте вывод о значении нервной системы в
жизни земноводных. |
3. Проверка выполнения
самостоятельной работы.
Поочередно по два человека из каждой
группы работают у доски с рисунком-схемой той или
иной системы органов: нужно найти на схеме
отдельные органы и прикрепить к ним имеющиеся
карточки с соответствующими названиями.
Остальные члены группы в это время
работают по заданию «Определите функции
изученной системы органов и ее роль в жизни
земноводных».
4. Беседа на тему «Обмен веществ».
Беседа проводится с опорой на
полученные ранее знания. Даем определение
понятию; оформляем схему (учитель на доске,
учащиеся в тетрадях); оговариваем условия обмена
веществ; формулируем вывод.
Обмен веществ – построение в
клетках тела собственных белков, жиров,
углеводов из питательных веществ с затратой
энергии и распад этих веществ в процессе
жизнедеятельности клеток с выделением энергии и
ненужных организму веществ.
Условия обмена веществ: постоянное
поступление питательных веществ и кислорода в
организм; удаление из организма продуктов
жизнедеятельности.
Вывод: хотя дыхательная и
кровеносная системы у земноводных устроены
сложнее, чем у рыб, их работа обеспечивает
организм относительно небольшим количеством
кислорода. Поэтому уровень обмена веществ у
земноводных низкий. В организме земноводных
образуется мало тепла, а тонкая голая и влажная
кожа не способствует его сохранению. В
результате температура тела лягушки непостоянна
и зависит от температуры окружающей среды.
III. Закрепление знаний
Тестовая работа
Соотнесите номера систем органов
(I–VIII) с номерами органов, образующих эти системы
(1–20).
Системы органов
I – нервная система;
II – кровеносная система;
III – пищеварительная система;
IV – дыхательная система;
V – выделительная система;
VI – система опоры и движения;
VII – половая система;
VIII – покровная система. |
Органы
1 – бедро;
2 – мышцы;
3 – клоака;
4 – кожа;
5 – стона;
6 – сердце;
7 – легкие;
8 – плечо, предплечье;
9 – семенники;
10 – кисть пальцы;
11 – артерии и вены;
12 – яичники;
13 – нервы;
14 – конечности;
15 – спинной мозг;
16 – пояс передних конечностей;
17 – головной мозг;
18 – кишечник;
19 – желудок;
20 – почки, мочевой пузырь. |
IV. Заключительная часть
Выставляю оценки в журнал за работу на
уроке. Собираю на проверку выполненные тесты.
Домашнее задание: §47 учебника, ответить на
вопросы на с. 144, изучить схемы систем органов.
|