С.А. ЯНУТЕНЕНЕ,
частная школа, г. Москва
Продолжение. См. № 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 23, 24/2005
Модульное обучение на уроках биологии
Урок № 11–12 (продолжение)
№ учебного элемента |
Учебный материал с указанием
заданий |
Рекомендации по выполнению
заданий |
УЭ–2 |
Прочитайте в параграфе 7.4
формулировку биогенетического закона и запишите
в тетрадь формулировку и авторов этого закона.
Прочитайте несколько раз этот закон про себя и
постарайтесь его запомнить.
Ответьте письменно в тетради на вопрос: кто
развил учение биогенетического закона и как
сегодня трактуется понятие филогенез? |
Работайте индивидуально,
записывая ответы на отдельных бланках. |
УЭ–3 |
Цель: рассмотреть влияние
факторов окружающей среды на развитие
организмов, сформировать знания о механизмах,
обеспечивающих восстановление разрушенных
частей организма.
Внимательно прослушайте вступительный
рассказ учителя (Приложение 1)
Сделайте записи в тетради, отметив следующие
пункты:
Онтогенез – _______________________________
Филогенез – _______________________________
Эмбриология – это
________________________________________________
Внимательно прочитайте параграф учебника 7.1 и
постарайтесь его запомнить.
Заполните таблицу на бланке модуля по уровням
Уровень А. При заполнении
таблицы вы можете пользоваться материалами
параграфа учебника.
Уровень В. Старайтесь заполнять таблицу
по памяти, в случае затруднения обращайтесь к
учебнику.
Уровень С. Заполните таблицу по памяти.
Самостоятельно проверьте правильность
заполнения таблицы по ключам.
Оцените свою работу по следующим критериям:
«5» – всю таблицу заполнили верно соответственно
своему уровню;
«4» – всю таблицу заполнили правильно, но
допустили 1 неточность;
«3» – выполнили все задание, но допустили 2–3
неточности, или не успели заполнить 2–3 графы;
«2» – почти ничего не смогли заполнить правильно
или почти все перепутали;
«1» – вообще не выполнил задание, но такого быть
не может!!!. |
Внимательно слушайте учителя.
Работайте индивидуально в рабочей тетради.
Работайте самостоятельно по уровням на бланках
модуля № 2.
Ключи возьмите у учителя.
Старайтесь быть объективным при выставлении
оценок.
Оценку поставьте на бланке № 2. |
УЭ–4 |
Цель: подведение итогов
урока.
Прочитайте еще раз цель урока.
Достигли ли вы цели урока? В какой степени?
Какие затруднения возникали у вас при работе на
уроке? Почему?
Оцените свою работу на уроке по пятибалльной
шкале (по средним результатам).
Выберите домашнее задание:
– если вы работали на уроке успешно и получили
итоговую «5», то вы освобождаетесь от домашнего
задания;
– если на уроке вы иногда испытывали затруднения
и получали оценки «4» и «5», то повторите
параграфы 6.2 и 7.1, а также устно разобирите
вопросы для повторения и задания в учебнике на с.
216;
– если вы часто ошибались и получили оценку «2»
или «3», то проработайте материал модуля еще раз. |
Работайте вместе с классом.
Итоговую оценку поставьте на бланках. Вклейте в
тетрадь лист с бланками. |
Приложение 1
Вступительный рассказ
учителя о взаимодействии организма и окружающей
среды *
Жизнь каждого организма любого уровня
организации находится в тесной зависимости от
факторов окружающей среды. Для того чтобы выжить
в непрерывно изменяющихся условиях, любой
организм должен противостоять влиянию внешних
факторов. Некоторые свойства среды остаются
относительно постоянными на протяжении
длительных периодов – это силы тяготения,
солевой состав океана, газовый состав и свойства
атмосферы, интенсивность солнечного излучения. А
такие факторы, как влажность, температура, ветер,
количество осадков – очень изменчивы.
По воздействию на организм различают:
Популяции организмов, обитающие в
определенной среде, приспосабливаются к
непостоянству факторов среды путем
естественного отбора.
Приспособления организмов к
колебаниям внешних условий
Одно из свойств всего живого –
способность сохранять постоянство внутренней
среды. Это свойство получило название
гомеостаза. Гомеостаз – способность
живых организмов поддерживать постоянство своей
внутренней среды, а также основные черты
присущей им организации, несмотря на непрерывную
изменчивость факторов окружающей среды.
У животных стабильные условия внутренней среды
регулируются нервной и эндокринной системами. У
теплокровных терморегуляция осуществляется
изменением интенсивности
окислительно-восстановительных процессов,
продуцирующих тепло, и приспособлениями для
охлаждения. Волосяной покров у млекопитающих,
перья птиц, подкожные отложения жира – все это
обеспечивает терморегуляцию. В норах, гнездах,
логовищах создается благоприятный для животных
микроклимат. Приспособления к сезонным
колебаниям температуры у многих животных
связаны с миграцией.
Для многих видов животных и растений характерны
годовые циклы развития, получившие название фотопериодизма.
Регулируются эти процессы продолжительностью
светового дня и температурным режимом. Длина
светового дня влияет на половую функцию многих
животных. Увеличение светового дня весной
стимулирует деятельность половых желез.
Укорочение дня, похолодание является сигналом
подготовки к зиме – линьке, подготовке к
миграции, накоплению жира, формированию
покоящихся стадий. У насекомых, например,
происходит подготовка к диапаузе –
приостанавливаются процессы развития и
наступает оцепенение.
Многие виды организмов приобрели способность
переживать неблагоприятные условия в состоянии
оцепенения, характеризующемся неподвижностью
животного, прекращением питания, замедлением
газообмена. Существует еще одно приспособление к
переживанию неблагоприятных условий – анабиоз.
Анабиоз – явление, при котором жизненные
процессы настолько снижены, что видимые
проявления жизни отсутствуют. Простейшие,
дафнии, циклопы, насекомые могут вмерзать в лед, а
при оттаивании вновь обретают признаки жизни.
Коловратки, простейшие при пересыхании водоемов
тоже впадают в состояние анабиоза.
Вывод: развитие и существование организма
протекает нормально лишь в привычных для вида
условиях.
Чрезмерные воздействия условий окружающей среды
вызывают стресс. Стресс – общая реакция
организма при возникновении угрозы нарушения
гомеостаза. При воздействии таких факторов, как
угроза жизни (опасность), жара, холод, травма, в
организме возникают биохимические изменения,
позволяющие адаптироваться к ним.
Необходимым условием поддержания стабильности
внутренней среды является обмен веществ. У
многих организмов развит процесс регенерации
– восстановление разрушенных или изнашиваемых
частей организма.
Постоянство внутренней среды организма
при систематически меняющихся условиях
окружающей среды создается совместной
деятельностью всех систем организма, так как
организм – это единое целое.
В течение жизни организма наблюдаются
закономерные изменения в его внешнем виде,
физическом состоянии – организм растет,
достигает зрелости, затем наступает старость.
Старческие изменения нарастают в
пострепродуктивном периоде онтогенеза.
Состояние старости характеризуется изменениями
на молекулярном, субклеточном, клеточном,
тканевом и организменном уровнях, при этом
происходит общее снижение жизнедеятельности
особи, уменьшается эффективность
приспособительных и гомеостатических
механизмов. Старение приводит к повышению
вероятности смерти. Смерть – способ ограничения
участия многоклеточного организма в
размножении. Без смерти не было бы смены
поколений, а это одно из главных условий процесса
эволюции.
УРОВЕНЬ А
Модульная программа № 4. Размножение и
развитие организмов
Урок 11–12. Биогенетический закон.
Развитие организмов и окружающая среда
Бланк № 1 (УЭ–1)
Ученик __________________________ Класс __________ Дата
___________
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Буква ответа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ / – |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ваша оценка:___________________________
Бланк № 2 (УЭ–3)
№ |
Биологическое утверждение |
+/– |
1. |
Организм не может жить вне
__________________________________________. |
|
2. |
________________________________ развивается в
условиях, характерных для
особей данного вида, и вне этих условий развитие
может нарушаться или останавливаться. |
|
3. |
Недостаток _______________________________________ у
птиц и млекопитающих
служит причиной нарушения окостенения скелета и
отставания в развитии. |
|
4. |
Большую роль в регуляции процессов
жизнедеятельности играют
железы ____________________________________________________. |
|
5. |
____________________________ препятствует
полноценному участию различных клеток
в процессе развития и особенно тормозит
функциональное созревание нервных клеток. |
|
6. |
Воздействие
______________________________________________________
на организм не одномоментны, а продолжаются
длительное время и в большинстве
случаев сказываются на развитии потомства. |
|
7. |
Свойство живых систем поддерживать
постоянство своей внутренней среды, а также
основные черты присущей им организации, несмотря
на непрерывную изменчивость
параметров окружающей среды, называют
________________________________. |
|
8. |
Восстановление клеточных потерь или
нарушения целостности организма,
озникающих в результате травмы, называется
________________________. |
|
9. |
____________________________________________ свойственна
всем живым
организмам, она обеспечивает восстановление
числа клеток или их частей, утраченных
в результате выполнения ими своей функции. |
|
10. |
Стресс – это реакция, развивающаяся
при неблагоприятных
условиях, ______________________________________________ влияющих на
жизнедеятельность, при возникновении угрозы
нарушения гомеостаза. |
|
Ваша оценка:_____________________________
Бланк № 3 (УЭ–4)
Дайте толкование следующим
понятиям
Зигота
__________________________________________________________________________________
Митоз
__________________________________________________________________________________
Кроссинговер
__________________________________________________________________________________
Гаструла
__________________________________________________________________________________
Эмбриональное развитие
__________________________________________________________________________________
Закончите недописанные фразы
Онтогенез каждой особи есть краткое и быстрое
повторение
_________________________________________________________________________________
Индивидуальное развитие организмов называется
_________________________________________________________________________________
В процессе эмбрионального развития ткани
зародыша оказывают влияние
_________________________________________________________________________________
Процесс превращения, в результате которого у
организма формируется признак взрослого
животного, называется
_________________________________________________________________________________
В основе всех форм бесполого размножения
растений и животных лежит
_________________________________________________________________________________
Ваша оценка:__________________
Итоговая оценка: ______________ |
УРОВНИ В и С
Модульная программа № 4. Размножение и
развитие организмов
Урок 11–12. Биогенетический закон.
Развитие организмов и окружающая среда
Бланк № 1 (УЭ–1)
Ваша оценка:__________________
Бланк № 2 (УЭ–3)
№ |
Биологическое утверждение |
+/– |
1. |
Организм не может жить вне
__________________________________________. |
|
2. |
________________________________ развивается в
условиях, характерных
для особей данного вида, и вне этих условий
развитие может нарушаться или останавливаться. |
|
3. |
Недостаток _______________________________________ у
птиц и млекопитающих
служит причиной нарушения окостенения скелета и
отставания в развитии. |
|
4. |
Большую роль в регуляции процессов
жизнедеятельности играют
железы ____________________________________________________. |
|
5. |
____________________________ препятствует
полноценному участию различных клеток в
процессе развития и особенно тормозит
функциональное созревание нервных клеток. |
|
6. |
Воздействие
______________________________________________________
на организм не одномоментны, а продолжаются
длительное время и в большинстве
случаев сказываются на развитии потомства. |
|
7. |
Свойство живых систем поддерживать
постоянство своей внутренней среды, а также
основные черты присущей им организации, несмотря
на непрерывную изменчивость
параметров окружающей среды, называют
________________________________. |
|
8. |
Восстановление клеточных потерь или
нарушения целостности организма,
возникающих в результате травмы, называется
________________________. |
|
9. |
____________________________________________ свойственна
всем живым
организмам, она обеспечивает восстановление
числа клеток или их частей,
утраченных в результате выполнения ими своей
функции. |
|
10. |
Стресс – это реакция, развивающаяся
при неблагоприятных условиях,
______________________________________________ влияющих на
жизнедеятельность, при возникновении угрозы
нарушения гомеостаза. |
|
Ваша оценка:_____________________________ |
УРОВЕНЬ В
Бланк № 3 (УЭ–4)
Дайте толкования следующим понятиям
Оплодотворение __________________________________________________________
Мейоз ___________________________________________________________________
Конъюгация ______________________________________________________________
Дробление________________________________________________________________
Гомеостаз ________________________________________________________________
Закончите недописанные фразы
Наследственный материал клетки заключается в
_________________________________________________________________________________
Самая короткая фаза митоза называется
_________________________________________________________________________________
После завершения гаструляции у зародыша
образуется комплекс осевых органов: нервная
трубка, хорда
и___________________________________________________________________________
В результате первого деления мейоза образуются
клетки с ______________ хромосом.
В основе всех форм бесполого размножения
растений и животных лежит
_________________________________________________________________________________
Ваша оценка:__________________
Итоговая оценка: ______________ |
УРОВЕНЬ С
Бланк № 3 (УЭ – 4)
Дайте толкования следующим
понятиям
Клеточный цикл
______________________________________________________
Интерфаза ___________________________________________________________
Аутосомы____________________________________________________________
Зона роста___________________________________________________________
Гомеостаз____________________________________________________________
Закончите недописанные фразы
Редукционное деление называется
______________________________________________________________________________
Митотическое деление растительных клеток
протекает без участия
________________________________________________________________________
Сущность периода созревания состоит в том, что в
половых клетках путем двукратного мейотического
деления количество хромосом уменьшается вдвое, а
количество ДНК
________________________________________________________________________________
После оплодотворения семязачаток называется
семенем, а завязь
________________________________________________________________________________
Процесс появления и нарастания морфологических
и функциональных различий между отдельными
клетками и частями зародыша называется
_________________________________________________________________________________
Ваша оценка:_____________________________
Итоговая оценка: ______________ |
* Материал взят из книги:
«Биология – 10 класс. Поурочные планы». Ч. 1.
Автор-составитель А.Ю. Гаврилова, – Волгоград:
Учитель, 2005 г.
Продолжение следует
|