Модульное обучение на уроках биологии

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

С.А. ЯНУТЕНЕНЕ,
частная школа, г. Москва

Продолжение. См. № 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 23, 24/2005

Модульное обучение на уроках биологии

Урок № 11–12 (продолжение)

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий

УЭ–2

Прочитайте в параграфе 7.4 формулировку биогенетического закона и запишите в тетрадь формулировку и авторов этого закона. Прочитайте несколько раз этот закон про себя и постарайтесь его запомнить.

Ответьте письменно в тетради на вопрос: кто развил учение биогенетического закона и как сегодня трактуется понятие филогенез?

Работайте индивидуально, записывая ответы на отдельных бланках.

УЭ–3

Цель: рассмотреть влияние факторов окружающей среды на развитие организмов, сформировать знания о механизмах, обеспечивающих восстановление разрушенных частей организма.

Внимательно прослушайте вступительный рассказ учителя (Приложение 1)
Сделайте записи в тетради, отметив следующие пункты:

Онтогенез – _______________________________
Филогенез – _______________________________

Эмбриология – это
________________________________________________

Внимательно прочитайте параграф учебника 7.1 и постарайтесь его запомнить.

Заполните таблицу на бланке модуля по уровням

Уровень А. При заполнении таблицы вы можете пользоваться материалами параграфа учебника.
Уровень В. Старайтесь заполнять таблицу по памяти, в случае затруднения обращайтесь к учебнику.
Уровень С. Заполните таблицу по памяти.

Самостоятельно проверьте правильность заполнения таблицы по ключам.
Оцените свою работу по следующим критериям:
«5» – всю таблицу заполнили верно соответственно своему уровню;
«4» – всю таблицу заполнили правильно, но допустили 1 неточность;
«3» – выполнили все задание, но допустили 2–3 неточности, или не успели заполнить 2–3 графы;
«2» – почти ничего не смогли заполнить правильно или почти все перепутали;
«1» – вообще не выполнил задание, но такого быть не может!!!.

Внимательно слушайте учителя.
Работайте индивидуально в рабочей тетради.





















Работайте самостоятельно по уровням на бланках модуля № 2.







Ключи возьмите у учителя.
Старайтесь быть объективным при выставлении оценок.
Оценку поставьте на бланке № 2.

УЭ–4

Цель: подведение итогов урока.
Прочитайте еще раз цель урока.
Достигли ли вы цели урока? В какой степени?
Какие затруднения возникали у вас при работе на уроке? Почему?
Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале (по средним результатам).

Выберите домашнее задание:
– если вы работали на уроке успешно и получили итоговую «5», то вы освобождаетесь от домашнего задания;
– если на уроке вы иногда испытывали затруднения и получали оценки «4» и «5», то повторите параграфы 6.2 и 7.1, а также устно разобирите вопросы для повторения и задания в учебнике на с. 216;
– если вы часто ошибались и получили оценку «2» или «3», то проработайте материал модуля еще раз.

Работайте вместе с классом.





Итоговую оценку поставьте на бланках. Вклейте в тетрадь лист с бланками.

Приложение 1

Вступительный рассказ учителя о взаимодействии организма и окружающей среды *

Жизнь каждого организма любого уровня организации находится в тесной зависимости от факторов окружающей среды. Для того чтобы выжить в непрерывно изменяющихся условиях, любой организм должен противостоять влиянию внешних факторов. Некоторые свойства среды остаются относительно постоянными на протяжении длительных периодов – это силы тяготения, солевой состав океана, газовый состав и свойства атмосферы, интенсивность солнечного излучения. А такие факторы, как влажность, температура, ветер, количество осадков – очень изменчивы.

По воздействию на организм различают:

Популяции организмов, обитающие в определенной среде, приспосабливаются к непостоянству факторов среды путем естественного отбора.

Приспособления организмов к колебаниям внешних условий

Одно из свойств всего живого – способность сохранять постоянство внутренней среды. Это свойство получило название гомеостаза. Гомеостаз – способность живых организмов поддерживать постоянство своей внутренней среды, а также основные черты присущей им организации, несмотря на непрерывную изменчивость факторов окружающей среды.
У животных стабильные условия внутренней среды регулируются нервной и эндокринной системами. У теплокровных терморегуляция осуществляется изменением интенсивности окислительно-восстановительных процессов, продуцирующих тепло, и приспособлениями для охлаждения. Волосяной покров у млекопитающих, перья птиц, подкожные отложения жира – все это обеспечивает терморегуляцию. В норах, гнездах, логовищах создается благоприятный для животных микроклимат. Приспособления к сезонным колебаниям температуры у многих животных связаны с миграцией.
Для многих видов животных и растений характерны годовые циклы развития, получившие название фотопериодизма. Регулируются эти процессы продолжительностью светового дня и температурным режимом. Длина светового дня влияет на половую функцию многих животных. Увеличение светового дня весной стимулирует деятельность половых желез. Укорочение дня, похолодание является сигналом подготовки к зиме – линьке, подготовке к миграции, накоплению жира, формированию покоящихся стадий. У насекомых, например, происходит подготовка к диапаузе – приостанавливаются процессы развития и наступает оцепенение.
Многие виды организмов приобрели способность переживать неблагоприятные условия в состоянии оцепенения, характеризующемся неподвижностью животного, прекращением питания, замедлением газообмена. Существует еще одно приспособление к переживанию неблагоприятных условий – анабиоз. Анабиоз – явление, при котором жизненные процессы настолько снижены, что видимые проявления жизни отсутствуют. Простейшие, дафнии, циклопы, насекомые могут вмерзать в лед, а при оттаивании вновь обретают признаки жизни.
Коловратки, простейшие при пересыхании водоемов тоже впадают в состояние анабиоза.
Вывод: развитие и существование организма протекает нормально лишь в привычных для вида условиях.
Чрезмерные воздействия условий окружающей среды вызывают стресс. Стресс – общая реакция организма при возникновении угрозы нарушения гомеостаза. При воздействии таких факторов, как угроза жизни (опасность), жара, холод, травма, в организме возникают биохимические изменения, позволяющие адаптироваться к ним.
Необходимым условием поддержания стабильности внутренней среды является обмен веществ. У многих организмов развит процесс регенерации – восстановление разрушенных или изнашиваемых частей организма.

Постоянство внутренней среды организма при систематически меняющихся условиях окружающей среды создается совместной деятельностью всех систем организма, так как организм – это единое целое.
В течение жизни организма наблюдаются закономерные изменения в его внешнем виде, физическом состоянии – организм растет, достигает зрелости, затем наступает старость.
Старческие изменения нарастают в пострепродуктивном периоде онтогенеза. Состояние старости характеризуется изменениями на молекулярном, субклеточном, клеточном, тканевом и организменном уровнях, при этом происходит общее снижение жизнедеятельности особи, уменьшается эффективность приспособительных и гомеостатических механизмов. Старение приводит к повышению вероятности смерти. Смерть – способ ограничения участия многоклеточного организма в размножении. Без смерти не было бы смены поколений, а это одно из главных условий процесса эволюции.

УРОВЕНЬ А

Модульная программа № 4. Размножение и развитие организмов

Урок 11–12. Биогенетический закон. Развитие организмов и окружающая среда

Бланк № 1 (УЭ–1)

Ученик __________________________ Класс __________ Дата ___________

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква ответа

                                                                     

+ / –

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ваша оценка:___________________________

Бланк № 2 (УЭ–3)

Биологическое утверждение

+/–

1.

Организм не может жить вне __________________________________________.

 

2.

________________________________ развивается в условиях, характерных для
особей данного вида, и вне этих условий развитие может нарушаться или останавливаться.

 

3.

Недостаток _______________________________________ у птиц и млекопитающих
служит причиной нарушения окостенения скелета и отставания в развитии.

 

4.

Большую роль в регуляции процессов жизнедеятельности играют
железы ____________________________________________________.

 

5.

____________________________ препятствует полноценному участию различных клеток
в процессе развития и особенно тормозит функциональное созревание нервных клеток.

 

6.

Воздействие ______________________________________________________
на организм не одномоментны, а продолжаются длительное время и в большинстве
случаев сказываются на развитии потомства.

 

7.

Свойство живых систем поддерживать постоянство своей внутренней среды, а также
основные черты присущей им организации, несмотря на непрерывную изменчивость
параметров окружающей среды, называют ________________________________.

 

8.

Восстановление клеточных потерь или нарушения целостности организма,
озникающих в результате травмы, называется ________________________.

 

9.

____________________________________________ свойственна всем живым
организмам, она обеспечивает восстановление числа клеток или их частей, утраченных
в результате выполнения ими своей функции.

 

10.

Стресс – это реакция, развивающаяся при неблагоприятных
условиях, ______________________________________________ влияющих на
жизнедеятельность, при возникновении угрозы нарушения гомеостаза.

 

Ваша оценка:_____________________________

Бланк № 3 (УЭ–4)

Дайте толкование следующим понятиям

Зигота
__________________________________________________________________________________
Митоз
__________________________________________________________________________________
Кроссинговер
__________________________________________________________________________________
Гаструла
__________________________________________________________________________________
Эмбриональное развитие
__________________________________________________________________________________
Закончите недописанные фразы
Онтогенез каждой особи есть краткое и быстрое повторение
_________________________________________________________________________________
Индивидуальное развитие организмов называется
_________________________________________________________________________________
В процессе эмбрионального развития ткани зародыша оказывают влияние
_________________________________________________________________________________
Процесс превращения, в результате которого у организма формируется признак взрослого
животного, называется
_________________________________________________________________________________
В основе всех форм бесполого размножения растений и животных лежит
_________________________________________________________________________________

Ваша оценка:__________________

Итоговая оценка: ______________

 

УРОВНИ В и С

Модульная программа № 4. Размножение и развитие организмов

Урок 11–12. Биогенетический закон. Развитие организмов и окружающая среда

Бланк № 1 (УЭ–1)

Ваша оценка:__________________

Бланк № 2 (УЭ–3)

Биологическое утверждение

+/–

1.

Организм не может жить вне __________________________________________.

 

2.

________________________________ развивается в условиях, характерных
для особей данного вида, и вне этих условий развитие может нарушаться или останавливаться.

 

3.

Недостаток _______________________________________ у птиц и млекопитающих
служит причиной нарушения окостенения скелета и отставания в развитии.

 

4.

Большую роль в регуляции процессов жизнедеятельности играют
железы ____________________________________________________.

 

5.

____________________________ препятствует полноценному участию различных клеток в процессе развития и особенно тормозит функциональное созревание нервных клеток.

 

6.

Воздействие ______________________________________________________
на организм не одномоментны, а продолжаются длительное время и в большинстве
случаев сказываются на развитии потомства.

 

7.

Свойство живых систем поддерживать постоянство своей внутренней среды, а также
основные черты присущей им организации, несмотря на непрерывную изменчивость
параметров окружающей среды, называют ________________________________.

 

8.

Восстановление клеточных потерь или нарушения целостности организма,
возникающих в результате травмы, называется ________________________. 

 

9.

____________________________________________ свойственна всем живым
организмам, она обеспечивает восстановление числа клеток или их частей,
утраченных в результате выполнения ими своей функции.

 

10.

Стресс – это реакция, развивающаяся при неблагоприятных условиях, ______________________________________________ влияющих на жизнедеятельность, при возникновении угрозы нарушения гомеостаза.

 

Ваша оценка:_____________________________

 

УРОВЕНЬ В
Бланк № 3 (УЭ–4)

Дайте толкования следующим понятиям

Оплодотворение __________________________________________________________
Мейоз ___________________________________________________________________
Конъюгация ______________________________________________________________
Дробление________________________________________________________________
Гомеостаз ________________________________________________________________

Закончите недописанные фразы

Наследственный материал клетки заключается в
_________________________________________________________________________________
Самая короткая фаза митоза называется
_________________________________________________________________________________
После завершения гаструляции у зародыша образуется комплекс осевых органов: нервная трубка,    хорда и___________________________________________________________________________
В результате первого деления мейоза образуются клетки с ______________ хромосом.
В основе всех форм бесполого размножения растений и животных лежит _________________________________________________________________________________

Ваша оценка:__________________

Итоговая оценка: ______________

 

УРОВЕНЬ С
Бланк № 3 (УЭ – 4)

Дайте толкования следующим понятиям

Клеточный цикл ______________________________________________________
Интерфаза ___________________________________________________________
Аутосомы____________________________________________________________
Зона роста___________________________________________________________
Гомеостаз____________________________________________________________

Закончите недописанные фразы

Редукционное деление называется
______________________________________________________________________________
Митотическое деление растительных клеток протекает без участия
________________________________________________________________________
Сущность периода созревания состоит в том, что в половых клетках путем двукратного мейотического деления количество хромосом уменьшается вдвое, а количество ДНК
________________________________________________________________________________
После оплодотворения семязачаток называется семенем, а завязь
________________________________________________________________________________
Процесс появления и нарастания морфологических и функциональных различий между отдельными клетками и частями зародыша называется
_________________________________________________________________________________

Ваша оценка:_____________________________

Итоговая оценка: ______________


* Материал взят из книги: «Биология – 10 класс. Поурочные планы». Ч. 1. Автор-составитель А.Ю. Гаврилова, – Волгоград: Учитель, 2005 г.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru