Н.А. ФИЛИППОВА,
учитель биологии средней школы,
п. Приполярный, Ханты-Мансийский АО
Искусство быть здоровым
Программа интегрированного
элективного курса
«Биология – валеология»
На образование как целостную
государственную структуру, обеспечивающую
социальное развитие личности, ложится, помимо
прочих задач, задача сохранения физического,
психического и нравственного здоровья
подрастающего поколения.
Программа рассчитана на учащихся 9-х
классов, изучающих анатомию, физиологию и
гигиену человека.
Цели курса:
– пропаганда здорового образа
жизни, формирование ценностного отношения к
собственному здоровью посредством углубления
знаний по анатомии и физиологии человека;
– создание условий для формирования и
развития у учащихся умения самостоятельно
приобретать и применять знания, описывать
результаты наблюдений, выдвигать гипотезы,
делать выводы, обсуждать результаты
эксперимента, участвовать в дискуссии.
Задачи курса:
– воспитывать в детях потребность
быть здоровыми;
– научить ухаживать за своим телом, избегать
болезней, повысить иммунитет, оказывать первую
медицинскую помощь;
– выработать убеждение учащихся в негативном
воздействии на организм таких веществ как
табачный дым, алкоголь, наркотики.
Содержание курса отличается от
базового глубиной, использованием
дополнительного материала, а также
практическими занятиями, направленными на
укрепление здоровья учащихся. Курс
предусматривает работу учащихся с
дополнительной литературой, периодикой,
способствует совершенствованию навыков
самостоятельной деятельности.
В ходе работы проводятся экскурсии,
практические работы. Предполагается проведение
социологического исследования среди местного
населения. Ученик получает зачет после освоения
теоретической и практической частей курса,
написания реферата. Динамика интереса
прослеживается при помощи анкетирования на
первом и последнем занятиях, при собеседовании
после окончания изучения курса.
Рекомендуемая литература для учителя
1. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика
проведения опытов и наблюдений по анатомии,
физиологии и гигиене человека: книга для учителя.
– М.: Просвещение, 1983.
2. Лежек О., Боровин В.А. Свет. /
Природа и человек. 2003, № 5, с. 40; № 6 с. 30.
3. Покровский В.И. Популярная
медицинская энциклопедия. – М.: Советская
энциклопедия, 1991.
4. Вопросы образования. / Отв. ред. Т.А.
Полунина. Вып. 4. – Берёзово, 1998, с. 20.
5. Ридигер О.Н. Биология-9: Экзамен на
5. – М.: ACT-Пресс, 2001.
6. Торопцева И.А. / Биология, 2003, № 45,
с. 7.
Рекомендуемая литература для
учащихся
1. Гриценко П.П. Ядовитые растения
Тюменской области. – Ханты-Минсийск: ГУИПП
«Полиграфист», 2001, с. 194.
2. Зверев И.Д. Книга для чтения по
физиологии и гигиене. – М.: Просвещение, 1989, с. 240.
3. Ким А.И Анатомия человека. – М.:
Росмен, 1999.
Учебно-тематический план
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
Форма проведения |
Другие формы |
лекции |
практика |
1
1.1
1.2
1.3
1.4 |
Факторы риска. Психическое
здоровье
Влияние табакокурения на системы органов
человека
Алкоголь и его вредное влияние на организм
Наркотики и последствия их употребления
СПИД и меры его предупреждения. Венерические
заболевания |
4
1
1
1
1 |
4
1
1
1
1 |
–
–
–
–
– |
|
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7 |
Питание и здоровье
Основы правильного питания
Неправильное питание – причина многих болезней
Ожирение – следствие неправильного питания
Определение норм питания
Составление схем раздельного питания
Желудочно-кишечные заболевания. Меры
профилактики отравлений ядовитыми растениями,
ягодами, грибами на местных примерах
Зубы и здоровье |
9
1
1
1
3
1
1
1 |
5
1
1
1
2
–
1
– |
3
–
–
–
1
1
–
– |
1
1 |
3
3.1
3.2
3.3
3.4 |
Гигиена кожи
Уход за волосами и ногтями, профилактика
грибковых заболеваний
Мини-конференция по результатам
социологического исследования
Профилактика ожогов, обморожений, первая помощь
при них
Личная гигиена и закаливание. Методы
закаливания, профилактика простудных
заболеваний |
4
1
1
1
1 |
3
1
–
1
1 |
–
–
–
–
– |
1
1 |
4
4.1
4.2
|
Опорно-двигательная
система
Соматоскопический метод определения состояния
опорно-двигательной системы
Профилактика нарушений опорно-двигательной
системы, значение физических упражнений для
правильного формирования скелета и мышц |
3
2
1 |
1
–
1 |
2
2
– |
|
5
5.1
5.2 |
Гигиена зрения
Нарушения зрения учащихся – проблема
современной школы. Коррекция зрения. Гимнастика
для глаз
Первая помощь при повреждении глаз |
3
2
1 |
2
1
1 |
1
1
– |
|
6 |
Влияние на здоровье
средств массовой информации |
1 |
1 |
– |
– |
7 |
Итоговая конференция
«Трудно ли быть здоровым?» |
2 |
– |
– |
2 |
Итого: |
26 |
16 |
6 |
4 |
|