АБИТУРИЕНТУ

ЛЕРНЕР Г.И.

Продолжение. См. № 22, 23/2005

Словарь-справочник в вопросах и ответах

(6–11-е классы)

АНАЛИЗАТОРЫ – системы чувствительных нервных образований, состоящие из рецепторов, проводящих путей и центра коры головного мозга. Анализаторы обеспечивают приспособительные реакции организма к изменениям во внешней и внутренней среде. Различают зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный и осязательный анализаторы.

  • Из скольких звеньев состоит анализатор?

  • Ответ. Из трех: рецептора, проводящих путей и центра в коре головного мозга.

  • В какой части анализатора происходит анализ и синтез раздражений?

Ответ. В соответствующей части коры головного мозга. Зрительные раздражения анализируются в зрительной зоне коры, слуховые – в слуховой и т.д.

  • Чем объясняется различная степень совершенства анализаторов у разных животных?

Ответ. Это объясняется разным уровнем их организации, степенью приспособленности к условиям окружающей среды и необходимостью в конкретных приспособлениях. Например, у летучих мышей в совершенстве развит слуховой анализатор, но, в связи с ночным образом жизни, слабо развит зрительный анализатор.

АНАЛИЗИРУЮЩЕЕ СКРЕЩИВАНИЕ – скрещивание особи с неизвестным генотипом с особью, гомозиготной по рецессивным аллелям.

  • Приведите примеры анализирующего скрещивания.

Ответ. АА Х аа или Аа Х аа.

  • Для чего применяется анализирующее скрещивание?

Ответ. Для выявления присутствия в генотипе интересующей человека особи растения или животного рецессивного гена, внешне не проявляющегося.

  • С какой особью необходимо скрестить особь с неизвестным генотипом?

Ответ. С особью, гомозиготной по рецессивным аллелям.

  • В каком случае и с какой вероятностью анализирующее скрещивание принесет результат в первом же поколении?

Ответ. В случае гетерозиготности, исследуемой на генотип особи, с вероятностью в 50%, т.е. при скрещивании: Аа Х аа = 50% Аа и 50% аа

АНАЛОГИЧНЫЕ ОРГАНЫ (от греч. analogia – подобие, сходство)органы, выполняющие одинаковые функции, но имеющие различное строение и происхождение.

  • Приведите примеры аналогичных органов.

Ответ. Крылья птиц и крылья бабочек, жабры рыб и жабры речного рака.

  • Докажите, что указанные вами органы действительно являются аналогичными.

Ответ. Крылья бабочек поддерживаются жилками, состоящими из кутикулы (производное эпидермиса), а крылья птиц — полыми костями мезодермального происхождения. Жабры рыб — это выросты глотки, а жабры раков — выросты конечностей.

  • Как можно объяснить возникновение аналогий?

Ответ. Возникновение аналогичных органов связано с конвергентной эволюцией, т. е. развитием сходных по функциям, но различных по происхождению образований в близких условиях среды.

АНЕМОФИЛИЯ (от греч. anemos – ветер и филия – люблю), приспособленность растений к опылению ветром. У хвойных растений это единственный способ опыления.

  • Каков биологический смысл анемофилии?

Ответ. Анемофилия – один из видов перекрестного опыления, которое приводит к новым генетическим комбинациям у дочерних организмов.

  • Какими приспособлениями к анемофилии обладают растения?

Ответ. Такими приспособлениями можно считать раздельнополость, двудомность, уменьшение или редукцию околоцветника, мелкую, сухую пыльцу, цветение до распускания листьев или высокое, по отношению к листьям, расположение цветка.

АНТИГЕНЫ (от анти... и греч. genes – рождающий) – вещества, воспринимаемые организмом как чужеродные и вызывающие специфический иммунный ответ.

  • Что может стать антигеном?

Ответ. Антигенами могут быть органические молекулы любых живых организмов (как свободные, так и расположенные на поверхности вирусов и микроорганизмов). В основном это белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды.

  • В чем заключается биологический смысл реакции антиген–антитело?

Ответ. Антиген, проникающий в организм, связывается (блокируется) антителами – специфическими для данного антигена белками. Благодаря этой реакции обезвреживаются яды, болезнетворные микроорганизмы и вирусы, собственные отмершие или пораженные клетки.

АНТИКОДОН, участок молекулы транспортной РНК, состоящий из трех нуклеотидов и распознающий комплементарно соответствующий ему участок информационной РНК – кодона. Содержит информацию об очередной аминокислоте в молекуле синтезируемого белка.

  • В чем проявляется взаимодействие кодона с антикодоном?

Ответ. Это взаимодействие происходит на рибосомах в процессе трансляции и приводит к правильной расстановке аминокислот в полипептидной цепи.

  • Если антикодон состоит из нуклеотидов АУУ, то как выглядит кодон и-РНК?

Ответ. УАА.

АНТИТЕЛА – белки, обладающие способностью распознавать антигены и связываться с ними, противодействуя их влиянию. Присутствием антител в крови человека объясняется устойчивый иммунитет к таким заболеваниям, как корь, ветрянка, скарлатина и др. При отсутствии специфических антител многие заболевания становятся смертельно опасными – СПИД, рак и др.

АНТРОПОГЕНЕЗ (от антропо...– человек и генез) происхождение человека, становление его как вида в процессе формирования общества.

  • Назовите основные факторы, обусловившие появление и развитие человека.

Ответ. Такими факторами явились, в первую очередь, общественный образ жизни, развитие сознания, способность использовать, а затем и создавать орудия труда, охоты и т. д.

  • Какие морфофизиологические особенности человекообразных стали совершенствоваться в процессе эволюции?

Ответ. Прямохождение, освобождение передних конечностей, расширение таза, грудной клетки, увеличение мозговой части черепа и массы головного мозга, развитие руки как органа трудовой деятельности.

  • Назовите основных предшественников современного человека.

Ответ. Австралопитеки, древнейшие люди – питекантропы, синантропы, гейдельбергские люди, древние люди – неандертальцы, современные люди – кроманьонцы.

АНТРОПОЛОГИЯ – наука, изучающая человека, как биологический вид.

АОРТА (от лат. aorte – поднимаю (сердце)) – главная артерия кровеносной системы позвоночных.

АППАРАТ ГОЛЬДЖИ – органелла клетки, состоящая из окруженных мембранами полостей. Служит для накопления и последующего вывода в цитоплазму продуктов синтеза клетки.

  • Какова структура аппарата Гольджи?

Ответ. Он состоит из плоских дискообразных мешочков (цистерн), ограниченных мембраной и уложенных в диктиосому.

  • Какие продукты синтеза клетки поступают в аппарат Гольджи и что с ними происходит потом?

Ответ. В аппарат Гольджи поступают белки и липиды, которые затем используются для обновления клеточных мембран, также сюда доставляются моносахариды, из которых синтезируются ди- и полисахариды.

  • Какие жизненно важные для организма вещества образуются при участии комплекса Гольджи?

Ответ. Белки грудного молока, желчь, зубная эмаль, амилаза слюны, коллаген, белковые гормоны гипофиза.

АРЕАЛ (от area – площадь, пространство) – часть территории, в которой распространены и проходят полный цикл своего развития виды, роды, семейства.

АРОМОРФОЗЫ (от греч. airo – поднимаю и mоrphоsis – образец, форма), крупные наследственно закрепленные эволюционные изменения строения и функций организмов, ведущие к биологическому прогрессу.

  • Приведите примеры ароморфозов в любом из классов типа хордовых животных.

Ответ. Примером ароморфозов, приведших к образованию класса, например, пресмыкающихся, могут быть следующие:

– увеличение полушарий переднего мозга;
– появление первичной коры головного мозга;
– появление ячеистых легких с большой дыхательной поверхностью;
– возникновение неполной перегородки в желудочке сердца;
– развитие яиц на суше.

  • Чем можно объяснить, что ароморфозы приводят к появлению новых таксонов?

Ответ. Это объясняется тем, что возникающие ароморфные изменения позволяют организмам завоевать новые среды обитания, перейти к иным способам питания (автотрофное, гетеротрофное, хемотрофное), размножения, что, в свою очередь, приводит к существенным различиям между систематическими группами.

АРХЕГОНИЙ (от греч. arche – начало и gone – рождение, материнская утроба) – женский половой орган мхов, плаунов, папоротников, хвощей и голосеменных. В архегонии происходит оплодотворение находящейся в нем яйцеклетки. В процессе эволюции архегоний постепенно упрощался. У цветковых растений архегонии отсутствуют.

АСКАРИДА ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ (Ascaris lambricoides) – паразитический вид из типа круглых червей.

  • В чем заключаются основные различия между круглыми и плоскими червями?

Ответ. У круглых червей есть пищеварительная система, а у большинства плоских ее нет. У круглых червей есть половой диморфизм (самцы и самки), плоские – гермафродиты.

  • Опишите цикл развития человеческой аскариды.

Ответ. 1. Яйца червя проглатываются человеком при еде немытых овощей или фруктов. 2. Из яиц в двенадцатиперстной кишке выходит личинка и через слизистую кишки, вены, сердце, печень попадает в легкие. 3. Там личинка дважды линяет. 4. Через стенки альвеол поднимается по трахее. 5. Попадает в пищевод и затем в кишку, где развивается 65 дней во взрослую аскариду. 6. Взрослый червь откладывает до 200 000 яиц. 7. Они попадают в почву. 8. В яйце развивается сначала личинка первого возраста, затем личинка второго возраста. Личинка не покидает яйца до момента попадания в организм хозяина. Затем цикл начинается сначала.

АССИМИЛЯЦИЯ (ассимилировать, усваивать) – синтез, образование веществ в организме, происходящий с затратами энергии. Одна из сторон обмена веществ. То же, что анаболизм, пластический обмен.

  • В чем проявляется связь ассимиляции и диссимиляции?

Ответ. Ассимиляция обеспечивает процесс диссимиляции веществами и энергией.

  • Что является продуктами ассимиляции в организме?

Ответ. Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты и другие соединения, синтезированные в организме.

АТАВИЗМ (от лат. atavus – предок) – появление у отдельных особей данного вида признаков, которые существовали у отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции. Примерами атавизмов являются развитие хвоста или сплошного волосяного покрова у человека, появление дополнительных молочных желез.

Б

БАКТЕРИИ (от греч. bakterion – палочка) – безъядерные одноклеточные микроорганизмы с прокариотным типом строения клетки.

  • Каковы особенности строения бактерий?

Ответ: Бактериальная клетка покрыта клеточной мембраной, регулирующей избирательное поступление веществ в клетку и выделение из нее продуктов обмена. Клеточная стенка придает бактериям форму и защищает от неблагоприятных условий среды. У бактерий, в отличие от эукариотических клеток, отсутствуют оформленное ядро, митохондрии, хлоропласты, комплекс Гольджи и другие органоиды. Есть кольцевая ДНК, несущая генетическую информацию. Присутствуют многочисленные рибосомы. Некоторые бактериальные клетки снабжены жгутиками и ресничками.

  • Какова форма бактерий?

Ответ. Форма бактерий разнообразна. Есть шаровидные (кокки), палочковидные (бациллы), изогнутые (вибрионы), спиралевидные (спириллы).

  • Какова роль бактерий в природе?

Ответ. Бактерии разлагают органические вещества на минеральные, делая их доступными для усвоения растениями. Многие связывают свободный азот. Некоторые бактерии болезнетворны. К ним относятся возбудители чумы, дизентерии, туберкулеза, тифа, холеры и др. Широко используются в современной промышленности для получения кисломолочных продуктов, витаминов, лекарственных препаратов.

  • Как размножаются бактерии?

Ответ. Бактерии, как правило, размножаются путем деления надвое. Клетка удлиняется, а затем происходит образование поперечной перегородки.

  • Что представляют собой цианобактерии?

Ответ. Это древнейшая группа одноклеточных, многоклеточных и колониальных прокариотных организмов. Способны фотосинтезировать, т.к. имеют множество поглощающих свет пигментов. Распространены в пресных и соленых водах, на скалах и даже в гейзерах. Интенсивное развитие цианобактерий в водоеме может свидетельствовать об ухудшении его состояния в результате снижения содержания в воде О2 и росте концентрации растворимых органических и неорганических веществ.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru