Л.А. ЛАУБАХ,
МОУ Федоровская СОШ № 2,
Ханты-Мансийский автономный округ
Уроки экологии во 2-м классе
Из опыта работы
Изучение новой школьной дисциплины –
экологии для 1–3-х классов по программе
заслуженного учителя В.Г. Рудского – в нашей
школе введено с 1999 г. После апробации на занятиях
с детьми методические материалы анализировались
учителями и дорабатывались.
В связи с тем, что пособий для учителей,
ведущих уроки экологии у младших школьников, не
хватает, я решила поделиться своими наработками
с коллегами и единомышленниками.
Предлагаемый материал построен в
соответствии со структурой учебника В.Г.
Рудского «Экология» для 2-го класса. Для лучшего
усвоения учащимися материала учебника мной
разработана «Рабочая тетрадь по экологии с
дневником наблюдений», в которой содержатся
интересные задания для выполнения на уроках и
дома, помогающие развивать мышление, память,
внимание, речь, воображение младших школьников.
При соответствующей корректировке
методика может быть использована для изучения
окружающего мира по другим учебникам и учебным
пособиям.
Во 2-м классе на изучение предмета
«Экология» отводится 33 часа. Предлагаемый
материал сгруппирован по разделам: «Природные
ритмы»; «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Такая
последовательность учит логически мыслить,
позволяет понять существующие в природе
закономерности, естественные циклические
природные явления, взаимосвязь природных
процессов и явлений, приспособленность
организма к условиям среды. Все новые
элементарные понятия, формируемые на каждом
уроке, вынесены в соответствующую рубрику.
Регулярные наблюдения в природе
формируют у школьников понятие о
приспособленности организма к окружающим
условиям (в том числе к сезонным).
Ребята учатся измерять температуру
воздуха, воды; наблюдать за изменением
температуры по сезонам; ставить простые опыты.
Результаты наблюдений за погодой фиксируются в
классном настенном календаре и используются для
сравнения погоды по сезонам.
Особое внимание уделяется изучению
основ фенологии, которое предполагается
продолжить в 3–4-м классах. Желательно выполнить
все запланированные экскурсии в природу, а после
экскурсий провести уроки рисования и труда по
впечатлениям и материалам, собранным в природе.
К концу года школьники должны знать:
– характерные природные признаки
сезонов и месяцев года;
– три состояния воды;
– примеры сезонных явлений в мире растений и
животных;
– примеры сезонного труда людей;
– хотя бы по одному произведению художников,
поэтов, музыкантов, где бы были отражены времена
года.
В этом номере мы начинаем публикацию
раздела «Весна». Методическая часть разработки
представлена в виде поурочного планирования и
дополнена соответствующими страницами «Рабочей
тетради».
Фрагмент «Рабочей тетради»
Погода весной (март – апрель – май)
Число |
Температура, °С |
Солнечная активность |
Осадки |
Ветер |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
и т.д. |
|
|
|
|
|
Раздел «Весна»
Урок 1. Экскурсия «Фенологические
признаки весны»
Цель: закрепить понятия
взаимосвязи живой и неживой природы в начале
весны.
Оборудование: термометры, корм для
птиц, снегомер (шест с делениями).
Новые понятия: проталина, ручей,
соцветия.
ХОД ЭКСКУРСИИ
I. Беседа
Учитель сообщает о цели экскурсии,
повторяет правила перехода улицы и поведения в
природе, проверяет одежду и обувь детей.
II. Практическая работа
Ребята определяют температуру воздуха
и отмечают, что она стала выше, чем раньше.
Измеряют с помощью шеста длину тени. Сравнивают
ее с длиной тени в декабре, январе, феврале (эти
данные записаны в «Рабочей тетради»). Делают
вывод, что солнце над горизонтом стоит выше, на
улице потеплело, длина дня увеличилась, небо
голубое и т.д. Днем, при оттепели, снег начинает
подтаивать, а ночью температура понижается и на
снегу образуется ледяная корка – наст. Он может
помешать ночующим в снегу животным выбраться
наружу. (Ребята должны вспомнить названия этих
животных: тетерев, куропатка, рябчик, глухарь,
мыши, полевки и др.) А олени, косули, лоси могут о
наст поранить ноги. Ученики измеряют толщину
снежного покрова, сравнивают с измерениями,
сделанными в зимние месяцы, делают вывод, что
снег стал оседать. Рассматривают снег, замечают,
что он похож на крупу, появилась ледяная корка
сверху и в толще снега есть лед.
Ребята вспоминают, какие органы есть у
растений, как различаются растения по строению и
форме (деревья, кустарники, травы). Сравнивают
деревья и кустарники, выделяя существенные
признаки. На ольхе и березе находят сережки
(соцветия). Они зацветут ранней весной. Находят
лиственные и хвойные растения, устанавливают
сходства и различия, находят фенологические
признаки – набухание почек.
Школьники наблюдают за поведением
животных – песни птиц и т.д.
Учитель обращает внимание детей на
сосульки, которые свисают с деревьев, спрашивает,
как они образовались. (Капли воды стекают вниз и
замерзают.) Обращает внимание на иней (если
есть) – мелкие кристаллы замерзшей воды.
Оттепель бывает в конце зимы, ясный день
напоминает о близкой весне.
Устанавливают экологические связи:
солнце – погода – растения
–животные (солнце над горизонтом поднялось
выше, поэтому стало больше света и тепла,
увеличилась продолжительность дня и уменьшилась
продолжительность ночи, «проснулись» деревья,
началось сокодвижение, набухают почки, а на вербе
они уже лопаются, начал чернеть снег, проснулись
животные, люди сменили зимнюю одежду и обувь на
весеннюю);
весеннее тепло – вода – норные
животные (потеплело, снег начал таять, вода
затекает в норки);
солнце – проталины – насекомые –
скворцы (солнце греет, появились проталины,
проснулись и выползли насекомые, прилетели
скворцы, которые питаются насекомыми).
Вывод: в фенологии этот период
– перелом зимы – связан с оттепелями, первыми
проталинами, сосульками, первой песней синиц,
опаданием крылаток клена и т.д. Весна – конец
зимнего покоя у растений, конец спячки животных,
начало перелета птиц.
Дети вспоминают фенологические
признаки начала зимы и сравнивают с
фенологическими признаками начала весны (табл. 1).
Таблица 1
Зима |
Весна |
Понижение температуры,
сокращение светового дня, снег укрыл землю,
растения находятся в состоянии покоя, животные
впали в спячку |
Повышение температуры,
увеличение светового дня, снег начал таять,
началось сокодвижение, набухают почки,
просыпаются насекомые, громче поют птицы и т.д. |
Фенологические и народные
приметы
К потеплению, к оттепели: туман,
облачность; на реке вода выступила на лед; в печи
слабая тяга; галки играют в воздухе; воробьи
расчирикались.
III. Домашнее задание
1. Понаблюдать, как ведут себя домашние
животные перед оттепелью.
2. Просмотреть в «Рабочей тетради»
календарь весенних наблюдений.
Отметить даты:
– начала таяния снега;
– появления первых проталин
– прилета скворцов;
– начала сокодвижения у березы.
3. Выучить стихотворение И.Токмаковой
«Весна».
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Верно, очень теплые
Ноги у весны.
Фрагмент «Рабочей тетради»
УРОК 1. ВЕСЕННЯЯ ЭКСКУРСИЯ
Дата экскурсии ______________________________________ .
число, месяц
1. Продолжай наблюдать за погодой.
Запиши результаты своих наблюдений:
температура воздуха и воды ______________;
облачность ___________________________;
осадки _______________________________;
направление ветра ______________________;
длина от тени шеста _____________________;
движение облаков ______________________.
2. Учись предсказывать погоду по
приметам.
Если облака быстро движутся в одну
сторону – потеплеет.
Напиши, как и в какую сторону движутся
облака сегодня.
____________________________________________________________
Постарайся определить, какая
температура воздуха будет в ближайшие дни.
3. Перечисли приметы весны. С чем
связано их появление?
4. Посмотри на снег. Запиши, что ты
заметил. Почему тает снег?
5. Определи цвет неба. Высоко или
низко стоит солнце? Какие изменения в природе
тебе удалось заметить. Почему они произошли?
6. Определи, в какой фенологический
период проходит экскурсия.
Этот период связан с оттепелями,
первыми проталинами, сосульками, первой песней
синиц, опадением крылаток клена. Объясни связи и
причины этих изменений в живой и неживой природе.
7. Измерь глубину снега, длину тени
от шеста. Сравни с результатами, которые ты
получил зимой. Что ты заметил? Почему произошли
эти изменения?
8. Викторина «Птичий калейдоскоп».
Почему мы считаем птиц своими
друзьями?
Какая наша крупная лесная птица с
наступлением весны бормочет так, будто
произносит: «Куплю балахон, продам шубу», а с
наступлением осени – «Продам балахон, куплю
шубу».
Какие птицы выстилают гнезда конским
волосом или шерстью домашних животных?
Какие птицы наших лесов выводят
птенцов зимой?
Какая птица большую часть пути к нам с
юга шагает пешком?
|
Урок 2. Погода весной
Цель: формировать понятие о том,
что температура – главный определитель всех
фенологических явлений.
Оборудование: картины зимнего и
весеннего леса.
Новые понятия: оттепель, капель,
сосулька.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
1. Рассказ детей о поведении домашних
животных перед оттепелью.
2. Чтение наизусть стихотворения «Весна»
И.Токмаковой.
3. Анализ календаря весенних явлений из дневника
наблюдений, сравнение со своими наблюдениями.
4. Объяснение связи: солнце –проталины –
насекомые – скворцы.
II. Изучение нового материала
Учитель. Вы уже заметили, что
солнце стало подниматься в полдень намного выше,
чем зимой, и теперь оно дольше светит и лучше
греет. На солнечной стороне на крышах и стенах
домов, на крутых обрывах рек, на обочинах дорог
начинает таять снег. Этот притай стал появляться
еще в феврале, т.е. еще зимой. А теперь в местах
притая появились сосульки, и в солнечные дни уже
стучит капель. Воздух начинает согреваться.
Бывают в это время такие оттепели, что снег тает
даже в тени. Ранней весной чаще стоит морозная
погода и даже если днем бывает тепло, то ночью и
утром часто бывают заморозки, замерзают лужи,
подмерзает почва. Часто бывают снегопады и
метели. Но с каждым весенним днем солнышко греет
сильнее, и теплые ночи теперь не редкость. Быстро
сходит снег с полей и лугов. Днем бывает даже
жарко, почти как летом. Но весенняя погода
неустойчива. Иногда после нескольких жарких дней
возвращается мороз, выпадает снег и, кажется,
снова пришла зима.
Такой возврат холодов, особенно в
конце весны или даже в начале лета, очень тяжело
переносится и растениями, и животными. От низкой
температуры подмерзают появившаяся нежная
зелень трав и листья деревьев и кустарников, они
делаются хрупкими и ломаются. Могут погибнуть
насекомые, уже покинувшие зимние убежища, и даже
пострадать рано прилетевшие скворцы.
По каким признакам можно предсказать
возврат мороза? Если в теплый пасмурный день к
вечеру вдруг разъяснится, стихнет ветер и
похолодает, то ночью или следующим утром может
случиться заморозок.
Сравните картины зимнего и весеннего
леса: что изменилось и почему?
Отмечают, что после оттепели снег
обветшал, состарился, в нем нет прежней свежести
и яркости.
Но фенологически весна начинается
лишь во второй половине марта, 23 числа, после
весеннего солнцестояния. Земля в космическом
пространстве совершает свой извечный путь
вокруг Солнца. И постепенно меняется погода. Март
еще очень холодный, но уже светлый. К северу от
Москвы весна начинается в конце марта, после
излома зимы. Излом зимы – это снеготаяние от
солнечных лучей, а не от дождя. Месяц март –
зимобор: как зима ни упрямится, а весной пахнет. В
марте могут появиться первые проталины –
оттаявшая земля на солнечных склонах.
Температура определяет многие
фенологические явления, особенно в мире
растений.
В марте начинается сокодвижение у
деревьев и кустарников. Питательные вещества из
почвы поднимаются от корней к почкам. Многие
собирают весной сок клена и березы. Он вкусный и
полезный. Но, собирая сок, можно причинить дереву
непоправимый вред. Если не замазать ранку воском,
дерево может истечь соком, засохнуть.
Работа с иллюстрациями первоцветов
Учитель. Какие цветы вы видите на
иллюстрации? (Подснежники.)
Послушайте сказку о происхождении
подснежника, ее рассказала латышская
писательница Анна Саксе. У богини Снега родилась
девочка, которую назвали Снежинкой. Когда она
подросла, то полюбила юношу по имени Южный ветер.
Его горячие обьятия растопили Снежинку, и она
каплей ушла в землю, растворилась в ней. Ранней
весной Снежинка, чувствуя приближение Южного
ветра, дыханием растапливает снег и, высунув
головку, заглядывает в голубые глаза своего
любимого.
Многие подснежники занесены в Красную
книгу. Причина их исчезновения – интенсивный
сбор.
Чтение стихов учащимися
С целым миром спорить я готов
И готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят, глядят на нас с тобою.
В час раздумий и тревог,
В горький час беды и неудачи.
Видел я: цветы, как дети, плачут,
И роняют слезы на песок.
Кто не верит, всех зову я в сад,
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети с колыбели…
Цветы, как люди, на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
Р.Гамзатов
Народные поговорки о весне
(дети должны объяснить смысл)
Весна – зажги снега, заиграй овражки.
Не бойся зимы – бойся отзимка.
Матушка-весна всем красна.
Познавательная задача
Все вы знаете мультфильм про зайца
Коську и Родничок, которые любили играть, бегая
наперегонки.
Радостный Родничок очень любил людей,
хотя его мать Земля не раз предупреждала, что
люди коварны. Однажды прибежал Коська к реке, а
Родничка нет. «Эй, Родничок, где ты?» – позвал
зайчик. «Я здесь! – отозвался Родничок. – Мне
плохо. Помоги! Посмотри, что сделали люди!»
Заяц Коська увидел, что Родничок
задыхается, а рядом с ним гибнет река,
превращаясь в сточную канаву, в которую стекают
струйки вонючей жидкости. Родничок плакал
грязно-горькими слезами, а Коська в ужасе качал
головой и разводил лапками: он был бессилен
что-либо сделать.
А вы ребята можете помочь Родничку? В
чем ошибка людей? Почему река задыхалась?
Вспомните речушки и реки нашей области и
объясните причины гибели Родничка.
III. Домашнее задание
Записать в дневник наблюдений
весенние приметы. Длинные сосульки – к долгой
весне. Ранний прилет грачей – к теплой весне.
Фрагмент «Рабочей тетради»
УРОК 2. ПОГОДА ВЕСНОЙ
1. Когда наступает весна?
______________________________________________________________________________________
Запиши название весенних месяцев:
______________________________________________________________________________________
2. Подчеркни природные явления,
характерные для весны.
Заяц сменил свой цвет с белого на серый.
Белка запасает пищу. День равен ночи. Тает снег.
Птицы летят на север. Журчат ручьи. День длинный.
Мороз. Тепло. Ярче светит солнце.
3. Чем вызваны весенние изменения
погоды?
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Найди картинку о весне и подготовь по
ней устный рассказ.
4. Установи связь, определи причины.
Весна – тепло – холодно – оттепель – капель –
сосульки – солнце.
______________________________________________________________________________________
5. Как называются цветы, которые
цветут первыми?
______________________________________________________________________________________
Назови причину исчезновения
подснежников.
______________________________________________________________________________________
Как сберечь подснежники?
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
6. Объясни смысл народных поговорок о
весне:
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Весенние приметы.
Длинные сосульки – к долгой весне.
Ранний прилет грачей – к теплой весне. А какие
еще приметы ты знаешь?
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
7. Объясни выражение: «Весна –
переход от зимней стужи к жаре».
Назови признаки весенней погоды, их
отличия от зимней и причины изменения погоды. Как
влияет погода на живую и неживую природу?
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
8. Почему у всех растений листья
плоские? Жилки – это сосуды, проводящие воду и
сладкие соки растения. Ты согласен?
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
9. Исследовательская работа
«Капелька».
Выяви места «утечки» чистой воды и
предложи практические мероприятия по сбережению
запасов чистой пресной воды.
– Где мы теряем воду?
– Выясни, как и сколько ты и другие пользуются
водой?
– Нарисуй предупреждающие знаки и повесь их
около водопроводных кранов в школе и дома.
– Посоветуйся с мамой, как сократить объем
использования воды.
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
|
Продолжение
следует
|