ЭКОЛОГИЯ

Г.А. ФЕДОСОВА

Что делать с мусором,
или
Отходы – в доходы!

Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами ведет к нарушению экологического равновесия не только в отдельных регионах, но и на планете в целом. Нейтрализация вредного влияния на природу загрязнений такого рода – проблема, которая волнует и Россию, и все мировое сообщество. На каждого из 6 млрд жителей Земли приходится около 1 т мусора в год. Если бы весь накопившийся за год мусор не уничтожать, а сваливать в одну кучу, то образовалась бы гора высотой с Эльбрус (5642 м).

Кроме бытовых, есть еще и отходы промышленных предприятий. Среди них особо опасны для окружающей среды и здоровья людей так называемые спецотходы, которые нельзя хранить вместе с другими, а необходимо уничтожать по специальной технологии. К ним относятся примерно 600 особо опасных веществ (радиоактивные отходы; тяжелые металлы, в том числе ртуть, свинец; мышьяк и др.). Да и ряд предметов, вышедших из повседневного употребления (батарейки, лекарства с истекшим сроком годности, разбитые ртутные термометры, перегоревшие лампы дневного света, остатки лаков, красок, клея, аэрозоли, дезодоранты и т.п.), тоже относятся к спецотходам, и их нельзя бездумно разбрасывать где попало. Они не должны быть доступны ни детям, ни животным.

Ученые работают над разными видами технологий, позволяющими из отходов получать полезные продукты. Проблема утилизации отходов актуальна для всех развивающихся и развитых стран. Прежде всего, это относится к системе сбора бытовых отходов.

В развитых странах обычно используют отдельные контейнеры для разных видов мусора: пищевых отходов, стекла, опасных веществ. Это значительно экономит средства при их переработке. Пищевые отходы, например, утилизируются значительно легче, с меньшими затратами энергии и средств, а непищевые требуют более глубокой переработки. Кроме того, отдельные виды мусора (бумагу, металл, стекло) можно не уничтожать, а перерабатывать в полезные вещи.

Так, многоразовое использование бутылок распространено в большинстве развивающихся и в ряде промышленно развитых стран. В г. Аргон (Иллинойс, США) на один оборот 10-кратно оборачивающейся стеклянной бутылки емкостью 0,34 л расходуется меньше 1/4 энергии, необходимой для одного оборота алюминиевой или стеклянной тары, сделанной из вторичного сырья, или 9–16% количества энергии, которое требуется для изготовления одноразовой тары, из того же материала. А 10 оборотов – это не предел для тары многоразового использования: там, где эта практика принята, тара совершает 50 и более оборотов. В США и Канаде используются многоразовые бутылки из акриловой пластмассы, оборачиваемость которых составляет 100 циклов. К тому же эта тара, помимо сбережения энергии, не участвует и в накоплении бытовых отходов!

Развиваются новые технологии утилизации отходов. Британские ученые сейчас работают над созданием упаковок из полимера, способного быстро разлагаться в почве. Австрийские ученые доказали, что рацион овцы на 60% может состоять из бумажного мусора. Разумеется, животные не едят бумагу: дешевый корм получают из макулатуры, насыщая ее питательными веществами. А варшавские химики нашли, что добавки в горячую асфальтовую массу 8% полипропилена, полиэтилена и других современных пластиков, обычно отправляемых на свалку, значительно улучшает качество дорожного покрытия. Оно становится прочнее и долговечнее примерно в два раза. Асфальт с добавками полимеров не растрескивается от зимнего холода и не размягчается от летней жары.

Германия и Швеция первыми внедрили систему раздельного сбора и сортировки бытовых отходов. Батареи мусорных бочек у немецких домов выглядят живописно: серые, желтые, зеленые – каждый цвет предназначен для отходов определенного сорта. В серую бочку несут только бумажный мусор, старые газеты, журналы и картонные коробки. В желтые – выбрасывают банки, бутылки; полимерную, бумажную и, частично, металлическую упаковку, на которой стоит специальный знак «зеленый пункт». Зеленая бочка предназначена для пищевых отходов, которые будут переработаны в компост. Предполагается использование еще и голубой бочки для бумаги и картона. Все эти бочки вывозятся специальными машинами. Каждый житель может сделать для себя выбор: разложить отходы по отдельным контейнерам во дворе или вывалить всю кучу в мусоропровод. Но во втором случае придется оплатить работу людей, которые затем будут мусор сортировать. Плата за вывоз несортированного мусора примерно в пять раз выше.

Крупногабаритные предметы (стулья, столы, сломанные велосипеды, канистры и т.п.) выставляются к определенному времени. Одежду, которую жалко выбрасывать, собирают благотворительные организации для отправки в развивающиеся страны – ее выставляют в специальных пакетах, которые эти организации раскладывают по почтовым ящикам. В некоторых районах выставляются приемные контейнеры для старой обуви. В Германии нельзя выбрасывать автопокрышки. Их сдают в авторемонтные мастерские. Только они имеют право вывозить резину на переработку, причем за это им приходится платить дополнительно. Прием шин – это как бы «нагрузка» к их сервису.

Большой интерес у экологов вызывает созданная одной германской фирмой высокоэффективная автоматизированная установка экологически чистой переработки и утилизации трубчатых люминесцентных ламп. Лампы утилизируются с регенерацией 85% их общей массы, при этом выход дорогостоящих трехкомпонентных люминофоров составляет 80%, электролампового стекла – до 90%. Только 15% от массы перерабатываемых люминесцентных ламп составляют необратимые отходы. В очищенном от ртути и других токсических веществ виде они вывозятся на свалки.

В Швейцарии на внутреннем рынке в наружных и внутренних осветительных установках используются 9–10 млн разбитых люминесцентных ламп, причем 6–8 млн требуют ежегодной замены и подвергаются переработке. В результате сортировки, очистки и регенерации примерно 95% массы отработанных люминесцентных ламп так или иначе используется в качестве вторичного сырья (ртуть, люминофоры, вольфрам, алюминий, стекло).

В Швеции даже использованные чайные пакетики должны быть разделены на составляющие: бумагу с ниткой, небольшую металлическую скобку и растительный материал. Каждый компонент должен попасть в один из трех разных контейнеров! Сегодня немцы и шведы не представляют себе повседневной жизни без строгого соблюдения всех правил выброса мусора. Дотошные контролеры зачастую следят за гражданами, используя камеры скрытого наблюдения: не нарушили ли они многочисленные инструкции? Нарушителей штрафуют.

Японцы уже на протяжении 100 лет относятся к отходам, как к ресурсам. Согласно комплексной программе утилизации отходов, 50% всех муниципальных твердых отходов подвергается рециркуляции, около 34% из них сжигается, 16% закапывается в землю и только 0,2% компостируется. Отходы подразделяются на четыре категории. Первая включает стекло, металлы, бумагу, некоторые пластмассы. Книги, игрушки, громоздкие предметы (мебель, электроприборы, велосипеды) ремонтируют и вторично используют.

Вторая категория – опасные материалы (например, аккумуляторные батареи) – обезвреживаются или подвергаются захоронению на свалках, предназначенных только для таких отходов. Япония очень серьезно относится к вопросу демеркуризации (обезвреживанию ртути) ртутных ламп, т.к. она была первой страной, пострадавшей от массовых отравлений людей метилртутью из-за сброса ртутьсодержащих отходов в море и последующего попадания их в морепродукты. Продукцией металлургического завода, который перерабатывает ртутные лампы, являются восстановленная ртуть, сталь, чугун, цинк.

Третью категорию образуют негорючие нетоксичные материалы (керамика, некоторые пластмассы и строительные отходы, не поддающиеся рециркуляции). Для них используются обычные свалки. Эти две категории в сумме дают около 16% всех муниципальных твердых отходов.

Остальные 34% твердых отходов приходятся на горючие материалы, слишком загрязненные, для того чтобы быть использованными вторично. Это некоторые виды пищевых и бытовых отходов, определенные виды пластмассы, загрязненные бумага и древесина. Большая часть этих отходов сжигается в мусоросжигательных печах, которых в Японии насчитывается почти 2 тыс., причем 362 из них вырабатывают тепло- и электроэнергию. Государство покрывает 25% всех расходов на строительство новых мусоросжигательных заводов, а в районах с большим количеством загрязненных отходов – 50%.

За работой мусоросжигательных печей в Японии осуществляется строгий контроль. Негорючие материалы, которые могут нарушить работу печи или увеличить загрязнение воздуха, удаляются до начала процесса сжигания. Это, а также сортировка опасных отходов значительно снижает количество и токсичность золы, остающейся после сжигания. В целях безопасности зола удаляется, запрессовывается в цементные блоки и транспортируется в закрытых грузовиках на тщательно спроектированные и контролируемые свалки для захоронения опасных отходов.

Муниципальные служащие и отдельные группы граждан собирают ненужные громоздкие предметы и свозят их в специальные центры, где их восстанавливают и снова пускают в продажу. Значительная часть этой работы осуществляется пожилыми людьми и нетрудоспособными гражданами. Муниципальные служащие также несколько раз в неделю собирают загрязненные горючие материалы для сжигания и по просьбе жителей и предприятий забирают у них опасные отходы.

Япония – единственная в мире страна, где принят закон об обязательной утилизации крупногабаритной домашней техники – телевизоров, стиральных машин, кондиционеров и холодильников. Закон этот неукоснительно исполняется, причем потребитель несет лишь часть расходов, а остальные расходы несет компания-производитель.

Сейчас в Японии существует 20 специализированных заводов по утилизации старой техники. На заводе МЕТЕС постоянно работают над эффективностью переработки и создают новые материалы с повышенным потенциалом повторного использования. В частности, на этом заводе был создан припой, не содержащий свинца, не содержащие галогенов изоляционные и строительные материалы, состоящие из древесных опилок, пластиковой и стеклянной крошки. Сейчас около 80% материалов, поступающих на завод, используется вторично. Так создается дешевое сырье и снижается загрязнение окружающей среды.

С самого начала обучения в школе японские дети получают сведения о рециркуляции и утилизации отходов, часто посещают центры рециркуляции и предприятия по сжиганию мусора.

В России на протяжении тысячелетий человек жил в тесном контакте с окружающей природой. В народе существовали неписаные правила охраны природы, которые наши предки свято выполняли, заботясь о том, чтобы их потомкам, т.е. нам, хватило и рыбы в воде, и ягоды в лесу, и леса, и воды, и воздуха, и солнца. У наших предков проблема мусора не стояла так остро. Со временем мы почти полностью утратили народную природоохранную культуру. С каждым годом в регионах страны растут свалки в лесных массивах, вдоль дорог, у водоемов и т.д. Увеличиваются площади, отчуждаемые под свалки, уменьшаются сельскохозяйственные площади. Парадокс современной жизни состоит в том, что чем лучше мы живем, тем больше накапливается отходов. Причины этого: повышение уровня жизни, позволяющее еще пригодные к использованию, но немодные вещи заменять новыми; увеличение объема товаров одноразового использования; увеличение количества упаковочных материалов. С одной стороны, памперсы, пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты значительно удобнее использовавшихся ранее изделий, с другой – гораздо более вредны для окружающей среды. Для того чтобы разложился памперс, нужно 500 лет!

Проблема избавления от мусора наиболее остро стоит в крупных городах. Так, в Москве огромный объем бытовых отходов, превышающий 10 млн м3, ежегодно добавляется к накопившимся за многие годы горам отходов на столичных свалках. Вокруг Москвы их более 200.

В Московской области свалки занимают свыше 800 га. Бытовые отходы свозятся на полигоны, где складируются на грунт с расчетом на последующую минерализацию. Ежегодно под полигоны отчуждаются около 10 тыс. га земли. По российскому законодательству складирование, захоронение и иное размещение отходов допускается в специально отведенных местах при наличии положительных заключений Государственной экологической экспертизы и органов Государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Полигоны, размещаемые за пределами населенных пунктов, – это природоохранные сооружения, обеспечивающие защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующие распространению болезнетворных микроорганизмов. По данным экспертов Совета Федерации, на свалках, хранилищах, полигонах уже скопилось около 80 млрд т твердых отходов. Из всей этой массы только 5% идет на мусоросжигательные заводы, остальные отходы складируются. Степень утилизации их сегодня не превышает 20%.

Вывоз и уничтожение 1 т отходов обходится в 600 долларов  США, а строительство среднестатистического хранилища или предприятия по утилизации отходов – в 400 млн руб. Москва платит Московской области за экологический ущерб, наносимый свалками, большой налог, который растет с каждым годом. Выход из создавшегося положения столичные власти видят в полном отказе от захоронения отходов. Необходимо перерабатывать бытовой мусор, получать полезные продукты и при этом научиться зарабатывать.

Сегодня система мусороперерабатывающих заводов (а их в Москве всего два) вызывает много критики со стороны специалистов. Основные претензии высказывают по поводу низкой рентабельности и экономической целесообразности предприятий, т.к. остатки переработки все равно отправляют на свалку. В печку можно пускать только отсортированный мусор – без железных банок, стеклянной и полиэтиленовой посуды. Из 125 московских районов в эксперименте по селективному сбору твердых бытовых отходов участвуют только 34. Здесь установили контейнеры для картона, бумаги, металлических банок и пластиковых бутылок, стекла. К концу 2005 г. в Москве должно было быть установлено 20 тыс. контейнеров для раздельного сбора бытового мусора.

Подсчитано, что расходы на сбор и сортировку твердых бытовых отходов в несколько раз ниже, чем на добычу и обогащение первичных материалов, из которых получают бумагу, текстиль, полимерные материалы и различные металлы, содержащиеся в мусоре. Однако попытки приучить население к селективному сбору отходов особого результата пока не дают. Сейчас москвичи платят за вывоз мусора несколько рублей в месяц, остальные расходы дотирует город. Но вечно так продолжаться не может. Придется сделать выбор: заключать дешевое соглашение между товариществом собственников жилья и мусоросжигательным заводом или дорого платить за вывоз несортированного мусора на свалку.

Последние разработки российских ученых касаются сжигания отходов (твердых бытовых и промышленных) и их смесей при высокой температуре (1700 °С) в среде газа-восстановителя. К положительному результату приводит отсутствие в технологии переработки процесса горения. Нет горения – нет окислов, значит, нет необходимости бороться с канцерогенными выбросами. Подобное производство может находиться в городе: оно не оказывает вредного воздействия на здоровье людей.

В Дюссельдорфе, например, мусоросжигательный завод расположен буквально в 200 м от престижного жилого квартала. И население это не смущает, более того, оно довольно, что за доставку отходов на завод нужно платить меньше.

Сегодня Австрия, Люксембург и некоторые другие страны полностью отказались от захоронения мусора на полигонах. Остальные страны ЕС сжигают и перерабатывают не менее 70% твердых бытовых отходов.

Оптимальное решение проблемы бытовых отходов в нашей стране – строительство обслуживающих город и область комбинированных мусороперерабатывающих заводов, обеспечивающих в процессе переработки отходов их предварительную механическую сортировку. В России разработана технология механизированного извлечения из твердых бытовых отходов шести компонентов: черных металлов, оловосодержащего лома, алюминия, полимерной пленки, пищевых отходов и легкой (макулатурной) фракции. На одном таком заводе можно было бы получить 2,5 тыс. т черного и 3,5 тыс. т оловосодержащего лома, 1 тыс. т лома алюминия, около 55 тыс. т шлакоцементных камней строительного назначения и более 1015 Дж тепла.

В Москве уже сейчас действуют десятки частных предприятий по переработке полиэтиленовых, бумажно-картонных, стеклянных, металлических и резиновых отходов.

В нашей стране внедрена технология переработки изношенных автомобильных покрышек механическим и термомеханическим способами с получением резиновой крошки, пластификатора (смолы) и наполнителя. Металлическая проволока, извлеченная из покрышек, утилизируется. С помощью этой технологии получают широкий ассортимент строительных материалов: кровельные, гидроизоляционные, герметизации, антикоррозионной защиты, а также добавки в асфальт, которые увеличивают срок службы дорожного покрытия и уменьшают тормозной путь автотранспорта.

«Отходы – в доходы!» – эти слова должны стать лозунгом для каждого из нас еще и потому, что природные кладовые небезграничны, а продуманные технологии переработки отходов позволяют экономить природные ресурсы. Мы уже говорили о том, что разделенные фракции бытового мусора легче поддаются переработке и частные предприятия по их переработке вполне рентабельны. Вопрос лишь в том, как сделать так, чтобы каждому жителю было выгодно сортировать мусор в отдельные контейнеры.

Вопросы технологии переработки бытового мусора должны стать составной частью эколого-экономической национальной и региональной политики. Надо довести до сознания взрослых и детей, что чистота города, продолжительность нашей жизни, экономическое благополучие зависит от каждого из нас.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru