Готовимся к ЕГЭ
«Типовые тестовые задания» и
«Контрольно-измерительные материалы» по
биологии издательства «Экзамен»
Выпускной экзамен всегда был сложным
испытанием для учащихся и учителей биологии.
Сейчас, когда выпускникам все чаще приходится
сдавать его в форме ЕГЭ, особое значение
приобретает наличие определенных умений и
навыков, необходимых для его успешной сдачи.
Помочь учителю обучить школьников методике этой
работы призваны пособия, выпущенные
издательством «Экзамен» в 2006 г.: «Типовые
тестовые задания» и «Контрольно-измерительные
материалы».
Задания, включенные в пособия, очень
разнообразны и охватывают большую часть
фактического материала школьного курса
биологии. Значительное внимание уделяется
заданиям, касающимся принципиальных ключевых
моментов биологической науки, знание которых
позволяет лучше систематизировать материал
курса.
Задания в «Контрольно-измерительных
материалах» скомпонованы по отдельным
содержательным блокам, что позволяет повторять
материал и проводить тестирование по нему в
соответствии с определенной темой.
Рассматриваются и подробно анализируются
различные типы заданий, которые встречаются в
том или ином содержательном блоке, что помогает
учителю готовить материал к уроку и позволяет
ученикам не заучивать материал автоматически, а
разобраться в сути биологических явлений и
процессов.
Многие задания ориентированы не
только на знание терминологии и основных
определений из данного содержательного блока, но
и опираются на более обширные биологические
знания, и нацелены на проверку понимания
учеником ключевых смысловых элементов темы.
Особо следует отметить задания,
относящиеся к содержательному блоку «Клетка как
биологическая система». Они составлены таким
образом, чтобы в центре внимания оказались
принципиальные моменты молекулярного уровня
организации живого, обращают ученика к пониманию
биологии, а не к автоматическому заучиванию. Эти
задания отвечают современному уровню развития
биологии и корректно сформулированы.
Методически грамотно составлены
задания на нахождение соответствия между
биологическими процессами, объектами и
явлениями, что позволяет, используя задание как
своего рода план, вспомнить и сравнить основные
особенности важнейших биологических процессов.
Приводятся задачи по всем разделам
генетики, где наряду с классическими
рассматриваются новые для учеников ситуации и
объекты.
3С.6. У томатов пурпурная окраска
стебля доминирует над зеленой, а рассеченные
листья над цельнокрайними. При скрещивании
растений томата с пурпурными стеблями и
рассеченными листьями с растениями, имеющими
зеленые стебли и рассеченные листья, получено 943
пурпурных рассеченных, 305 пурпурных
цельнокрайних, 936 зеленых рассеченных и 316
зеленых цельнокрайних растений. Объясните
результаты этого скрещивания.
Решение. Пусть ген пурпурной
окраски стебля – А, зеленой окраски – а,
рассеченных листьев – В, цельнокрайних
листьев – b. Тогда схему данного скрещивания
можно изобразить следующим образом («-»
указывает, что ген может быть и доминантным, и
рецессивным):
Гаметы |
АВ |
А- |
-В |
- - |
а- |
АаВ- |
Аа- |
а-В- |
а- - - |
аВ |
АаВВ |
АаВ- |
а-ВВ |
а-В- |
В задаче получены следующие
результаты: 3 А-В-(пурпурные рассеченные) : 3 ааВ-
(зеленые рассеченные) : 1 А-bb (пурпурные
цельнокрайные) : 1 ааbb (зеленые цельнокрайные).
Видно, что так как у потомков присутствует
генотип ааbb, то родители имеют следующие
генотипы: АаВb и ааВb. Тогда:
Гаметы |
АВ |
Аb |
аВ |
аb |
аb |
АаВb |
Ааbb |
ааВb |
ааbb |
аВ |
АаВВ |
АаВb |
ааВВ |
ааВb |
пурпурные рассеченные имеют
генотипы АаВb, АаВb, АаВВ; зеленые
рассеченные – 2 ааВb, ааВВ; пурпурные
цельнокрайные – Ааbb; зеленые цельнокрайные
– ааbb. Это соответствует условию задачи.
Следовательно родительские растения имеют
генотипы АаВb (пурпурный рассеченный) и ааВb
(зеленый рассеченный).
В пособиях содержатся детально
проработанные задания на умение работать с
текстом и рисунком, предусмотренные
спецификацией ЕГЭ во всех содержательных блоках:
даются схемы, в которых надо подписать
биологические объекты, а также тексты,
содержащие ошибки, которые необходимо найти.
|