Л.А. ЛАУБАХ,
МОУ Федоровская СОШ № 2,
Ханты-Мансийский автономный округ
Окончание. См. № 3, 4, 6/2006
Уроки экологии во 2-м классе
Из опыта работы
На реках началась навигация. Дорожники
ремонтируют дороги. Охотники вернулись из тайги.
Нефтяники спешат по зимним еще дорогам перевезти
по болотам тяжелые трубы и машины для буровых
работ.
В городе тоже начались весенние
работы. Очищают от снега дворы жилых домов,
проезжую часть, грузят снег на машины и увозят за
город. Ремонтируют детские площадки, заборы,
двери в подъездах, дорожное покрытие и т.д.
Чтение стихотворения «Всегда
найдется дело»
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг:
Цыпленка надо напоить,
Котенка надо накормить,
И посуду, и посуду,
И посуду перемыть.
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг:
И грядки надо поливать,
И куклу надо обшивать,
И картинки, и картинки,
И картинки рисовать.
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг:
А тот, кто дело не найдет,
Пускай скучает целый год.
И лентяем, и лентяем,
И лентяем прослывет!
Обсуждаем смысл высказываний
Весна отмыкает ключи и воды.
Вешней воды никто не уймет.
Вода на лугу – сено в стогу.
Была бы водица, а сено наро- дится.
IV. Домашнее задание
Составить рассказ о труде людей с
наступлением весны. Подобрать стихи о труде
взрослых и детей на земле весной.
Фрагмент «Рабочей тетради»
УРОК 8. ТРУД ЛЮДЕЙ ВЕСНОЙ
1. Запиши названия весенних работ.
Подчеркни те из них, в которых ты принимал
участие.
Установи связь между явлениями весенней природы
и трудом людей.
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
2. Как узнать, когда сеять, а когда
сажать?
У березы двинулся сок – земля оттаяла. Зацвела
верба – почва поспела, пора в поле выезжать.
Зацвела осина – пора сеять свеклу и
морковь. Начала пылить ольха – пора улья
выставлять. Зазеленела береза –
пора картофель сажать. Зацвела яблоня – пора
сморчки собирать, рассаживать огурцы,
помидоры, капусту.
Попробуй объяснить связь между весенними
явлениями у деревьев и традиционными сельскими
работами.
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
3. Чем народы Севера ловят рыбу?
___________________________________________________________________________________
4. Май – месяц-ледоход. Мужчины идут на
охоту на водоплавающих птиц, готовят лодки из
осины. А ты был(а) на охоте? Если да,
то расскажи об этом своим друзьям или напиши.
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
5. Запиши названия машин, которые
работают в поле. Люди каких профессий ими
управляют?
Почему землю-матушку называют
скатертью-самобранкой? Что должен делать
человек, чтобы земля стала щедрой кормилицей?
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
6. Расскажи, как изменилась жизнь
животных с приходом весны.
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
7. Что такое питомник? Для чего они
нужны? Что в них выращивают?
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
8. Запомни, кто где живет.
Рыбы живут под ___________________________________
А стрекозы над ____________________________________
Под землей живут дождевые черви. По земле
ползают жуки, муравьи. Над землей летают бабочки,
пчелы и комары. Цветы живут и над землей, и под
землей: корни их – под землей, а листья и
цветки – над землей.
Объясни, кто живет между корнями растений и что
они там делают.
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
9. Смотр экологических знаний «Как
человек восстанавливает природу, помогает ей»
– воздуха?
________________________________________________________________________________
– воды?
________________________________________________________________________________
– почвы?
________________________________________________________________________________
Знаешь ли ты редкие и исчезающие виды
птиц и животных?
________________________________________________________________________________
Как человек должен вести себя на нашей
планете?
________________________________________________________________________________
Что каждый из нас может сделать для
сохранения природы?
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
|
Спонсор публикации статьи: интернет магазин футболок и маек www.KrutoMaiki.ru – предлагает приобрести футболки на заказ, по самым выгодным ценам. На страницах интернет магазина, Вы найдете парные футболки, и футболки для влюбленных, а так же очень большой выбор других футболок по самым выгодным ценам. Высококачественная продукция, сделанная из натурального хлопка, с современной технологией печати изображения, будет долго радовать Вас яркими цветами и веселым дизайном.
Урок 9. Весна в искусстве
Оборудование: репродукции картин
И.Левитана «Весна. Большая вода»; Н.Тембицкой
«Ранняя весна». Стихи А.Фета, А.Плещеева,
З.Александровой, пословицы.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
Дети зачитывают свои рассказы о
весенних работах и вместе с учителем выбирают
лучшие. Чтение выбранных детьми стихотворений.
II. Изучение нового материала
Учитель читает стихотворение «Весна»,
а дети определяют время года, о котором в нем
говорится.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
А.Плещеев
– А как воспевают красоту весны
художники?
Работа с репродукцией картины
Н.Тембицкой «Ранняя весна»
Какое время года изображено на
картине?
Почему картина так названа?
Назовите признаки пробуждающейся
природы.
Составьте несколько предложений об
изменениях природы весной
Краткое описание картины.
Пейзаж кажется хорошо знакомым. Будто
сотни раз видел эту рощу, но лишь теперь
рассмотрел, как она прекрасна. Молодые березки
еще не надели зеленой листвы, и роща
просматривается насквозь. Изящные стволы
березок тянутся вверх, к теплу, к солнцу.
Наполненный солнцем и весной чистый, прозрачный
воздух обволакивает нежной пеленой каждое
деревце. Розоватые ветви берез четко
вырисовываются на бирюзовом небе, ярко зеленеют
молодые ели. Земля скоро освободится от снежного
покрова, уже появились первые проталины.
Удивительны краски картины. Весна – это праздник
жизни! Такие картины заставляют нас внимательнее
всматриваться в окружающий мир, глубже понимать
и любить природу.
Работа с репродукцией картины
И.Левитана «Весна. Большая вода»
Почему картина так называется?
Что общего в этих двух картинах и чем
они различаются? (Дети называют периоды весны,
изображенные на картинах, и т.д.)
Конкурс рисунков на тему: «Весна»
Дети рисуют весну (в это время звучат
магнитофонные записи стихов в исполнении ребят).
«Капель»
На солнышке согрелась ель,
Подтаяла сосна.
Идет апрель, звенит апрель,
В лесу у нас весна.
По снегу капельки стучат.
«Подснежник, хватит спать!»
А шубки белок и зайчат
С утра мокры опять…
Жемчужинки слетают вниз
«А ну, ловите нас!»
Весь в дырочках от светлых брызг
Под елкой хрупкий наст.
З.Александрова
«Подснежник»
У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы синенький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой…
Наверно, жарко припекало
Сегодня солнышко с утра.
Цветку под снегом душно стало,
И он подумал, что пора,
И вылез… Но кругом все тихо,
Соседей нет, он первый здесь.
Его увидела зайчиха,
Понюхала, хотела съесть,
Потом, наверно, пожалела:
«Уж больно тонок ты, дружок!»
И вдруг пошел пушистый, белый,
Холодный мартовский снежок.
Он падал, заносил дорожки…
Опять зима, а не весна,
И от цветка на длинной ножке
Лишь только шапочка видна.
И он, от холода синея,
Головку слабую клоня,
Сказал: «Умру, но не жалею…
Ведь началась весна с меня!»
З.Александрова
Копилка народной мудрости
Пословицы
Весна красна цветами, а осень –
снопами.
Повеселимся и спляшем, когда землю
вспашем.
Загадки
Кривоногий растрепал,
А зубастый причесал
(Плуг и борона.)
Один льет, другой пьет, а третий растет.
(Дождь, земля, трава.)
Красна, да не девица,
С хвостом да не мышь.
(Морковь.)
Игра «Родничок»
На полу в центре мелом нарисован
родничок. Дети становятся друг за другом по одну
сторону весеннего ручья, обхватывают друг друга
руками за пояс и поют:
Разлился родничок,
Золотой рожок.
У-ух!
Разлился ключевой,
Белый снеговой,
У-ух!
По мхам, по болотам,
По гнилым колодам.
У-ух!
Спев песню, боком перепрыгивают через
ручей на другую сторону. При этом мешают друг
другу, придерживают, стараются столкнуть в воду.
Кто из ребят коснется воды – из игры выбывает.
Чтение стихотворения
Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало.
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой.
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь – но только песня зреет.
А.Фет
III. Домашнее задание
Вспомнить песни и музыку о весне.
Фрагмент «Рабочей тетради»
УРОК 9. ВЕСНА В ИСКУССТВЕ
1. Перечисли чувства, которые ты
испытывал, наблюдая за приходом весны.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Напиши маленькое сочинение на тему:
«С чем приходит весна?»
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
3. Выучи стихи о весне. Расскажи их
друзьям. Объясни, чем тебе понравились эти стихи.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
4. Запиши загадки про весну.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
5. Поиграй с друзьями в игру «Кто
больше назовет весенних примет».
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
6. Объясни смысл пословиц.
Весна красна цветами, а осень – снопами.
Повеселимся и спляшем, когда землю вспашем.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
7. Нарисуй весенний пейзаж.
8. Экологическая сказка. «Как я
подсмотрел березкины сны»
Однажды ранней весной, когда снежные сугробы
быстро оседают от теплых солнечных лучей, я
подошел к высокой березе. Ее белый
ствол был залит солнцем, и мне показалось, что он
должен быть теплым. Я обхватил
ствол руками и прислонился к нему щекой. Береза
еще спала, и ствол едва ощутимо
покачивался в такт ее дыхания. Я стал
близко-близко рассматривать изгибы
березовой коры и подумал: «Что тебе снится,
береза, перед самым весенним пробуждением?»
Вдруг, словно ответив на мой вопрос, изгибы коры
стали превращаться в картинки. Вот стайки
сказочных птиц,
которые кружат между ветвей и, наверное,
великолепно поют. Птицы плавно слета-
лись к березе и садились на землю. Зеленела
первая трава, цвели какие-то неизвестные цветы.
Они распускались прямо на глазах, и
на них тут же садились разноцветные бабочки… Еще
березке снилось... (Дальше
продолжи рассказ сам. Чтобы он получился
интересным, прежде чем писать,
подойди к березке и рассмотри ее кору. Возможно,
ты тоже сумеешь подсмотреть
березкины сны! Нарисуй их.)
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
1. Почему появляются почки?
__________________________________________________________________________________
2. Почему тает снег?
__________________________________________________________________________________
3. Какие цветы появились первыми?
__________________________________________________________________________________
4. Какие птицы прилетают первыми?
__________________________________________________________________________________
5. Откуда появились жуки?
__________________________________________________________________________________
6. Перечисли, с чем приходит весна?
__________________________________________________________________________________
7. Для кого весной цветут цветы?
__________________________________________________________________________________
Соедини линиями:
8. Выйди на улицу и поищи весенние
«странности». Запиши, что тебе удалось увидеть.
__________________________________________________________________________________
9. Опиши влияние погоды на природу
весной.
__________________________________________________________________________________
10. Назови причину изменений в
растительном и животном мире весной.
__________________________________________________________________________________
11. Чем вызваны весенние изменения в
погоде?
__________________________________________________________________________________
12. Почему жуки, бабочки, растения,
дождевые черви живут в одном месте и друг другу
не мешают?
__________________________________________________________________________________
13. Знай и береги растения родного края.
Назови известные тебе растения, ягоды,
травы, кустарники, деревья нашего края.
_______________________________________________________________________________
Почему важно не только знать, но и
беречь растительность родного края?
_______________________________________________________________________________
Как относятся к родной природе дедушки,
бабушки, отец и мать?
_______________________________________________________________________________
Откуда вы об этом узнали?
_______________________________________________________________________________
Какую роль растения тундры и тайги
играют в жизни людей?
_______________________________________________________________________________
Расскажи, что ты знаешь о лечебных
свойствах растений?
_______________________________________________________________________________
Вывод: природа учит мудрости,
красоте, она первый помощник человека в жизни.
Нужно знать законы природы, любить
и беречь ее. |
|