Р.Б. СОЛОВЬЕВ,
медико-биологическая школа «Vita»,
г. Москва
Нетрадиционные темы сочинений по
зоологии
Хочу поделиться опытом преподавания
зоологии в 7-м классе по программе 6–11. В этом
курсе изучаются типы от простейших до моллюсков.
Как правило, мотивация у учеников к изучению
зоологии высока. И все же мне захотелось, чтобы в
конце каждой темы мои ученики снова пролистали
учебник и конспекты, но посмотрели на пройденное
уже по-новому, живо, не схематично. Для этой цели я
стал продумывать серию творческих заданий,
своего рода сочинений по биологии. Мне хотелось
получить целую серию сочинений по каждой из
пройденных тем. Это довольно сложная задача, ведь
однообразные задания быстро охлаждают
энтузиазм, и дети перестают добровольно
выполнять наскучившую работу. Принуждать же к
творчеству, на мой взгляд, недопустимо.
Исходя из этих соображений, я стал
предлагать ученикам нетрадиционные темы
сочинений по биологии. Благодаря им творческий
интерес учеников не ослабевал практически до
конца учебного года. Ниже приведу некоторые из
них.
1. Тема:
«Простейшие»
Возможные темы сочинений:
Примерное пояснение для учеников:
«Постарайтесь пофантазировать, придумать, какие
учебные предметы должны быть в школе для
одноклеточных, как проходят уроки у разных
классов, как устроена столовая в этой школе, как и
что в ней могут есть представители разных
классов. Придумайте учебные пособия к некоторым
предметам, объясните, как ими будут пользоваться
разные простейшие. Попробуйте описать учебный
день одноклеточного, поподробнее остановитесь
на каком-нибудь уроке. Опишите кружки, спортивные
секции, медосмотры и вообще все, что придет в
голову. Условие только одно: ваши фантазии должны
отражать реальные биологические особенности
животных».
2. Тема: «Кишечнополостные»
Возможные темы сочинений:
Примерное пояснение для учеников:
«Напишите сказку о неунывающей веселой гидре, о
том, как она родилась, путешествовала, какие у нее
были приключения. Важно только, чтобы в сказке
были отражены реальные биологические
особенности животного».
3. Тема: «Плоские черви. Планария»
Возможные темы сочинений:
Примерное пояснение для учеников:
«Вы наверняка хоть раз в жизни читали гороскоп,
знаете свой знак зодиака и символ года рождения.
Конечно, вы замечали, что знак зодиака не
случайно связан с определенным существом. В
характере человека, как считают астрологи, есть
что-то от повадок того животного, под созвездием
которого он родился. А теперь представьте, что на
небе есть созвездие Белой Планарии. Учитывая ее
реальные биологические особенности, попытайтесь
сочинить гороскоп человека, рожденного под этим
знаком».
4. Тема: «Плоские черви. Бычий цепень и
печеночный сосальщик»
Возможные темы сочинений:
Примерное пояснение для учеников:
«Трудно себе представить, чтобы в одном животном
жили и печеночный сосальщик, и бычий цепень
одновременно. Помешать друг другу эти черви не
могут. Но, может быть, у них так же, как и у людей,
самые гадкие, вредные и примитивно устроенные
без особых причин ненавидят окружающих и не
брезгуют доносительством. Что может одному
паразиту не понравиться в другом? Кому он может
отправить свою кляузу? Вот это вам и предстоит
придумать. Только в доносе должны быть
неоспоримые биологические факты».
5. Тема: «Круглые черви»
Возможные темы сочинений:
Примерное пояснение для учеников:
«Все животные, о которых мы говорили до сих пор,
были гермафродитами. Какая между ними может быть
любовь?! А аскариды – другое дело. Они не только
раздельнополые, но и с половым диморфизмом. Вот и
представьте себе, что самец аскариды просто
потерял от страсти голову (окологлоточное
кольцо). Как он признается в любви своей
избраннице? Какие скажет комплименты, что
подарит? Придумайте все это, только используйте
побольше биологических фактов».
6. Тема: «Кольчатые черви»
Возможные темы сочинений:
Примерное пояснение для учеников:
«Дождевые черви, как я уже говорил на уроке, –
великие труженики. Допустим один из них,
какой-нибудь Колечкин (Малощетинкина) был
отправлен в командировку для улучшения огорода.
По возвращении он представил отчет, где подробно
указал, что и как он сделал и почему огороду это
было полезно. В конце отчета он предлагает свои
соображения о повышении эффективности работы
дождевых червей в приусадебных хозяйствах. К
отчету могут прилагаться и данные статистики:
сколько своих коллег встретил Колечкин на
вверенной ему сотке земли, сколько граммов почвы
он переработал за отчетный период, и т.д.»
7. Тема: «Моллюски»
Возможные
темы сочинений:
Примерное пояснение для учеников:
«Когда мы изучали классы двустворчатых и
брюхоногих моллюсков, мы видели, какую
колоссальную роль в их жизни играет раковина.
Конечно, некоторые моллюски от нее отказались. Но
таких меньшинство, да они, может, уже и жалеют. Вот
если бы раковины продавались... Но к каждой новой
купленной вещи должна прилагаться инструкция по
эксплуатации, т.е. по использованию. Вам, конечно,
приходилось читать такие «бумажки» к
телевизорам, пылесосам и т.д. Попробуйте сочинить
инструкцию по использованию раковины – такой
нужной и полезной вещи в хозяйстве мягкотелого!»
8. Повторение и обобщение
Возможные темы сочинений:
Восторженная ода, гимн, песнь красоте
и гармоничности изученных животных, их жизненных
циклов и т.д.
Газета объявлений «Всего понемногу
от эвглены до осьминога».
Газета новостей «Вечерний
беспозвоночный».
Жалобная книга беспозвоночных.
В заключение хотелось бы поделиться
некоторыми рекомендациями.
1. Не стоит давать слишком общие темы
сочинений. Размытые рамки тем делают их
однообразными и не поддерживают длительный
интерес ученика.
2. Не стоит придавать большое
значение орфографическим или грамматическим
ошибкам в сочинении. Чрезмерное внимание к
правописанию может отвлечь ученика от
свободного творчества.
3. Определенной проблемой является
оценивание творческих заданий. Оценивать
решение проблемного вопроса, выполнение
нетрадиционной, творческой или очень сложной
работы мне удобно обычными наклейками. Наклейки
нужны небольшие, недорогие, желательно
биологической тематики (цветы, насекомые, звери,
динозавры и т.п.). Ученики вклеивают их в тетрадь
на определенное место непосредственно на глазах
учителя. Это предотвращает обмен наклейками
между учениками (вклеенная, она уже никому не
нужна). В 6-х и 7-х классах «отлично» я ставлю за три
наклейки, а в 8-х и 9-х классах – за пять наклеек.
|