С.Г. МАМОНТОВ,
действительный член
Международной академии наук,
академик РАЕН,
лауреат Премии Президента РФ
в области образования, профессор
Окончание. См. № 10/2006
Вера и наука
К вопросу о религиозном и светском
преподавании биологии в школе
Рецензия на учебник С.Ю. Вертьянова «Общая
биология» для 10-11 кл. (М.: Свято-Троицкая Лавра).
Что касается геохронологии, в основу
которой Лайель якобы положил принцип
униформизма, то она приняла свой окончательный
вид спустя десятилетие после выхода в свет труда
Лайеля: кембрий был выделен в 1836 г. Седжвиком,
силур в 1835 г. Мурчисоном, девон в 1839 г. Мурчисоном
и Седжвиком, положение карбона над девоном на
геохронологической шкале было установлено
Мурчисоном в 1839 г. Тот же Мурчисон в 1841 г. выделил
пермь. К 1841 г. были определены границы палеозоя,
мезозоя и кайнозоя. Утверждать, что геологи
подгоняли свои стратиграфические изыскания под
эволюционную теорию Дарвина (с. 218), нет никаких
оснований.
Ряд формулировок автора
свидетельствует о простом непонимании им теории
эволюции, которую он пытается критиковать. В
книге можно встретиться с понятием следующего
(якобы!) из эволюционной теории
«взаимопревращения разных видов» (с. 210),
формулировками «развитие одного животного в
другое» (с. 237), «перерождение обезьяны в
человека» (с. 245), «появление первого
млекопитающего» (с. 228), уже упомянутой мыслью о
«рождении у птеродактиля археоптерикса» и т.д.
Пытаясь продемонстрировать
«неправильность» утверждений эволюционистов о
переходных формах, автор глубокомысленно
рассуждает о том, что современная кистепёрая
рыба целакант (латимерия) «не стремится к жизни
на суше» (с. 227). А с какой стати глубоководная
морская рыба должна к этому стремиться? Чтобы
продемонстрировать восхищенным натуралистам,
как ее дальние родственники 300 или 400 млн лет
назад переползали из одного пресноводного
водоема в другой?
Приводимые в книге расчеты разного
рода вероятностей – случайного образования
ферментов, случайной самосборки живой клетки из
необходимых атомов (с. 241 и др.) – не имеют ни
химического, ни биологического смысла. Автор
игнорирует тот факт, что атомы и молекулы – не
инертные тела, механически цепляющиеся друг за
друга, они взаимодействуют избирательно и в
определенных условиях. Прочно вошедшее в научный
обиход понятие химической эволюции как
предшественницы во времени эволюции
биологической, автору, можно подумать, просто
незнакомо.
Стремясь устранить из ряда
сравнительно-анатомических доказательств
эволюции гомологию органов позвоночных, автор
сообщает читателю уже упомянутые неверные
сведения об «внешнем сходстве» и о том, что
«строение макромолекул такую связь отвергает».
Особенным нападкам подвергается в
«учебнике» биогенетический закон. Оно и понятно
– развитие в эмбриогенезе современных видов
организмов структур, свойственных их далеким
предкам, – прямое доказательство эволюции.
Основная ошибка Э.Геккеля – формирование в
процессе эмбрионального развития признаков,
свойственных взрослым предкам, – давно
исправлена. Кстати, Эрнст Геккель – не
английский ученый (с. 202), как думает автор, а
немецкий... Трудами поколений эмбриологов
показано, что в онтогенезе повторяются признаки
зародышей предков, а не их взрослых форм, что было
подмечено еще К.Бэром и получило развитие в
теории филэмбриогенезов А.Н. Северцова. Не
случайно, полагаю, упоминания об этой теории в
«учебнике» нет. От биогенетического закона
Геккеля осталось главное: онтогенез является
отражением процессов, происходивших на
протяжении эволюционного развития вида. Примеры
этого многочисленны, и многие из них приводит сам
автор, упоминая о жабрах и хвосте головастиков
лягушек, хорде и нервной трубке личинок асцидий,
закладке зубов у усатых (беззубых) китов, которые
затем рассасываются.
Понятно, рекапитуляции возникают в
эмбриогенезе не для удовольствия
биологов-эволюционистов, они выполняют вполне
определенную функцию в развитии, а именно служат
индукторами формирования других структур. Так,
вторичные почки наземных позвоночных
формируются не из «совершенно другого отдела
эмбриона», а из каудального отдела нефрогенного
эпителия, который в виде непрерывного клеточного
тяжа простирается от головного до заднего конца
зародыша между эктодермой и энтодермой.
Биологический смысл закладки зачатков
туловищной почки, свойственной рыбам и амфибиям
(что является еще одним подтверждением
биогенетического закона), заключается в функции
этих зачатков: они служат индукторами развития
вторичной почки. При экспериментальном
разрушении зачатков мезонефроса метанефрос не
образуется.
Зачаток хорды служит индуктором для
преобразования зародышевой эктодермы в нервную
пластинку и т.д. Очень важно, что гены,
обусловливающие развитие признаков, исчезнувших
в ходе эволюции, сохраняются. Показано, например,
что при культивировании глоточного эпителия
курицы с клетками оральной мезенхимы мыши
развивались настоящие зубы. Таким образом, в
геноме птиц все еще сохраняется генетическая
информация, дающая возможность оральному
эпителию курицы участвовать в последовательных
взаимодействиях, необходимых для морфогенеза
зубов и синтеза эмали. Утрату зубов у птиц можно
рассматривать как результат изменения программы
развития их мезенхимы, которое привело к
выпадению начальных стадий этого процесса. Но
предками современных птиц были организмы,
обладавшие зубами.
Весьма впечатляющими являются
эксперименты, направленные на выяснение
изменений программы развития органов в процессе
эволюции. Как известно, у археоптерикса имелась
полностью развитая малая берцовая кость с
суставными поверхностями на обоих концах (как у
его рептилийных предков). У современных птиц
малая берцовая кость представляет собой костный
отросток, лежащий вдоль большой берцовой кости и
приросший к ней. Отделение в эксперименте
презумптивных клеток малой берцовой кости от
зачатка большой берцовой привело к формированию
у развившейся конечности малой берцовой кости
полной длины, которая несла еще на своем
дистальном конце суставную поверхность. Таким
образом, гены, определявшие форму ноги у
археоптерикса, сохраняются и у курицы, но в
подавленном состоянии.
Автор цитирует высказывание Р.Кэролла:
«Не поддается анализу, как могли возникнуть
перья из чешуи рептилий». Почему же не поддается?
Если у куриного зародыша мы пересадим дерму из
области цевки под эпидермис спинной поверхности,
дающий обычно перья, то получим крупные чешуи. На
тесную гомологию между чешуями и перьями
указывает наблюдаемое иногда превращение
кончиков чешуй, покрывающих ноги птиц, в перья.
Совершенно неверно описано развитие
волос у млекопитающих и роговой чешуи рептилий. В
обоих случаях источником формирования придатков
кожи служит эпидермис. Различие в том, что
эпидермальный сосочек у млекопитающих
погружается в дерму и образует луковицу волоса, а
зачаток чешуи растет кнаружи от поверхности
кожи. Эпидермис не исчезает, он формирует мощный
роговой слой, который мы и называем чешуей.
Вспомним, что у змей после линьки возникает новый
роговой покров за счет деятельности клеток
сохранившегося мальпигиева слоя эпидермиса.
Подобные примеры можно было бы
умножить. А вот, например, описание развития
богатых желтком телолецитальных яйцеклеток,
свойственных птицам и пресмыкающимся, в тексте
отсутствует. Случайно ли? Ведь формирование
первичной полоски в процессе эмбриогенеза
млекопитающих, яйцеклетки которых относятся к
другому типу, – прекрасный пример рекапитуляции
хода эмбрионального развития предков и
справедливости биогенетического закона.
Странно читать почти детективную
историю с рисунками Геккеля, изображающими
зародышей позвоночных, которые автор объявляет
подделкой и за которые Геккель якобы был
исключен из состава профессуры Йенского
университета (с. 203). На самом деле Геккель занимал
кафедру сравнительной анатомии этого
университета с 1862 до 1909 г., когда в возрасте 75 лет
(что вполне извинительно) передал ее своему
ученику Людвигу Плате. Геккель создал большую
интернациональную школу сравнительных анатомов,
эмбриологов и филогенетиков, имена которых
навсегда остались в истории биологии. Нападки на
Геккеля сейчас выглядят анахронизмом.
Эмбриональное развитие наземных позвоночных и
человека детально изучено, – в том числе и
процессы формирования энтодермальных карманов в
области передней кишки, растущих по направлению
к впячиваниям эктодермы зародыша (висцеральным
бороздам). У птиц в месте контакта эктодермы и
энтодермы карманов образуются отверстия – щели,
соответствующие жаберным щелям низших
позвоночных (у млекопитающих – нет, но это не
меняет сути дела). Если автор считает себя в праве
не доверять сделанным специалистами рисункам –
пусть обратится к фотографиям как внешнего вида
зародышей, так и их срезов.
В рамках краткого отзыва нет
возможности подробно разбирать все приводимые в
книге цитаты – выхваченные из контекста и
искажающие взгляды их авторов – ученых и
произвольные трактовки С.Ю. Вертьяновым тех
научных данных, которые не согласуются с его
религиозными воззрениями. Цель здесь одна:
посеять в юных умах недоверие к науке. С той же
целью смакуются и неполнота палеонтологической
летописи, и действительно имевшие место ошибки
ученых, и подделки, хотя и редко, но – увы! –
встречающиеся в истории науки. (Речь идет о
пилтдаунском человеке. Кстати, из какого
источника автор почерпнул сведения о том, что на
основании гипсовых слепков этих останков было
защищено несколько сотен диссертаций?). Нет и не
было «эволюционной гипотезы о происхождении
видов путем случайных мутаций» (с.194 и след., с. 238).
Такие взгляды высказывались некоторыми учеными,
когда генетика только оформлялась как
самостоятельная наука. Незачем тратить столько
страниц для доказательства невозможности
положений, давно уже ставших достоянием истории.
Наука успешно преодолевает и ошибки, и трудности,
поскольку научное исследование – процесс
объективный. Тем и отличается наука от религии,
что формулируемые учеными гипотезы не являются
догмами, они подлежат проверке и, дополняемые
новыми фактами, служат для формирования новых
обобщений, постепенно заполняющих бреши в нашем
понимании естественной истории. Нынешнее
состояние научной картины мира никак не
определяется теми ошибками, которые имели место
сто лет назад. Конечно, не все еще ясно в
процессах эволюционного развития жизни, ученые
формулируют различные гипотезы по отдельным
вопросам, высказывают разные точки зрения. Но
современная теория эволюции покоится на прочном
основании: теории естественного отбора
Ч.Дарвина, данных геологии, палеонтологии,
сравнительной анатомии, сравнительной
эмбриологии, генетики.
Американский генетик Р.Левонтин,
которого Вертьянов почему-то зачисляет в
союзники, в книге «Генетические основы эволюции»
пишет, что Дарвин совершил коренной переворот в
науке, и переворот этот заключается не только в
идее естественного отбора, но главным образом в
замене метафизического взгляда на изменчивость
организмов материалистическим. Утверждать, что
«современные ученые все чаще обращаются к
Священному Писанию», нет никаких оснований.
Не зная, как еще скомпрометировать
биологов-эволюционистов, автор приписывает им
оправдание абортов. Он пишет буквально
следующее: «Одним из пагубнейших последствий
развития эволюционных идей в эмбриологии
явилось оправдание абортов. По мнению
ученых-эволюционистов. (выделено мной, – С.М.),
прерывание беременности на ранних стадиях
уничтожает не человека, а пока еще животное» (с.
204). Это очередная выдумка. Аборты – проблема
социальная и медицинская, но отнюдь не
биологическая. Для биолога человек начинается с
формирования оплодотворенной яйцеклетки –
зиготы. Сроки же развития зародыша человека, на
которых в него якобы вселяется бессмертная душа,
высчитывались теологами. Наука к этому никакого
отношения не имеет.
Итак, книга, претендующая на роль
учебника для общеобразовательной школы,
написана непрофессионально, переполнена
ошибками, обусловленными как недостаточной
компетентностью автора в предмете, так и
непониманием фундаментальных биологических
законов. Отрицая или ставя под сомнение огромный
массив бесспорных данных, накопленный к
настоящему времени учеными разных
специальностей, С.Ю. Вертьянов ставит Церковь во
враждебные отношения с наукой. Обличительный
пафос автора превращает некоторые разделы книги
в памфлет, что едва ли уместно в
учебно-методической литературе. Агрессивный и
безапелляционный характер высказываний С.Ю.
Вертьянова вызывает обеспокоенность. Нам
предлагают вернуться в Средневековье?
Идея создания православного учебника
биологии изначально несостоятельна. Нельзя
излагать современную биологию, пользуясь языком
и понятиями Ветхого Завета. Принятие такого
многослойного и противоречивого источника, как
Книга Бытия в качестве руководства по вопросу о
происхождении жизни на Земле и формировании
современных флоры и фауны противоречит здравому
смыслу, не говоря уже о данных науки. Вера и наука
– это параллельные миры, которые не
пересекаются. Наука изучает феномены неживой и
живой материи, устанавливает существующие в ней
причинно-следственные связи, закономерности
организации и функционирования известных нам
систем. Неуместно комментировать явления
природы с помощью высказываний святых отцов.
Православные святые – люди благочестивые,
занятые постом и молитвою, – могут служить для
нас образцом высокой нравственности, но не
экспертами в конкретных вопросах
естествознания.
Здесь есть еще один чрезвычайно важный
аспект. Автор неоднократно подчеркивает, что все
беды современного мира произошли вследствие
грехопадения первого человека. Но что есть
грехопадение в соответствии с Книгой Бытия?
Стремление человека к познанию добра и зла, т.е. к
тому, что и отличает человека от других животных.
Как может учитель объяснить своим воспитанникам,
что поиск истины, поиск критериев для различения
хорошего и дурного есть грех в глазах Господа?
Это, конечно, не может не вызывать
протеста. Недопустимо в светском государстве
навязывать молодому поколению исключительно
религиозный взгляд на мир, воспитывать у
подростков, только вступающих в жизнь,
пренебрежительное, неуважительное отношение к
науке, к интеллектуальным и нравственным
достоинствам людей, посвятивших себя изучению
природы.
Все сказанное не означает, что я против
чтения и изучения Библии. Отнюдь нет. Всякий
образованный человек должен знать ее содержание,
так же как «Илиаду» и «Одиссею» Гомера,
«Калевалу», «Веды» древних индусов и другие
памятники нашей культуры, культуры всего
человечества.
Говорят, что воспитатель должен научить своего
воспитанника смотреть на мир открытыми глазами.
Религиозное образование в области естественных
наук закрывает глаза пеленой догматов.
|