А. ГОРЯШКО
Государева заповедь
С 5 мая по 4 июня 2006 г. в Выставочном
зале Федеральных государственных архивов в
Москве прошла историко-документальная выставка
«Заповедное дело в России и Республике
Беларусь». Заповедники не избалованы таким
вниманием – за многие десятилетия это
единственная посвященная им выставка столь
солидного уровня. Информационным поводом
вспомнить о заповедниках послужил, как водится,
юбилей. И хотя на самом деле установить точную
дату возникновения заповедников невозможно
(первыми из них были еще священные леса и реки
древних народов), но именно в этом году
исполняется 90 лет со дня создания первого
российского государственного заповедника.
Юбилей этот можно счесть до
некоторой степени символичным, ибо выставка,
независимо от замысла ее организаторов, гораздо
более продемонстрировала не историю
заповедников как таковых, а историю
взаимоотношения государства и заповедников. Вот
об этой истории мы и поговорим1 .
Собранные воедино и расположенные в
хронологическом порядке, архивные документы
мало о чем могут сказать людям, не погруженным в
заповедную тематику. Для посвященных же эти
документы не просто говорят – они кричат о том,
что большую часть из прошедших 90 лет
российские заповедники существовали не
благодаря, а вопреки государству.
В начале славных дел
Итак, начало государственной
системе заповедников России положил созданный в
1916 г. Баргузинский заповедник. Однако,
официально будучи первым, фактически этот
заповедник не был единственным. К моменту его
возникновения был уже и Саянский заповедник, и
местные охотничьи заповедники, и заповедники
частные (Аскания-Нова, Лес-на-Ворскле, Морицсала,
Вайка, Лагодехский, Кедровая падь и др.).
Необходимость создания заповедников и основные
принципы их работы обсуждались и на Съезде
русских естествоиспытателей (1910 г.), и на
Заседании Русского географического общества
(1911 г.), и на XII Всероссийском съезде
естествоиспытателей и врачей. Созданная в
1912 г. при Русском географическом обществе
Природоохранная Комиссия ставила своей целью
содействие организации заповедников, готовила
проекты природоохранных законов и организовала
первую в стране перепись объектов, нуждающихся в
заповедании. Начало государственной системе
ООПТ2 положили вовсе не
государственные указы и приказы, а огромная
интеллектуальная и организационная работа,
которую вели люди, болеющие душой за русскую
природу. Но с самого начала эти люди понимали: при
всем желании без поддержки им не справиться. Еще
в 1908 г. проф. Г.А. Кожевников утверждал: «Заповедные
участки имеют громадное значение, а потому
устройство их должно быть прежде всего делом
государственным. Конечно, это может быть делом
общественной и частной инициативы, но
государство должно здесь идти впереди».
Инерция добра
Г.А. Кожевников
|
Родоначальники российского
заповедного дела – Г.А. Кожевников,
И.П. Бородин, В.И. Талиев, В.Н. Сукачев и др.
– были столь глубоко уверены в его важности, что
ни начавшуюся Первую мировую войну, ни революцию
не сочли достаточным поводом для прекращения
своей деятельности. В историю охраны природы
1917 г. вошел совсем иными событиями, чем в
историю России. Именно в 1917 г. организовано
Московское общество охраны природы. Именно в
1917 г., по поручению Природоохранительной
комиссии Русского географического общества,
В.П. Семенов-Тян-Шанский разрабатывает
предложения о развитии сети заповедников в
России, и представляет проект учреждения 46
крупных заповедников в различных географических
зонах.
Впрочем, и отношения с государством в
первые годы советской власти у работников охраны
природы почти идиллические. В 1921 г. вышел
Декрет СНК РСФСР об охране памятников природы,
садов и парков. По распоряжению Наркома
просвещения Луначарского работами по
государственному заповеданию памятников
природы руководит Научный отдел Наркомпроса.
Такой руководитель оказался для заповедников
довольно удачным. Наркомат просвещения не был
связан с хозяйственной деятельностью и не
пытался использовать заповедники как охотничьи
или сельскохозяйственные угодья. В этот период
намечено создание 63 заповедников и 100
художественных парков на всей территории СССР. В
1929 г. принято первое «Типовое положение» о
заповедниках, в соответствии с которым
заповедниками признаются участки земельной или
водной площади, «которые навсегда подлежат
оставлению в неприкосновенном виде».
«Сорвать фетиш неприкосновенности»
Увы, столь гуманные времена
продолжались недолго. Репрессии 1930-х гг.
коснулись не только людей (в том числе многих
видных деятелей охраны природы) – система
пожирала все живое, в том числе и природу. Само
понятие об охране природы больше «не
соответствовало представлениям текущего
момента». Природу уже не нужно было охранять,
ее нужно было «максимально заставить служить
задаче построения нового, коммунистического,
общества». Даже Комитет по охране природы
превратился в Комитет содействия освоению
природных богатств! В 1933 г. состоялся
Всесоюзный съезд по охране природы СССР.
Название его можно рассматривать только как злую
иронию, ибо на съезде разрабатывались проекты «сорвать
фетиш неприкосновенности с заповедников,
заселить всю страну полезной фауной и вредную
изжить». В новых положениях о заповедниках
исчезла строка об абсолютном невмешательстве в
природу.
Участники I Всероссийского съезда
деятелей охраны природы и краеведения
Заповедники вынуждены были
оправдывать свое существование в глазах властей
развешиванием скворечников, испытанием
гербицидов на заповедных лугах, созданием цехов
сувениров и подсобных хозяйств и даже
скрещиванием домашних животных с дикими. Но и в
эти времена, делая необходимые реверансы
государству, работники заповедников все же
продолжают изучать и охранять «бесполезную» для
коммунистического общества дикую природу. Более
того, с 1930 по 1940 г. учреждено 42 новых
заповедника. И даже во время Великой
Отечественной войны ни один заповедник не был
закрыт!
Тяжелое мирное время
Послевоенные времена оказались
существенно труднее. Массе чиновников
по-прежнему не давало покоя, что площади,
отведенные заповедникам, «пропадают зря». В
начале 1950-х гг. увлечение идеями преобразования
природы и критика заповедников за оторванность
от действительности достигли апогея. 29 августа
1951 г. председатель Совета Министров СССР
И.В. Сталин подписал постановление № 3192 «О
заповедниках» с приказом закрыть 88 и сократить 20
заповедников. А знаете, что означает «сократить»?
Например, площадь первого государственного
Баргузинского заповедника была сокращена с 570
тыс. га до 52,4 тыс. га, а отчужденная территория
передана лесхозам. Одновременно закрыто «как
бесполезное» Всероссийское общество охраны
природы.
Наверное, на этом могла бы и
закончиться история заповедников в нашей стране,
если бы не существовали во все времена люди,
болеющие душой за заповедное дело. Многие
известные ученые-биологи (А.Н. Формозов,
В.Г. Гептнер и др.) пытались пробить стену
непонимания. Отчасти сработала их настойчивость,
отчасти просто повезло – умер Сталин. Заповедное
дело вновь пошло на подъем. Созданное в 1955 г.
Главное управление охотничьего хозяйства и
заповедников при Совмине РСФСР совместно с тогда
же созданной Комиссией по охране природы
АН СССР развернуло активную деятельность по
восстановлению необоснованно ликвидированных
заповедников. В этом же году был принят новый
«Закон об охране природы РСФСР», который вновь
определил заповедники как территории, навечно
изъятые из хозяйственного использования в
научно-исследовательских и
культурно-просветительских целях. Слово
«навечно», казалось бы, исключало дальнейшие
беды. У нас, однако, законы отменяются легко.
В 1961 г. вновь всплыла идея об
использовании заповедников для хозяйственных
нужд. И вновь заповедники закрываются. На этот
раз – 16, преимущественно лесных, на территории
которых немедленно начинаются активные
лесозаготовки. К счастью, этот кризис продлился
недолго. Уже в 1962 г. принято новое «Положение о
государственных заповедниках РСФСР», которое
вернуло им статус научно-исследовательских
учреждений. Но нельзя сказать, что с тех пор
заповедники живут безбедно.
Новейшая история
Отчего-то в последние лет 15 государство
взялось беспрерывно «совершенствовать» способ
управления заповедниками и охраной природы
вообще. Над заповедниками и национальными
парками за эти годы успели поначальствовать 5–6
структур. При этом действительных специалистов
заповедного дела среди начальников почти не
осталось. Отчего-то в эти же 15 лет
катастрофически снизилось финансирование
заповедников – из бюджета они получают всего
20–30% необходимых средств, а зарплата молодого
сотрудника сегодня равна 1,5–2 тыс. руб. При этом
все чаще совершаются попытки урезать территории
заповедников и передать их земли под
хозяйственное использование, из которого они,
вроде бы, были изъяты навечно.
В мае 2000 г. Президент России
В.В. Путин издал Указ, упразднивший
Государственный комитет экологии, которому
подчинялись заповедники. Управление
заповедниками передано в Министерство природных
ресурсов. То есть руководить охраной природы
стала структура, которая руководит и
эксплуатацией природы. А с 2004 г. заповедниками
управляет Федеральная служба по надзору в сфере
природопользования – силами отдела, состоящего
из 3–5 человек! И это – на 101 заповедник и 35
национальных парков общей площадью более
40 млн га!
Из опыта других стран, из печального
опыта нашей страны, да и из простой человеческой
логики ясно, что для полноценного управления
заповедниками необходима государственная,
независимая, обладающая всеми полномочиями и
штатом квалифицированных специалистов
структура. На сегодняшний день такой структуры
нет, несмотря на многократные обращения к
Президенту России ученых, представителей
отечественных и международных организаций.
Система российских заповедников и
национальных парков – одна из самых развитых и
признанных систем ООПТ в мире, национальное
достояние России – фактически брошена
государством на произвол судьбы.
Послесловие. Вверх по лестнице, ведущей вниз
Так называется известный роман Бел
Кауфман. Формально – это роман о школе, что,
казалось бы, не имеет к заповедной тематике
никакого отношения. По сути – это роман о людях,
которые идут против системы. Не потому, что они –
такие уж революционеры. Просто система ужасна. И
в этом смысле сходство полное.
На открытии выставки несколько раз прозвучала
мысль о том, что развитие заповедной системы
России идет по синусоиде, и сейчас, к сожалению,
мы находимся в нижней ее части… Я увидела эту
синусоиду очень зримо – неукротимо бегущую вниз
лестницу государственной природоохранной
политики, по которой, со столь же неукротимым
упорством, с затратой бешеных усилий, всё
карабкается и карабкается вверх горстка упрямых
безумцев – работников заповедного дела. И самое
удивительное, что им все-таки удается
продвигаться вверх.
Государственные природные
заповедники
Номер
на
карте |
Заповедник |
Площадь,
тыс. га |
Год
основания |
Местонахождение |
1 |
Азас |
300,4 |
1985 |
Респ. Тыва |
2 |
Алтайский |
881,2 |
1932 |
Респ. Алтай |
3 |
Астраханский |
67,9 |
1919 |
Астраханская обл. |
4 |
Байкало-Ленский |
659,9 |
1986 |
Иркутская обл. |
5 |
Байкальский |
165,7 |
1969 |
Респ. Бурятия |
6 |
Баргузинский |
374,3 |
1916 |
Респ. Бурятия |
7 |
Басеги |
38,0 |
1982 |
Пермская обл. |
8 |
Бастак |
91,8 |
1997 |
Еврейская АО |
9 |
Башкирский |
49,6 |
1930 |
Респ. Башкортостан |
10 |
Белогорье |
2,1 |
1979 |
Белгородская обл. |
11 |
Богдинско-Баскунчакский |
18,5 |
1997 |
Астраханская обл. |
12 |
Болоньский |
103,6 |
1997 |
Хабаровский край |
13 |
Большая Кокшага |
21,6 |
1993 |
Респ. Марий-Эл |
14 |
Большехехцирский |
45,4 |
1963 |
Хабаровский край |
15 |
Большой Арктический |
4169,2 |
1993 |
Таймырский (Долгано-Ненецкий)
АО |
16 |
Ботчинский |
257,4 |
1994 |
Хабаровский край |
17 |
Брянский лес |
12,2 |
1987 |
Брянская обл. |
18 |
Буреинский |
358,4 |
1987 |
Хабаровский край |
19 |
Верхне-Тазовский |
631,3 |
1986 |
Ямало-Ненецкий АО |
20 |
Висимский |
33,5 |
1971 |
Свердловская обл. |
21 |
Витимский |
585,0 |
1982 |
Иркутская обл. |
22 |
Вишерский |
241,2 |
1991 |
Пермская обл. |
23 |
Волжско-Камский |
10,1 |
1960 |
Респ. Татарстан |
24 |
Воронежский |
31,1 |
1923 |
Воронежская и Липецкая обл. |
25 |
Воронинский |
10,3 |
1994 |
Тамбовская обл. |
26 |
Галичья гора |
0,2 |
1925 |
Липецкая обл. |
27 |
Гыданский |
878,2 |
1996 |
Ямало-Ненецкий АО |
28 |
Дагестанский |
19,1 |
1987 |
Респ. Дагестан |
29 |
Дальневосточный морской |
64,3 |
1978 |
Приморский край |
30 |
Дарвинский |
112,7 |
1945 |
Вологодская и Ярославская обл. |
31 |
Даурский |
45,8 |
1987 |
Читинская обл. |
32 |
Денежкин Камень |
78,2 |
1991 |
Свердловская обл. |
33 |
Джергинский |
238,1 |
1992 |
Респ. Бурятия |
34 |
Джугджурский |
860,0 |
1990 |
Хабаровский край |
35 |
Жигулевский |
23,2 |
1927 |
Самарская обл. |
36 |
Зейский |
99,4 |
1963 |
Амурская обл. |
37 |
Ильменский |
34,1 |
1920 |
Челябинская обл. |
38 |
Кабардино-Балкарский
высокогорный |
82,6 |
1976 |
Кабардино-Балкарская |
39 |
Кавказский |
280,3 |
1924 |
Краснодарский край, Респ.
Адыгея, Карачаево-Черкесская респ. |
40 |
Калужские засеки |
18,5 |
1992 |
Калужская обл. |
41 |
Кандалакшский |
70,5 |
1932 |
Мурманская обл. |
42 |
Катунский |
151,6 |
1991 |
Респ. Алтай |
43 |
Кедровая падь |
17,9 |
1925 |
Приморский край |
44 |
Керженский |
46,8 |
1993 |
Нижегородская обл. |
45 |
Кивач |
10,9 |
1931 |
Респ. Карелия |
46 |
Командорский |
3648,7 |
1993 |
Камчатская обл. |
47 |
Комсомольский |
64,4 |
1963 |
Хабаровский край |
48 |
Корякский |
377,2 |
1995 |
Корякский АО |
49 |
Костомукшский |
47,6 |
1983 |
Респ. Карелия |
50 |
Кронецкий |
1142,1 |
1934 |
Камчатская обл. |
51 |
Кузнецкий Алатау |
412,9 |
1989 |
Кемеровская обл. |
52 |
Курильский |
65,4 |
1984 |
Сахалинская обл. |
53 |
Лазовский |
121,0 |
1940 |
Приморский край |
54 |
Лапландский |
278,4 |
1930 |
Мурманская обл. |
55 |
Магаданский |
883,8 |
1982 |
Магаданская обл. |
56 |
Малая Сосьва |
225,6 |
1976 |
Ханты-Мансийский АО – Югра |
57 |
Мордовский |
32,1 |
1936 |
Респ. Мордовия |
58 |
Ненецкий |
313,4 |
1997 |
Ненецкий АО |
59 |
Нижне-Свирский |
41,6 |
1980 |
Ленинградская обл. |
60 |
Норский |
211,2 |
1998 |
Амурская обл. |
61 |
Нургуш |
5,9 |
1994 |
Кировская обл. |
62 |
Окский |
55,7 |
1935 |
Рязанская обл. |
63 |
Олекминский |
847,1 |
1984 |
Респ. Саха |
64 |
Оренбургский |
21,7 |
1989 |
Оренбургская обл. |
65 |
Остров Врангеля |
2225,7 |
1976 |
Чукотский АО |
66 |
Пасвик |
14,7 |
1992 |
Мурманская обл. |
67 |
Печоро-Илычский |
721,3 |
1930 |
Респ. Коми |
68 |
Пинежский |
51,5 |
1974 |
Архангельская обл. |
69 |
Полистовский |
38,0 |
1994 |
Псковская обл. |
70 |
Поронайский |
56,7 |
1988 |
Сахалинская обл. |
71 |
Приволжская лесостепь |
8,3 |
1989 |
Пензенская обл. |
72 |
Приокско-Террасный |
4,9 |
1945 |
Московская обл. |
73 |
Присурский |
9,1 |
1995 |
Чувашская респ. |
74 |
Путоранский |
1887,3 |
1988 |
Таймырский (Долгано-Ненецкий) и
Эвенкийский АО |
75 |
Рдейский |
36,9 |
1994 |
Новгородская обл. |
76 |
Ростовский |
9,5 |
1995 |
Ростовская обл. |
77 |
Саяно-Шушенский |
390,4 |
1976 |
Красноярский край |
78 |
Северо-Осетинский |
29,5 |
1967 |
Респ. Северная Осетия – Алания |
79 |
Сихотэ-Алинский |
401,4 |
1935 |
Приморский край |
80 |
Сохондинский |
211,0 |
1973 |
Читинская обл. |
81 |
Столбы |
47,2 |
1925 |
Красноярский край |
82 |
Таймырский |
1781,9 |
1979 |
Таймырский (Долгано-Ненецкий)
АО |
83 |
Тебердинский |
85,1 |
1936 |
Карачаево-Черкесская респ. |
84 |
Тигирекский |
40,7 |
1999 |
Алтайский край |
85 |
Тунгусский |
296,5 |
1995 |
Эвенкийский АО |
86 |
Убсунурская котловина |
323,2 |
1993 |
Респ. Тыва |
87 |
Уссурийский |
40,4 |
1934 |
Приморский край |
88 |
Усть-Ленский |
1433,0 |
1985 |
Респ. Саха (Якутия) |
89 |
Хакасский |
267,6 |
1999 |
Респ. Хакасия |
90 |
Ханкайский |
39,3 |
1990 |
Приморский край |
91 |
Хинганский |
97,1 |
1953 |
Амурская обл. |
92 |
Хоперский |
16,2 |
1935 |
Воронежская обл. |
93 |
Центрально-Лесной |
24,4 |
1930 |
Тверская обл. |
94 |
Центральносибирский |
1018,8 |
1985 |
Красноярский край, Эвенкийский
АО |
95 |
Центрально-Черноземный |
5,3 |
1935 |
Курская обл. |
96 |
Черные Земли |
121,9 |
1990 |
Респ. Калмыкия |
97 |
Шульган-Таш |
22,5 |
1985 |
Респ. Башкортостан |
98 |
Эрзи |
6,0 |
2000 |
Респ. Инушетия |
99 |
Юганский |
648,6 |
1982 |
Ханты-Мансийский АО – Югра |
100 |
Южно-Уральский |
252,8 |
1978 |
Респ. Башкортостан,
челябинская обл. |
1 Хотя на выставке были
представлены экспонаты по истории заповедников
как России, так и Белоруссии, в данной статье
автор сознательно ограничивается рассмотрением
истории только российских заповедников.
2 ООПТ – особо охраняемые
природные территории
|