Заповедник – природная лаборатория

ЭКОЛОГИЯ

И.В. МАСЛОВА,
заместитель директора по науке,
заповедник «Ханкайский»

«Танку» про Ханку

Озеро в цвету

Озеро в цвету

Это не научный очерк. Это о прекрасном, о любимом, о том, о чем хочется рассказать всем. Для чего? Потому что...

Люди! Какая же красота нам досталась на Земле! Капельку оторвитесь от дел, скучных бумажек, железяк и вспомните об этом.

Чаще всего мы мыслим конкретными ассоциациями: «земля – цветы», «вода – водоросли». А знаете ли вы, что существует в нашей стране ошеломляюще прекрасный мир – мир цветов на воде.

Есть на Дальнем Востоке изумительное озеро. «Озеро Белых Перьев», как называли его древние люди – Ханка. Слово – словно резкий выдох мокрого ветра. Ханка. Оно огромно, как море, бурливо, как море, но в тихих заводях и протоках хранит радужный мир цветов. Лотос... Сколько о нем написано! А дух захватывает бесконечно.

У села – озерцо. Кто-то из селян засадил его лотосами. Те разрослись. Теперь волнуются за лотосы всем селом. Местный народ прост, близок к земле, практичен, «цацки» разводить не любит. А лотос не трогает. Даже в пьяном разгуле не трогает. На приезжих косятся недобро. Не обидят ли цветы, не сорвут ли?

Тарахтит пригородный автобус на дачи. Давка, корзины, ведра. Взмыленные дачники, проезжая мимо озерца, оживают и комментируют. Сколько цветков лотоса распустилось, сколько завяло. Не сорвал ли кто?

Первый раз я увидела лотос на реке Белой у села. Там проходил ежедневный путь коров на пастбище. Спуск к речке весь в грязи, вывороченная копытами земля, серо. Погода была под стать. Небо надолго затянули тучи. Приморье полоскал очередной тайфун. Время цветения лотосов подходило к завершению. И вот среди торжественных, темных, по сути, и по погоде, листьев я увидела несколько поздних цветов. Точнее, сначала трепыхнулось сердце, независимо от разума. Среди тьмы сиял, нет – светился, мучительно нежный кипенно-розовый цвет.

Бокал, овал, яйцо зарождения жизни. Жизнь должна была зародиться на Земле именно из такого цветка. Уважение. Ощущение своей малости. Интересно, что при виде истинно прекрасного, мгновенно превращаешься в лилипута. Такое уже было у меня при встрече с дальневосточным аистом. Он был так совершенен.

Так же совершенен лотос. Совершенны листья, филигранны бутоны, безупречны цветы, удивительны плоды.

А чего стоит история лотоса! Он почитаем народами в Китае, Японии, Индии. В Японии угощают блюдом из лотоса. Вкусно (как и вся японская кухня).

Господи, чего только в воде не плавает!

Эвриала. Одно видовое название чего стоит – Эвриала устрашающая. Мало кто знает, что Эвриала – это имя одной из трех славных сестричек-горгон. За головой горгоны Медузы охотился храбрый Персей. Всё тело сестер покрывала блестящая и крепкая чешуя. Медные руки украшали острые когти. Клыки были словно кинжалы.

Ну, в шипах, ну, совсем вся в шипах. Чертыхаются рыбаки, дырявя на ней свои резиновые суденышки. А я люблю это растение горячо и преданно. Радуюсь каждой встрече. Ведь восторгаемся же мы сверхколючими кактусами. А это – типичный водяной кактус. Даже бутоны покрыты колючками. Но чертовски живописны!

Огромные листья раскинулись по воде, прочные, цапля стоит, не шелохнется. Синяя неподвижная вода, зелень листьев пронизана красным узором прожилок, столбиками колючек. Из-под воды змеями выгибают головы стебли.

Монохория Корсакова. Как страничка в учебнике по латыни. Ни о чем не говорит. А какие это чудные столбики синих цветов! Белая кисея вахты трехлистной. Белые огоньки водокраса, гидриллы.

Чилим. Четыре вида. Все в Красной книге. Совсем крохотные скромные цветочки. Зато ажурные резные листья.

Водяной клен. Что-то потянуло на ассоциации. Водяной кактус, водяной клен. Тогда болотоцветник – водяной нарцисс, а может, одуванчик? Такие же веселые бескрайние полянки. Полянки-солнышки. Только на воде.

Болотоцветник

Болотоцветник

Болотоцветник – ну какое квакающее, пахнущее тиной название. Золотые поля этого растения – одна из достопримечательностей западной Ханки. Когда входишь на лодке на золотой ковер, то охватывает густой медвяный аромат. Вокруг деловито гудят пчелы!!! Они тоже оценили по достоинству это растение. Латынь звучит намного приятственней – нимфоидес. Что-то от нимфы.

Одно растение я, к своему стыду, принимала за водоросль. А тут над водой поднялись султаны, солдатики цветочных побегов. Это же рдест. Их много видов на Дальнем Востоке. Строй. Водяная сосенка. Это просто нежность.

Много-много всего. Стрелолист, белокрыльник. Сальвиния плавающая – узоры. По секрету, сальвиния – это... папоротник! Огоньки пузырчатки-хищника.

Белокрыльник болотный
Белокрыльник болотный
Сальвиния плавающая
Сальвиния плавающая
Эвриала
Эвриала

Даже если ты живешь не на берегах древней Ханки, а где-нибудь в Подмосковье, ты можешь на тихом пруду обнаружить великолепнейшую кувшинку, надутую кубышку и прочих обитателей природы, как всегда поражающей своим бесконечным разнообразием.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru