Словарь-справочник в вопросах и ответах

АБИТУРИЕНТУ

ЛЕРНЕР Г.И.

Продолжение. См. № 22, 23/2005, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11/2006

Словарь-справочник в вопросах и ответах

(6–11-е классы)

  • Назовите основные этапы онтогенеза человека.

Ответ. Эмбриональный период – от зиготы до рождения, постэмбриональный (грудничковый) период – до года, ясельный – до 3 лет, дошкольный – до 6 лет, школьный – до 17 лет, юношеский – до 25 лет, зрелый – до 60 лет, старческий – после 60 лет.

  • Назовите периоды ускоренного роста человека.

Ответ. Ускоренный, или активный, рост происходит в первые годы жизни и в период полового созревания.

  • Что такое акселерация?

Ответ. Акселерация – ускорение психического и физического развития детей по сравнению с предыдущими поколениями.

ООГЕНЕЗ (от греч. ооn яйцо... и ...генез) – совокупность последовательных процессов развития женской половой клетки от первичной половой клетки до зрелого яйца.

  • Как называются клетки из которых образуются яйцеклетки?

Ответ. Ооциты 1-го порядка.

  • Какой способ деления клеток лежит в основе образования женских гамет?

Ответ. Гаметы образуются в результате мейоза.

  • Сколько яйцеклеток образуется в результате оогенеза?

Ответ. Одна яйцеклетка и три направительных тельца.

ОПЛОДОТВОРЕНИЕ – слияние мужской половой клетки (сперматозоида, или спермия) с женской (яйцом или яйцеклеткой), приводящее к образованию зиготы, которая дает начало новому организму.

  • Чем отличаются половые клетки от зиготы?

Ответ. В ядре зиготы содержится двойной (диплоидный ) набор хромосом, в отличие от гаплоидного набора хромосом в гаметах. Половина хромосомного набора зиготы – от отцовского организма, половина – от материнского.

  • Каков биологический смысл оплодотворения?

Ответ. Оплодотворение, предшествуя развитию нового организма, приводит к появлению новых генетических комбинаций признаков родителей, чем поддерживается генетическое разнообразие организмов.

  • Чем отличается оплодотворение у животных от оплодотворения у цветковых растений?

Ответ. У цветковых растений происходит двойное оплодотворение, в результате чего образуются зародыш растения и эндосперм.

  • Чем можно объяснить случаи развития из одной зиготы двух, а иногда и более особей?

Ответ. В некоторых случаях во время дробления зиготы происходит разделение бластулы на две части. В результате рождаются однояйцевые близнецы – дети одного пола и с одинаковыми генотипами.

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА скелетно-мышечная система, комплекс костей, хрящей, суставов, связок и мышц, дающий опору телу позвоночных и обеспечивающий передвижение их в пространстве, а также движения отдельных частей тела относительно друг друга.

  • Каковы особенности опорно-двигательной системы человека, отличающие его от животных?

Ответ. К таким особенностям этой системы относятся:

– вертикальное положение тела, поддерживаемое скелетом и мышцами;
– увеличенный мозговой отдел черепа, по сравнению с его лицевым отделом;
– расширенная грудная клетка;
– S-образный изгиб позвоночника и сводчатая стопа, амортизирующая при хождении и беге;
– короткий копчиковый отдел позвоночника;
– широкий тазовый пояс;
– противопоставленный большой палец руки;
– подвижность пальцев рук.

  • Из какого зародышевого листка формируется опорно-двигательная система?

Ответ. Из мезодермы.

  • Каковы способы предупреждения заболеваний опорно-двигательной системы?

Ответ. Для предупреждения заболеваний позвоночника (лордоза, кифоза, сколиоза) необходима правильная осанка и посадка за столом. Плоскостопие устраняется специальной обувью и упражнениями.

ОПЫЛЕНИЕ – перенос пыльцы растений с пыльников на рыльце пестика (у цветковых растений) или на семяпочку (у голосеменных).

ОРГАНИЗМ – биологическая единица (особь, индивидуум), имеющая характерные анатомические и физиологические признаки, подверженная экологическим воздействиям. Может состоять из единственной клетки (одноклеточный организм), из множества одинаковых клеток (колониальный организм) или из различных по функциям клеток (многоклеточный организм). Новый организм возникает от предшествующего, благодаря способности к размножению.
В общем, широком, смысле организмом может считаться любая биологическая или биокосная целостная система, элементы которой соподчинены и взаимозависимы и функционируют как целое. В этом смысле понятие организм включает в себя не только особей (индивидов) и колонии, но и семьи (у общественных животных), популяции, биогеоценозы и т.д.

  • Каковы характерные черты живого организма?

Ответ. Для живого организма характерны упорядоченное строение, раздражимость, обмен веществ, подвижность, рост, размножение и приспособленность к условиям среды.

ОРГАНИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ приспособленность организма к определенным жизненным условиям, т.е. к факторам окружающей среды.

ОХРАНА ПРИРОДЫ – охрана окружающей природной среды, комплексная система мероприятий, направленных на сохранение, рациональное (неистощительное) использование и воспроизводство природных ресурсов, в том числе на сохранение видового многообразия (генофонда) флоры и фауны Земли, а также на охрану недр, водных ресурсов, атмосферного воздуха и на сохранение природных условий развития человеческого общества.

П

ПАМЯТЬ – способность к воспроизведению прошлого индивидуального опыта.

ПАНСПЕРМИЯ – гипотеза о возможности переноса жизни во Вселенной с одного космического тела на другое, в том числе на Землю. Согласно этой гипотезе, жизнь была занесена на Землю с упавшими метеоритами или с космической пылью. Убедительного подтверждения этой гипотезы пока нет.

ПАПОРТНИКОВИДНЫЕ – отдел высших споровых растений.

  • Какое поколение доминирует у папоротников?

Ответ. Доминирует бесполое поколение, или спорофит, – многолетнее травянистое растение с диплоидным набором хромосом в клетках.

  • Что собой представляет гаметофит папоротника?

Ответ. Это заросток – гаплоидное растение, на котором образуются половые органы – антеридии и архегонии.

  • Почему антеридии и архегонии развиваются, преимущественно, на нижней стороне заростка?

Ответ. Это связано с тем, что папоротники в своем развитии еще связаны с водой, которая необходима для оплодотворения (передвижения половых клеток).

  • Каково значение папоротников для человека?

Ответ. Молодые папоротники едят, из папоротников делают лекарства и удобрения. Остатки древних папоротников образуют залежи каменного угля, торфа.

ПАРАЗИТИЗМ (от parasitos – нахлебник) – форма межвидовых взаимоотношений двух организмов, при которых один организм использует другой либо в качестве среды обитания, либо в качестве источника пищи.

  • У каких форм живых организмов развит паразитизм?

Ответ. Он развит у всех форм, начиная с вирусов и бактерий и кончая высшими растениями и многоклеточными животными.

  • Какими приспособлениями к своему образу жизни обладают организмы-паразиты?

Ответ. Разнообразие этих приспособлений достаточно велико. Это и размеры, и плодовитость, и специфичность поступления пищи в организм, и адаптация к срокам размножения организма-хозяина, и утрата некоторых органов и систем органов.

ПАРАСИМПАТИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА – часть вегетативной нервной системы (НС), ганглии которой расположены в непосредственной близости от иннервируемых органов или в самих органах.

  • Какие органы инневируются парасимпатической НС?

Ответ. В составе блуждающего, языкоглоточного, лицевого и тазового нервов волокна этого отдела НС доходят до ганглиев, расположенных в (или на поверхности) мышцах глаз, слёзных и слюнных железах, сердце, бронхах, желудочно-кишечном тракте, мочевом пузыре и половых органах.

ПАРТЕНОГЕНЕЗ, девственное размножение, – одна из форм полового размножения организмов, при которой яйцеклетки развиваются без оплодотворения.

  • Организмы какого пола развиваются из партеногенетических яиц?

Ответ. Из таких яиц развиваются у некоторых форм только самки, у других форм могут развиваться и самки, и самцы (например, у тлей).

  • В каких случаях применяют искусственный партеногенез?

Ответ. Л.Астауров, воздействуя на яйца тутового шелкопряда химическими мутагенами, радиоактивным излучением и действием высоких температур, получал в потомстве в основном самок, прядущих шелковую нить.

ПАСЛЕНОВЫЕ – семейство двудольных растений, травы, полукустарники или кустарники.

  • Приведите примеры растений семейства пасленовых.

Ответ. Паслен черный, белена черная, дурман обыкновенный, петунья гибридная, картофель, томат, баклажан и др.

  • У какого из культурных растений семейства пасленовых плоды несъедобны?

Ответ. У картофеля. В пищу употребляются клубни картофеля, представляющие собой видоизмененные побеги.

  • Каково значение растений этого семейства в жизни человека?

Ответ. Некоторые виды выращиваются как овощные культуры. Многие из представителей пасленовых содержат алкалоиды (яды), которые используют для производства лекарственных препаратов.

ПАУКИ, ПАУКООБРАЗНЫЕ класс членистоногих животных.

  • Назовите представителей паукообразных.

Ответ. К этому классу относятся скорпион, паук-серебрянка, паук птицеед, каракурт, паук-крестовик, клещи и др.

  • Назовите характерные признаки класса.

Ответ. У паукообразных слитная головогрудь, нерасчлененное брюшко, 4 пары ног, усики отсутствуют, имеется несколько пар простых глаз, паутинные железы. Дыхание легочное или трахейное.

ПЕНЕТРАНТНОСТЬ – частота фенотипического проявления аллеля определенного гена у особей родственной группы организмов. Эта частота выражается в процентах особей, проявляющих в фенотипе данный ген.

  • Что означает 100% пенетрантность?

Ответ. Это означает, что данный аллель проявляется у любой, имеющей его, особи.

  • Приведите примеры, подтверждающие явление пенетрантности.

Ответ. Некоторые гены, присутствующие в популяции родственников, могут проявляться с определенной частотой в зависимости от условий среды. Например, пенетрантность гена, определяющего развитие зачаточных крыльев у дрозофилы, зависит от температуры, при которой развиваются личинки и куколки.

ПЕНИЦИЛЛ – род низших грибов, вместе с другими грибами образуют плесень. Применяются для получения антибиотиков.

  • Из чего состоит пеницилл?

Ответ. Гриб состоит из мицеллия и конидиеносцев, на которых развиваются одноклеточные конидии со спорами.

  • Где используют пенициллы?

Ответ. В производстве антибиотиков, в сыроварении.

ПЕПСИН – фермент желудочного сока позвоночных, катализирующий расщепление белков в кислой среде (опт. рН около 2,0).

  • Где и как вырабатывается пепсин?

Ответ. Пепсин вырабатывается секреторными клетками слизистой желудка в неактивной форме, называемой пепсиногеном.

  • Как пепсиноген превращается в активную форму – пепсин?

Ответ. Пепсиноген превращается в пепсин в присутствии соляной кислоты, вырабатывающейся в желудке, под действием уже имеющегося в среде активного пепсина.

ПЕПТИДНАЯ СВЯЗЬ – вид ковалентной связи, возникающей в результате взаимодействия a-аминогруппы (–NH2) одной аминокислоты с a-карбоксильной группой (–СООН) другой аминокислоты (–СО–NН–).

Перелеты птиц – ежегодные дальние перемещения птиц из области гнездования в область зимовок и возвращение обратно.

  • Может ли один и тот же вид птиц быть и оседлым и перелетным?

Ответ. Да, может. Скворцы, живущие на Британских островах, – оседлые птицы. Скворцы, живущие в более холодных районах на континенте, улетают на зимовку. То же относится и к серой вороне. В северных районах ареала это перелетная птица, а в южных – оседлая.

  • Могут ли перелетные птицы не улетать на зимовку?

Ответ. Да, если зима мягкая, водоемы не замерзают, можно найти корм.

  • Что является для птиц основным сигналом для отлета?

Ответ. Таким сигналом является длина светового дня. Однако время прилета зависит от конкретных погодных и других условий среды.

ПЕРИКАРД – околосердечная сумка, прочный соединительнотканный мешок, окружающий сердце позвоночных.

  • Каковы функции перикарда?

Ответ. Перикард ограничивает сердечную мышцу при ее сокращениях, а перикардиальная полость, заполненная жидкостью, уменьшает силу трения, возникающую при работе сердца.

ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА (ПНС) – часть нервной системы, образованная нервами, соединяющими ЦНС с внутренними органами, железами, мышцами, кожей.

  • Какие структуры входят в ПНС?

Ответ. ПНС образована нервами, нервными сплетениями и нервными узлами (ганглиями).

  • Что называется нервными узлами?

Ответ. Нервные узлы – это скопления тел нейронов вне ЦНС.

  • Где находятся нервные узлы ПНС?

Ответ. Эти узлы расположены в задних корешках спинного мозга, во внутренних органах.

  • На какие подсистемы разделена ПНС?

Ответ. На соматическую (СНС) нервную систему и вегетативную (ВНС) нервную систему. В свою очередь, ВНС делится на симпатическую, парасимпатическую и метасимпатическую нервные системы.

  • Взаимосвязаны ли в своих функциях различные отделы НС?

Ответ. Да. Их разделение на отделы условно и нужно лишь для удобства изучения. Все отделы НС тесно связаны между собой структурно и функционально.

ПЕРЬЯ – роговые образования кожи птиц, покрывающие большую часть их тела и образующие оперение.

  • С какими образованиями пресмыкающихся и млекопитающих сходны перья по происхождению?

Ответ. Перья, как и чешуя пресмыкающихся, волосы и когти млекопитающих, образовались из эпидермиса.

  • Для чего служит крылышко?

Ответ. Крылышко служит для изменения скорости и направления движения при поворотах и посадке.

  • Какова функция рулевых перьев?

Ответ. Рулевые перья увеличивают несущую поверхность, обеспечивают направление полета и опору при посадке или лазании.

  • Что такое аптерии и птерилии?

Ответ. Аптерии – это участки тела птиц, лишенные перьев. Птерилии – участки, покрытые перьями.

ПЕСТИК– основная часть цветка, участвующая в образовании плода.

  • Чем образован пестик?

Ответ. Пестик образован смыканием или срастанием одного или нескольких плодолистиков.

  • Сколько пестиков может быть в цветке?

Ответ. От одного до нескольких. У некоторых цветков пестики могут отсутствовать совсем.

  • Из какой части пестика развивается плод?

Ответ. Из завязи.

ПЕЧЕНЬ – пищеварительная железа некоторых беспозвоночных и всех позвоночных животных.

  • Какие функции выполняет печень?

Ответ. Печень синтезирует и секретирует желчь, участвует в синтезе белков, гликогена, витаминов. Она выполняет барьерную функцию, обезвреживая токсины, продукты распада, микроорганизмы. Печень играет роль кровяного депо.

  • Почему печень относят к пищеварительным железам?

Ответ. Клетки печени секретируют желчь. Выходя по желчным протокам в полость двенадцатиперстной кишки, желчь эмульгирует жиры, активирует пищеварительные ферменты, усиливает моторику кишечника.

  • Чем можно объяснить образование камней в желчном пузыре?

Ответ. Камни – это концентрированные соли желчных кислот. При неправильном питании, при нарушениях водно-солевого обмена соли образуют камни.

  • Приведите пример барьерной функции печени.

Ответ. Продуктом белкового обмена является аммиак. Он ядовит. В печени из аммиака синтезируется менее токсичная мочевина. Алкоголь разрушается в печени, именно поэтому чрезмерное употребление алкоголя ведет к циррозу печени, т.е разрушению ее клеток.

ПИНОЦИТОЗ – захват и поглощение клеткой жидкости.

  • В чем заключается биологическое значение пиноцитоза?

Ответ. Вместе с поглощаемой путем пиноцитоза водой в клетку могут проникнуть крупные молекулы и ионы, не проходящие через поры мембраны.

ПИЩЕВАРЕНИЕ – совокупность процессов, обеспечивающих механическое измельчение и химическое расщепление пищевых веществ на компоненты, пригодные к всасыванию и участию в обмене веществ.

  • Каковы основные этапы пищеварения?

Ответ. Сначала пища измельчается, что обеспечивает большую площадь соприкосновения пищевого комка с химическим реагентами. Затем начинается ее расщепление гидролитическими ферментами слюны, желудка, тонкого кишечника. Следующий этап – всасывание продуктов расщепления – аминокислот, жирных кислот, моносахаров. В клетках из этих веществ синтезируются специфические для данного организма соединения.

  • Какие типы пищеварения известны и каковы их особенности?

Ответ. Различают три типа пищеварения:
– внеклеточное – пищеварительные ферменты выделяются на пищу в пищеварительном тракте (пауки и некоторые насекомые впрыскивают пищеварительные ферменты в тело самой добычи, а затем засасывают полупереваренную пищу);
– внутриклеточное – пищеварение происходит в цитоплазме клеток или в вакуолях. Так переваривают пищу простейшие, некоторые многоклеточные;
– пристеночное – пищеварение происходит на мембранах кишечных клеток; его активность зависит от площади поверхности контактов стенок кишечника с пищевой массой.
Часто все типы пищеварения сочетаются.

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА совокупность органов пищеварения у животных.

  • Каковы основные функции пищеварительной системы?

Ответ. Пищеварительная система выполняет секреторную, моторную, всасывательную и экскреторную функции.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru