Е.Б.ЧИСТЯКОВА,
школа № 1970 г. Москва.
Организация и проведение обобщающих
уроков по биологии
...Дитя требует деятельности
беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее
однообразием и односторонностью.
К.Д. Ушинский
В наш бурный, стремительный век
человек за свою жизнь должен усвоить огромный
объем информации. Он черпает ее из прессы, с
телеэкрана, в процессе общения с другими людьми и
так далее.
Для подростка важнейшим источником
информации, пожалуй, является школа. Каждый
школьный предмет сконцентрировал в себе знания,
накопленные человечеством на протяжении
тысячелетий. И все это ребенку необходимо понять,
осмыслить, запомнить в считанные дни и научиться
применять на практике. Часто школьник
оказывается неподготовленным к восприятию этой
лавины фактов, законов и правил.
При некорректном, неинтересно
поставленном процессе обучения легко навсегда
привить ребенку отвращение к учебе, получению
новых знаний, самообразованию. Поэтому для того,
чтобы в каждой конкретной ситуации
напряженность труда учителя и учеников
оставалась на допустимом уровне, не вела к
перегрузке, не отражалась отрицательно на их
здоровье, и чтобы в то же время их труд был
высокоэффективным, необходимо выбирать
оптимальные варианты обучения. Другими словами:
необходим поиск путей активизации процесса
обучения, которые помогут сделать его
интересным, эффективным, доступным для
сохранения большого объема информации.
Знания должны усваиваются не путем
заучивания, а путем их сознательной переработки.
О необходимости активной мыслительной
деятельности в процессе усвоения знаний говорил
В.Сухомлинский: «Для ученика, если он не
переживал гордости своей мыслью, умственный труд
становится нежелательным… Опыт привел меня к
убеждению: чем больше ученикам надо запоминать и
хранить в памяти, тем больше необходимость в
обобщении, размышлении, рассуждении. Это как бы
снимает усталость, пробуждает новый интерес к
знаниям, к фактам».
Серьезным недостатком в работе школы
является слабая ориентация учебного процесса на
активное овладение знаниями. Выпускники нередко
затрудняются практически применять полученные
знания, у них недостаточно развито умение
логически рассуждать, они часто теряются, если
вопрос или задача поставлены в несколько
необычной форме, не могут использовать материал
смежных предметов. В связи с этим важнейшая
задача школы состоит в том, чтобы научить молодых
людей творчески мыслить, подготовить их к жизни,
к практической работе.
Именно поэтому поиск путей и способов
формирования у учащихся опыта творческой
деятельности является основным направлением
моих дидактических исследований.
В связи с переходом на концентрическую
программу по биологии, в 6-м и 7-м классах дети
вынуждены усваивать очень большой объем
информации за сравнительно короткий срок. Раньше
при изучении биологии по линейной программе мы
полтора года изучали ботанику в 6–7-х и полтора
года зоологию в 7–8-х классах. Сейчас же, с
переходом на концентрическую программу
И.Н. Пономаревой, ботанику мы изучаем только в
6-м классе 1 год и 1 год – зоологию в 7-м классе. С
сокращением сроков изучения курсов объем
необходимой информации не стал меньше, а это
требует от ученика высокой производительности
на уроке, поэтому все виды деятельности должны
быть направлены на более продуктивное усвоение
материала.
Чтобы дети меньше утомлялись на уроке,
я в своей работе чередую разные формы учебной
деятельности и активно использую игры и игровые
моменты для снятия эмоционального напряжения у
детей.
Игра – естественный спутник в жизни
человека, источник радостных эмоций, обладающий
великой воспитательной силой. Сам термин «игра»
на различных языках соответствует понятиям
«шутка», «смех», «легкость», «удовольствие» и
указывает на связь этого процесса с
положительными эмоциями.
В играх ярко отражаются образ жизни
людей, их быт, труд, проявляются такие качества,
как смекалка, выдержка, творческая выдумка,
находчивость, воля к победе. Игры заставляют
активнее мыслить, способствуют расширению
кругозора, уточнению представлений об
окружающем мире.
Игра – древнейшее средство воспитания
и обучения детей, они дополняют традиционные
формы обучения, способствуют его активизации и
успешному внедрению в практику педагогики
сотрудничества. В сочетании с другими методами и
приемами игры повышают эффективность
преподавания биологии, делают процесс обучения
более интересным, способствуют успешному
усвоению изучаемого материала, формируют навыки
коллективной работы.
Одна и та же игра может выступать в
нескольких функциях: обучающая (развитие
общеучебных умений и навыков, таких, как память,
внимание); развлекательная (создание
благоприятной атмосферы на занятиях,
превращение урока из скучного мероприятия в
увлекательное приключение); коммуникативная –
(объединение коллективов учащихся, установление
эмоциональных контактов); релаксационная (снятие
эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой
на нервную систему при интенсивном обучении).
Известно, что познавательная
активность учащихся тем выше, чем сильнее их
интерес к изучаемому предмету. Но как
сформировать этот интерес?
Один из способов – занимательность.
Необычное, неожиданное вызывает у детей
удивление, живой интерес к процессу познания,
положительный эмоциональный настрой, помогает
усвоить любой учебный материал.
В процессе игры учащиеся незаметно для
себя выполняют задания и делают это с увлечением,
а не по обязанности. Игра ставит ученика в
условия поиска, пробуждает интерес к победе, а
следовательно, и к предмету. В играх, особенно
коллективных, формируются и нравственные
качества личности: дети учатся оказывать помощь
товарищам, считаться с интересами других, у них
развивается чувство ответственности,
воспитывается дисциплина.
«Учись, играя» – заповедь современной
школы. Следуя этой заповеди, я, чтобы не
травмировать детей контрольными и проверочными
работами в конце изучения каждой большой темы,
которых хватает и на других предметах, а также,
чтобы стимулировать познавательный интерес
учащихся к своему предмету, заменила все
контрольные работы в 6–7-х классах на обобщающие
уроки-игры. Я провожу их по сценарию
телевизионных игр: «КВН», «Счастливый случай»
или просто как соревнование.
В курсе ботаники 6-го класса по
программе И.Н. Пономаревой я провожу игры по
следующим темам:
1. Вегетативные органы растения.
2. Цветок. Плод. Семя.
3. Размножение цветковых растений.
4. Отделы растений.
5. Семейства цветковых растений.
6. Бактерии. Грибы. Лишайники.
7. Растительное сообщество.
В курсе зоологии для 7-го класса у меня
разработаны игры по следующим темам:
1. Класс Насекомые.
2. Класс Рыбы.
3. Класс Земноводные.
4. Класс Пресмыкающиеся.
5. Класс Птицы.
6. Класс Млекопитающие.
При подборе заданий для своих игр я
старалась учесть разный уровень подготовки
учащихся, а также активно использовала
межпредметные связи.
Для проведения игры я обычно делю
класс на три команды (по рядам парт), если
позволяет время перед уроком, парты нужно
расставить таким образом, чтобы команды были на
некотором удалении друг от друга и могли сесть
вокруг стола для удобства при решении заданий.
Игра должна иметь общую
направленность и заканчиваться подведением
итогов с обязательным выставлением оценок.
Безоценочный подход к учебным играм, на мой
взгляд, устраняет один из основных стимулов:
стремление к лучшему знанию материала. Поэтому я
использую следующие параметры оценки учеников:
каждый конкурс оценивается определенным
количеством баллов и все члены команды, занявшей
1-е место (то есть набравшей больше баллов, чем
остальные), получают «5»; за 2-е место – «4»; за 3-е
место – «3». Отдельные активно работающие
ученики в командах отмечаются дополнительно
поощрительными оценками «5».
Как показывает практика, такие уроки
проходят очень интересно и увлекательно и
надолго остаются в памяти детей. Многие мои
ученики, будучи уже в 10–11-х классах, очень часто
вспоминают про эти уроки-игры с огромным
восторгом, а ученики 6–7-х классов всегда ждут
этих увлекательных уроков, а это значит, что цель
– вызвать интерес к предмету – мною достигнута.
В качестве примера я хочу привести два
урока: «Размножение цветковых растений» и «Класс
Насекомые».
В одном из конкурсов я использую
задания по созданию тест-рисунков, идею которого
почерпнула, читая цикл статей об игровых
заданиях на уроке ботанике Т.Н. Лашкиной, которые
были опубликованы в газете «Биология» в 2002–2003
гг.
В первой статье (см. Биология, № 42/2002)
очень подробно описана последовательность
выполнения таких заданий.
Разработав
данные игры, я не останавливаюсь на достигнутом и
сейчас разрабатываю игры по анатомии и
физиологии человека и обобщающие уроки-игры по
зоологии и ботанике, которые буду проводить в
конце учебного года.
А закончить свое выступление я хочу
стихами:
Играют люди на планете,
Играют птицы и жуки,
Играют все, но только дети
Играют ото всей души.
И если в школе на уроке
Вдруг доведется поиграть,
То нет счастливей их на свете
И выучат все всё «на пять».
Обобщающий урок-игра по теме:
«Размножение цветковых растений»
Оборудование: коллекция плодов и
семян, биологическое лото, карточки для
конкурсов, таблицы: «Опыление»,
«Оплодотворение», «Плоды» «Распространение
плодов и семян».
Конкурсы следуют в такой
последовательности, чтобы чередовались разные
виды деятельности, а кроме того, чтобы учитель
успевал проверять предыдущее письменное задание
за то время, пока команда выполняет следующее.
Баллы можно записывать на доске после
каждого конкурса или за каждый балл выдавать
«карточки-цветы», а в конце игры их просто
пересчитать у каждой команды.
Конкурс «Загадочный»
Каждая команда отгадывает по очереди
загадки. Все загадки связаны с темой игры. За
каждый правильный ответ – 1 балл. Если команда
отвечает неправильно, другие команды могут дать
свой вариант ответа и заработать дополнительные
баллы.
1. Над лугом парашютики качаются на
прутике. (Одуванчик.)
2. Царицей цветов я зовусь, на вид я
прекрасна, нежна. Но тронь меня невзначай,
почувствуешь, как я сильна. (Роза.)
3.
Две сестры сначала зелены, а потом одна краснеет,
другая чернеет. (Смородина.)
4. Вырос в поле дом, полон дом
зерном, стены позолочены, ставни заколочены. (Колос.)
5. С лица желто, во рту кисло. (Лимон.)
6. Круглый-круглый, сладкий-сладкий,
с полосатой кожей гладкой. А разрежешь –
посмотри: красный-красный он внутри. (Арбуз.)
7. Сидит дед, во сто шуб одет, кто его
раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)
8. Она древностью гордится – ей уж 10
тысяч лет. Шумит в полях под синим небом и кормит
всех нас белым хлебом. (Пшеница.)
9. Висит дом кверху дном: семьсот
коморок и все без запорок, в каждой жилец –
черный жилет. (Подсолнечник.)
Конкурс «Шифровка»
Нужно расшифровать фразу, переставляя
буквы в словах. Оценка: 5 баллов.
Ток втаварыщие вецыт, тот нисорпит
содьрат бесе и дюмял.
(Кто выращивает цветы, тот приносит
радость себе и людям.)
Конкурс «Тест-рисунок»
Команды должны выбрать по одному
правильному ответу на вопросы теста и, соединив в
указанной последовательности (комбинации цифр в
скобках рядом с ответом) точки на листе бумаги,
получить правильный рисунок. (Казалось бы – тест,
но с элементом занимательности, и не так
утомителен для детей.) Оценка – 6 баллов.
Задание 1. Тест-рисунок «Каменный
цветок» (рис. 1)
1. Перекрестным опылением называют
перенос пыльцы:
– с цветка одного растения на цветок
другого растения этого же вида (7–9–10–15);
– с цветка на цветок одного и того же растения
(10–7–15–9);
– с цветка на цветок как одного растения, так и
других растений этого же вида (7–15–10–9).
2. Одно из названных растений
размножают стеблевыми черенками, это – ... :
– картофель (8–3–16–13–1);
– смородина (13–8–16–3–1);
– чеснок (1–8–16–3–13).
3. Цветки, у которых есть пестики и
тычинки, называются:
– раздельнополыми (4–5–6–9);
– однодомными (6–4–9–5);
– обоеполыми (9–4–5–6).
4. Лепестки – это:
– внутренние листочки цветка
(1–2–14–7);
– наружные и внутренние листочки цветка
(14–7–2–1);|
– наружные листочки цветка (2–7–14–1).
5. Плод ягода у :
– огурца (12–6–11–13);
– смородины (6–11–12–13);
– яблони (11–13–6–12).
6. Оплодотворение у цветковых
растений называется двойным потому, что:
– в нем участвуют два спермия,
яйцеклетка и центральная клетка (17–18–21–20–1);
– оно происходит подряд два раза (17–20–18–21–1);
– в результате образуется два зародыша (20–
21–1–17–18).
7. Ветром распространяются плоды:
– дуба (17–19–22–1);
– яблони (1–22–19–17);
– одуванчика (17–22–19–1).
Правильные ответы (порядок
соединения точек)
(1): 7–15–10–9; (2): 13–8–16–3–1; (3): 9–4–5–6;
(4): 1–2–14–7; (5): 6–11–12–13; (6): 17–18–21–20–1; (7):
17–22–19–1.
Задание 2. Тест-рисунок «Тюльпан»
(рис. 2)
1. При переносе пыльцы насекомыми с
цветка на цветок происходит:
– самоопыление (7–11–5–10);
– перекрестное опыление (7–10–11–5);
– оплодотворение (15–7–10–11).
2. Одно из перечисленных растений
размножается луковицами, это – ... :
– картофель (1–2–3–4–5);
– ландыш (2–3–1–5–4);
– тюльпан (3–1–2–4–5).
3. Околоцветник называется двойным,
если в нем:
– лепестки и чашелистики
располагаются по двум кругам (21–19–15–17);
– лепестки располагаются в два ряда (19–17–15–21);
– чашечка зеленая, а венчик белый (15–17–21–19).
4. Двудомные растения:
– огурец, кукуруза (16–4–14–18);
– яблоня, капуста (14–4–16–18);
– ива, крапива (18–16–14–4).
5. Плод костянку имеет:
– грецкий орех (7–17–9–8);
– слива (17–9–8–7);
– горох (9–7–8–17).
6. Из центральной клетки после ее
слияния со спермием возникает:
– зародыш (13–7–3–15);
– зигота (15–7–3–13);
– эндосперм (7–3–13–15).
7.
Плоды, активно разбрасывающие свои семена:
– бешеный огурец (15–16–20–22);
– яблоня (22–16–20–15);
– вишня (15–20–22–16).
8. Плод тыквина у:
– лимона (12–5–6–18);
– арбуза (5–6–12–18);
– тюльпана (12–6–18–5).
Правильные ответы (порядок
соединения точек)
(1): 7–10–11–5; (2): 3–1–2–4–5; (3): 21–19–15–17;
(4): 18–16–14–4; (5): 17–9–8–7; (6): 7–3–13–15; (7): 15–16–20–22;
(8): 5–6–12–18.
Продолжение
следует
Публикация произведена при поддержке интернет проекта Научи.ру. Посетив сайт проекта Научи.ру, который располагается по адресу http://nauchi.ru/, Вы найдете удобную поисковую систему, которая позволит быстро найти репетитора по нужному предмету. Репетиторы Научи.ру - это высококлассные педагоги с большим опытом работы, которые помогут поднять уровень знаний по тому или предмету, проведут подготовку к ЕГЭ или вступительным экзаменам. А так же, если Вы не хотите тратить время на поиск преподавателя, то к Вашим услугам возможность оставить заявку на поиск репетитора, и менеджеры Научи.ру бесплатно подберут наиболее подходящее Вам предложение.
|