О.М. ШУЛИНА,
учитель биологии СОШ
№ 23, г. Пятигорск
«Птицы»
Викторина для 5–6-х классов
Викторину проводят учащиеся 7-х
классов под руководством учителя биологии. Игра
проходит в актовом зале. Учащиеся заранее
выпускают стенгазеты с рассказами о птицах и
вывешивают их в зале. На сцене размещаются чучела
птиц и выставка книг о птицах. В викторине
участвуют команды игроков и болельщики, которые
могут помогать своим командам при ответах на
вопросы. На обдумывание ответа отводится строго
определенное время, правильный ответ
оценивается в баллах. Победителем становится
команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Такую викторину можно проводить в рамках недели
биологии или посвятить ее Дню птиц.
Первый
ведущий. Все вы знаете, что на нашей планете
очень много разных птиц. Все они являются очень
важной частью природы, и без них мы не можем
представить свою жизнь. Подвижность, красивое
оперение, разноголосое пение – все это делает
птиц истинным украшением лесов, полей, парков. Не
случайно замечательные творения поэтов,
художников и композиторов посвящены птицам. Всем
знакома картина Саврасова «Грачи прилетели»,
романсы Глинки «Жаворонок», Алябьева «Соловей».
Второй ведущий. В настоящее время
известно около 8600 видов птиц. За историю
цивилизации прекратили свое существование около
200 видов птиц, причем 43 из них – за последние 200
лет. В Красную книгу мира записано 312 видов птиц.
На территории нашего Ставропольского края
обитает 275 видов различных птиц, из них в Красную
книгу России занесено 15 видов. (Звучат голоса
птиц, записанные на магнитофон.)
Далее проходит презентация команд.
Каждая команда представляет свое название,
эмблему и стенгазету.
Конкурс 1. Отгадай загадку
За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик.
Он деревья лечит:
Постучит – и легче. (Дятел.)
2. В серой шубке перьевой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится.
Не орел, а все же птица. (Воробей.)
3. Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока.
Называется... (Сорока.)
4. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)
5. На скале он строит дом
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться.
Два могучие крыла
Понесут его с гнезда. (Орел.)
6. Это старый наш знакомый,
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками, к болоту. (Аист.)
7. Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец.)
Конкурс 2. Узнай и расскажи
За правильный ответ – 5 баллов.
Каждая команда получает чучело птицы,
например вороны, курицы, грача, сойки, стрепета,
чайки, утки. Игроки должны узнать птицу и
рассказать, где она живет, чем питается.
Конкурс 3. Кроссворд
Побеждает команда, которая быстрее
заполнит поле кроссворда подходящими названиями
птиц. За каждое слово – 1 балл.
(Сова, стриж, сорока, синица, соловей,
снегирь.)
Конкурс 4. Птицы Ставропольского края
Каждая команда представляет заранее
подготовленный рассказ и рисунок о птице родного
края (улар кавказский, или горная индейка;
тетерев кавказский; цапля; лебедь; беркут; дрофа;
журавль).
Конкурс 5. Птичьи разговоры
Каждая команда получает карточку с
заданием: напротив каждого названия птицы
написать, как она «разговаривает». За каждый
правильный ответ – 1 балл.
Птицы:
сорока – воробей –
курица – утка –
филин – гусь –
ворона – кукушка –
петух – журавль –
(Сорока – стрекочет; воробей –
чирикает; курица – кудахчет; утка – крякает;
филин – ухает; гусь – гогочет; ворона – каркает;
кукушка – кукует; петух – кукарекает; журавль –
курлычет.)
Конкурс 6. Рассказ-загадка «О какой птице идет
речь?»
Каждой команде зачитывается
рассказ-загадка, игроки за 30 секунд должны
отгадать, о какой птице идет речь. За правильный
ответ – 3 балла.
1. Маленький птенец тащит на спине
тяжелый груз – другого птенца. Осторожно
подвигается он со своей ношей к краю гнезда,
опускает голову, упирается лбом в дно гнезда и
вдруг резко откидывается назад. Птенец, который
сидит у него на спине, падает из гнезда на землю.
Птенец-агрессор скатывается на дно гнезда,
отдыхает 10–15 мин и вновь поднимается на
неокрепшие ножки. То же самое он проделывает с
другими птенцами, пока не выкинет их всех из
гнезда. Что это за птенец? (Птенец кукушки.)
2. Название птицы произошло от
старого русского слова, означающего сжимать,
сдавливать, стискивать. Клюв у этой птицы загнут
крест-накрест. Старинная легенда гласит, что
когда Иисуса Христа распяли на кресте, к нему
прилетела эта птичка и стала клювом вынимать
колючки из тернового венца, пыталась вытащить и
гвозди, которыми были прибиты к кресту руки и
ноги Христа. Но это оказалось ей не под силу, и
кончик клюва у этой птицы перекрестился, а перья
испачкались кровью и стали красными. За это в
некоторых странах этих птиц зовут христовыми
птицами. И еще одна особенность этих птиц: они
выводят птенцов зимой и выкармливают их семенами
хвойных деревьев. (Клесты.)
3.
Эта птица может издавать и красивые, и неприятные
звуки. Ее зовут «лесная флейта» и «лесная кошка».
Она одна из самых красивых птиц наших лесов, но
разглядеть ее нелегко, она прячется в густой
листве. С юга прилетает позже других птиц, когда
на деревьях уже вовсю шумит листва, а улетает
раньше всех. У нее яркое желто-золотистое
оперение на груди, голове и спине, а крылья и
хвост черные. (Иволга.)
4. Посмотришь на эту небольшую,
размером с воробья, птичку и подумаешь: ну что в
ней особенного? Невзрачная, серенькая, только
хвостик чуть рыжеват... А вечером или ночью приди
сюда – и остановишься, как вкопанный, услышав ее
песню. Разливается она на все лады. (Соловей.)
5. Птица стройная, быстрая, ловкая!
По кромке воды или по краю крыши так быстро
бегает, что и ножек не видно! Еще на бегу и выпады
клювиком вправо и влево делает, как рапирой. Раз,
два – и мухи нет! Та самая птичка, что на бегу
покачивает длинным хвостиком. (Трясогузка.)
6. В природе эту некрупную птицу
легко узнать по манере передвигаться. Это
единственная птица наших лесов, способная
передвигаться по стволам деревьев вниз головой.
Пойманных насекомых она расклевывает, прижав
лапкой, крупные семена вставляет в трещины коры и
разбивает ударами клюва. (Поползень.)
Конкурс 7. Пословицы и поговорки
Команды по очереди называют пословицы
и поговорки, где в названии упоминаются птицы. За
каждую пословицу или поговорку – 1 балл.
Побеждает та команда, которая назовет их больше
остальных. Например:
– Метил в тетерева, а угодил в сук.
– Счастье – вольная птица, где захотела, там и
села.
– Где ворона ни летала, а ястребу в когти попала.
– Соловья за песни кормят.
– Далеко кулику до Петрова дня.
– Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел.
– И орел выше Солнца не летает.
– На словах – орел, а на деле – мокрая курица.
– Народу служить – не ворон ловить.
Пока жюри подводит итоги конкурсов,
звучат голоса птиц, записанные на магнитофон.
После подведения итогов и вручения грамот и
призов учащиеся выходят в школьный сад и
развешивают скворечники, сделанные заранее на
уроках трудового обучения.
|