Н.Н. ПРУС,
учитель экологии школы № 127,
г. Красноярск
Парниковый эффект
Урок экологии
Оборудование: бланки «Отчет по
практической работе «Углекислый газ» (для
каждого ученика); на доске рисунок с изображением
различных психических состояний человека;
таблички: «Лаборатория комнатных растений»,
«Лаборатория проблем человека», «Лаборатория
экологии» и «Вычислительный центр»; инструкция
«Для юных экологов»; памятка «Действия,
улучшающие экологическую ситуацию в классе»;
опросные листы для каждой группы.
I. Организационный момент
В начале занятия я предлагаю детям
определить психическое состояние людей,
изображенных на рисунке, и соотнести эти
определения со своим настроением.
1. Веселое.
2. Хмурое.
3. Грустное.
4. Спокойное.
5. Удивленное.
Затем прошу проставить
соответствующие настроению цифры в верхнем
левом углу бланка «Отчета по практической работе
«Углекислый газ». Итоговые цифры количества
детей с определенным настроением проставляем
под соответствующим рисунком на доске. Если на
уроке присутствуют гости, можно и им предложить
включиться в игру.
II. Изучение нового материала
Учитель. Вот и состоялось наше
знакомство. Я рад, что у вас хорошее настроение.
А сейчас я предлагаю вам рассмотреть следующую
картинку (надписи «Углекислый газ» и
«Кислород» прикрыты). Что вы можете о ней
рассказать? (На данном этапе учителю важно
определить уровень наблюдательности учащихся,
чтобы подобрать соответствующие упражнения,
которые помогут им более полно описать
увиденное.)
Возможные варианты ответов
школьников:
– перечисление увиденных объектов, их
цвет, размер, приводятся примеры из жизненной
практики (низкий уровень);
– связный рассказ о том, что живые
организмы выдыхают углекислый газ, а растения
способны выделять при фотосинтезе кислород (средний
уровень);
– используют понятие
наземно-воздушной среды обитания, показывают
взаимосвязь организмов и окружающей среды,
говорят об экосистеме (высокий уровень).
Вот одно из возможных описаний.
«Художник изобразил экосистему, в которой
растения луга, животное и человек
взаимодействуют между собой и с неживой
природой: воздухом (дышат), почвой (механическое
воздействие). Действие происходит летним днем
(свет), человек легко одет, все чувствуют себя
комфортно (температура).
Мы знаем, что при питании из воды и минеральных
солей в листьях растений на свету образуется
глюкоза, а из нее – крахмал, и выделяется
кислород. Количество кислорода, выделяемое
растениями в дневное время, намного больше того
количества, которое идет на процесс дыхания.
Дышат, поглощая кислород и выделяя углекислый
газ, все – люди, животные, растения. Еще на этой
картине человек и животное не наносят ущерба
природе».
В менее подготовленном классе учителю
следует предложить ученикам ряд взаимосвязанных
наводящих вопросов. После проведенной беседы
предлагаю следующую ситуацию.
Учитель. Представьте себе большую
зеленую лужайку, на которой играют кошка и
собака. Я тоже представил эту картину, и так она
мне понравилась, что я решил ее сохранить и, как
начинающий волшебник, накрыл ее громадным
стеклянным колпаком. Правильно ли я поступил?
Возможны три ситуации.
1. Дети равнодушны к происходящему.
Учитель должен установить, на каком уровне
(учитель–ученик–родитель) идет воспитательная
недоработка.
2. Дети не согласны с действиями учителя.
3. Дети согласны с действиями учителя.
Определяю, сколько детей попало в
каждую группу. Если количество детей в группах
сравнимо, то дальше урок идет в форме диалога
между представителями групп, каждая из которых
доказывает правильность своей точки зрения. Но,
конечно, чаще всего большая часть детей –
противники действия учителя.
Дети. Вы совершили неправильный
поступок.
Учитель. Приводите свои доводы. Я
же волшебник-недоучка, и ваши замечания мне очень
нужны. Так что же я сделал неправильно и как можно
исправить ситуацию?
Дети. Животные задохнутся от
недостатка кислорода!
Учитель. А колпак будет большой.
Дети. Даже в этом случае животным
будет некомфортно!
Учитель. А с чем это связано? Почему
некомфортно?
Дети. Кислорода будет становиться
меньше, а углекислого газа больше. Под колпаком
станет душно.
Учитель. Правильно ли я вас понял,
что температура воздуха под колпаком станет
выше, чем снаружи? Кто попытается высказать
предположение?
Вариант обсуждения
Солнечный свет, падая на землю,
нагревает ее. Происходит переход световой
энергии в тепловую. Земля отдает тепло воздуху. А
так как воздух под колпаком не обновляется и не
рассеивается, то через некоторое время
температура под ним будет намного выше наружней
температуры. То же самое происходит и в парнике,
поэтому явление получило название «парниковый
эффект».
Учитель. А возможен ли парниковый
эффект в открытом пространстве? Что в атмосфере
играет роль стекла? (Азот, кислород, углекислый
газ...). Давайте выясним механизм этого явления
в природе. Кто выскажет свою гипотезу?
Первый вариант обсуждения
Общий спектр солнечного света
включает ультрафиолетовую область (от
ультрафиолета мы загораем), видимый свет (только
он воспринимается нашим глазом) и инфракрасную
область (тепловую). Газы, из которых состоит
воздух, задерживают отраженные от поверхности
Земли инфракрасные лучи, почва и воздух под их
воздействием перегреваются. Возникает
парниковый эффект. Способность такого
задержания у газов разная. Наибольшая – у
углекислого газа.
Учитель. Парниковый эффект – это
плохо или хорошо?
Дети. Хорошо.
Учитель. Почему?
Дети. Тепло, необходимое для
поддержания жизни, задерживается у поверхности
Земли.
Учитель. А в чем плохая сторона
явления?
Дети. Оно может привести к сильному
перегреву земной поверхности и невозможности
жизни на Земле. Пример – планета Венера. Из-за
парникового эффекта температура там повышается
до 523 °С.
Учитель. Тогда в чем задача людей?
Дети. Сделать так, чтобы парниковый
эффект был бы только положительным.
Учитель. Тогда чем мне управлять в
составе воздуха?
Дети. Углекислым газом.
Второй вариант обсуждения
Атмосфера нашей планеты состоит из
кислорода, азота, углекислого газа и инертных
газов. Эти компоненты образуют его постоянный
состав. Кроме того, в воздухе присутствуют вода,
пыль, газопылевые отходы промышленных
предприятий, оксиды азота как результат грозовых
явлений природы, газообразные вещества бытового
и транспортного происхождения. Эти включения
образуют его переменный состав (см. схему).
Схема. Состав воздуха
Учитель. А какое отношение к
проблеме парникового эффекта имеет эта
информация? Какие из приведенных составляющих
воздуха вносят самый большой вклад в
формирование парникового эффекта? (Идет поиск
ответа на поставленный вопрос. Высказывания
учащихся фиксируются на доске.)
Вот некоторые из ответов.
– Большой вклад в парниковый эффект
вносит вода. В жидком состоянии в океанах, морях,
реках она поглощает углекислый газ. А в атмосфере
капли воды отражают солнечное излучение, не
допуская нагрева поверхности Земли. Это плюс. Но
есть и минус. Вследствие потепления все больше
воды будет переходить в газообразное состояние.
Она будет экранировать тепло, идущее от
поверхности Земли, и таким образом увеличивать
долевой вклад в парниковый эффект. Результат –
еще большее потепление.
– Глобальное похолодание может
вызвать большое количество пыли. Прогнозировать
ее роль в глобальном потеплении еще труднее, чем
для воды.
– Оксиды азота существенно усиливают
парниковый эффект.
– Метан – второй газ, после
углекислого, вносящий весомый вклад в глобальное
потепление. Он образуется в результате
жизнедеятельности различных организмов.
Например, корова выделяет при отрыжке 500 л метана
в день. В рисовых чеках, где в почве нет кислорода
из-за того, что она покрыта водой, развиваются
бактерии, выделяющие метан. Очень много метана
выделяют бактерии болот.
Таким образом, управлять парниковым эффектом
сложно, но попытаться его уменьшить – возможно.
Учитель. Мы рассмотрели явление
парникового эффекта в глобальном масштабе. Но
глобальное состоит из множества локальных.
Давайте попробуем оценить, как воздействует на
глобальное потепление наша классная комната.
Проведем деловую игру. Класс делится на четыре
группы-лаборатории: комнатных растений, проблем
человека, экологии и вычислительный центр.
Задания группам даются в соответствии с номерами
пунктов «Отчета по практической работе
«Углекислый газ». Лаборатория комнатных
растений – 1–9; вычислительный центр – 10;
лаборатория проблем человека – 11–13; лаборатория
экологии – 14–16. Каждая из групп заполняет свою
часть таблицы, а затем идет обобщенное
заполнение. При выполнении практической работы
учащиеся пользуются палеткой, изготовленной на
пленке размером 10ґ10 см. Юным экологам выдается
инструкция и памятка «Действия, улучшающие
экологическую ситуацию в классе». Итог работы –
оценка ситуации в классе с точки зрения
парникового эффекта. О чем следует заботиться? В
качестве домашнего задания можно предложить
учащимся составить рассказ «Мой личный вклад в
снижение парникового эффекта».
Для обсуждения в группах можно
предложить следующие проблемные ситуации.
Ситуация 1. Вы находитесь в ванной
комнате. Решаете для себя проблему, что лучше
принять – душ или ванну? Что предпочтете и
почему?
Ситуация 2. Каждый раз вы покупаете
в магазине фрукты в упаковке. Упаковки и остатки
фруктов в конечном счете уйдут в мусор. Есть ли
связь между этими действиями и проблемой
теплового эффекта на Земле? (Углекислый газ и
метан будут выделяться на мусорных свалках при
разложении мусора бактериями.)
Ситуация 3. Вы хотите отправиться в
путешествие. Какой вид транспорта вы выберете:
велосипед, автомобиль, самолет? Какой из них
самый экологически чистый?
III. Подведение итогов
Наконец подводим итоги работы, отвечая
на вопрос: «Почему потепление климата Земли
может оказаться катастрофическим?» У каждой
группы на опросном листе есть формулировка
вопроса и ответы на него. Необходимо отметить
утверждения, с которыми члены группы согласны.
Потепление климата Земли может
вызвать:
1. Таяние полярных льдов и горных
ледников.
2. Подъем уровня океана на 1,5 м и опасность для
многих стран оказаться под водой.
3. Изменение количества и распределения осадков
на поверхности Земли и поэтому возникновение
новых пустынь.
Завершается урок повторной оценкой
своего психического состояния по предложенным
картинкам. При этом:
1) настроение учащихся может не
измениться; значит используемая технология и
межличностные отношения учитель–ученик и
ученик–ученик не вызвали отрицательных эмоций и
дети смогут успешно вписаться в учебный режим
других уроков;
2) настроение может измениться: видимо ученики
осознали, что многое делали неправильно.
Отчет по практической работе
«Углекислый газ»
Цель: представить себе
последствия парникового эффекта в условиях
окружающей нас среды.
Исходные данные: на свету каждый
дм2 листа зеленого растения в час поглощает
приблизительно 15 мг углекислого газа.
1. Определение площади листа
растения в см2:
а) количество полных клеток по палетке
б) количество неполных клеток по палетке из них
получилось полных клеток
в) площадь листа растения в см2 |
|
2. Какова площадь листа в
дм2? |
|
3. Сколько листочков
находится на растении? |
|
4. Оцените, какую площадь
занимает крона растения. |
|
5. Вычислите, сколько (мг)
углекислого газа поглощает это растение за час. |
|
6. Сколько часов длится
световой день сегодня? |
|
7. Сколько мг углекислого газа
поглощает это растение за день? |
|
8. Можете перевести в г или кг
(какая единица удобнее). |
|
9. Сколько растений находится
вокруг вас? |
|
10. Обменяйтесь результатами
вычислений между группами.
Найдите суммарную массу углекислого газа,
который может поглотиться растениями классной
комнаты. |
|
11. Сколько учащихся в вашем
классе? |
|
12. Сколько часов в день вы
проводите в кабинете? |
|
13. Вычислите, сколько граммов
углекислого газа выделяется учащимися за весь
день, если за 1 час один ученик выдыхает 25 г
углекислого газа. |
|
14. Сравните результаты п. 10 и п.
13. |
|
15. Какой сделаете вывод?
16. Какие меры предложите для решения
возникающей проблемы?
Инструкция «Для юных экологов»
1. Как заполнить в отчете п.
14? |
Образец:
углекислый газ,
поглощенный растениями |
углекислый гз,
выдыхемый учащимися |
4540
мг <
320 г
4540
мг =
4540 мг |
|
2. Как заполнить п. 15? |
Образец. Не весь выдыхаемый
(или весь выдыхаемый) углекислый газ поглощается
комнатными растениями. |
3. Ответ на п. 16. |
Выберите из памятки «Действия,
улучшающие экологическую ситуацию в классе» |
4. Один из группы знакомит
класс с выводами |
Получив информацию из
«Вычислительного центра» и «Лаборатории проблем
человека», мы пришли к выводу, что ________ (из п. 15
взять вывод). И предлагаем следующие меры для
решения экологической проблемы в классе:
|
Памятка. «Действия, улучшающие
экологическую ситуацию в классе»
Что необходимо изменить,
чтобы не возник парниковый
эффект в классной комнате? |
1. Чаще проветривать классную комнату.
2. Рассчитать необходимое количество комнатных
растений.
3. Больше читать детективы.
4. Не приносить фрукты и газированные напитки в
класс.
5. Не допускать действий, связанных с горением.
6. Ничего не менять. |
|